Механизм функционирования логистики снабжения
Регулярное поступление потока материалов, комплектующих или готовой продукции на производственные предприятия и объекты сферы распределения требует выполнения определенных операций (рис. 3): определения потребности в материальных ресурсах; выбора источника ресурсов, размещения и отсылки заказа; транспортировки (экспедирования); получения и проверки поставки. Все эти действия необходимы для полноценного завершения процесса снабжения.
Рис. 3. Функциональный цикл снабжения Рассмотрим подробнее основные логистические операции снабжения. Определение потребности. Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации. На данном этапе решаются вопросы, что, сколько и когда необходимо закупить. Виды потребностей. Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов. Потребности каждого предприятия можно разделить на две большие группы (рис. 4): общую, валовую, или брутто-потребность, чистую, или нетто-потребность, а также первичную, вторичную и третичную потребности. Такую классификацию используют при определении объемов закупок и установлении их очередности.
Рис. 4. Виды потребностей в материальных ресурсах
Общая потребность включает валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования. Валовая, или брутто-потребность, – потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Чистая, или нетто-потребность, – это потребность в сырье, материалах, комплектующих на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.
Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т.е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность – потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность – потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения. Для обеспечения гибкости управления сложными экономическими системами применяются две формы организации материально-технического обеспечения, функционирующие на принципах логистики, – централизованная и децентрализованная. Как видно из рисунка 5, задачи, что закупать и сколько закупать, решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются работы по складированию закупленных предметов труда. Задачи, у кого и на каких условиях закупать, решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т.е. заключаются договоры, контролируется их исполнение. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализация затруднена. Рис. 5. Децентрализованное снабжение Другой вариант, представленный на рисунке 6, предполагает сосредоточение всех функций снабжения в одних руках (централизацию). Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда. Централизация в принципе считается целесообразной, если только она не сковывает инициативу предприятий, входящих в ту или иную фирму и специализирующихся на выпуске определенных видов продукции. Основные преимущества централизации управления службами материально-технического обеспечения заключаются в снижении издержек и создании условий для разработки единой заготовительной, сбытовой и транспортной политики фирм.
Рис. 6. Централизованное снабжение Централизация материально-технического обеспечения сокращает издержки обращения еще и за счет уменьшения материальных запасов в каждом производственном отделении и предприятии фирмы, в результате устранения дублирования снижения затрат на проектирование и эксплуатацию меньшего числа информационных контролируемых систем. В то же время повышается координация работ с другими службами фирмы, создается основа для более успешного разрешения возникающих между ними конфликтов и установления более действенного контроля за распределением и потреблением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|