Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №1. Музыкальное искусство древности.




ПЛАН:

1. Общий обзор (Розеншильд, Вып. 1)

2. Музыкальное искусство Древнего Востока

2. а. Музыка в Египте

2. б. Музыка в Индии

3. Музыкальная культура  Древней Греции

4. Музыка в Древнем Риме.

Литература:

1. К. Розенштейн. История зарубежной музыки. Выпуск 1, изд. М. 1978г.

2. Взаимодействие и синтез искусств. Л.. 1978г.

3. Исследование исторического процесса классической и современной зарубежной музыки. Сб. трудов, ред. Т. Цытович, М., 1980г.

4. Ливинова Т. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М., 1981г.

5. Ливинова Т. История зарубежной музыки до 1789г. том 1, м., 1982г.

 

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Еще на заре человеческой истории люди каменного века изготовили первые примитивные инструменты , сохранившиеся в виде ископаемых до наших дней: колотушки и погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Тогда же, за долгие тысячелетия до начала нашей эры, сложили люди и свои первые песни - песни труда и повседневного быта, песни лирические, заклинания сил природы. Можно предполагать, что их выразительные средства первоначально были несовершенны и скудны, относительно большого развития достигла ритмическая сторона музыки (особенно в связи с пляской). И все же создание этих первых напевов, возникших в самой гуще неимоверно трудной и суровой жизни, было великим приобретением человечества, его культуры, разума, художественной фантазии.

 Возникновение и медленное, постепенное усовершенствование интонационного строя первичных песенных и инструментальных жанров, образование простейших ладов и начатков многоголосия таковы первые шаги музыкальной культуры, совершенные на пути художественного освоения мира в доклассовом обществе при первобытнообщинном и родовом строе.

С тех пор музыка древнего мира с далеких тысячелетий до нашей эры и кончая первыми веками нынешнего летоисчисления – шагнула далеко вперед.

Музыка отразила прогресс, достигнутый человечеством, и впервые возникшие вместе с ним новые антагонистические отношения. В то время как массы изнывали в рабском труде, образованные представители богатых классов имели возможность заниматься усовершенствованием наук и искусств.

Теперь музыка стала выразительницей более тонких чувств и широких мыслей, идей, целых миросозерцаний. Это предполагало расширение круга, усовершенствование выразительных средств, художественной формы. Мелодии становились более выразительными по интонациям, широкими по диапазону, разнообразными по ладовому строению, ритмическому рисунку, по сочетанию сменяющихся направлений и темпов движения. Все более закреплялись различные особенно пентатонные, тетратонные, наконец, диатонические лады.

 Возникли музыкальные системы у индийцев, сумерийцев, китайцев, греков, которые творчески применяли найденные ими закономерностей. Усовершенствовались музыкальные инструменты, певческие голоса и исполнение: игра, пение сольное и в ансамблях; оно требовало теперь специально длительного обучения. Изобретена была запись музыки – нотация. Возникли, наконец, эстетика и начатки истории музыкального искусства а Индии, Греции. Это возникновение было закономерным и отвечало назревшей потребности его развитие.

В то же время расширился круг тем, воплощенных в художественных образах поэзии, танца, изобразительных искусств, в музыкальном творчестве. Появились многочисленные новые жанры сообразно новым формам общественной и личной жизни. Наряду с уже существовавшими извечными темами труда, повседневного быта, любовной лирики, возникли новые – философские, нравственно-наставительные, а с появлением классов, классовой борьбы и государства – темы политические.

Песенный фольклор приобрел новые важные стороны, черты и тематические линии. Вместе с разделением людей на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных народились песни рабов, слуг, бедняков города и деревни. Зазвучали разнообразные городские песни – ремесленников, рабочих-строителей, носильщиков, возчиков. Освоение водных путей и кораблестроение вызвало к жизни песни корабельщиков, моряков. Это было правдивые, горькие песни о тяжелой доле, о ненависти к угнетателям, песни о желанной свободе и счастье.

С другой стороны, появилась музыка, связанная с жизнью, бытом и запросами новоявленных богатых, чем дальше, тем более праздных классов. Жречески - храмовыми песнопениями пышно оформлялись религиозные службы, процессии, жертвоприношения богам. Музыка звучала во дворцах – на пирах, царских приемах, в домашнем быту богатых рабовладельцев. Для большинства этих властителей тогдашнего мира она служила средством приятного заполнения их праздного досуга, не более. Однако было бы ошибкой думать, что все созданное под сводами храмов, дворцов или патрицианских вилл было порождено жаждой наслаждений, чуждо жизненной правде и враждебно народу.

Все это усложнение музыкального искусства – углубление его содержания, совершенствование форм, расширение круга образов и жанров – могло осуществиться лишь при условии появления музыканта специально обученного, постоянно совершенствующегося в своем деле, музыканта, для которого искусство становится главным источником в жизни, основным источником средств к существованию.

Древние и богатые музыкальные очаги, памятники которых дошли до наших дней и исследованы наукой, созданы были народами Запада и Востока.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...