Музыка в Древней Греции. Музыка в древнем Риме
МУЗЫКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Цивилизация Европы складывалась в другой исторической обстановке. Здесь позже закончился период варварства и совершился переход к рабовладельческому строю. Иными были и природные условия. Это влияло на характер, психику, нравы, быт народов и определило собою иные пути развития античного музыкального искусства и музыкальной жизни. Наиболее широкого и блестящего развития музыка античной эпохи достигла в Греции. Небольшая страна с малочисленным населением и скромною природой, Греция представляла союз многих, но малых городов-государств (полисов), сохранявших самостоятельность политической организации, нравов и обычаев, культуры и искусства. В Афинах эпохи Кимона и Перикла утвердился строй рабовладельческой демократии, способствовавший умственному и художественному прогрессу. Наконец греческая музыка могла отчасти воспользоваться уже готовыми плодами развития более древних культур: египетской, сирийской, хеттской, возможно индийской. Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан (не рабов) в греческих городах-государствах Афинах, Спарте, Фивах и других обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приемам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греческие полисы устраивали в Афинах, в Дельфах, в Спарте и в других городах, гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собою певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты – сочинители стихов и песен различных государств-городов. В героический период греческой истории (около XI-VII веков до н. э. ) наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей – аэдов и рапсодов. Эти «сшиватели песен» воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались тем шестистопным стихом – гекзаметром, без разделения на строфы, каким изложены и творения Гомера. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминксе (форминге), струны которого натягивались поперек выделанного черепашьего щита, а позже – на кифаре. Мелодии более ранних сказителей, аэдов были, вероятно, речитативно-повествовательного склада; у более же поздних рапсодов собственно пение вытеснила певучая декламация. Это были первые известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.
Музыка Древней Греции, как уже говорилось, была главным образом вокальной. Основное же назначение инструментов заключалось в сопровождении пения. Любимыми инструментами Греко были струнные щипковые: форминга, лира и кифара, почитавшаяся наилучшей для возвышенного музицирования. Среди духовых распространены были сиринкс (флейта Пана) и авлос (инструмент типа гобоя) – простой и двойной. В период расцвета рабовладельческой демократии освободительные греков против персидской деспотии и победа прогрессивных сил внутри страны вызвали большой подъем общественно-политической и культурной жизни. В Афинах наступил самый блестящий, настолько это возможно было в тогдашних условиях, расцвет науки, литературы, искусства. Афинская трагедия родилась в V веке до н. э. в пафосе греко-персидской войны. Это был патриотический отклик на самую жгучую тему эпохи – на Греко-персидскую войну. Музыка в трагедии играла весьма активную драматургическую роль. В наиболее развитом и совершенном виде она призвана была выражать те чувства и мысли, которые автор-драматург стремился вызвать у зрителей. Таким «идеальным зрителем», проникновенным, мудрым и в то же время непосредственным истолкователем происходившего на сцене, и был прежде всего хор . В трагедию входили также мелодизированные диалоги солиста и хора и, наконец, соло героев – с инструментальным сопровождением .
Наиболее широко и систематически теория музыки разработана была гениальным мыслителем античности Аристотелем (IV век до н. э. ) и его учеником Аристоксеном (IV век до н. э. ). Аристотель не побоялся выступить против своего учителя Платона. Музыка, доставляя нам художественное наслаждение, в то же время, способствует узнаванию истины, реальных вещей. Музыка в Древнем Риме На исходе античности в музыкальной жизни рабовладельческого общества играл Рим. В музыкальном искусстве этой огромной колониальной империи ярко отразились ее богатство, древность культуры, художественная одаренность народа и в то же время все стремительнее надвигавшийся упадок, разложение рабовладельческого мира, загнивание его идеологии. Римская столица жила шумной и роскошной, однако поверхностною, крикливой и эклектической музыкальной жизнью. Музыкой обставлялись пышные зрелища и кровавые состязания (ciccenses); создавались огромные оркестры; музыкальные инструменты – кифары, авлосы, ударные гигантских размеров признаны удовлетворять прихоти и возбуждать пресыщенные патрицианские аудитории. Возникли концертные антрепризы, виртуозы наживали огромные состояния. Коренные песенные и инструментальные традиции, унаследованные римлянами от этрусков и других древних обитателей Апеннинского полуострова, растворялись в огромном наплыве передневосточных культур и пережиточных элементов греческой древности. Этот пестрый и разностильный сплав вполне отвечал тем «идеалам» праздной и роскошной жизни, изнеженной чувственности, порока, которые составляли духовное содержание разлагавшейся культуры древнего мира. Однако же это общее движение по нисходящей линии не исключало и некоторых положительных приобретений музыкальной культуры, художественно значительных явлений. В них сказалось непреходящее значение эстетических ценностей, созданных под эгидой античного гуманизма.
С другой же стороны на них уже падали первые отблески занимавшейся зари нового мира. Положенные на музыку стихи Овидия, Горация, Катулла еще составляли высокое классическое искусство античного стиля. С Римом связал свое творчество знаменитый греческий певец-виртуоз Мезомед (II век до н. э. ), создатель прекрасных гимнов, которые принадлежат к лучшим музыкальным памятникам римской культуры начала нашей эры. Замечательный поэт и мыслитель-материалист Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» предпринял смелую и плодотворную попытку исследовать, с точки зрения эпикурейской философии, природу музыкального звука и объяснить происхождение музыки повседневными житейскими нуждами людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|