Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальное искусство древнего востока




МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Богатые музыкальные культуры древнего мира возникли на Ближнем востоке; там были созданы художественные ценности непреходящего значения. Они сыграли важную роль в последующем развитии музыкального искусства не только переднеазиатских, североафриканских, но и европейских стран.

Музыка в Древнем Египте

Высокого уровня достигло музыкальное искусство в Древнем Египте. Эта страна была населена одним из старейших народов мира. В III-I тысячелетиях до н. э. он создал цивилизацию, которая явилась целым этапом в истории человеческой культуры. Он уставил свою землю грандиозными архитектурными сооружениями – восьмьюдесятью пирамидами. На стенах гробниц и древних папирусах сделаны драгоценные записи песен-стихов, сказок, исторических воспоминаний. Огромные успехи Древнего Египта (особенно Александрии) в астрономии, математике, акустике, медицине и других областях знания общеизвестны.

Сквозь века и тысячелетия египетский народ пронес свою древнюю культуру. Многого достиг он и в музыке, как свидетельствуют об этом сохранившиеся музыкальные инструменты, художественная роспись, барельефы и памятники литературы. Возможно, отзвуки этого искусства еще живут в некоторых напевах, наигрышах, отдельных песенных оборотах, какие встречаются у коптского населения современного Египта, а также в музыке Эфиопии. Впрочем, копты, как и эфиопы, еще с первых веков нашей эры – христиане, и влияние христианского церковного мелоса не могло не коснуться их искусства. В дальнейшем же арабское завоевание привело к тому, что вместе с мусульманской религией повсюду распространилась в Египте арабские напевы с их своеобразным четвертитонным строем и роскошной орнаментикой. История страны, её народа и искусства сложилась так, что ей, видимо, не удалось в сколько-нибудь чистом виде сохранить мелодии и интонации своего далекого прошлого.

Жанром, в котором народное творчество сказалось всего ярче, были массовые народные действа с музыкой и танцами. Сюжеты этих «страстей» и «мистерий» возникли в народной мифологии, действующими персонажами были боги. С поклонением (культом) этих богам – особенно Озирису, Изиде, Тоту – и связаны были действа. Однако самые божества в древнейших религиях выступали как олицетворение сил природы. Самыми популярными в народе были «страсти» Озириса – бога юности, плодородия, растительности, влаги. Ежегодно умирал он и затем воскресал к новой жизни как символ вечно молодеющей природы. Прославление Озириса - обрядово-художественное действо, связанное с земледельческими работами, а они во многом определяли судьбы египтянина, его жизненное благополучие. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта.

Что касается профессиональной музыки египтян, то древнейшими ее жанрами были, вероятно, религиозно-культовые гимны и другие молитвенные напевы, слагавшиеся в эпоху Древнего царства, когда судьбы профессионального искусства еще все цело находились в руках жречества. Храмы богов Ра (солнца), Тота (луны), Изиды (звезда Сириус) обладали несметными по тому времени богатствами. Культовый ритуал (отправление религиозных обрядов) обставлялся с большой пышностью.

Со II тысячелетия до н. э. дальнейшее развитие египетского и культового роста крупных рабовладельцев. В эту эпоху значительно окрепла и продвинулась вперед светская профессиональная музыка. Здесь также сказалось то стремление к монументальности, впечатляющей силе воплощения, какое характерно для древнеегипетской художественной культуры. При дворах фараонов существовали музыкальные ансамбли певцов и инструменталистов.

Страна обладала высокоразвитой, разнообразной инструментальной культурой. Египтяне играли на дуговых и угловых арфах, лютнях, продольных флейтах, двойных гобоях. Наиболее высокого развития достигло, вероятно, исполнение на художественно расписанной деревянной арфе, особенно в ансамблях.

Музыкальное искусство Индии

На протяжении пяти тысячелетий Индия выработала и сохранила глубоко оригинальную культуру, которая принадлежит к великим достижениям мировой цивилизации.

С незапамятных времен в песнях народа запечатлены картины жизни и работы тружеников индийской земли. Поэзия тяжкого труда, его горечь, муки, его движения, звуки, ритм – все это воплощено в музыке с мастерством, сочетающим изящество формы.

Индийская поэзия с очень давних времен богата образами, отразившими склонность национального характера народа к спокойному и возвышенному размышлению. Лирически сосредоточенная раздумчивая песенность – бенгальская, тамильская, пенджабская также восходит к далекой древности.

 Индийская эстетика утверждает, что ее художественная задача – «раскрывать картину сокровенных несказанных глубин нашего существа».

Однако нравственно-философские идеи не составляли единственного содержания народной песенности. В ней встречается также множество простых и непосредственных высказываний на опоэтизированные темы повседневной жизни.

Индия – колыбель музыкального театра, созданного там за тысячелетия до современной оперы. Древнеиндийский ната (плясун, актер по-санскритски) исполнял танец и пантомиму; в то же время распевались древние сказания с инструментальным сопровождением. В «Рамаяне» встречаются сочно написанные картины уличных представлений народного театра с музыкой.

Индийцы – создатели кукольного театра . Его представления, вошедшие в художественный быт народа задолго до нашей эры, также получали не только сценическое, но и музыкальное оформление.

В I же тысячелетии до н. э. сложилась джатра народная драма-мистерия мифологические сюжеты, иногда с жанровыми интермедиями (шом).

Богатый песенный и инструментальный фольклор составил плодородную почву для высокохудожественного профессионального искусства. Классическая музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи поэзии и танцем.

  «Сангита» - древнее понятие обозначающее этот синтез искусств.

Условность, символизм, стремление к нарочитой роскоши звучания проникали в придворное искусство, признанное искусство, призванное обслуживать быт рабовладельческой верхушки и отвечать изнеженным вкусам царей, раджей, чиновников, военных начальников, принадлежавших высшей, привилегированной Варне (касте) кшатриев.

Характерная особенность индийского мелоса – его стремление к очень широким горизонтам и глубоким раздумьям. Обладая трех октавным диапазоном, он больше тяготеет к сравнительно низким, темным регистрам. Хроматизмы, красочно мерцающие или выразительно обостряющие интонацию напева, насыщают его. Ритм отличается свободой и импровизированной гибкостью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...