Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Музыкальная культура второй половины ХVII века




Лекция 5. Музыкальная культура второй половины ХVII века

План

1. Общий обзор

2. Венская классическая школа

3. Творчество А. В. Бетховена

Общий обзор

Вторая половина XVIII века одна из значительнейших эпох в истории музыкальной культуры. Новое время, ознаменовавшееся важными общественно-историческими и идеологическими сдвигами, потребовало нового искусства, выдвижения гениальных художников, которые отразили бы в великих творениях передовые идеалы своей эпохи.

И они явились. Гёте и Шиллер — в литературе и поэзии» Гайдн, Моцарт, Бетховен — в музыке. Однако величайшие создания Бетховена относятся уже к след9ющсму столетию; творчество Гайдна и Моцарта, обобщающих предшествующее развитие музыкального искусства и двигающих его далеко вперед, целиком принадлежит ХVIII веку.

Борьба направлений во второй половине ХУIII века являлась характерной чертой эпохи. Она была свойственна и общественной мысли того времени

— философии, эстетике, критике, публицистике. Эпоха Просвещения, выдвинувшая новые передовые идеалы общественного переустройства на демократических началах и на основах Разума, утверждала их в противовес отживавшим уже феодально-сословным устоям общества, религиозным предрассудкам и суеверию. Передовые идеи эпохи Просвещения нашли отражение и в музыке. Характерный для того времени рационализм мышления сказался как в обобщенном характере музыкальных образов, так и в логически-кокструкгивном типе их изложения и развития.

Проявляясь по-разному в отдельных странах, в зависимости от конкретных национально-исторических условий, борьба направлений в идеологических областях жизни общества, в том числе и в искусстве, была связана в конечном счете с борьбой молодого тогда класса буржуазия против феодального строя и являлась ее опосредствованным выражением.

В музыкальном, искусстве она особенно остро протекала в области музыкального театра. В Италии, Франции, Англии, Германии еще продолжали ставиться «большие» оперы на мифологические, древне-исторические и средневековые сюжеты, потерявшие живой интерес и переставшие быть актуальными. В угоду внешней пышности и помпезной декоративности в них приносилась в жертву художественная и драматическая правда. Обслуживая преимущественно придворно-аристократические круги, такая опера не отвечала эстетическим взглядам и вкусам передовых демократических слоев общества. В противоположность ей возникли и получили развитие демократическое опорное искусство, заключавшие в себе реалистические тенденции (орега buffa в Италии,

комическая бытовая опера во Франции, «опера нищих> в Англии, зингшпиль в Германии и Австрии).

Но и в инструментальной музыке действительность ставила перед художниками задачи преодоления всего устаревшего, отживающего, требовала воплощения нового содержания, а следовательно, и новых форм его выражения.

Середина и вторая половина ХУIII века отмечены возникновением, развитием и утверждением в инструментальной музыке сонатно-симфонических принципов (в жанрах симфонии, сонаты, концерта, камерного ансамбля).

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА ХУIII ВЕКА

На протяжении ХУII века итальянская опера, пройдя большой путь развития, оформилась к неаполитанской школе как орега seria (серьезная опера). В конце ХУII и начале ХУIII века (в творчестве Ф. Провенцале и А. Скарлатти) ‚та представляла собой глубоко положительное и прогрессивное явление. -

Орега sегiа создавалась преимущественно на историко-легендарные, мифологические, в редких случаях на бытовые сюжеты/ Именно в ней окончательно откристаллизовалась замечательная культура bel santo (прекрасного пения), оcнованного на красивом, плавном ведении мелодии

— кантилены. Вокальное мастерство итальянских певцов и певиц находилось на непревзойденной высоте, и итальянская школа нения служила образцом для других национальных школ. Красота звука, огромный диапазон, ровность во всех регистрах, мастерское владение дыханием, блестящая виртуозная техника — все это постоянно вызывало заслуженные восторги у слушателей.

Мелодическое пение, как музыкальное выражение эмоционального состояния героев оперы, естественно вытекавшее из драматического действия, сложилось в форму арии да саро, ставшей музыкальной основой орега 8егiа. Речитативы, помещавшиеся между законченными номерами (ариями, ансамблями, хорами), соединяли их между собой.

Сложившиеся традиции музыкальных форм орега seria (арии, речитативы, ансамбли) легли в основу либретто того времени.

В противовес орега seria в Неаполе в 30-х годах ХУIII века возникло новое направление, отличавшееся реалистическими тенденциями— орега buffa (комическая опера). Если орera sеriа в основном обслуживала придворно-аристократические круги, то орега buffa соответствовала идеологическим устремлениям широких демократических кругов общества и была вьдвинута ими. Борьба направлений в итальянском музыкальном театре (между орега seria и buffa) была своеобразным отражением борьбы эстетических взглядов и идей в области искусства.

Истоки итальянской орега buffa коренятся в импровизированной народной итальянской комедии масок, возникающей в ХУI веке, В комедии масок отсутствовал зафиксированный литературный текст — он импровизировался актерами на основе существующего сценария. Но не только в комедии масок следует искать истоки орега buffa, они существовали и в итальянской опере ХУIII века — венецианской, римской и неаполитанской. Уже Клаудио Монтеверди ввел в свою последнюю оперу «Коронация Помпеи» сцены комедийного характера. Комедийные персонажи, буффонные ситуации, как и песенки-ариетты, можно встретить в отдельных операх Алессандро Скарлатти. Но комические элементы в операх венецианской римской и неаполитанской школ не составляли и не могли составить самостоятельного направления подобно тому, как роли шута в «Короле Лире» Шекспира или могильщиков в его же «Гамлете> не сделали эти трагедии комедиями. Шагом к тому, чтобы родилась орега buffa как самостоятельный жанр, явились интермедии и так называемые «диалектные» комедии с музыкой, возникающие в Неаполе и Венеции в начале ХУIII века. -

для развлечения публики антракты заполнялись легкими, небольшими (сколько позволяло время антракта) музыкальными комическими сценками. В одних случаях эти сцепки представляли собой комические пародии на только что прошедшее действие оперы; в других — они не были связаны с оперой. До поры до времени такие интермедии не приобретали самостоятельного значения, служа лишь для заполнения антрактов при постановках орега sегiа. Даже музыку к ним часто писали авторы тех же опер.

Но в 30-х годах ХУIII века одна из комедий отличалась яркой, самобытной музыкой и высоким художественным уровнем. Это дало возможность со временем отделить ее от оперы и сделать самостоятельным спектаклем. Речь идет об интермедии «Служанка-госпожа» замечательного итальянского композитора Перголези.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...