Требования к адаптации учебно-методического обеспечения дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов определены в Положении об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «РЭУ им.Г.В.Плеханова». (http://www.rea.ru)
Набор адаптационных методов обучения, процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется исходя из специфических особенностей восприятия, переработки материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, программы реабилитации инвалида с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
Содержание дисциплины «Философия», описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения ОПОП ВО представлено в таблице 2.1
. Таблица 2.1
Наименование раздела дисциплины (темы)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть, понимать)
| Образовательные технологии
|
Семестр 3. Раздел 1. Сущность философии и история ее развития от античности до Нового времени.
|
Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека.
| Цели, задачи и предмет философии. Социальные и духовные предпосылки возникновения философии. Сущность философии. Философия как теоретическое мировоззрение. Основной вопрос философии.
Назначение и функции философии. Культура философского мышления.
| ОК-1
| Знать: основные понятия предмета философии и предпосылки возникновения философии.
Уметь: применять мировоззренческие знания на практике.
Владеть: навыками системного философского мышления.
| Лекция, интерактивное семинарское занятие, дискуссия, самостоятельная работа,
входной контроль
|
Тема 2. Философия античности.
| Зарождение античной философии (Милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит). Вклад Сократа в преодоление субъективизма и релятивизма софистов и в зарождение традиций европейской трансцендентальной философии. Сущность философского учения Платона: объективно-идеалистическая онтология, учение о душе и познании. Сущность социально-политических воззрений Платона.
Сущность философии Аристотеля: непоследовательность в решении вопроса о соотношении материи и формы, вклад в развитие античных представлений о душе и познании. Сущность и содержание социально-политического учения Аристотеля
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития античной философии.
Уметь: применять на практике знание об античной философии.
Владеть: навыками системного анализа по античной философии.
| Лекция, интерактивное семинарское занятие, «круглый стол», самостоятельная работа
|
Тема 3. Средневековая философия
| Средневековая философия: социальные, духовные и философские предпосылки возникновения; основные черты и направления. Сущность европейской средневековой патристики. Сущность и основное содержание философско-теологического учения Августина Блаженного: Бог не только творец, но и попечитель мира, примат веры над разумом, априористская теория познания, разделение «Града Земного» и «Града небесного», теодицея и эсхатология. Сущность средневековой схоластики. Сущность и основные положения Философия Фомы Аквинского: разделение предмета теологии и философии, поиск «золотой середины» между рациональным и иррациональным постижением бытия Бога, оспаривание попечительской функции Бога, новое понимание сущности человека, правомерность сосуществования церковной и светской властей. Сущность полемики средневековых «номиналистов» и «реалистов». Причины крушения средневековой схоластики.
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития средневековой философии.
Уметь: применять на практике знание о средневековой философии.
Владеть: навыками системного анализа по средневековой философии.
| Семинарское занятие, собеседование, самостоятельная работа
|
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
| Европейское Возрождение как историческая эпоха. Мистический пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно как смена основополагающей парадигмы средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли возрождения. Социальные утопии эпохи Возрождения. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы.
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития философии эпохи Возрождения.
Уметь: применять на практике знание о философии эпохи Возрождения.
Владеть: навыками системного анализа по философии эпохи Возрождения.
| Семинарское занятие, собеседование, самостоятельная работа
|
Семестр 3. Раздел 2. Классическая и постклассическая философия.
|
Тема 5. Философия Нового времени.
| Научная революция и её влияние на философию ХУП века.Эмпиризм и рационализм - основные направления философии Нового времени. Сущность и содержание философии - основоположника эмпиризма - Ф. Бэкона: критика «идолов», индукция как основной метод научного познания, превращение философии в науку. Сущность и содержание философии рационализма Р. Декарта: исходный принцип философствования, врожденные идеи, «правила руководства для ума», приравнивание материи к протяженности как условие внедрения математики в естествознание, дуализм. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития философии Нового времени.
Уметь: применять на практике знание о
философии Нового времени.
Владеть: навыками системного анализа по
философии Нового времени.
| Лекция, интерактивное семинарское занятие, «круглый стол», самостоятельная работа
|
Тема 6. Немецкая классическая философия.
| Особенности немецкой классической философии. Трансцендентальная философия И. Канта: априорные формы чувственности и рассудка, деятельность рассудка, разум как способность рождать идеи, антиномии разума, практический разум и категорический императив.
Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля: сущность диалектической логики, триада, философия природы, диалектика философии духа, «хитрость Мирового разума» и критерий исторического прогресса. Достижения и упущения гегелевской философии. Философия Л. Фейербаха как выражение заката немецкой классической философии.
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития немецкой классической философии.
Уметь: применять на практике знание о
немецкой классической философии.
Владеть: навыками системного анализа по
немецкой классической философии.
| Лекция, семинарское занятие, дискуссия, самостоятельная работа
|
Тема 7. Постклассическая философия 19-н. 20 в. в.
| Философия марксизма: сущность и основные положения. Влияние идей марксизма на историю.
Классический позитивизм и его атака на философию. Три стадии развития человеческого духа по Конту. Развитие идей позитивизма в философии эмпириокритицизма.
Сущность и содержание иррационализм А. Шопенгауэра: воля к жизни, животный эгоизм человека, пути ограничения инстинктивной воли к жизни, отказ от тезиса, что мир создан Богом; пессимизм. Сущность и основные положения философии Ф. Ницше: нигилизм, воля к власти, имморализм и антихристианство; «Бог умер» и упование на «сверхчеловека».
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития постклассической философии 19-н.20 в.в..
Уметь: применять на практике знание о
постклассической философии 19-н.20 в.в..
Владеть: навыками системного анализа по
постклассической философии 19-н.20 в.в..
| Семинарское занятие, коллоквиум, самостоятельная работа
|
Семестр 3. Раздел 3. Русская философия и западная философия ХХ - н. ХХ1 в.в.
|
Тема 8. История русской философии.
| Становление русской философии. Философия П.Я. Чаадаева как начало самобытной русской философии. Сущность и основные положения «Западничества» и «славянофильства».
Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Сущность и основные положения «философии всеединства» Вл. Соловьева: понимание Абсолюта, Мировая душа как источник отпада мира от Абсолюта, София как принцип всеединства. Сущность и основные идеи «философии свободы» Н. А. Бердяева: первосвобода, вторая и третья свобода; «восьмой день» творения бытия.
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития русской философии.
Уметь: применять на практике знание о
русской философии.
Владеть: навыками системного анализа по
русской философии.
| Интерактивное семинарское занятие, «круглый стол», самостоятельная работа
|
Тема 9. Западная философия 20 - н. 21в.в.
| Особенности западной философии ХХ-началаХХ1 вв. Основные направления западной философии ХХ - началаХХ1 вв. От логического позитивизма к философии науки: принцип верификации неопозитивизма, ослабленная верификация и крах поиска безусловного эмпирического базиса науки; принцип фальсификации Поппера и разрушение линии демаркации между наукой и метафизикой; концепции развития науки Т.Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Сущность и основные идеи философии экзистенциализма: свобода, экзистенциалы, «пограничная ситуация», причины падения влияния экзистенциализма во второй половине ХХ века. Сущность философии постмодернизма: плюрализм и релятивизм, агностицизм и антисциентизм, отрицание традиций модерна и гуманизма.
| ОК-2
| Знать: основные этапы развития западной философии 20-н.21 в.в..
Уметь: применять на практике знание о
западной философии 20-н.21 в.в..
Владеть: навыками системного анализа по
западной философии 20-н.21 в.в..
| Семинарское занятие, дискуссия,
самостоятельная работа
|
Семестр 3. Раздел 4. Теоретическая философия.
|
Тема 10. Бытие.
| Историко-философское развития понятия «бытия». Уровни бытия. Материя как философская категория. Историко-философское становление категории бытия. Атрибутивные свойства материи: движение пространство, время. Формы движения материи. Сущность субстанциальной и релятивистской концепций пространства-времени. Особенность атрибутивных свойств социальной материи.
| ОК-1
| Знать: основные онтологические понятия.
Уметь: применять на практике понятийный аппарат раздела онтологии.
Владеть: навыками философского мышления в разделе онтологии.
| Интерактивная. лекция, семинарское занятие, контрольная работа, эссе / реферат,
самостоятельная работа
|
Тема 11. Системность и самоорганизация
| Сущность синергетики и методологическая роль синергетического подхода. Понятия «хаоса», «порядка», «диссипативной структуры», «флуктуации», «точки бифуркации».
Неравномерность и нелинейность незамкнутых природных систем. Сущность структурных связей бытия и их основные понятия: элемент, структура систем. Сущность системного подхода.Основные характеристики формы и содержания, сущности и явления.
Сущность детерминационных связей бытия и их основные категории: причина и следствие. необходимость и случайность, возможность и действительность. Сущность и основные виды развития. Понятие закона. Законы развития. система и метод познания и преобразования действительности. Сущность и методологическая роль законов диалектики.
| ОК-1
| Знать: основные понятия синергетики и диалектики.
Уметь: применять на практике понятийный аппарат синергетики и диалектики.
Владеть: навыками синергетического и диалектического подходов.
| Реферат,
самостоятельная работа
|
Тема 12. Сознание.
| Сущность отражения. Генезис форм отражения в живой природе. Сущность психического отражения.
Загадка возникновения человека. Роль труда, языка и агрессивности в возникновении сознания. Сущность и структура сознания.
Сознательное и бессознательное: основные характеристики, отличие и формы взаимодействия. Сущность фрейдизма и психоанализа и их роль исследовании человеческого сознания и культуры.
| ОК-1
| Знать: содержание понятий «отражение», «сознание» и «бессознательное».
Уметь: применять на практике понятийный аппарат раздела онтологии.
Владеть: навыками философского мышления в разделе онтологии.
| Интерактивная лекция, семинарское занятие, «круглый стол»;
самостоятельная работа
|
Тема 13. Познание.
| Сущность процесса познания. Многообразие форм духовно-практического освоения мира. Основные характеристики чувственного, рационального и интуитивного познания. Проблема истины. Понятие объективной истины. Сущность диалектики относительной и абсолютной. Сущность и основные характеристики конкретной истины. Теоретический и эмпирический уровни научного познания: их сущность, отличие и формы. Сущность и специфика социально-гуманитарного познания.
| ОК-1
| Знать: содержание процесса познания.
Уметь: применять на практике понятийный аппарат раздела гносеологии.
Владеть: навыками философского мышления в разделе гносеология.
| Лекция,
семинарское занятие, собеседование;
самостоятельная работа
|
Семестр 3. Раздел 5. Социальная философия.
|
Тема 14. Природа как предмет
философского осмысления.
| Понятие природы. Исторические формы отношения человека к природе. Жизнь как ценность. Сущность современных экологических проблем. Роль «Римского клуба» в активизации движения в защиту природы.
Сущность ноосферного подхода в концепции устойчивого и безопасного развития. Необходимость формирования экоцентрического сознания современного человека.
| ОК-1
| Знать: содержание природных процессов.
Уметь: применять на практике ноосферный подход.
Владеть: навыками экоцентрического сознания.
| Семинарское занятие, эссе/реферат,
самостоятельная работа
|
Тема 15. Общество как развивающаяся система.
| Понятие общества и его системные характеристики: целостность, интеграция, самодостаточность, открытость. Генезис историко-философских воззрений на общество.
Структура общества: экономическая, социальная, политическая духовная сферы общества. Их основные характеристики. Субъекты и движущие силы исторического развития: объективные и субъективные факторы исторического развития
Понятие философия истории. Сущность и основные характеристики линейных и циклических концепций общественного развития.
| ОК-5
| Знать: принципы сотрудничества в коллективе.
Уметь: строить отношения в коллективе.
Владеть: навыками сотрудничества в профессиональной деятельности.
| Семинарское занятие, коллоквиум,
самостоятельная работа
|
Тема 16. Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность.
| Сущность философской проблемы человека. Понятие и основные характеристики: «человека», «индивида», «личности», «индивидуальности».
Структура личности. Социальное и биологическое в человеке. Закономерности формирования личности. Истоки и генезис прав человека. Сущность свободы.
| ОК-5
| Знать: принципы сотрудничества в коллективе.
Уметь: строить отношения в коллективе.
Владеть: навыками сотрудничества в профессиональной деятельности.
| Семинарское занятие, контрольная работа, самостоятельная работа
|
Тема 17. Человек в мире культуры.
| Понятие культуры. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе.
В поисках «русской идеи». Предназначение России – быть связывающим звеном между «номиналистским» Западом и «реалистским» Востоком.
| ОК-7
| Знать: цели, задачи, содержание и способы самоорганизации и самообразования личности.
Уметь: применять на практике способность к самоорганизации и самообразованию.
Владеть: навыками саморазвития и самообразования.
| Семинарское занятие, эссе/реферат, самостоятельная работа
|
Тема 18. Человек в информационном мире.
| «Информационное общество» как результат развития постиндустриального общества. Революционизирующее воздействие информационной технологии на все сферы жизни современного общества. Социально-философские оценки последствий возникновения «глобальной электронной цивилизации».
| ОК-7
| Знать: цели, задачи, содержание и способы самоорганизации и самообразования личности.
Уметь: применять на практике способность к самоорганизации и самообразованию.
Владеть: навыками саморазвития и самообразования.
| Семинарское занятие, собеседование, самостоятельная работа
|
Тема 19. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
| Понятие общественного прогресса. Историко-философский генезис воззрений на общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения. Будущее человечества и реальный исторический процесс: необратимость прогресса, ускорение ритма истории, пределы роста и стимулы развития.
| ОК-7
| Знать: цели, задачи, содержание и способы самоорганизации и самообразования личности.
Уметь: применять на практике способность к самоорганизации и самообразованию.
Владеть: навыками саморазвития и самообразования.
| Семинарское занятие, тестирование, самостоятельная работа
|