Виды элементарных логических действий
Анализ. Анализ частей – выделение частей мыслимого объекта, разделение его на составляющие (например, мысленный разбор строения растения, мысленная разборка машины, рассмотрение данных таблицы). Анализ признаков: а) мысленное выделение практически не отделимых от объекта конкретных его признаков (цвета, формы, величины, веса, скорости движения, температуры, запаха и т.п.) – конкретный анализ признаков; б) выделение и удержание в уме отдельных признаков при мысленном отбрасывании остальных – отвлечение (мысленное сосредоточение на выделенных признаках, абстрагирование). Синтез. Синтез частей – действие, противоположное анализу частей, – мысленное восстановление целого из разрозненных деталей, соединение их в соответствии с реальностью, каким-то правилом. Синтез признаков: а) установление сходства и различий между мыслимыми объектами – мысленное сравнение. Логическое сравнение не следует смешивать, в частности, со сличением признаков предметов, явлений на уровне непосредственного знания. Логическое сравнение – это рассуждение по поводу сходства и различий; б) мысленное объединение объектов по сходным признакам – логическое обобщение; в) мысленный подбор объекта, соответствующего виду, роду, общему понятию – логическая конкретизация; г) подбор подходящего общего понятия применительно к конкретному частному случаю – подведение под понятие. Очень продуктивной и распространенной формой логического действия является сложное сочетание анализа и синтеза, которое так и называют «анализ через синтез». Например, какие признаки можно выделить в деревянном бруске? Что можно в нем увидеть? Оказывается, в этом предмете можно усмотреть бесконечно много признаков, если не ограничиваться лишь анализом, а сознательно идти к анализу от синтеза, т. е. от мысленного присоединения данного объекта к другим категориям объектов. Если мысленно поставить дерево рядом с металлом, то можно назвать немало признаков, относящихся к электропроводности, прочности на сжатие, излом, растяжение, скручивание, твердости, однородности структуры и пр. Если затем мысленно сопоставить брусок дерева, скажем, с кирпичом, то «сами» приходят в голову признаки пористости, теплоизоляции, долговечности, термостойкости, плавучести. Если сопоставить дерево с чем-нибудь крайне далеким от него, скажем, с книгой, то и здесь синтез поможет выявить дополнительные знания о свойствах рассматриваемого объекта – быть носителем информации (в старину на Руси привязывали к поясу деревяшку – «нос», от слова «носить»; на этой носимой «записной книжке» делали зарубки на память; отсюда выражение – «заруби на носу»). Далее, можно выделить благодаря анализу через синтез свойство дерева быть сырьем для бумаги и др. Итак, если важно продвинуться в мысленном анализе, в поиске новых сведений о свойствах объекта, полезно сознательно прибегать к анализу через синтез.
Учить человека мыслить – это учить его выполнять логические действия в ходе решения разнообразных учебно-производственных задач, соблюдая уже известный принцип «извне – внутрь»: от практического, внешнего действия к речевому (вначале можно и вслух, а после – про себя) и далее к «чисто» мысленному. Мысленные действия не сводятся, конечно, к тем элементарным актам, которые рассматривались выше. Существует большая область знания (наука логика), рассматривающая, в частности, так называемые умозаключения, правила логического вывода, законы правильного логического следования, правила и принципы принятия решений.
Упражнения. 1. Разберитесь в приводимых ниже примерах и укажите, где, в чем проявляются по-видимому логические действия. Соотнесите эти действия с приведенной выше группировкой. а) Овощевод, заметив, что листья огурцов на солнце опускаются, а после полива не поднимаются вновь, предполагает, что развитие их корневой системы отстает от роста стеблей и листьев; поэтому подбирает подкормку, стимулирующую развитие корней. б) Асфальтобетонщик (работник на ремонте и строительстве автодорог), рассматривая верхний слой покрытия шоссе, отмечает в нем поперечные трещины и делает предположение, что они возникли из-за укладки чрезмерно горячей смеси в жаркую погоду; отметив коричневый оттенок покрытия вместо иссиня-черного, работник относит это за счет применения некачественной смеси (мало бигума). в) Продавец книг, наблюдая поведение, речь посетителя магазина, определяет, имеет ли он дело с подготовленным покупателем, знающим, что ему нужно, или с человеком, которому трудно найти нужную книгу без посторонней помощи. г) Подборщик информационного материала службы Торсправка» просматривает справочники, указатели, путеводители, расписания движения транспорта, чтобы удовлетворить запрос потребителя. д) Художник-конструктор замечает недостатки существующих промышленных изделий с точки зрения удобства их для человека, чтобы придумать «завтрашнее» изделие, которое будет более красивым, простым, удобным. е) Машинист трубоукладчика в условиях постоянного рабочего шума улавливает и различает на слух нормальные состояния и отклонения в работе машин и механизмов (по громкости, ритму, тембру стуков и шумов). ж) Врач скорой помощи спрашивает больного о характере и локализации болей, времени начала заболевания, о мерах, принимавшихся до приезда врача. Если больной находится в бессознательном состоянии, ограничивается осмотром. Выслушивая родственников, отстраняется от их эмоциональных реакций, «лишней информации». з) Архивариус проверяет правильность формирования единиц хранения: все ли документы относятся к одной теме, не подшиты ли вместе документы постоянного и временного сроков хранения. и) Режиссер самодеятельного театрального коллектива наблюдает участников коллектива, выявляет их индивидуальные особенности и сообразно этому подсказывает, помогает найти те или иные позы, жесты, интонации, к) Оператор по выращиванию молодняка крупного рогатого скота (телятница) начинает свой рабочий день с того, что обходит животных и убеждается в том, что они здоровы.
2. Постарайтесь привести примеры из вашей профессиональной области, иллюстрирующие указанные в тексте параграфа разновидности логических действий. Имажинитивные действия Действия, цель которых состоит в том, чтобы мысленно перестроить конкретные связи, соотношения объектов, называются имажинитшнылш (от лат. – imago – образ, подобие). Для чего они нужны и важны? Как известно, изобретения, нововведения (инновации) вначале замышляются, т. е. делаются в голове. Создание новых образов может происходить и непреднамеренно, непроизвольно (в плане как импульсивной, невольной, так и послепроизвольной – «вдохновенной» – активности человека). Существуют некоторые приемы мысленного преобразования представлений, приводящие к созданию нового образа. Все они сводятся к разновидностям анализа и синтеза. Например, если начать просто «наобум» мысленно соединять пока еще не соединенные вещи, объекты, процессы, явления – все то, что может придти в голову или попасться на глаза, то и в этом случае наряду с рядом нелепостей в сознании возникнут новые образные комбинации, заслуживающие внимания, «старая покрышка от автомобильного колеса плюс консервная банка»... это сочетание, пожалуй, дает бессмыслицу; попробуем еще: «покрышка плюс цветы»... Стоп! Это уже интересно. Ведь из старой покрышки, если ее немного подрезать, получится неплохое обрамление для цветочной клумбы!» В психологии выделены некоторые разновидности преобразования представлений. Рассмотрим их на материале творчества в технике1, полагая, что это будет поучительно и для других областей деятельности. 1. Комплексирование. Этот прием состоит в том, что выделяются некоторые детали, «узлы», механизмы, имеющие относительно самостоятельное специальное назначение, и объединяются в одно связное целое. При этом соединенные в комплекс части сохраняют свои функции, свое прежнее назначение. Примеры: идея зерноуборочного комбайна как сочетание представлений о косилке и молотилке, идея торгового центра, сочетающая представление о булочной, гастрономическом, бакалейном, овощном и других магазинах; идея фоторегистрации микрообъектов – микроскоп плюс фотоаппарат; идея космического комплекса – орбитальная станция плюс космический корабль.
Если речь идет о внешнем, поверхностном, «зрительном» объединении объектов, то такое комплексирование называют агглютинацией («склеиванием») представлений об объектах, их частях. Примеры агглютинации образов – «избушка на курьих ножках», «кот в сапогах», «леший» и пр. 2. Реинтегрирование («нить Ариадны»). В этом случае, исходя из одной важной, основной детали или основного процесса и считаясь с особенностями, требованиями этого «ядра» замысла, человек как бы достраивает, пристраивает к нему весь остальной целостный сложный образ нового объекта. Например, взяв за основу газовоздушную (пропановую) горелку, человек придумывает к ней подходящий переносный футляр с откидными ветрозащитными ширмами, с помещением для двух небольших газовых баллончиков и т.д. Рождается мысленный образ портативной – туристической – газовой плиты. Другой пример. Взяв за основу электрический двигатель, человек как бы сознательно идя на поводу у этого компонента будущего целого объекта, строит образ электрокара или электромобиля, учитывая необходимость размещения аккумуляторов тока, особенности управления и пр. 3. Концентрирование («концентрирующая интеграция»). Человек в этом случае стремится сочетать те или иные объекты не на основе их рядоположения, как при комплексировании, а на основе включения одной детали в другую. Например, в «авторучке» чернильница введена в саму ручку с пером. Рукоятка ручной дрели в некоторых случаях придумана так, что имеет емкость для хранения комплекта небольших сверл. Идея встроенной мебели – тоже результат рассматриваемой разновидности синтеза представлений. 4. Расчленение и элиминирование (исключение громоздкого целого). Вместо целой «печатной доски» стали применять наборный шрифт. Идея буквенного типографского шрифта – результат мысленного исключения привычного целого, а вместе с тем и мысленного исключения некоторых привычных (казавшихся необходимыми) технологических процессов. 5. Перестановка. В пределах одной и той же системы некоторые ее части приводятся в новое положение, переставляются с одного места на другое. Иногда это оказывается очень важным, ценным, если существенно меняет взаимодействие частей системы и всей системы с окружающими объектами. Например, долгое время речные буксиры «тянули» баржи за собой на тросе. Но затем мысленно переставили элементы этой системы, и родился «метод толкания» (при его практическом использовании волна, создаваемая ходовым винтом буксирующего судна не «бьет» в буксируемую баржу и не возникают разного рода «паразитные» силы, мешающие движению). Долгое время само собой разумелось, что двигатели самолета должны находиться где-то впереди. Но вот их поставили назад и оказалось, что это дает ряд преимуществ (хотя бы уже то, что резко снижается уровень шума в пассажирском отсеке).
6. Замещение. Объект или процесс заменяется другим, сходным по назначению, но дающим лучший эффект. Например, замена металлических шестерен пластмассовыми, бензинового двигателя электрическим, механической очистки поверхности полуфабриката – химической и т.д. Очень многие новаторские идеи создаются этим приемом преобразования представлений. 7. Перенос («эвристическая трансдукция»). В отличие от рассмотренного выше метода перестановки метод переноса состоит в том, что части, детали, узлы, частные процессы переносятся из одной целостной и привычной системы в другую. В результате нередко получается качественно новая целостная система, новый технологический процесс (плавка в вакууме; литье под давлением; манипулятор, управляемый биотоками мышц человека, а не кнопками, и пр.). 8. Придание сходства, подобия (по форме, материалу, устройству, научно-техническому принципу). Корпусу речного или морского судна придается форма, сходная с формой тела водоплавающей птицы или рыбы. Автомобили первоначально строились (а значит, сначала проектировались мысленно) наподобие конных карет, хотя после оказалось, что эта идея не наилучшая. В XX столетии утвердилась специальная область науки и техники – «бионика», представители которой детально изучают живые системы, чтобы по их «образу и подобию» строить автоматические технические системы. 9. Противопоставление. Этот прием преобразования представлений состоит в сознательном поиске и использовании таких явлений, процессов, объектов, которые имеют признаки, противоположные некоторым признакам известных явлений, объектов. Например, ищут, чем охлаждать нагревающийся инструмент. Придумывают противовес, чтобы поднять большой груз, и т.п. Мысль направлена на поиск контрастных, противоположных по каким-то свойствам объектов. 10. Трансформация (преобразование формы). Речь идет не о внешнем оформлении изделия, а о его сути, о главных его признаках (подбор подходящей конической формы турбинного сопла, подбор подходящей «геометрии» режущего инструмента), т. е. о таких случаях, когда кроме подбора, выбора, построения новой формы объекта нет иных мыслимых путей для рационализации системы (т. е. когда форма – признак важный). 11. Гиперболизация (увеличение, преувеличение). Мысль здесь направлена на поиск новых возможностей в области высоких и «сверхвысоких» характеристик явлений, объектов (высоких напряжений тока, высоких скоростей движения, высоких давлений в технологических установках, высоких температур, больших объемов, показателей веса и т. д. 12. Миниатюризация (уменьшение, редукция). Это прием мысленного создания нового образа, обратный гиперболизации. Например, создание малогабаритной, микроскопически малой техники – важная забота современных конструкторов. Процессы создания новых представлений называются процессами воображения, фантазии. «Стройматериалом» при этом оказываются «следы» прошлых впечатлений. Упражнение' Постарайтесь указать известные составляющие фантастических представлений (скажем, кентавр – новое соединение частей тел лошади и мужчины; скатерть-самобранка – скатерти и идеи быстрого обслуживания): а) русалка; б) живая вода; в) самоходная печь у Еме-ли-дурака; г) ковер-самолет; д) ученый кот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|