Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об акцентуациях особенностей психики и психических аномалиях человека




Каждому приходится взаимодействовать с людьми, поэтому важно прежде всего правильно относиться к их резким индивидуальным психологическим различиям и болезненным отклонениям в их психике – не спутать, например, проявления патологии (от греч. pathos – страдание, болезнь) и недисциплинированности или шалости. А чтобы правильно относиться к явлению, надо его воспринимать и выделять в сознании, иметь о нем хотя бы ориентировочное представление. Как минимум важно своевременно насторожиться и задуматься, не следует ли по тому или иному конкретному случаю обратиться к компетенции врача-психиатра, специалиста-психотерапевта.

Были времена в средние века, когда людей, страдающих душевными заболеваниями, считали одержимыми «бесом» и занимались разного рода «бесогонством», включая и жестокие процедуры (избиение больных, обливание их ледяной водой и пр.), или считали их «блаженными». Рецидивы невежественного отношения к характеризуемой области явлений сколько угодно возможны и в наши дни, когда вместо требуемого лечебного, терапевтического подхода реализуется подход репрессивный, морально обесценивающий и пр.

Рассматриваемыми особенностями психики занимаются специалисты (в области науки и практики), у которых предполагается соответствующее основательное профессиональное образование. Здесь же мы дадим лишь общеориентирующую характеристику предмета.

Для более обстоятельного знакомства с обсуждаемыми вопросами заинтересованный читатель может обратиться, например, к следующим источникам, сочетающим признаки научности и доступности изложения: Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986; Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. – М., 1985; Лич-ко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. второе. – Л., 1983; Мясищев В.Н. Личность и неврозы; Л., 1960; Спшаковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988; Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. Ознакомившись с крайними вариантами нормального варьирования психических особенностей человека и с болезненными отклонениями душевной деятельности, вы будете лучше осознавать, удерживать в сознании, «чувствовать» неявную ткань фактов и зависимостей незримой психической реальности. Важными признаками, разграничивающими болезнь и не болезнь в области душевной жизни, являются адаптированность – неадаптированность человека к требованиям окружающей социальной среды, учебной или трудовой деятельности; постоянство тех или иных проявлений человека в самых разных условиях, относительно малая изменяемость этих проявлений по мере развития человека (как говорят специалисты-психиатры, существенные признаки патологии: дезадаптация человека в среде, тотальность, относительная стабильность психических отклонений).

Обратимся к фактическим иллюстрациям – рассмотрим и сравним два казуса (краткие извлечения из указанной выше книги А.Е. Личко):

Владимир Б. 14 лет... С детства замкнут, не любил шумных игр, в детском саду всегда играл один в стороне от ребят или внимательно наблюдал, как играют другие дети.

В школу пошел неохотно, в первые месяцы учебы появились тики. Когда привык к классу и учительнице, тики прошли. Учился удовлетворительно. Имел одного товарища, но близкой дружбы не было.

С первых классов школы жил увлечениями. Собрал большую коллекцию бабочек, затем мастерил самострелы... паровой двигатель...

В 12 лет родители отправили его в пионерский лагерь. Через несколько дней оттуда сбежал. Трое суток один шел лесом в город домой («не было денег на поезд»)... обходил поселки, боясь, что его ищут и вернут обратно. В лагере воспитатели побег считали беспричинным – ни ссор, ни наказаний не было, убежал после того, как велели идти мыться в баню...

В беседе с психиатром выясняется, что с детства стеснялся раздеваться при посторонних, поэтому убежал... (раньше никогда в общественных банях не бывал и не знал, что там моются голыми в присутствии других). Ему пригрозили наказанием и тем, что его вымоют насильно. Тогда он решился убежать...

В клинике подружился со спокойным, сдержанным мальчиком, также увлекающимся техникой.

Алексей Д. 17 лет. В 6-м классе учеба показалась трудной, занятия забросил, связался с асоциальной компанией подростков. Стал заниматься фарцовкой – перекупал и перепродавал вещи иностранных туристов. Выручал на этом немало денег, стал одеваться по последней моде. Матери объявил, что у него появился друг-моряк, который все привозит из-за рубежа...

С трудом окончил 8 классов. По настоянию матери поступил в ПТУ, но там постоянно прогуливал занятия. В 16 лет был осужден за участие в групповой драке... Из колонии был вскоре освобожден в связи с амнистией. Там, по его словам, с товарищами легко установил контакт, но угнетал суровый режим. После освобождения сперва вернулся в ПТУ, но вскоре занятия бросил. Все дни проводил в каких-то компаниях... Мать заподозрила употребление дурманящих средств. Был направлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику. В клинике держится претенциозно. Горд тем, что у него «иностранная фамилия». Во время беседы рисуется, кокетливо заводит глаза... Среди подростков претендует на лидерство, старается произвести впечатление рассказами о своем асоциальном прошлом...

Если для Владимира характерна замкнутость, стремление отгородиться от окружающего, етлсенная потребность в общении, то Алексей все время встревает в общение, в компании, ему свойственна лживость, направленная на приукрашивание его персоны (в рамках его понятий о достоинствах), потребность привлекать к себе внимание других.

Здесь мп не будем обсуждать вопрос о том, описаны ли в приведенных примерах случаи крайних проявлений нормы (акцентуации) или случаи уже за пределами нормы (психопатии) – просто не следует привыкать к мысли, что серьезный диагноз можно формулировать на основе кратких и отрывочных данных. Но полезно иметь общее представление об основных типах акцентуаций и психопатий:

• Гипертимный тип характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, неугомонностью, неусидчивостью, отвлекаемостью внимания, преобладанием приподнятого настроения, изредка прерываемого короткими вспышками раздражения, гнева, агрессии. Представители ги~ пертимного типа плохо переносят строгую регламентацию поведения, дисциплинарные требования, одиночество, отсутствие широких контактов со сверстниками, вынужденное безделье.

• Циклоидный тип характеризуется чередованием периодов подъема и подавленности, сниженной активности, упадка сил в сочетании с раздражительностью. Длительность циклов – дни или недели.

• Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, ипохондричностью («прислушиванием» к своим телесным ощущениям, тенденцией лечиться, подвергаться медицинским осмотрам, заботиться о своем здоровье).

• Психастенический тип характеризуется нерешительностью, склонностью к «рассуждательству», самоанализу, тревожной мнительностью, легкостью возникновения разного рода навязчивых страхов, опасений, а также навязчивых мыслей, представлений, действий и их последовательностей.

• Шизоидный тип характеризуется замкнутостью, неспособностью и нежеланием устанавливать контакты с людьми, недостатком интуиции – неумением угадать, понять желания, состояния других людей, если об этом не говорится словами – «прямым текстом», сдержанностью в проявлении чувств (в связи с этим поступки шизоида представляются неожиданными, чуд аковатыми).

• Эпилептоидный тип характеризуется склонностью к злобно-тоскливому настроению, сопровождающемуся вспышками гнева с агрессией, повышенной инертностью, «вязкостью», «туго-подвижностью» переживаний, моторики (движений), стереотипов мышления, личностных ценностей (представлений о том, к чему следует стремиться, с чем бороться, чего избегать). Чувства отличаются силой и длительностью протекания.

• Истероидный тип характеризуется ненасытной жаждой видеть постоянное внимание окружающих к своей особе, лживостью, фантазированием, направленными на «подачу» окружающим своей персоны. Истероид плохо переносит, когда при нем хвалят других, когда другим уделяется больше внимания, чем ему. Иной раз чтобы заполучить репутацию «необычности», готовы попасть в милицию или хоть в психиатрическую больницу и пр., легко вживаются в выдуманную для себя роль и ведут себя в соответствии с ней, корректируя поведение сообразно вкусам «зрителей», «слушателей».

Существуют и другие типы и подтипы акцентуаций и психопатий, в частности, и «смешанные» типы (см. указанное выше соч. А.Е. Личко).

Несколько замечаний о понятии нормы. В 1846 г. в России вышел второй выпуск Карманного словаря иностранных слов, который фактически, как и первый выпуск, был своеобразным манифестом прогрессивных идей, провозглашенных М.В. Бу-ташевичем-Петрашевским и его единомышленниками. В этой книге, восемьдесят процентов тиража которой было сожжено по указанию правительства, дается следующее определение «нормального состояния» человека:

(Нормально развитым человеком обыкновенно называют того, в котором все силы его природы, все страсти, гармонически развитые, являясь вполне свободно-деятельными, пробуждая его к деятельности, непосредственно ведут его к исполнению его высокого назначения. ^Лаковое нормальное развитие, всего менее зависайте от лица, им. пользующегося, всегда предполагает определенную массу средств, доставленную обществом для удовлетворения нужд человека (minimum de (^'existence), без которой акт его жизни или жизненного развития является невозможным, так что нормальность развития или нормальное состояние человека находится не только в связи, но и в полной зависимости от нормальности развития самого общества»

Таким образом, «норма» понимается не как «не болезнь» и не как усредненный стандарт, а как некий идеал развития. Такое понимание нормы разрабатывается и некоторыми современными авторами (Б.С. Братусь, 1990).

Очень важно отойти от технического, математико-стати-стического понимания нормы как некоей стандартной, усредненной, характеристики человека (дескать, чем меньше отклонений от стандарта, тем лучше). Человек принципиально не стандартен; чем, в частности, он больше ориентирован на творческую, созидательную, продуктивную активность, тем он менее похож на других. Работая с людьми, никак не следует преследовать цель «подгонки» разных людей под некий якобы «хороший» образец. Вместе с тем важно научиться «чувствовать», понимать ту грань, где появляется риск возникновения психической патологии (вместе с тем важно понимать и то, что это предмет труда и забот специально подготовленных работников).

Еще об одной группе вопросов, в которой должен ориентироваться работник, занятый с нормальным (в смысле «широкой психической нормы») контингентом людей. Живя, функционируя в обществе, среди людей и вещей, и взрослые, и тем более дети время от времени испытывают большие затруднения разного рода, которые субъективно переживаются как психические нагрузки, «удары», травмы. Существует научное понятие психической травмы, психотравмирующей ситуации1. Этот термин мы уже употребляли выше, не поясняя его содержания.

Полезно различать травмирующее переживание и ту психологическую почву (фоновое состояние психического развития и индивидуального психического склада человека), на которой это переживание развертывается. Так, если мы вернемся к приведенным выше примерам (Владимир Б. и Алексей Д.), то лишение контактов со сверстниками, вынужденное одиночество нимало не является психотравмой для Владимира; наоборот, его травмирует поток новых межлюдских контактов – после поступления в школу появились нервные тики и т.п. В то же время для Алексея отсутствие контактов – источник неприятных переживаний, а возможно, и нервных перегрузок. Разная «почва» и, как результат, закономерно разные ситуации с возможной психической травматизацией.

Полезно также иметь в виду явления (и соответственно научное понятие) «психологической защиты», т. е. нормальных реакций сознания на психическую травму. Например, тяжко переживая успехи других, истероидный акцентуант вырабатывает свой индивидуальный миф, обесценивающий, приуменьшающий эти успехи (идея обесценивания недоступной ценности выражена еще в классической басне «Лиса и виноград»). Такого рода защитный механизм психики нейтрализует травмирующее воздействие, снижает остроту переживаний. Это не значит, что такая «защита» является самой лучшей из возможных. Пусть кто умеет лучше, делает иначе. Рационально продуманная профессиональная реориентация (смена ранее излюбленной, но, как выяснилось, неподходящей человеку профессии) тоже может рассматриваться как один из многих возможных вариантов психологической защиты (от возможных психо-травмирующих ситуаций в предстоящей жизни, когда профессия выбрана не «по душе», не «по плечу», а следствие – психические перегрузки, хроническая неудовлетворенность).

Тактика психологически грамотного отношения к человеку должна предполагать:

• анализ системы спонтанных «психологических защит», порождаемых вольно или невольно им самим;

• учет индивидуальных особенностей психического склада человека, включая знание о том, какие переживания именно для него (а не для нас самих или для некого «типового образца» человека) являются особенно значимыми (вспомним приводившийся выше случай с Владимиром Б. То, что для всех является сущим пустяком – раздеться при других в бане – для него настолько важно, существенно и непереносимо, что он пускается в трехдневный пеший переход по лесам; а чем питаться, где спать при этом? Оказывается, именно это для него – сущие пустяки по сравнению с перспективой раздевания в бане в присутствии других);

• оказание помощи человеку в построении доброкачественных психологических «защит», опирающихся на надежную (именно у данного человека) психологическую «почву».

Все это вопросы очень специальные и должны быть предметом специального курса обучения. Мы ограничимся здесь лишь их упоминанием.

Если психологические «защиты» недостаточны, не «срабатывают», то психотравмы, связанные с нервными перегрузками,

приводят к возникновению невротических состояний, неврозов, являющихся уже предметом внимания клинициста, врача и требующих терапевтического подхода.

В отличие от психопатий, сильно обусловленных телесным и нервным устройством человека, наследственно фиксированными или приобретенными дефектами этого устройства (обусловленными «конституцией организма», как выражаются специалисты), неврозы являются так называемыми функциональными (обратимыми, преодолимыми) заболеваниями. Разумеется, и они не нейтральны по отношению к «конституции» организма, но она играет здесь роль как раз той «почвы», на которой невроз может и не «произрасти», если нормально протекают жизнь и деятельность человека, если сформированы и успешно срабатывают механизмы нормальных «психологических защит» и т.п.

Неврозы обнаруживаются в таких переживаниях, как обострение чувства немотивированной тревоги, собственной неполноценности, подавленное настроение, раздражительность по пустякам. К области проявлений неврозов относятся плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения, чувства страха, «нервные» рвоты, поносы, сердцебиения, навязчивые мысли, представления, воспоминания, действия. Вся эта симптоматика определенным образом распределяется по некоторым разновидностям неврозов. Основные из них: неврастения, невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Это специальная область, требующая особой подготовки и отдельного рассмотрения.

Следует иметь в виду, что все явления болезненной психики в качестве своих прототипов и зародышевых образцов могут встречаться и в норме, поэтому не надо спешить усматривать у себя «поломки» психических регуляторов, твердо помня, что это сложное дело – компетенция специалистов.

Упражнение,

Мысленно вернитесь к своему жизненному опыту и сопоставьте ваши прежние оценки и действия по отношению к окружающим людям с точки зрения изложенного в данном параграфе материала. Не было ли у вас или у кого-либо из ваших знакомых случаев некорректного отношения к стойким индивидуальным особенностям людей (возможно, акцентуациям характера), к фактам невротических «срывов»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...