Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возраст: 12-16 лет. Истерика. Разряжение тревоги и страха. Детско-подростковый вариант. Нервно-мышечной релаксации




КРИК

Цель: разрядка чувства фрустрации, гнева, ярос­ти и т. д.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: Для выполнения этого упражнения необходимо набрать в грудь воздуха и закричать изо всех сил, предварительно убедив­шись, что никто не услышит ваш крик! Если та­кой возможности нет, то можно использовать дру­гой способ, например, сесть на стул, положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глу­бокий вдох, а затем закричать как можно громче (во всю силу своих легких), прикрыв лицо подуш­кой. Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опустошенности.

Комментарии: Единственным недостатком этого упражнения, является то, что впроцессе его вы­полнения может заболеть горло или же можно ох­рипнуть. Поэтому необходимо научиться правиль­но, выполнять это упражнение, кричать нужно не поверхностно, а из глубин легких.

ИСТЕРИКА

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: Для его выполнения необходимо лечь на кровать, диван или на любую другую мягкую поверхность, на твердой поверхнос­ти это упражнение выполнять не стоит. Смысл уп­ражнения заключается в том, что нужно предста­вить себя ребенком, бьющимся в истерике. Можно колотить руками и ногами о постель и одновре­менно с этим кричать или издавать любые другие звуки, которые просятся наружу. Делать это стоит столько времени, сколько хочется. Затем нужно несколько минут спокойно полежать и отдохнуть. Это упражнение дает огромное освобождение.

 

РАЗРЯЖЕНИЕ ТРЕВОГИ И СТРАХА

Цель: избавление от чувства тревоги и страха.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

______________________________

75 Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО 2002.

Проведение упражнения: Прежде чем присту­пить к выполнению упражнения, нужно составить список всех людей, мест и ситуаций, которые вы­зывают тревогу, беспокойство или страх. Во-первых, это упражнение поможет понять, что именно вызы­вает эти эмоции, а во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности.

Это упражнение можно выполнять не только после того, как чувство тревоги было пережито, но и в сам момент переживания.

Сядьте поудобнее. Подумайте о тех людях, мес­тах или ситуациях, которые внесены в список, и вслух выражайте любые мысли или чувства, кото­рые просятся наружу, как, например: «Мне страш­но», «Я обеспокоен». Повторяйте фразы как можно быстрее. Спустя некоторое время обнаружится, что вы бормочете что-то бессвязное про себя. В этот момент сделайте паузу и посмотрите, не придет ли вам на ум еще какая-нибудь фраза. Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют об­ласть подсознания и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем.

 

 

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ ВАРИАНТ

НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

 

Приведенный вариант нервно-мышечной релакса­ции по Э. Джекобсону (Е. Jacobson, 1976; J. Everly, R. Rosenfeld, 1981) модифицирован для использо­вания у детей и подростков И. М. Желдаком и С. А. Игумновым (1997)76.

Основная разница в процессе мышечной релакса­ции у детей и взрослых заключается в том, что дети порой быстро достигают расслабления всех мышц тела. Психотерапевт должен следить за реакциями ребенка и быть готовым к тому, чтобы закончить вводную часть простым внушением полного рас­слабления. Некоторым детям бывает необходимо подробно разъяснить работу отдельных мышечных групп; другие будут испытывать скуку, что может помешать восприятию дальнейших внушений.

Обучение мышечной релаксации необходимо про­водить в позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки (уса­див детей в такие «авиационные» кресла, можно создать в группе атмосферу «подготовки к воздуш­ному путешествию» и т. п. ).

Наиболее доступной для занятий в любой ситуации является так называемая «поза кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опу­щена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расстав­лены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного ок­руглены — поза, характерная для извозчика, дрем­лющего в ожидании седока.

Для детей не лишним будет рассказать об ос­новных группах мышц (мышцах бедер, живота, плеч, шеи, лица), наглядно показать работу мышц-антагонистов (сгиба

_____________________

76По источнику: Общая психотерапия: Рук. для врачей / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1999.

телей-разгибателей). Это облег­чит усвоение методики. Ниже приводится текст, используемый в процессе работы с детьми. В про­цессе работы проводится обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект.

«... Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабить­ся. Для достижения состояния полного отдыха от­кинься, пожалуйста, назад в кресле (или приляг на кушетку) и устройся очень, очень удобно. Закрой, пожалуйста, глаза. (Для маленьких детей можно применять формулу: «Во время нашей работы твои глаза закроются на маленькие, невидимые замочки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу те­бе открыть их»; при этом можно слегка прикос­нуться к векам ребенка. )

Сначала обрати, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд).

Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, по­ка я не скажу: «Готов? Начали».

 

... Начнем с груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг тебя. Делаем это сейчас. Готов? Начали. Сделай глу­бокий вдох... глубже, глубже, задержка... и рас­слабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Заметил ли ты напря­жение в области груди на вдохе и расслабление на выдохе? (Повторяем упражнение. ) Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслабле­ние? Постарайся сосредоточиться на этом различии, когда мы будем выполнять следующие упражне­ния. (После каждого упражнения выдерживается пауза 5-10 секунд. )

 

... Теперь поставь, пожалуйста, обе стопы всей по­верхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу ив то же время припод­ними обе пятки как можно выше. Готов? Начали. Подними обе пятки очень, очень высоко. Подержи так... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При расслаблении ты, может быть, почувс­твуешь тепло и приятное покалывание. (Повторя­ем упражнение. ) Икроножные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными.

 

... Теперь подними, пожалуйста, оба носка очень, очень высоко, оставляя пятки на полу. Готов? На­чали. Подними носки очень высоко... еще выше. Подержи так и расслабь ноги.

Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, — это мышцы бедра. Упражнение простое. По моему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Давай сделаем сейчас это упражнение. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ли ты напряжение в верхней части бедер? Повторим это упражнение. Чтобы про­работать противоположную группу мышц, представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. За­рой свои пятки в лесочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении. (Пауза около 20 секунд. )

 

... Сейчас переходим к рукам. Сожми, пожалуйста, обе руки одновременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче. Готов? Начали. Пред­ставь, что ты сжимаешь в кулаке все свои болез­ни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки — и раздави свои болезни! Теперь расслабь руки. Чувствуешь приятное тепло, покалывание, пульсацию в кистях рук?.. Это отличное упражнение для тех, кто много пишет в школе. Теперь давай повторим. (Повторяем 1 раз. ) Расслабься. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно шире... еще шире. Подержи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Готов? На­чали. (Повторяем упражнение 2 раза. ) Сосредоточься на чувстве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Такое ощущение возникает, когда приходишь домой с мороза, после игры в снежки и кладешь руки на теплую батарею или печку. (Выдерживаем паузу около 20 секунд. )

 

... Теперь давай поработаем с плечами. Мы хра­ним массу напряжения и стресса в плечах. Неда­ром говорят, что наши беды и тревоги «давят на плечи». Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали. Потяни плечи вверх. Очень высоко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточься на чувстве тепла и прият­ной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка... (Повторяем упражнение 2 раза, затем пауза около 20 секунд. )

 

... Давай перейдем теперь к лицу. Мы начнем со рта. Сначала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка «до ушей». Готов? Начали. Очень широкая улыбка. Еще шире. Подержи так — и расслабься. (Повторяем 2 раза. ) Теперь сожми гу­бы, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Готов? На­чали. Собери губы вместе. Сожми их очень креп­ко... Еще крепче. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз. ) А сейчас перейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время держишь гла­за закрытыми, но теперь зажмурь их еще крепче. Представь, что ты моешь голову и пытаешься не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Готов? На­чали. Зажмурь глаза очень крепко... Еще крепче... И — расслабь. (Повторяем 2 раза. ) Это упражне­ние очень полезно при утомлении глаз, вызванном школьными уроками, чтением, помогает улучшить зрение при близорукости.

Последнее упражнение заключается просто в под­нимании бровей. Помни о том, что глаза остают­ся закрытыми, а ты поднимаешь брови как мож­но выше, будто сильно-пресильно чему-то удивился.

Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз. ) Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 секунд. )

 

... Теперь снова направь свое внимание на дыха­ние, почувствуй, как с каждым вдохом (психотера­певт говорит синхронно с вдохами пациента) при­ятная свежесть, прохлада... вливаются через твои ноздри, дыхательные пути в легкие, принося с со­бой бодрость, энергию, здоровье... Грудная клетка расширяется, расправляется... А с каждым выдо­хом (эта частями, синхронно с выдохами пациен­та)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит... через дыхательные пути, ноздри... ты можешь представить ее как облачко пара, которое отделяется от тебя, ... унося все болезни, тревоги, ... и тает, растворяется... Остается только чувство уверенности, приятного покоя...

 

... А сейчас зафиксируем внимание на внутрен­них органах. Спокойно проглоти слюну и просле­ди, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи, ... груди, ... живота (с 5-секундными пауза­ми)... В верхней части живота появилось прият­ное тепло, и это тепло, подобно кругам от камня, брошенного в воду, расходится по всему животу, по всему телу... Живот прогрет приятным глу­бинным теплом.

 

... Теперь ты расслабил основные мышцы свое­го тела. Для того чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли. Когда я буду называть их, дай им расслабиться еще сильнее». (Вновь кратко называем основные группы мышц, предлагая ребенку представить, как будто волна сильного тепла охватывает их. )


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...