Объекты сатиры в трилогии А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»)
В целом трилогия Сухово-Кобылина дает яркую характеристику состояния русского общества 50—60-х годов, вскрывает чудовищные формы порабощения народа, угнетения и насилия — следствия полного бесправия граждан и ничем не ограниченного произвола властей. Уже первая часть трилогии — «Свадьба Кречинского» — посвящена теме хищничества, лжи и лицемерия, царящих в обществе. «Свадьба Кречинского» — социальная комедия. Герои ее социально-типичны, типична и изображенная в комедии ситуация. В центре комедии стоит образ Кречинского, дворянина, обедневшего и опустившегося. Не приспособленный к жизни в новых условиях, он обращается на путь, которым шли многие разорившиеся дворяне: пытается обогатиться путем женитьбы. В своей интриге Кречинский действует как типичный карьерист и аферист «новой эпохи», эпохи роста капитализма. Ловкая интрига Кречинского, его быстрые, хитроумные поступки и внезапный провал его предприятия составляют сюжетную основу комедии; события в комедии развиваются стремительно, и герои, прежде всего сам Кречинский, характеризуются в действии. Сухово-Кобылин заставляет своего героя искать богатую невесту не в среде купечества, а в среде провинциального поместного дворянства. Кречинский и его «оруженосец», вконец разорившийся и опустившийся дворянин Расплюев, противостоят в пьесе провинциалам Муромским. Союзницей Кречинского в семье Муромских является вздорная, помешанная на подражании высшему свету Атуева. «Высший свет», верхи столичной аристократии, представлены в комедии, как источник разложения, разврата. Кречинский воспитан в этом кругу, и, когда разорился и потерял средства к ведению «большой игры», он стал ощущать холодность к себе со стороны людей этого круга. Стремясь разбогатеть и составить себе игрой «дьявольское состояние», он в мечтах своих не удовлетворяется дворянским обществом Москвы и надеется, получив деньги, начать игру в высшем обществе Петербурга.
Столичному разоренному и развращенному дворянству Сухово-Кобылин противопоставляет провинциальное поместное барство, социальная практика которого идеализируется им. Сухово-Кобылин наделяет Муромского чертами, которые возбуждают к нему симпатию. Добрый старик горячо любит свою дочь, печется о ее счастье, порицает тщеславие и щегольство высшего света, которому стремится подражать Атуева. Однако, изображая с явной симпатией Муромских, Сухово-Кобылин не наделяет их исключительно одними положительными чертами и не противопоставляет Кречинскому как герою чисто отрицательному, злодею. Сухово-Кобылин как бы нарочито подчеркивает человеческие слабости страдающих от плутней Кречинского «положительных» героев. Не говоря уже об Атуевой и старике Муромском, ограниченность, провинциальность которых постоянно подчеркивается и особенно ярко выступает в их столкновениях с Кречинским, даже Лидочку Сухово-Кобылин рисует так, что основное достоинство ее характера — способность на сильное чувство — не перевешивает ее провинциальной. Подобная трактовка характера Лидочки нарушается только в конце последнего действия пьесы. Здесь героиня внезапно проявляет твердость воли и большую силу чувства. Двойственна в «Свадьбе Кречинского» и характеристика Нелькина. Нелькин борется с плутнями Кречинского, бескорыстно любит Лидочку, желает добра всему семейству Муромских. Вместе с тем он проявляет неприспособленность к жизни в условиях столицы («ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец», по замечанию Кречинского). Он всё время суетится, вмешивается в дела и разговоры других и совершает опрометчивые поступки, которые, как выясняется из дальнейшего хода трилогии, ни ему, ни Муромским не приносят добра.
Сложно и разносторонне обрисован в комедии характер Кречинского. Кречинский — типичный представитель дворянства эпохи роста буржуазных отношений. Привычка к роскоши, к удовлетворению всех своих прихотей, неприспособленность к труду воспитаны в нем средой, из которой он происходит, средой помещиков, живущих за счет труда крепостных. Он умеет только проживать плоды чужого труда. Патриархальные формы крепостного быта его не удовлетворяют, к новым условиям он не умеет примениться. Кречинский не может быть ни степным помещиком, ни дельцом купеческого склада. Однако всё возрастающее значение денег, определяющих положение человека в обществе, заставляет Кречинского жадно стремиться к наживе, к внезапному обогащению, и он встает на путь авантюризма. Всю свою волю, все свои способности, всю свою изобретательность он употребляет на то, чтобы «сорвать куш». Характеризуя Кречинского, Сухово-Кобылин подчеркивал, что его герой — жестокий и расчетливый плут, предусмотрительно и хитро строящий интригу. Вместе с тем он дает понять, что Кречинский — недюжинная личность, способная на большую страсть, увлечение и даже благородный порыв, хотя и глубоко развращенная. Мечтая о выгодной женитьбе, Кречинский изливается Расплюеву. Страсть к игре поощряется тем, что человек, наживший состояние бесчестным путем, становится почетным и уважаемым членом общества. Однако увлечение игрой так же, как его романы с женщинами, выражает и особенности натуры Кречинского — ее страстность. Недаром Сухово-Кобылин создал впоследствии иной вариант окончания пьесы, содержащий эпизод самоубийства Кречинского в момент разоблачения. Вариант этот, конечно, не мыслился Сухово-Кобылиным как замена основного текста пьесы, но писатель утверждал, что подобная развязка не противоречит характеру Кречинского. Своеобразная «широта» натуры Кречинского подчеркивается в сцене его разговора с «капиталистом», купцом Щебневым, неотступно требующим у Кречинского оплаты карточного долга. Выразительными штрихами в небольшой сцене Сухово-Кобылин рисует типический образ кулака-купца, готового за деньги прикончить «своего ближнего» «долбней по голове» (выражение Кречинского).
Кречинский сохраняет известное внешнее обаяние, он еще не опустился окончательно. Однако рядом с ним в комедии действует Расплюев, друг и сообщник, сопровождающий Кречинского, как тень. Появление его рядом с Кречинским в значительной мере увеличивало обличительную силу образа Кречинского. Расплюев — дворянин, хотя, очевидно, из небогатых и неродовитых дворян. В комедии он появляется разоренным до совершенной нищеты бродягой и шулером, морально падшим, лишенным чувства собственного достоинства, чести и элементарной порядочности. Кречинский приказывает Расплюеву «украсть, обворовать» и принести денег, сам он еще лишь пытается совершить подлог, но расплюевщина, как страшная перспектива полного морального и общественного падения, стоит перед ним. Расплюев способен на любое жульничество, мошенничество и преступление. В «Свадьбе Кречинского» Расплюев еще не становится чиновником, т. е. не приходит еще, по мнению Сухово-Кобылина, к своему полному падению. И хотя в словах Расплюева содержится задняя мысль — он хочет разжалобить Федора, сочувствие к нему зрителя пробуждается на минуту: в нем есть чувства, которые выше лжи, шулерства и жульничества, характеризующих Расплюева до этого. «Свадьба Кречинского» неразрывными узами связана с последующими частями трилогии. Образы первой комедии развиваются и углубляются в «Деле» и «Смерти Тарелкина». Крупнейшим достижением Сухово-Кобылина в «Свадьбе Кречинского» были созданные им в этой его пьесе типы дворян, а также эпизодические, но колоритные, выразительные образы купца Щебнева и ростовщика Бека. При быстром развитии действия Сухово-Кобылин дает яркую социальную и психологическую характеристику героев, наделяя их яркими, типичными для их социальной среды чертами. В «Свадьбе Кречинского» свадьбы не происходит, а любовная интрига Кречинского является прикрытием аферы, цель которой — обогащение. Наивная Лидочка, глядящая на брак и любовь сквозь призму романтической литературы, сталкивается с неприглядной действительностью и переживает тяжелое разочарование. Изображение типической ситуации, коллизии, характерной для общества, и еще более решительный отход от всевозможных шаблонов «репертуарной» драматургии, нежели в «Свадьбе Кречинского», имели место в последующих частях трилогии — драме «Дело» и комедии «Смерть Тарелкина». В этих произведениях Сухово-Кобылин так же является последователем и учеником Гоголя, творчески разрабатывающим методы реалистической сатиры в драматургии. В «Деле» и «Смерти Тарелкина» изображается правительственная бюрократия, разоблачаются ее темные дела. Сухово-Кобылин следует здесь за автором «Ревизора» и «Мертвых душ». В первоначальных записях и планах Сухово-Кобылин прямо называет своих героев-чиновников именами героев «Ревизора».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|