Физическое тело и его восприятие
Телесные ощущения Телесные ощущения также могут быть расклассифицированы по трем модальностям времени. Для разных людей ощущения в разных модальностях и переживаются, и ценятся совершенно по-разному, что, безусловно, следует иметь в виду при общении с человеком, особенно, если вы, как говорится, допущены до его тела, будь это в невинной форме рукопожатия или поверхностных объятий при встрече, или более глубоких взаимодействий, включающих в себя либо массажные, либо эротические аспекты. Телесные ощущения в фазе творения, как правило, привлекают внимание человека в первую очередь своей неожиданностью, непредсказуемостью и как бы началом будущего процесса, тело воспринимает лишь как указатель на дальнейшее развитие событий. Типичный жест фазы творения, принятый в нашей культуре, это быстрый поверхностный поцелуй, который обозначает контакт и этим ограничивается. То же относится и к краткому рукопожатию. Оно может быть энергичным и многозначительным, но развитие темы пойдет уже, вероятно, не на физическом, а на более высоких планах — эмоциональном, ментальном, содержательно-событийном и т. д. К модальности творения относятся также телесные переживания негативного плана, например, резкий удар по плечу человека, подошедшего к вам со спины, удар кулаком, полученный от врага во время потасовки, первый момент ушиба, начало любой болезни. Последняя тема относится также к телесным переживаниям. Разные люди болеют по-разному, и разные фазы болезни в большей или меньшей степени захватывают их внимание, настраивают их подсознание и причиняют им большие или меньшие неприятности. Начало болезни — это манифестация и первое проявление болезненных симптомов, пока что еще хаотическое; в любой момент могут появиться какие-то новые симптомы, они резко увеличиваются по силе, непредсказуемым образом разрастаются, никакой системы в этом не наблюдается. Для многих людей эта фаза болезни наименее приятна, поскольку она непредсказуема и можно ожидать чего угодно.
К фазе осуществления относятся телесные переживания, которые для человека предсказуемы, встроены в тот или иной устойчивый процесс или ритуал, включающий физическое тело, в котором человек переживает знакомые ему ощущения с незначительными вариациями. Таков, например, у некоторых людей ритуал водных процедур, причем интересно заметить, что когда человек погружается в горячую или холодную ванну, то в первый момент погружения у него активна фаза или (в данном случае, может быть, субмодальность) творения, а дальше идет само пребывание в ванной, когда тело уже нагрелось или, наоборот, как-то сонастроилось с холодной водой, то есть включается фаза осуществления, определенное телесное взаимодействие. Что касается болезней, то если творение — это фаза, соответствующая началу болезни, появлению симптомов и их размножению, то фаза осуществления характеризуется устойчивым течением болезни, когда новые симптомы перестают появляться и организм находит средства сопротивления, то есть форму защиты, которая является достаточно эффективной, чтобы противостоять наступлению болезни и не давать ей развиваться далее. Таким образом, болезнь — это как бы равное противостояние организма и патологии, когда идет процесс войны, например с патогенным микробом или с последствием нанесенного извне нарушения, и организм эту ситуацию удерживает (здесь также возможно не статическое, а динамическое равновесие, то есть иногда он отступает, но затем наступает снова, и человек хорошо чувствует это равновесие, эту устойчивую динамику). Некоторые люди эту фазу болезни переносят тяжелее, чем первую, некоторые, наоборот, легче, психологически они уже знают, что происходит, к ощущениям они уже привыкли, даже несмотря на то, что они носят негативный характер, и душа их, что называется, спокойна, хотя сама болезнь может продолжаться достаточно долго. Так люди привыкают к хроническим болезням, то есть к таким состояниям, когда патология входит в гомеостаз и он подстраивается под нее.
И, наконец, третья фаза, растворения, это прекращение телесного переживания, как бы подведение итогов того, что произошло, выход тела на другую ступень существования, как бы подытоживающую возможно положительные, возможно отрицательные, возможно смешанные переживания прошедшего процесса. Человек, принявший ванну, вылезает из нее, вытирается полотенцем, облачается в халат. В это время его тело как бы суммирует все впечатления, полученные во время этого гигиенического мероприятия, и человек может подвести его физиологические и чувственные итоги. Поцелуи и объятья давно не видевшихся старых друзей прекращаются; самое интересное, а именно рассказ о том, что происходило, пока они были в разлуке, еще только предстоит, но это касается эмоционально-ментальной части действия, а физическая часть уже заканчивается, они наконец отрываются друг от друга, садятся рядом, иногда держатся за руки, но в целом телесный контакт уже завершается и готов уступить место иному виду взаимодействия. Здесь физические ощущения слабеют и не составляют главного впечатления человека, который прислушивается к более тонким вибрациям физического плана, несущим как бы итоговую информацию о проведенном переживании. Так, получив от родителей, от старших шлепок по филейным частям и преодолев первичную боль, ребенок адаптируется к ней, и когда она стихает, прислушивается к своему телу: готово ли оно бежать на улицу и безобразничать дальше или нужно еще секундочку подождать. Фазе растворения соответствует течение болезни, когда она отступает под сокрушительными ударами защитных сил организма и организм постепенно возвращается к своему обычному здоровому состоянию. Теперь уже неприятные воспоминания в основном позади, но некоторые симптомы уходят неохотно и могут причинять человеку большие неприятности, намекая на то, что в целом у него в организме далеко не все в порядке, интегральный разум организма подсказывает ему, что то, что произошло, должно послужить ему уроком, который не следует забывать, и подсознание сделает эти выводы помимо воли и желания самого человека; последний может не очень хорошо ощущать состояние своего тела, но его подсознание информировано о нем гораздо лучше, и выводы, которые сделает подсознание, могут резко отличаться от тех выводов, которые сделал сам человек, и обычно он это чувствует. Разные люди совершенно по-разному относятся к фазе выздоровления. Для одних она необыкновенно скучна, тягостна, утомительна, и они очень быстро начинают вести себя так, будто они здоровы, хотя реально это не так, для других, наоборот, она представляет чрезвычайную радость, и они не склонны ее убыстрять, а, наоборот, стараются прожить ее максимально полно и запомнить это состояние возвращения к здоровью, наполняющихся силой органов и систем, и медленной смерти болезни.
Вопросы к читателю. Какие рукопожатия вы предпочитаете? Краткие или длительные, с захватом и поглаживанием ладони человека своей второй рукой? Тот же вопрос к объятьям. Любите ли вы обниматься кратко, порывисто или надолго залипать в объятьях другого человека? В последнем случае какой момент вам нравится больше всего: начало объятий, их продолжение или окончание? Как вы болеете? На какой фазе болезни у вас внутренне стоит максимальный положительный эмоциональный акцент? Максимальный отрицательный акцент? Считаете ли вы, что в болезни всегда есть что-то положительное? Например, возможность отдохнуть, отключиться от текущих дел, которые захлестывают вас с головой? Если у вас появляется прыщик, то в какой момент он причиняет вам наибольшую неприятность? В момент своего появления и роста, в момент своего наивысшего цветения или в период своего угасания и исчезновения? Тот же вопрос по отношению к прыщам ваших близких. Как вы относитесь к уринотерапии? Попробуйте разделить эстетический и физиологический аспекты вашего отношения.
Еда Как процесс еды, так и процесс переваривания пищи довольно четко делятся на три основные фазы, и разные люди уделяют этим фазам разное значение, обращают на одни большое, даже принципиальное внимание, а другие иногда игнорируют вовсе, что отрицательно сказывается на усвояемости пищи, на пищеварении и общем эмоциональном фоне человека. Однако, подобная акцентуация является проявлением глубинных психологических акцентуаций, определяющихся общим балансом модальностей времени в подсознании человека, и воздействовать на привычки и предпочтения еды, оказывается, не намного проще, чем перестраивать свою психику, начиная от самых ее корней. На фазе творения человек приступает к еде, он осматривает стол, принюхивается к кускам, которые лежат у него на тарелке, и, что называется, пробует, дегустирует; и пока в организм поступают первые впечатления от содержимого его тарелки, он находится в фазе творения. На фазе осуществления он ест то, что уже распробовал и оценил как положительное. В этой фазе организм не получает уже никакой принципиально новой информации, но лишь расширяется и уплотняется желудок, и начинается интенсивная работа по перевариванию пищи. И, наконец, третья фаза еды, фаза растворения, когда человек уже съел, в основном, все, что планировал, он ощущает сытость в основном, но в чем-то его аппетит еще не до конца удовлетворен, и он озирает стол в поисках того небольшого особенного кусочка, который станет достойным завершением его трапезы. Культура еды в очень большой степени связана с умением различать фазы времени и должным образом реагировать на их смену. Дети склонны прокрадываться на кухню и хватать куски от случая к случаю. Для них самым важным в процессе еды является фаза творения, а осуществление и растворение они попросту не замечают, глотают куски, не жуя, и стремятся к пище, которая начинает усваиваться уже прямо во рту, то есть к быстроусвояемой, чаще всего сладкой диете. Многие взрослые так и остаются на этой инфантильной фазе. Многие, наоборот, более или менее правильно проходят первую фазу — закуски и вторую — основные блюда, но не могут остановиться и съесть лишь незначительное количество точно определенной необходимой им пищи на третьей фазе. Третья фаза у них неожиданно растягивается, и на ней поглощается количество пищи, превышающее (порой вдвое или даже втрое) то количество, которое съедено на первых двух фазах. Это признак совершенно неправильного подхода к питанию и нарушенного баланса процесса пищеварения. Если рассматривать желудочно-кишечный тракт с точки зрения фаз времени, то рот относится к фазе творения, здесь человек получает первые впечатления от еды и начинает процесс ее усвоения, желудок находится под покровительством фазы осуществления: здесь еда активно переваривается, снабжается желудочным соком; и лишь в тонком кишечнике происходит ее ассимиляция и всасывание в кровь. Другими словами, тонкий кишечник находится под покровительством фазы растворения, если рассматривать его с позиций процесса питания. Если же рассматривать его с позиций процесса очищения, то он находится в фазе творения, здесь будущая каловая масса лишь начинает формироваться. Окончательное же ее формирование, сопровождающееся процессом всасывания, происходит в толстом кишечнике (который, таким образом, находится под управлением архетипа осуществления), а окончательное формирование кала происходит в прямой кишке, которая, таким образом, находится под покровительством архетипа растворения. Впрочем, последние три «покровительства» следует рассматривать как субмодальности, потому что модальность в данном случае соответствует очищению организма, то есть является модальностью растворения. Аналогичное деление можно рассмотреть в триаде почки — мочеточник — мочевой пузырь. Читатель, знакомый с медициной, может продолжить это перечисление далее, перевести эту идею в фазу осуществления самостоятельно.
Вопросы к читателю. Какая фаза еды являет для вас наибольшую привлекательность? Какую вы считаете наиболее важной для пищеварения? Различаете ли вы в себе три фазы насыщения: первичное, основное и окончательное? Если да, то какому из них вы придаете наибольшее значение? Согласны ли вы с мнением французов, что вставать из-за стола следует слегка голодным, или вы более склонны придерживаться русской точки зрения, а именно, что вставать из-за стола следует тогда, когда это уже практически невозможно, и человек в состоянии лишь лечь, но никак не встать? Принимаясь за еду, осматриваете ли вы стол, содержимое вашей тарелки, принюхиваетесь ли вы к нему, делаете ли вы небольшую паузу перед тем, как начать есть? Склонны ли вы разговаривать во время еды, или она поглощает ваше внимание полностью? Уделяете ли вы внимание сладкому и если да, то склонны ли вы есть его после еды или отдельно?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|