Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 

 

 

 

Физическое тело и его движения




По тому, как человек двигается, работает, принимается за работу, меняет один вид физической деятельности на другой, можно судить о том, какие архетипы в его подсознании больше представлены и лучше поработаны. Кроме того, будучи вовлечен в эмоциональную или событийную ситуацию, человек выдает свои модальности положением и движением своего тела, и внимательный наблюдатель может сделать глубокие выводы относительно ведущих модальностей и даже субмодальностей, просто наблюдая за физическим поведением окружающих людей.

Для фазы творения характерно начало действия, подготовка к действию, обозначение этого действия в виде жеста, который подразумевает продолжение. Властный жест рукой, посылающий вперед, стремительный взрыв спринтера с низкого старта, короткое, энергичное рукопожатие, вообще любые короткие энергичные жесты, не имеющие продолжения в физическом теле, но подразумевающие продолжение в разговоре или в действиях, указывают на активность фазы творения. Здесь человек не думает о своих резервах, он действует так, как будто у него их больше, чем достаточно, он чрезвычайно выразителен и свободен в своих жестах. Таковы многие первоклассные актеры.

Фазе осуществления соответствует хорошо знакомое для данного физического тела движение или система движений, которая образует заранее определенный набор. Таковы, например, движения человека в знакомом ему физическом труде, когда затраты на этот труд компенсируются моментами восстановления сил при коротком отдыхе. Наблюдая за любым человеком, выполняющим свои профессиональные обязанности, можно заметить нечто общее, свойственное манере движения и пластике его тела. Тело вовлечено в знакомый ему процесс и исполняет его, находясь в определенном балансе. Таковы характерные признаки физических движений на фазе осуществления. На фазе творения тело обычно не уверено в себе и делает жесты, которые являются неожиданными для окружающих и предполагают определенное продолжение с их стороны. Например, делая властный жест рукой, останавливающий машину или посылающий своих сотрудников вперед, начальник находится в физическом теле на фазе творения, но физическое продолжение его жеста ожидается им в окружающей его среде. Здесь можно говорить о модальности творения, но субмодальность осуществления. Движения в модальности творения и в субмодальности творения уверенному в себе начальнику не свойственны, он их избегает и возникает впечатление, что его тело вовсе не знакомо с такого рода движениями. Украшает это последнее обстоятельство его жизнь или обедняет, пусть судит читатель.

Для фазы растворения характерны движения, в которых человек заканчивает определенный процесс или прерывает его, иногда неуклюже, иногда ловко; но в любом случае здесь ощущается некоторая остановка, прерывание, и движение заканчивается или качественно меняет ту свою природу, которая ощущалась ранее. Так, добравшись до кровати, усталый путник делает из последних сил шаги, приближающие его к долгожданному месту отдыха и без сил падает в нее. Люди, у которых сильна фаза растворения, нередко страдают невозможностью поддержания физического тела в определенном ритме. Им чрезвычайно трудны однообразные монотонные движения, и они все время стараются выйти из этого ритма, снизить по возможности его амплитуду или вовсе свернуть эти движения, сократив их до нуля. Так ведут себя практически все лентяи и так ощущает себя большинство людей, которые принимают решение регулярно заниматься зарядкой, но, едва начав упражнение с гантелями, чувствуют, как их покидают все силы, гантели наливаются просто свинцовой тяжестью и грозят в буквальном смысле сломать своей тяжестью хозяина.

Если говорить о самом физическом теле, о его физиологии и внутреннем устройстве, то к фазе творения относятся органы, связанные с питанием и восприятием окружающего мира, в частности, органы чувств и всевозможные системы, которые возбуждают человека и усиливают идущие в теле процессы. К фазе растворения относятся, наоборот, органы и процессы выделения, системы, которые обеспечивают торможение и отдых, а к фазе осуществления относятся системы, которые поддерживают баланс организма, его устойчивое состояние в определенных внешних условиях.

Вопросы к читателю. Какие моменты движения человеческого тела, своего и чужого, привлекают ваше наибольшее внимание? Начало движения? Регулярно повторяющееся движение, то есть состояние, когда тело находится в определенном ритме? Завершение движения? Как вы считаете, что для тела важнее — умение войти в ритм или правильно выйти из него в состояние торможения и отдыха? Бег на какие дистанции представляется вам наиболее тяжелым переживанием для человека? На короткие дистанции, на средние или марафон? Если бы вы стали заниматься бегом, то какие дистанции были бы для вас наиболее привлекательными? Если вы бегаете, то скоро ли у вас наступает второе дыхание? Становится ли вам после его наступления реально легче бежать или существенной разницы нет? Долго ли вы можете бежать на исходе сил, когда они уже отчетливо кончаются? Что вы больше цените — реакцию, силу или выносливость? Какое из этих качеств в наибольшей степени проявлено в вашем собственном физическом теле?

Одежда

По тому, какую и как человек носит одежду, как она на нем сидит и какие функции на нем она исполняет, можно многое понять о ведущих его архетипах.

В фазе творения процветают убежденные модники и модницы. Для них главное в одежде — это новизна, свежесть, неожиданность, эффектность. Они не жалеют сил и денег на свои наряды и разочаровываются в них, надев всего лишь несколько раз. После этого им нужно опять что-то новое, неожиданное, интересное, привлекающее взор окружающих, а главное, интересное в зеркале.

Для фазы осуществления характерно отношение к одежде как к спецодежде. Зимой она должна греть, летом она должна быть свободна и прохладна, пропускать воздух к коже. Она должна соответствовать социальному кругу, в котором человек находится; если он работает, то она должна быть удобна для работы, если его работа имеет социальный характер, то она должна воздействовать на окружающих его людей нужным ему образом; при этом он обращает внимание на их реакцию, то есть следит за обратной связью. На фазе творения последнее не типично. Там человеку важнее всего, как его одежда нравится ему самому, а на фазе осуществления человек в равной мере придает значение удобству одежды для себя и ее адекватному, с его точки зрения, воздействию на окружающих.

Ведомый фазой растворения, человек нередко предпочитает одежду, которая служит ему верой и правдой, к которой он привык и которая явно уже нуждается в том, чтобы ее выбросили. Тем не менее он привязан к ней тем больше, чем меньше осталось в ней целых кусков и чем больше в ней швов, заплат, дыр и пробирающейся на поверхность изнанки. «Как же можно это выкинуть, когда она еще совсем практически новая!» — восклицает он в ужасе, когда его ближайшие родственники в не меньшем ужасе пытаются отобрать у него любимое старье. Ведь к новой одежде придется еще долго привыкать, ожидая того момента, когда она перестанет командовать им и станет ему послушна! Для фазы растворения вообще характерно небрежное отношение к одежде. Человек может одевать что ни попадя, не следить за соответствием различных частей своей одежды и думать как будто бы о чем-то другом. В действительности он думает о своей одежде, но совсем не в том ракурсе, в котором думают о ней его собратья на фазах творения и осуществления. Здесь в одежде видится некоторый высший смысл, поднимающийся над ее функциями адаптации к климату и социальными. Например, одежда может служить живым символом прошлой жизни, напоминать ему об эмоционально окрашенных сюжетах, давно ушедших в прошлое и т. д. и т. п.

Вопросы к читателю. Какую одежду вы предпочитаете — новую, привычную, давно уже ношенную вами? Обращаете ли вы внимание на внешний вид одежды или на ее удобство, функциональность или на особые качества, которые вырабатываются со временем и сообщают ей мистическое значение? Склонны ли вы донашивать одежду за другими людьми? Считаете ли вы, что младшие дети должны донашивать одежду старших? Считаете ли вы, что детям ни в коем случае нельзя покупать одежду на вырост? Какое чувство вызывают у вас модники, модницы, телевизионные передачи о модных салонах?

Москва — Новосибирск, апрель — октябрь 1998 г.

 


Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ — 2

Введение. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ И ПСИХОЛОГИЯ — 7

Часть 1. ХОЛИСТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП — 20

ПРОРАБОТКА ГЛОБАЛЬНОГО АРХЕТИПА — 21

ПРОРАБОТКА ЛОКАЛЬНОГО АРХЕТИПА — 25

ПРОРАБОТКА ХОЛИСТИЧЕСКОГО АРХЕТИПА — 28

ПСИХОЛОГИЯ ХОЛИСТИЧЕСКОГО АРХЕТИПА — 39

В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ — 69

ЭМОЦИИ — 80

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ — 86

Часть 2. ДИАДИЧЕСКИЙ АРХЕТИП — 91

ПРОРАБОТКА ЯНСКОГО АРХЕТИПА — 91

ПРОРАБОТКА ИНЬСКОГО АРХЕТИПА — 94

ПРОРАБОТКА ДИАДИЧЕСКОГО АРХЕТИПА — 96

ПСИХОЛОГИЯ ДИАДИЧЕСКОГО АРХЕТИПА — 105

ЭМОЦИИ — 154

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ — 160

Часть 3. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП — 165

ПРОРАБОТКА АРХЕТИПА ТВОРЕНИЯ — 166

ПРОРАБОТКА АРХЕТИПА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ — 170

ПРОРАБОТКА АРХЕТИПА РАСТВОРЕНИЯ — 173

ПРОРАБОТКА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО АРХЕТИПА — 176

ПСИХОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО АРХЕТИПА — 184

В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ — 218

ЭМОЦИИ — 232

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ — 241

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...