Технология группового обучения
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Технология педагогических мастерских Если вы хотите обеспечить условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, для развития их коммуникативных способностей и внутренней мотивации на учебную деятельность, то вам будет полезно ознакомиться с технологией педагогических французских мастерских, которую успешно используют на своих уроках учителя многих белорусских школ. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами, представителями ЖФЭН (французская группа нового образования). В 90-ые гг. группа сотрудников С. – Петербургского университета педагогического мастерства начинает адаптировать технологию в практику российского школьного образования. Технология привлекает тем, что, кроме решения большого круга учебных задач, она имеет большой воспитательный потенциал. Следовательно, её можно применять не только на уроках, но и во внеклассной работе. Девизом этой технологии можно взять слова древних: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Необычные уроки-мастерские проводятся на высоком эмоциональном уровне, создают атмосферу раскрепощенности, свободы, психологического комфорта и позволяют ребятам самим «выращивать» свои знания. На уроке создается доброжелательная атмосфера, положительные чувства и эмоции. Это способствует проявлению творчества, позволяет осуществить самые сложные проекты. В Мастерской очень важна личность учителя, который должен быть умеющий, доброжелательный, чуткий, ровный со своими учениками в познании окружающего мира. Пользуясь разнообразными педагогическими приемами, он будит мысли, чувства ученика.
Данная технология во многом особенная. По предложению учителя возможен выход за рамки программного материала, используется вариативность в проверке знаний, присутствует ненавязчивость. Преимущество этой технологии еще и в том, что на уроке возникает потребность высказаться даже у самого замкнутого ученика. В мастерской мысли каждого ценны, важны, нужны, а все вместе составляют открытие. В традиционной системе познания учитель понуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка. В мастерской же ученик строит свой путь познания и «проживает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. И самое принципиальное отличие мастерской от традиционного урока заключается в рефлексии. Это особый анализ своих достижений, работы, ощущений. При этом высказывается каждый участник мастерской и на этом строится следующий этап работы, ведущий к постижению нового, другого знания. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (4-6 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основные принципы мастерской заключаются в том, что материал подается малыми дозами, а учитель и ученик едины и равны в поиске знаний. Итогом урока-мастерской являются творческие работы детей. Основные этапы работы в мастерской: Индукция («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, фрагмент фильма – все, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. «Социоконструкция» - построение этих элементов группой.
«Социализация» - на этом этапе должно быть обнародовано и обсуждено все, что сделано индивидуально, в паре, в группе. «Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов решений) в аудитории и ознакомлении с ними. «Разрыв» - внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, ведущий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе работы в мастерской. Это богатейший материал для самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. В своей работе, помимо мастерских по изучению нового материала, можно практиковать мастерские по обобщению знаний по конкретной теме. Подготовка к мастерской интересна, но достаточно трудоемка, вынуждает перерабатывать огромное количество информации, а в условиях современной оснащенности школы это, несомненно, большой труд по оформлению материалов, из которых ребята извлекут и ответы, и новые проблемы. Это может отпугнуть учителя, однако, опираясь на личный опыт, можно отметить, что учащимся работа в мастерских нравится, они с удовольствием учатся работать в макрогруппах, с интересом решают поставленные творческие задачи. Педагог же обычно получает большой творческий заряд и удовлетворенность результатами своей работы. Технология необычная, на всех уроках применить её невозможно, ведь на одних эмоциях весь биологический материал изучить нельзя. Но каждому педагогу необходимо иметь в своей копилке такие яркие уроки побуждающие к творчеству, дающие положительные эмоции и вдохновение как ученикам так и самому учителю. Технология группового обучения Учителя часто используют на уроке организацию групповой деятельности учащихся. При технологии группового обучения учитель решает следующие организационные задачи: 1.Подобрать состав группы. Группы могут быть гетерогенными, состоящими из учащихся разного уровня успеваемости, и гомогенные, состоящие из учащихся одинаковой успеваемости. В первом случае осуществляется полезное взаимодействие в процессе обучения, во втором – следует дифференцировать задания разным группам.
При организации групп следует учитывать сложившиеся в классе товарищеские отношения. Наиболее эффективно работает группа из 4-5 человек. Состав групп (по данному предмету) не следует менять без особой необходимости. 2.Обеспечить группу заданиями. Задания должны быть четкими и конкретными. Их цель – управление работой группы. Группы работают самостоятельно, учитель только регулирует общий ход процесса, вмешиваясь в работу групп по мере надобности. 3.Учитель должен продумать деятельность каждого учащегося в группе. 4.Запланировать время групповой работы. Продумать запасные варианты методических заданий. 5.Разработать порядок работы – дать ученикам план действия, определяющий объем и последовательность их работы в классе. 6.Подготовить кабинет: оборудование столов. Учащиеся во время выполнения группового задания рассаживаются, чтобы каждый видел друг друга. 7.Разработать систему контроля и учета. Групповая деятельность утомляет учащихся больше обычного, хотя и интерес к уроку при её применении выше, поэтому не следует злоупотреблять этой формой организации обучения. Место её использования определяется особенностями изучаемого материала, подготовленностью класса и возможностями учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|