Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десять заповедей экскурсионного дела (по Б.Е. Райкову)




1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь её план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут (оптимальное количество новых названий на экскурсии – 10 - 12).

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно (возле неподвижных объектов выстраивайте учеников полукругом в два ряда с учетом их роста; мелкие подвижные объекты раздавайте в пробирках; для наблюдения за птицами используйте бинокли).

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Большое значение на экскурсии имеет умелая организация учителем порядка и рабочая дисциплина, допускаются перерывы, «минутки отдыха», организуемые учителем.

Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведение экскурсии в природу с детьми для учителя всегда будет проблематично, а это значит, что школьники не получат должного биологического образования.

 


20.Формы контроля в обучении биологии

 

Проверка результатов обучения – необходимый этап процесса обучения. Цель её – выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом.

Проверка знаний и умений всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Проверка помогает учителю глубоко анализировать результаты своей работы и принимать меры к устранению имеющихся недостатков. Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки.

Проверка знаний и умений учащихся требует и от самого учителя четкого представления о том, какие знания и умения должны получить учащиеся в результате обучения. Объем учебного материала определяется действующей программой и более конкретно очерчивается стабильным учебником. Но твердые знания учащиеся должны иметь по основным вопросам курса, о менее важных допускается иметь лишь представление. Только опорные знания должны сохраняться в памяти учащихся навсегда (на долго), тогда как остальное неизбежно забудется, если человек не станет специализироваться в данной области.

Осуществлению единого подхода может способствовать ориентация на рубрику программы «основные требования к знаниям и умениям учащихся». Здесь сосредоточено то главное, что должны усвоить ученики.

В практике применяют устную, письменную и практическую проверку знаний и умений.

Главные способы проверки:

· устные (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос);

· письменные (контрольные работы, диктанты);

· программированный контроль;

· практическая проверка знаний и умений;

· проверка выполнения домашних заданий.

Так же все формы внеклассной работы могут служить хорошим средством проверки тех или иных знаний и умений.

Выбор форм проверки зависит от содержания проверяемых знаний. Проверка сложных теоретических вопросов осуществляется обычно при индивидуальном опросе.

Фронтальный устный опрос планируется при проверке объемного, но не сложного учебного материала, при дефиците времени. Фронтальный письменный опрос проводится, когда необходимо установить уровень усвоения всеми учениками важных теоретических вопросов, служащих опорными при изучении нового материала.

Уплотненный опрос целесообразно планировать в тех случаях, когда нужно проверить знания большого по объему учебного материала неоднородной сложности, умения учащихся работать с тем или иным средством обучения.

Все вопросы, при помощи которых проверяются знания и умения, можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные вопросы и задания являются наиболее универсальными, они представляют полную свободу для ответа и не содержат каких-либо ограничений и подсказок. Ответы в данном случае могут быть произвольными по форме. Традиционные задания позволяют контролировать любые дидактические цели: знание и понимание материала, применение его в различных условиях, умение анализировать и оценивать текст. С их помощью можно выявлять отношение ученика к изучаемому материалу, выяснить глубину его понимания.

Если вопросы не заставляют ученика вникать в сущность явления, а требуют простого повторения, то лучше прибегнуть к контролю с элементами программирования.

Нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному способу проверки знаний, целесообразно их использовать в сочетании. Выполнение программированных заданий должно занимать лишь 20-30 % учебного времени, отводимого на закрепление и контроль знаний. Оно обязательно должно сочетаться с традиционными приемами контроля усвоения и закрепления материала.

В практике наблюдается такая закономерность: когда опрос затягивается свыше 15 минут, урок получается неэффективным в плане изучения нового материала, новые знания – слабыми, даже не смотря на хорошую методику преподавания. Лучше не довести до конца один из элементов урока, чем сломать весь урок.

В организации проверки знаний наблюдается борьба двух противоположных тенденций: увеличение глубины опроса приводит к уменьшению числа оценок, а увеличение числа опрашиваемых – к уменьшению глубины раскрытого материала. Одним из путей решения этого противоречия является отказ от проверки знаний только на специально отведенном для этого этапе урока. Необходимо, где только возможно, совмещать воспроизведение знаний с их осмысливанием, повторением и запоминанием.

Наиболее распространенными недостатками опроса на уроках биологии являются:

· Вопросы заранее не продуманы, нередко случайны, формулировка вопросов направлена только к памяти ученика, не вызывает работы мысли.

· В опрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока; к ответу не привлекаются собственные наблюдения учащихся над окружающей местностью и выводы из этих наблюдений.

· Опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим, класс к опросу не привлекается.

· Учитель не умеет получить ответ от учащегося: забрасывает вопросами, не дает собраться с мыслями, отвечает сам вместо ученика, пропускает ошибки учащихся.

· Довольствуясь неполными, неточными ответами, учитель не умеет на ходу углубить и направить опрос и добиться исчерпывающего ответа.

· Учитель неправильно выставляет оценки.

В конце опроса обнаруженный пробел в знаниях учащихся, учитель восполняет комментариями и обобщением.

 

 


21.Средства обучения биологии

 

Средства обучения — разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективность учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные, средства.

Выделение этих трех видов соответствует концепции теории познания (теории отражения) и стадиям развития мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуа­ции в процессе непосредственных практических действий с реальными объектами. На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать задачи на основе оперирования уже не реальными предметами, а образами восприятии и представлений, накопленными опытом учащихся. На третьей, высшей, стадии ведущая роль в мыслительной деятель­ности принадлежит отвлеченному, абстрактно-теоретическому мышлению. Оно выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, в вербальной форме, в форме слова.

Все средства обучения представляют собой те или иные спосо­бы выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-познавательной деятельности.

Реальные, или натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экс­курсии, используют их и общаются с ними. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.

Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, напри мер, строения клетки, организмов, экосистем, круговорота веществ и пр. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов, например модель 1НК, модель работы сердца, муляжи ископаемых животных и Ревизионные изображения. Как особая группа изобразительных.ступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения.

Словесные, или вербальные, средства — это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле­га кинокадры, программное обеспечение для работы с компью­тером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради.

Непосредственное восприятие учащимися реальных объектов ли их изображений обеспечивает путь познания в виде наблю­дений или практических действий с ними. А восприятие вербальных средств обучения позволяет направить путь познания, -поникнуть в сущность изучаемых предметов и явлений, обеспечить эмоциональное и аксиологическое раскрытие учебного содержания. Н. А. Рыков всегда подчеркивал большое значение слова учителя.

Средства обучения, которые фиксируют учебное содержание, обычно используются для реализации принципа наглядности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения за­висит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена: дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги и методисты-естественники Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.В.Половцов, Б.Е.Райков, Л.В.Зай­мов, С. Г. Шаповаленко внесли существенный вклад.

Я. А. Коменский обосновал «золотое правило дидактики»: при­влекать к обучению все органы чувств. И. Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. В.В.Половцов обосновал роль на­глядности в выборе методов обучения. Б. Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В.Занков, а С. Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом роли в учебном процессе.

Наглядность является необходимым и закономерным средств образовательного процесса на всех этапах изучения биологи средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность, так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с пониманием «наглядное пособие», но значительно шире по объему.

Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие био­логическое содержание изучаемых предметов и явлений — основ­ные средства обучения, а различные приборы, инструменты, тех­ническое оборудование — вспомогательные.

К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ: увели­чительная техника (микроскопы, лупы), лабораторное оборудо­вание (штативы, нагревательные приборы, посуда и др.), препа­ровочный инструментарий (пинцеты, препаровальные иглы, лупы и пр.), а также различную аппаратуру, называемую техническими средствами обучения (ТСОСреди технических как особую группу часто выделяют аудио­визуальные средства, в том числе средства статической экранной проекции (учебные диафильмы, диапозитивы или слайды, графопособия, кодограммы и др.), динамической (учебное кино, телевидение), а также звуковые (учебное радио, звукозапись), эти аудиовизуальные средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в их последовательности.

С внедрением в школу обучающих машин — компьютеров, особенно машин высокого уровня, т. е. компьютеров последних поколений с их многоканальными средами воздействий на учения принятое разграничение технических средств на основные и вспомогательные потеряло свое значение, так как это технически средство позволяет учащимся самим манипулировать в объеме обучающих программ, самостоятельно осваивать учебное содержание, иллюстрировать его виртуальными примерами природных явлений и контролировать степень усвоения знаний. К сожалению, пока еще не все школы страны имеют компьютерные классы.

Средства наглядности используются на всех этапах процесс обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.
22.Школьный кабинет биологии.

 

Школьный кабинет биологии – особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология».

Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.

Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений, чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов в обучении кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, лупы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных. Наряду с таблицами использовался кинопроектор. В середине 50-х годов ХХ в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки.

В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое – для конкретного курса, конкретной темы.

Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Но кабинет биологии – это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное значение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, справочная и учетная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...