Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

учебных достижений учащихся




Уровни учебных достижений Баллы Показатели оценки
    Отсутствие ответа, или отказ от ответа по неуважительной причине
Низкий (рецептивный)   Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету
  Узнавание объекта изучения, различие определений, структурных элементов знаний; проявление усилий и мотивации учения
Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный)   Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых ошибок с помощью учителя; затруднения в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности
  Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий.
Средний (репродуктивно-продуктивный)   Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата
  Полное воспроизведение программного учебного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость в стремлении преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству
Достаточный (продуктивный)   Владение программным учебным материалом, в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремления к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии
  Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии
Высокий (продуктивный, творческий)   Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции
  Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению

К проверке знаний нужно заблаговременно и тщательно готовиться. Учащиеся усваивают содержание далеко не так, как оно изложено в учебнике или в объяснении на уроке, а так, как спрашивает учитель. Если он удовлетворяется небрежными, расплывчатыми ответами, то школьники не готовят дома полных и точных ответов. Если учитель принимает механический пересказ учебника, то учащиеся не работают над выделением главного в ответе. Проверка знаний и умений является наиболее трудной частью урока, которая подвергается корректировке входе урока наиболее часто.


30.Технология проблемного изложения учебного материала

 

Основным элементом проблемного обучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Мыслить человек начинает, когда появляется потребность что-либо понять. В такое состояние в начале урока учащихся можно привести, показав, что имеющихся у них знаний недостаточно для объяснения предложенной учителем ситуации.

Специально организованное учителем состояние интеллектуального затруднения, побуждающее учеников приобретать дополнительные знания, и есть проблемная ситуация.

Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная ситуация создается ради той познавательной деятельности, которая следует за вопросом учителя.

Проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.

Проблемные ситуации могут создаваться различными методическими приемами. Чаще всего это постановка проблемных вопросов и заданий. Для создания проблемных ситуаций не пригоден слишком простой и слишком сложный материал. Учителю рекомендуется систематически вести работу по накоплению проблем для каждого курса биологии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные биологические публикации, периодическую печать. Следует иметь в виду, что не всякая проблемная ситуация становится проблемой. Нередко учитель задает такой вопрос, который у учащихся создает интеллектуальные затруднения, но поиск ответа для учащихся недоступен, так как они не обладают необходимыми исходными знаниями и умениями. Например, вопрос: «С каким процессом связано наличие в клетке органелл и структур, которые отсутствуют в животной?» в 7 классе проблемой не станет, так как учащиеся ещё не знают сущность процесса фотосинтеза.

Проблемное обучение может осуществляться с помощью проблемного изложения, эвристической беседы, частично поискового и исследовательского методов обучения.

Проблемное изложение заключается в том, что учитель, создав проблемную ситуацию, сам излагает материал, рассуждая вслух, высказывает предположения, обсуждая их, опровергает возможные возражения, доказывает истину с помощью эксперимента. Учитель на опыте демонстрирует перед учащимися сам путь научного познания (например, изучение законов генетической наследственности объясняется в том порядке и с теми же вопросами, которые ставил Мендель в ходе проведения исследований). Учащиеся следят за логикой изложения, у них возникают вопросы, нередко они предвосхищают следующий шаг в рассуждениях. Восприняв схему изложения, учащиеся перенесут её в другие ситуации, с которыми они могут столкнуться.

В эвристической беседе учитель ставит перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

При частично-поисковом методе учащиеся решают поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно, но учитель оказывает им помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях.

Уроки биологии могут быть целиком посвящены решению какой-либо проблемной задачи. Но чаще всего на уроках биологии сочетается традиционное объяснение материала в готовом виде с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. Это позволяет организовать обучение в логике. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, полученные ими в готовом виде.

Положительными качествами проблемного обучения являются:

1. Проблемное обучение – это эффективное средство повышения познавательной активности учащихся. Знания, добытые путем собственного поиска, надолго становятся достоянием человека. Проблемные задания на уроке, как правило, вызывают большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

2. Проблемное обучение способствует развитию логического мышления учащихся и этим содействует их умственному развитию. Ум человека шлифуется в процессе творческой деятельности. Я. Корчак писал: «Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли – это поручить другому родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то и есть самые ценные». Интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей.

Проблемное обучение – обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.

Но проблемное обучение нельзя считать панацеей, есть некоторые ограничение в его применении:

1. Большие затраты времени на поиски решения проблемы путем рассмотрения всех возможных гипотез. Времени урока может не хватить. Поиски решения проблемы – неэкономичный по времени вид работы.

2. На уроке, кроме продуктивной деятельности, должна обязательно присутствовать и репродуктивная. Многие основополагающие понятия, закономерности учащиеся не в состоянии раскрыть самостоятельно. Ряд программных практических работ по содержанию находятся на репродуктивном уровне.

3. Концентрируя внимание на отдельных этапах решения проблемы, на элементах доказательства нового вывода, ученики часто теряют представления целостности, не могут последовательно воспроизвести вывод.

4. Большинство учеников не выдерживают длительной напряженной умственной работы.

5. Около двух третей учеников класса вообще не в состоянии заниматься самостоятельным поиском решения проблем.

6. Школьники выдвигают как правильные, так и ошибочные предположения. Причем неправильное, но собственное суждение часто запоминается куда прочнее, чем истинное, но предложенное учителем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...