Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды внеклассной работы по биологии




Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам:

ü с учетом количества участников внеклассной работы выделяют индивидуальные, групповые и массовые (фронтальные) виды внеклассных занятий.

ü по реализации занятий во временных рамках – эпизодические (вечера, походы, олимпиады, конференции) и постоянно действующие (кружки, факультативы, общества);

ü по содержанию – внеклассные занятия по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене, общей биологии и общего плана.

 

Таблица. Внеклассные занятия по биологии

 

Организация занятия Виды занятия
Групповые занятия Кружковая работа. Экспедиции. Походы в природу. Факультативы
Массовые занятия Лекции. Просмотр кинофильмов. Участие в олимпиадах. Экскурсии и походы в природу. Научные вечера, конференции. Выставки работ учащихся. Общешкольные кампании: «День урожая», «День птиц», «Неделя биологии», «Недели экологии». Издание журналов, стенгазет, альбомов
Индивидуальные занятия Научные исследования и опыты по теме (например, «Фенологические явления в жизни птиц», «Изучение загрязнения территории прилежащей к школе»). Подготовка к олимпиадам. Внеклассное чтение. Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы

 

Биологические кружки

Биологический кружок – это организационный центр внеклассных занятий. Количественный состав кружка не должен превышать 10 – 15 человек. Биологические кружки по содержанию можно разделить на группы:

1. Занимательные. Их основная задача – привлечение учащихся к изучению биологии, привитие интереса к предмету. Они формируют лишь поверхностный интерес к биологии, без углубления изучения каких-либо вопросов.

2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

3. Кружки. На которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (цветоводов, фенологов, аквариумистов).

4. Кружки, посвященные специальным вопросам биологии, изучаемым на уроках (орнитологов, энтомологов). Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела биологии.

За последние годы в развитии кружковой работы наметились тенденции усиления экологической и краеведческой работы; повысился уровень их научности.

План работы кружка обычно отражает общее направление деятельности и складывается из следующих составляющих:

1. Самостоятельные групповые или индивидуальные исследовательские работы: опыты и наблюдения в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке и в природе, над объектами и явлениями живой и неживой природы.

2. Экскурсии, разные по содержанию, времени и месту проведения.

3. Массовые и общественно полезные работы: благоустройство рекреационных территорий, посадка деревьев и кустарников в микрорайоне или парке, учет памятников природы своего края, охрана редких видов растений и животных.

4. Изготовление и ремонт наглядных пособий. Работы по оборудованию и оформлению биологического кабинета, краеведческого музея, уголка, экспозиции выставок.

5. Организация биологических вечеров и праздников в школе.

6. Изучение научной и научно-популярной литературы по определенным темам, составление рефератов и обзоров для доклада на заседаниях кружка, оформление материалов и выпуск рукописных изданий кружка: стенгазет, журнала и т.п.

7. Изучение экологического состояния своего населенного пункта, пришкольных территорий, школьного здания.

Занятия обычно проводят один раз в неделю или два раза в месяц, в определенные дни недели, их протяженность не более 1,5 – 2 ч.

Особым видом внеклассной работы являются факультативы. Небольшие группы учащихся 15 – 17 человек работают по программам или по авторским программам учителя. Цель факультативных занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, значительно превышающие объем школьной программы.

Школьные биологические олимпиады проводятся ежегодно в несколько туров. За неделю до назначенного срока вывешивают объявление о порядке её проведения, список рекомендуемой литературы и требования к письменным работам, которые представляют на олимпиаду.

Неделя биологии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, конкурсы заданий, газет, рефератов. Проведение недели биологии в школе позволяет показать, как поставлена в школе учебная и внеклассная работа по предмету. Это показ достижений по предмету, а также пропаганда биологических знаний.

Неделя биологии в школе обычно проводится в одно и то же время года согласно плану учебно-воспитательной работы школы. Для проведения и подготовки недели биологии создается организационный комитет. В неделю биологии включают следующие мероприятия: подготовку и оформление плана проведения недели; подготовку и проведение передач по школьному радио; подготовку и проведение дня биологии в каждом классе; конкурс рефератов по биологии; выпуск тематических стенных газет; проведение экскурсий в музеи, на предприятия; демонстрации кинофильмов; проведение биологических вечеров, игр; проведение конференций, встреч с интересными людьми.

План проведения недели биологии в школе вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника.

Экологическая акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной цели, с привлечением внимания широких слоев общественности, а по возможности и с их активным участием. Существует ряд Международных экологических акций.

Эффективность любой экологической акции зависит от качества проведения её на местах с использованием краеведческого материала.

Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов. Организация этой работы в школе служит одним их критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.

 

 


19. Методика подготовки и проведения школьных биологических экскурсий

 

Для ознакомления учащихся с живыми объектами природы учителя используют одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я. Герд.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 7 по 12 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсий в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, используется на практических работах и в качестве демонстрационного материала (природные объекты, собранные во время экскурсии).

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. У них формируется чувство прекрасного, ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку, на сельскохозяйственное производство, в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и т.д.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:

ü вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, которые ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом;

ü текущие – в течение всего учебного года;

ü заключительные – обобщающие и повторяющие пройденный материал, осуществляемые весной, их проводят так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями и закономерностями, которые изучали по учебнику в классе.

Подготовка к экскурсии

Успех проведения экскурсии зависит от подготовки учителя и учеников. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности (учитель заранее должен пройти намеченный маршрут). Маршрут не должен превышать 1,5 – 2 км.

При подготовке к экскурсии учитель составляет план экскурсии и конспект её хода. В них определяется следующее:

ü Тема экскурсии, её цель и задачи.

ü Маршрут экскурсии. Маршрут – это не путь передвижения школьников. А логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

ü Содержание и методы работы с учащимися.

ü Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

ü Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 – 7 мин).

ü Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

ü Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10 – 15 мин).

ü Итоговая беседа по теме экскурсии (3 – 5 мин).

ü Осмотр территории и приведении её в порядок.

ü Общее заключение по экскурсии (в природе).

ü Обработка (в классе, дома) учениками собранного на экскурсии материала и подготовка отчета, сообщения.

Формулируя цели и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований программы. Если предполагается на экскурсии воспользоваться услугами специалиста (биолога, музейного работника, врача), надо заблаговременно встретиться с ним.

Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Школьники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно. Учащиеся должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты, карандаши, коробки для сбора материалов, лупы, сачки и прочее снаряжение в зависимости от экскурсии. Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем приемам работы. Без овладения которыми не могут быть выполнены задания. Предусмотренные содержанием экскурсии. Обязательно надо обсудить с классом следующие организационные вопросы: правила техники безопасности на экскурсии, договориться о способах оповещения (на случай, если кто-то заблудиться), обеспечить «первую медицинскую помощь» с аптечкой, договориться о правилах, которым неукоснительно должен следовать каждый участник экскурсии.

Проведение экскурсии

Порядок работы на каждой экскурсии такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися заданий; в) заключительная беседа.

Вводная беседа проводится обычно в классе. В беседе учитель сообщает тему, цель, содержание и план экскурсии, напоминаются правила поведения на экскурсии, дается задание для самостоятельной работы, распределяется оборудование.

Основная часть экскурсии (в природе) может проводиться в двух формах:

1. Иллюстративно – знакомство с материалом ведется фронтально, под руководством учителя;

2. По заданию в виде самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы должны быть вполне определенным, ясным и сформулированы кратко и отчетливо.

Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки.

В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность и дает задание на дом по оформлению результатов экскурсии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...