Имитационная (моделирующая) технология обучения
Специфика имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. Чаще всего такое моделирование осуществляется в процессе обучающих игр. Имитационная технология обучения считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в нетрадиционных ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. Игровые формы отличаются тем, что процесс максимально приближен к практической деятельности. Чаще всего учащимся приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. Решения принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся и их коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» мышление ученика. В проблемном обучении выделяются следующие виды дидактических игр: Игры упражнения – проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысление и закрепление материала, его творческого применения. Это различные викторины, кроссворды, ребусы, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки. Игры-путешествия – служат целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах и личных переживаниях и суждениях.
Сюжетные (ролевые) игры отличаются от предыдущих инсценировкой условий воображаемой ситуации (проблемы), а учащиеся играют определенные роли. Ролевые игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей. Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения. Наиболее известны следующие виды ролевых игр: Представление в лицах (инсценировка) идеи какой-либо истории, описанной в литературе, в печати. Выход за пределы реально происходящей истории, например, что стало бы с животным миром Беларуси, если бы там вырубили леса. Действия за другого: директора заповедника, врача-эпидемиолога и т.д. Перенос в современную ситуацию (заседание комиссии, конференция ЮНЕСКО). Имитационная игра, или разыгрывание действия по определенному сценарию, который связан с перипетиями решения какого-либо вопроса (создание национального парка). Общая тема в частном (персональном) преломлении. Например, общая задача ознакомления с природными процессами переформулируется в виде: как я помог младшему брату лучше узнать жизнь природы. Непосредственное изучение социальных ситуаций, например, загрязнению людьми пришедшими в лес места стоянки, чтобы понять, каков «логика» действий людей в этих условиях. Игры-соревнования – включают все названные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Учащиеся делятся на группы, команды, которые соревнуются между собой. Существенная особенность – наличие в таких играх соревновательной борьбы и сотрудничества. Игры-соревнования позволяют учителю вводить в игру не просто занимательный, но и весьма сложный материал учебной программы. В этом их основная педагогическая ценность и преимущество. Деловые игры – это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности. В условиях деловой игры усвоение новых знаний накладывается на канву будущей профессиональной деятельности. Разработка ситуации, пригодной для разыгрывания, проходит в три этапа:
На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация. Участники должны четко представлять себе проблему, соотнести её с поставленной целью. Составить группу и организовать работу. Наиболее творческим является подход, когда ученики сами выбирают определенную проблему и самостоятельно её решают товарищеской группой. Второй этап – это самостоятельная работа учащихся в малых группах, приобретение необходимых умений и навыков, иногда, путем обмена опытом. Необходимо, чтобы каждый участник группы имел возможность высказать свою точку зрения. Третий этап – это межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. В споре рождается истина. Учитель должен разъяснить участникам игры её особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обратить внимание на критерии оценки результатов игры. Новые возможности проведения игр открывают компьютеры: в них можно заложить разнообразную информацию, раскрывающую динамику процессов во времени и пространстве. Это позволяет значительно облегчить работу учителя по подготовке к игре, сделать деятельность учащихся более содержательной. Любая игра включает предварительную подготовку (образование команд, раздача заданий), собственно игру и заключение (выводы о работе участников игры, выставление оценок). Среди огромного разнообразия уроков с игровой основой были выделены наиболее интересные, которые удачно отражают возможности игровых технологий в проблемном обучении биологии.
11. Методика формирования биологических понятий
Предмет «Биология», как и любая другая учебная дисциплина средней школы, представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. Понятие может выступать как форма мышления и результат познания. Учебный предмет «Биология» является системой основных (фундаментальных) научных понятий биологии, специально отобранных, дидактически переработанных, расположенных в определенном порядке, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи между собой. Вся система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете. Среди них: ботанические, зоологические, экологические, эволюционные, морфологические, анатомические, физиологические, систематические, цитологические, генетические, онтогенетические, природоохранные, структурно-уровневые, а также прикладные (сельскохозяйственные, биотехнологические и гигиенические).
Фундаментальные понятия основ наук – это главный компонент содержания и основная единица знаний. В понятиях как дидактических единицах содержания науки изложен обязательный минимум знаний по всем учебным предметам естественно-научного цикла. В настоящее время понятия рассматриваются как основные единицы учебного содержания. Понятие – форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понятиями человек мыслит. Понятия – это обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения биологии. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ биологии. Овладение понятием – процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Этот процесс проходит ряд стадий. Философская теория познания выступает в качестве методологической основы этого процесса и так характеризует его: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков путь познания истины, познания объективной реальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|