Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочная функция кабинета




Для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовидео средства, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и прочее. Кроме того, кабинет должен иметь каталоги учебных кинофильмов, видеофильмов и видеокассет, дисков и дискет с программным обеспечением для компьютера и др.

Функция учета и планирования кабинета

Учитель как заведующий кабинетом обязан вести книгу учета, в которую в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности. Раз в год в кабинете проводят инвентаризацию, отчет сдают руководителю школы. В книгу учета регулярно записывают вновь приобретенное оборудование и отмечают факт списывания устаревшего оборудования.

К числу документов учета относится также паспорт кабинета, в нем должны быть записаны основные сведения о кабинете.

Совершенствование материальной базы кабинета биологии и его работа осуществляется на основе перспективного и годового планов. В планы помимо внеклассной и самостоятельной работы учащихся включают изготовление самодельных наглядных пособий, ремонт и замену оборудования, проведение выставок, методической работы и консультаций, наблюдений, опытов и прочего с указанием сроков проведения работ, исполнителей и отметкой об их выполнении.

Всю основную организационную работу кабинета биологии, хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом биологии. Эта функция, как правило, принадлежит учителю биологии.

 


23. Уголок живой природы

Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем размещают и содержат живые объекты природы. В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии и программами внеклассной работы.

Для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью от 15 до 18 м2. Лучше, чтобы его окна выходили на юг или юго-восток.

Так как в уголок живой природы подбирают объекты необходимые для использования в учебном процессе, следовательно, уголок выполняет учебные задачи. Здесь учащиеся ставят опыты с живыми объектами, наблюдают за ними. Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений.

Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.

Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Растения и животные размещают с учетом их требований к свету, теплу, влаге и почве. В зависимости от этого их объединяют в группы: дикие и культурные, умеренного пояса, сухих мест, средней влажности, влажных мест. В аквариум помещают рыб, моллюсков и водные растения, в террариумы – мхи и другие растения влажных мест.

В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом комнатные растения, обеспечивающие живой наглядностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. Среди высших растений есть папоротниковидные, моховидные, низшие растения представлены водорослями пресных водоемов. Среди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цветущие в домашних условиях и нецветущие.

В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных – простейшие – амебы, инфузории-туфельки, сувойки; многоклеточные – дождевые черви, моллюски, ракообразные; насекомые; среди позвоночных – рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, морские свинки.

Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных размещают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания и кормления животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в каталожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биологические сведения о данном виде растения или животного.

В подборе растений в уголок живой природы можно руководствоваться следующими объектами:

1. комнатные растения с декоративными формами;

2. дикорастущие травянистые (семенные и споровые);

3. растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями, луковицами;

4. ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии).

Обычны следующие виды комнатных растений: пеларгония (герань), традесканции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, а из споровых – нефролепис. Растения располагают на подоконниках или стеллажах с подсветкой, ампельные растения можно подвесить. Растения необходимо периодически поворачивать так, чтобы растения не было однобоким в следствии положительного фототропизма. В зимние месяцы многие растения страдают от сухости воздуха: их надо располагать подальше от отопительных приборов и форточек. Эффективным способом поддержания влажности является регулярный полив и опрыскивание растений. Поливают растения водой комнатной температуры или на 2-30С выше. Водопроводную воду отстаивают. Если вода выливается в поддон, то её затем сливают, чтобы почва не закислилась и корни растения не загнили. В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических особенностей растений. Некоторые растения выращивают из семян по мере надобности в учебном процессе (наблюдение проростков, особенностей фенологического развития). Декоративные растения используют для выгонки цветков. Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Для проведения опытов и наблюдений за растениями желательно иметь световую камеру.

Растениям для нормального роста и развития необходима чистота. Примерно раз в месяц следует протирать листья губкой, смоченной в воде, в воду можно добавить хозяйственное мыло. В этом случае цветочные горшки обвязывают клеенкой, чтобы мыльный раствор не попал на почву. Комнатные растения лучше всего содержать в глиняных горшках – их стенки пористые, хорошо испаряют влагу, через поры поступает к корням воздух. Горшки должны иметь дренажные растения. К уходу за растениями всегда привлекают школьников.

В уголке живой природы содержат различных животных. В аквариумах содержат рыб, улиток, гидр, дафний. На примерах разных аквариумов демонстрируют возможные сочетания водных животных с водными растениями.

Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в уголке живой природы должны быть инсектариумы. Они удобны для наблюдения за превращениями насекомых в процессах развития. Можно иметь плоский садок с мукой для наблюдения за мучным хрущаком, а также самодельный садок с почвой для содержания и наблюдения за дождевым червем. Террариумы устраивают для содержания земноводных и пресмыкающихся. При его оборудовании учитывают условия среды обитания данного животного. Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. При этом клетки оборудуют кормушками и специальными приспособлениями. Для птиц предусматриваются посадочные жердочки, а для млекопитающих – специальные домики, где они могут спрятаться. Птиц, пресмыкающихся и некоторых беспозвоночных помещают в наиболее освещенных местах, земноводных и скрытно живущих насекомых в менее освещенных. Многих животных можно использовать для опытов по выработке условных рефлексов при кормлении, а также для длительных наблюдений за особенностями их развития.

Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы могут работать ученики и кружковцы. Для контроля за выполнением работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы. Содержание животных требует заблаговременной подготовки кормов, для растений – почвы.

Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологической профессии, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.

 

 


24.Методика организации и проведения лабораторных и практических работ по биологии

Важное место в изучение биологии является проведение лабораторных и практических работ. Сущность лабораторных работ состоит в использовании практических методов обучения для формирования новых знаний и практических умений.

Практическую работу обычно проводят после того, как учащиеся уже приобрели знания из объяснения учителя, из учебника или путем наблюдения. Практическая работа – это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.

Лабораторные и практические работы различаются по дидактическим задачам и структуре

Таблица. Структура лабораторных и практических работ

Лабораторные работы Практические работы
1.Постановка задач 2.Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала 3.Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов 4.Фиксация результатов. Формирование выводов 5.Заключительная беседа 1.Постановка задач 2.Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы 3.Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы 4.Пробное выполнение операций с анализом ошибок 5.Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков 6.Заключительная беседа

 

Лабораторные и практические работы являются частью учебной программы, и их выполнение обязательно для каждого учителя. Программа указывает необходимый минимум таких работ. При наличии материальной базы учитель может в пределах разумного увеличить их количество.

Уроки с лабораторными занятиями являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии:

1. Изучение натуральных объектов обеспечивает конкретные представления об изучаемом материале. Знания хорошо запоминаются и долго держатся в памяти.

2. На лабораторных занятиях учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания.

3. В процессе лабораторных занятий учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков.

4. Лабораторные занятия развивают у учащихся интерес к изучению природы.

5. Лабораторные занятия имеют значение в воспитательном отношении: воспитывается культура труда, сознательная дисциплина в условиях, отличных от обычных уроков, приучают учащихся доводить работу до определенного результата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...