Методика преподавания естествознания в первой половине XX в.
Ключевые понятия. Условия обогащения методики преподавания естествознания в первой половине XX в. Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять условия обогащения методики преподавания естествознания в первой половине XX в. 2. Называть ученых, внесших вклад в становление методики преподавания естествознания. 3. Объяснять причины обособления методики обучения биологии как учебной дисциплины и самостоятельной науки. В начале XX в. в России бурно развивается капитализм. В годы, предшествующие революции 1905 г., наблюдается оживление во всех областях культурной жизни, в том числе в области методики преподавания естествознания. Глубокие изменения в экономической и социальной жизни общества создавали новые условия для быстрого научно-технического прогресса в России. Но характерной особенностью XX в. было глубокое противоречие между уровнем технической мысли и возможностью ее реализовать. Все это требовало наличия квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. Низкий уровень народного образования уже не устраивал общество. Кроме того, Россия нуждалась в специалистах, хорошо знающих естественные науки. Действующие казенные учебные заведения уже не удовлетворяли требованиям времени, поэтому в России в первой половине XX в. начинают открываться различные частные гимназии, реальные и коммерческие училища. Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу школ. Здесь были свои программы, учебники и методы преподавания. Главное внимание в училищах уделяется формам преподавания. Преимущественно разрабатываются две из них, независимо от уроков: экскурсионная и практическая (лабораторные занятия). На основе этого возникает новый «моторный» (двигательный) метод, который был определен Б.Е.Райковым (1911) как «опытно-исследовательский метод». Экспериментируя, решая определенную задачу, учащийся как бы исследует, открывает новые для себя знания.
Министерство народного просвещения под давлением общественности было вынуждено пересмотреть и систему гимназического образования. В 1901 г. утверждается программа естествознания для первых классов средней школы, составленная профессором Д.Н.Кайгородовым (1846—1924). Она была разработана не по предметам естественных наук, а по природным сообществам. Их изучение проводилось в трех первых классах школы. Д. Н. Кай-юродов заимствовал данную систему из работ немецкого педагога Ф.Юнге (1832-1905). В мировой науке того времени успешно развивается физиология и возникает экология. В Германии появляется биологическое (экологическое) направление. Ф.Юнге разочаровался в методе А.Любена и стал искать свой путь преподавания естествознания. Его идеи базировались на дарвинизме. В течение долгих лет он занимался исследованиями биоценотического характера. В 1885 г. Ф. Юнге опубликовал материал исследования — «Деревенский пруд как общежитие», в котором предлагал изучать в школе животных по сообществам (биоценозам) с выяснением причинных отношений между организмами и средой их обитания. Свои методические советы Ф. Юнге включил в книгу «Очерки методики естествознания в статьях и примерах», которая вышла в 1893 году. В противовес Ф. Юнге другой немецкий педагог О. Шмейль в своих учебниках описывает растения и животных как организмы, приспособленные к среде обитания. Идеи Юнге и Шмейля оказали влияние на отечественную методику преподавания естествознания. В это время ученые-естественники Д. Н. Кай городов и В. В. Половцов принимали активное участие в разработке школьного естествознания. Половцов ратовал за биологическое направление, а Кайгородов — за группировку учебного материала с использованием идеалистического подхода. Хотя положительные идеи Ф.Юнге в искаженном виде были использованы Д.Н.Кай-городовым для учебной программы природоведения, надо отметить, что идея изучения организмов в их естественной обстановке оказалась весьма плодотворной.
Под воздействием критики учителей и ученых программа была заменена другой, но тоже идеалистической, составленной на основе учебников О. Шмейля, которые активно переводились на русский язык и получали в то время большое распространение в России. Конечно, это было значительным шагом назад для школ России с уже сложившейся естественно-научной и биологической направленностью в содержании обучения. В декабре 1901 г. в Петербурге на XI съезде русских естествоиспытателей и врачей профессором ботаники В. В. Половцовым (1862— 1919) в докладе «Задачи учебного предмета в средней школе» был поставлен вопрос: «Зачем учить естествознанию?» — и сформулирован ответ, имеющий большое воспитывающее значение. В своих высказываниях Половцов отмечал значимость воспитания научного мировоззрения в новых условиях исторического развития общества. Накопившийся опыт преподавания в школах и теоретические положения ученых-предшественников позволили В.В.Половцову создать первый курс методики преподавания естествознания и в 1904 г. впервые начал его читать в Петербургском университете. С этого года методика преподавания естествознания считается научной дисциплиной в высшем учебном заведении. В 1907 г. вышла в свет первая отечественная общая методика преподавания естествознания В. В. Половцова «Основы общей методики естествознания». Она обобщала приоритетные методические вопросы, в частности методику проведения уроков, наблюдений, организации внеклассных и экскурсионных занятий. В своих научных трудах Половцов впервые обозначил проблемы, связанные с определением направлений в исследованиях методистов-естественников. Ученым был разработан ряд пособий: «Программа школьной ботаники» (1894), «Ботанические весенние прогулки в окрестностях Петербурга» (1900), «Практические занятия по ботанике» (1910), «Краткий учебник ботаники» (1914).
Таким образом, в начале XX в. наблюдалась борьба за приведение содержания учебного естествознания в соответствие с развитием науки и за воспитание мировоззрения. Преимущественно трудами В. В. Половцова в содержании школьного естествознания начал развиваться экологический элемент как средство воспитания у детей материалистического мировоззрения. Ярко выявляется стремление воспитывать самостоятельность мышления, наблюдательность, познавательную деятельность при использовании «исследовательского метода». Книга В. В. Половцова «Основы общей методики естествознания» оказала значительное влияние на целые поколения педагогов-естественников. С ним были солидарны такие методисты-естественники, как В.А.Герд, Л. Н. Никонов, Б.Е.Райков, Л.С.Сев-рук, В.Ю.Ульянинский, К.П.Ягодовский. Однако некоторые начинания оставались частным делом отдельных прогрессивных педагогов. Существовал разрыв между научно обоснованными разработками по содержанию, структуре и методам обучения и массовой практикой образовательного процесса в школе. Характерно и то, что почти никто из методистов не разрабатывал методику уроков. Основное внимание было сосредоточено на практических занятиях в лабораториях и экскурсиях в природу. Вопросы для актуализации материала. Сформулируйте мнение о значимости идей В. В. Половцова для обогащения методики преподавания естествознания того времени. Актуальны ли они в современных условиях? Существование разнородных школ со своими программами и учебниками позволяло развиваться различным методическим направлениям. Заслуживает внимания работа Л.С.Севрука (1867 — 1918) «Методика начального курса естествознания» (1902), написанная в форме уроков-бесед. Она включала кроме неживой природы первые частные методики изучения растений, животных и человека с элементами рассказа учителя, вопросами учащимся и их предполагаемыми ответами. Особое внимание обращалось на развитие активности мышления, осмысление знаний и стимулирование положительных эмоций учащихся.
В 1917 г. в большинстве школ преобладала последовательность курсов: неживая природа, ботаника и зоология с элементами знаний о человеческом организме. Вышла в свет «Методика начального естествознания» И. И. Полянского, автора учебника «О трех царствах природы» и книги «Сезонные явления в природе». В дореволюционной России было много школ для разных сословий и преподавание биологии в них велось самым различным образом. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом перестроила все народное образование. Многочисленные сословные школы царского времени сменились единой трудовой общеобразовательной школой для совместного обучения мальчиков и девочек. Естествознание получило название «Биология» и стало одним из основных учебных предметов. В 1918—1920 гг. были созданы первые программы по биологии и переизданы многие учебники естествознания. Главной задачей обучения биологии в то время стала воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, самостоятельности учащихся в приобретении знаний и тесная связь с производительным трудом. Творческая работа отдельных ученых и целых коллективов продвигала теорию и практику школьного биологического образования. Ведущую роль играл профессор Б.Е.Райков (1880—1966), автор многих работ по истории естествознания и основным проблемам методики, редактор журналов «Естествознание в школе», «Живая природа», организатор первой кафедры методики преподавания естествознания Петроградского педагогического института (1922). В методике использовалось все лучшее из опыта дореволюционной отечественной школы, но и многое открывалось заново. Широко пропагандируются и включаются в программу идеи дарвинизма. На обучение и воспитание учащихся значительное влияние оказывала организованная в 1918 г. Московская биологическая станция юных любителей природы. Ведущей проблемой биологического образования в 20 — 30-е гг. XX в. стало сближение теории и практики. В связи с этим Государственный ученый совет (ГУС) Народного комиссариата просвещения издал программы для советской трудовой школы (1923). Содержание распределялось не по учебным предметам, а по трем производственным темам: природа, труд, общество. Материал изучался взаимосвязанно и комплексно. Согласно установкам ГУСа, уроки стали считаться отжившей формой обучения, на которых сообщаются лишь «готовые знания». В учебном процессе центральное место отводилось самостоятельной работе на экскурсиях и практических занятиях. Стал также внедряться метод проектов. Классно-урочная форма обучения в школе была объявлена пережитком феодализма. Учащиеся вследствие этого перестали получать систематические знания о живом мире.
С 1933 г. можно утверждать о восстановлении отечественной школы, организации обучения на научно обоснованных принципах, отборе содержания и его структуры, выработке методов и средств обучения. Главными проблемами в методике преподавания биологии становятся научность содержания, организация урока, выявление оптимальных форм обучения и воспитания учащихся. В помощь учителю с 1935 г. стал издаваться журнал «Биология и химия в школе», а в 1937— 1941 гг. — «Биология в школе». В 1937 г. в крупных городах стали открываться институты усовершенствования учителей, издаваться школьные учебники и предметные методики обучения. Большой вклад в обогащение общей методики обучения биологии новыми идеями и практическими рекомендациями внесли частные методики ученых-биологов и методистов: «Методика естествознания» П.И.Боровицкого и др. (1934), «Методика эволюционного учения» М. И. Мельникова и А. А. Шабанова (1935), «Агробиологический участок средней школы» Н. М.Верзилина (1935), «Методика ботаники» Б. В.Всесвятского и В.Н.Вучетича (1936), «Методика зоологии» М.М.Беляева и Н.Г.Кременецкого (1936), «Методика преподавания анатомии и физиологии человека» М.Я.Цузмер, П.И.Суворовой и И.В. Козыря (1938), «Практика преподавания ботаники» Н. М. Верзилина (1938), «Практика преподавания зоологии» Н.А.Рыкова (1938), «Методика преподавания основ дарвинизма» Д. А.Судовского (1941). В 1944 г. была организована Академия педагогических наук России, открыта аспирантура для подготовки научных кадров, созданы научно-исследовательские институты, где разрабатывались методики обучения биологии. В помощь учителю и для студентов педвузов издаются книги по общей методике преподавания биологии. Таким образом, при становлении методики преподавания биологии к концу первой половины XX в. реализовались некоторые условия: коллективное решение методических проблем на основе экспериментальных методических исследований; дифференциация методики преподавания биологии как науки на частные методики; выделение особой части методики — истории методики обучения естествознанию; оформление методики обучения биологии как учебной дисциплины в педагогических вузах. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте и кратко охарактеризуйте условия обогащения методики преподавания естествознания в первой половине XX в. 2. Перечислите ученых, внесших заметный вклад в обогащение методики преподавания естествознания. 3. Сформулируйте и выскажите основные методические идеи В. В. По-ловцова. 4. Какие вопросы школьного биологического образования решались в первые годы существования советской школы? 5. Что явилось отправной точкой возникновения методики обучения биологии?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|