Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика преподавания естествознания в первой половине XX в.




Ключевые понятия. Условия обогащения методики преподавания ес­тествознания в первой половине XX в.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять условия обо­гащения методики преподавания естествознания в первой половине XX в. 2. Называть ученых, внесших вклад в становление методики препо­давания естествознания. 3. Объяснять причины обособления методики обучения биологии как учебной дисциплины и самостоятельной науки.

В начале XX в. в России бурно развивается капитализм. В годы, предшествующие революции 1905 г., наблюдается оживление во всех областях культурной жизни, в том числе в области методики преподавания естествознания. Глубокие изменения в экономичес­кой и социальной жизни общества создавали новые условия для быстрого научно-технического прогресса в России. Но характер­ной особенностью XX в. было глубокое противоречие между уров­нем технической мысли и возможностью ее реализовать. Все это требовало наличия квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. Низкий уровень народного образования уже не устраивал общество. Кроме того, Россия нуждалась в специалис­тах, хорошо знающих естественные науки. Действующие казенные учебные заведения уже не удовлетворяли требованиям времени, поэтому в России в первой половине XX в. начинают открываться различные частные гимназии, реальные и коммерческие училища.

Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу школ. Здесь были свои программы, учебники и методы преподавания. Главное внимание в училищах уделяется формам преподавания. Преимущественно разрабатываются две из них, независимо от уроков: экскурсионная и практическая (лаборатор­ные занятия). На основе этого возникает новый «моторный» (дви­гательный) метод, который был определен Б.Е.Райковым (1911) как «опытно-исследовательский метод». Экспериментируя, решая определенную задачу, учащийся как бы исследует, открывает но­вые для себя знания.

Министерство народного просвещения под давлением обще­ственности было вынуждено пересмотреть и систему гимназиче­ского образования. В 1901 г. утверждается программа естествозна­ния для первых классов средней школы, составленная профессо­ром Д.Н.Кайгородовым (1846—1924). Она была разработана не по предметам естественных наук, а по природным сообществам. Их изучение проводилось в трех первых классах школы. Д. Н. Кай-юродов заимствовал данную систему из работ немецкого педагога Ф.Юнге (1832-1905).

В мировой науке того времени успешно развивается физиоло­гия и возникает экология. В Германии появляется биологическое (экологическое) направление. Ф.Юнге разочаровался в методе А.Любена и стал искать свой путь преподавания естествознания. Его идеи базировались на дарвинизме. В течение долгих лет он занимался исследованиями биоценотического характера. В 1885 г. Ф. Юнге опубликовал материал исследования — «Деревенский пруд как общежитие», в котором предлагал изучать в школе животных по сообществам (биоценозам) с выяснением причинных отноше­ний между организмами и средой их обитания. Свои методиче­ские советы Ф. Юнге включил в книгу «Очерки методики есте­ствознания в статьях и примерах», которая вышла в 1893 году.

В противовес Ф. Юнге другой немецкий педагог О. Шмейль в своих учебниках описывает растения и животных как организмы, приспособленные к среде обитания. Идеи Юнге и Шмейля оказа­ли влияние на отечественную методику преподавания естество­знания. В это время ученые-естественники Д. Н. Кай городов и В. В. Половцов принимали активное участие в разработке школь­ного естествознания. Половцов ратовал за биологическое направ­ление, а Кайгородов — за группировку учебного материала с ис­пользованием идеалистического подхода. Хотя положительные идеи Ф.Юнге в искаженном виде были использованы Д.Н.Кай-городовым для учебной программы природоведения, надо отме­тить, что идея изучения организмов в их естественной обстановке оказалась весьма плодотворной.

Под воздействием критики учителей и ученых программа была заменена другой, но тоже идеалистической, составленной на ос­нове учебников О. Шмейля, которые активно переводились на русский язык и получали в то время большое распространение в России. Конечно, это было значительным шагом назад для школ России с уже сложившейся естественно-научной и биологической направленностью в содержании обучения.

В декабре 1901 г. в Петербурге на XI съезде русских естество­испытателей и врачей профессором ботаники В. В. Половцовым (1862— 1919) в докладе «Задачи учебного предмета в средней шко­ле» был поставлен вопрос: «Зачем учить естествознанию?» — и сформулирован ответ, имеющий большое воспитывающее значе­ние. В своих высказываниях Половцов отмечал значимость вос­питания научного мировоззрения в новых условиях историческо­го развития общества. Накопившийся опыт преподавания в шко­лах и теоретические положения ученых-предшественников позво­лили В.В.Половцову создать первый курс методики преподавания естествознания и в 1904 г. впервые начал его читать в Петер­бургском университете. С этого года методика преподавания ес­тествознания считается научной дисциплиной в высшем учебном заведении.

В 1907 г. вышла в свет первая отечественная общая методика преподавания естествознания В. В. Половцова «Основы общей ме­тодики естествознания». Она обобщала приоритетные методиче­ские вопросы, в частности методику проведения уроков, наблюде­ний, организации внеклассных и экскурсионных занятий. В сво­их научных трудах Половцов впервые обозначил проблемы, свя­занные с определением направлений в исследованиях методис­тов-естественников. Ученым был разработан ряд пособий: «Про­грамма школьной ботаники» (1894), «Ботанические весенние про­гулки в окрестностях Петербурга» (1900), «Практические занятия по ботанике» (1910), «Краткий учебник ботаники» (1914).

Таким образом, в начале XX в. наблюдалась борьба за приведе­ние содержания учебного естествознания в соответствие с разви­тием науки и за воспитание мировоззрения. Преимущественно трудами В. В. Половцова в содержании школьного естествознания начал развиваться экологический элемент как средство воспита­ния у детей материалистического мировоззрения. Ярко выявляет­ся стремление воспитывать самостоятельность мышления, наблю­дательность, познавательную деятельность при использовании «исследовательского метода».

Книга В. В. Половцова «Основы общей методики естествозна­ния» оказала значительное влияние на целые поколения педаго­гов-естественников. С ним были солидарны такие методисты-ес­тественники, как В.А.Герд, Л. Н. Никонов, Б.Е.Райков, Л.С.Сев-рук, В.Ю.Ульянинский, К.П.Ягодовский. Однако некоторые на­чинания оставались частным делом отдельных прогрессивных пе­дагогов. Существовал разрыв между научно обоснованными раз­работками по содержанию, структуре и методам обучения и мас­совой практикой образовательного процесса в школе. Характерно и то, что почти никто из методистов не разрабатывал методику уроков. Основное внимание было сосредоточено на практических занятиях в лабораториях и экскурсиях в природу.

Вопросы для актуализации материала. Сформулируйте мнение о значимости идей В. В. Половцова для обогащения методики преподава­ния естествознания того времени. Актуальны ли они в современных усло­виях?

Существование разнородных школ со своими программами и учебниками позволяло развиваться различным методическим на­правлениям. Заслуживает внимания работа Л.С.Севрука (1867 — 1918) «Методика начального курса естествознания» (1902), напи­санная в форме уроков-бесед. Она включала кроме неживой при­роды первые частные методики изучения растений, животных и человека с элементами рассказа учителя, вопросами учащимся и их предполагаемыми ответами. Особое внимание обращалось на развитие активности мышления, осмысление знаний и стимули­рование положительных эмоций учащихся.

В 1917 г. в большинстве школ преобладала последовательность курсов: неживая природа, ботаника и зоология с элементами зна­ний о человеческом организме. Вышла в свет «Методика началь­ного естествознания» И. И. Полянского, автора учебника «О трех царствах природы» и книги «Сезонные явления в природе». В дореволюционной России было много школ для разных сосло­вий и преподавание биологии в них велось самым различным об­разом.

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом перестрои­ла все народное образование. Многочисленные сословные школы царского времени сменились единой трудовой общеобразователь­ной школой для совместного обучения мальчиков и девочек. Естествознание получило название «Биология» и стало одним из основных учебных предметов. В 1918—1920 гг. были созданы пер­вые программы по биологии и переизданы многие учебники есте­ствознания. Главной задачей обучения биологии в то время стала воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, самостоятельности учащихся в приобретении зна­ний и тесная связь с производительным трудом.

Творческая работа отдельных ученых и целых коллективов про­двигала теорию и практику школьного биологического образова­ния. Ведущую роль играл профессор Б.Е.Райков (1880—1966), автор многих работ по истории естествознания и основным про­блемам методики, редактор журналов «Естествознание в школе», «Живая природа», организатор первой кафедры методики препо­давания естествознания Петроградского педагогического инсти­тута (1922). В методике использовалось все лучшее из опыта доре­волюционной отечественной школы, но и многое открывалось заново. Широко пропагандируются и включаются в программу идеи дарвинизма. На обучение и воспитание учащихся значитель­ное влияние оказывала организованная в 1918 г. Московская био­логическая станция юных любителей природы.

Ведущей проблемой биологического образования в 20 — 30-е гг. XX в. стало сближение теории и практики. В связи с этим Государственный ученый совет (ГУС) Народного комиссариата просвещения издал программы для советской трудовой школы (1923). Содержание распределялось не по учебным предметам, а по трем производственным темам: природа, труд, общество. Ма­териал изучался взаимосвязанно и комплексно. Согласно уста­новкам ГУСа, уроки стали считаться отжившей формой обуче­ния, на которых сообщаются лишь «готовые знания». В учебном процессе центральное место отводилось самостоятельной работе на экскурсиях и практических занятиях. Стал также внедряться метод проектов. Классно-урочная форма обучения в школе была объявлена пережитком феодализма. Учащиеся вследствие этого перестали получать систематические знания о живом мире.

С 1933 г. можно утверждать о восстановлении отечественной школы, организации обучения на научно обоснованных принци­пах, отборе содержания и его структуры, выработке методов и средств обучения. Главными проблемами в методике преподава­ния биологии становятся научность содержания, организация уро­ка, выявление оптимальных форм обучения и воспитания уча­щихся. В помощь учителю с 1935 г. стал издаваться журнал «Био­логия и химия в школе», а в 1937— 1941 гг. — «Биология в шко­ле». В 1937 г. в крупных городах стали открываться институты усовершенствования учителей, издаваться школьные учебники и предметные методики обучения.

Большой вклад в обогащение общей методики обучения био­логии новыми идеями и практическими рекомендациями внесли частные методики ученых-биологов и методистов: «Методика ес­тествознания» П.И.Боровицкого и др. (1934), «Методика эволю­ционного учения» М. И. Мельникова и А. А. Шабанова (1935), «Аг­робиологический участок средней школы» Н. М.Верзилина (1935), «Методика ботаники» Б. В.Всесвятского и В.Н.Вучетича (1936), «Методика зоологии» М.М.Беляева и Н.Г.Кременецкого (1936), «Методика преподавания анатомии и физиологии человека» М.Я.Цузмер, П.И.Суворовой и И.В. Козыря (1938), «Практика преподавания ботаники» Н. М. Верзилина (1938), «Практика пре­подавания зоологии» Н.А.Рыкова (1938), «Методика преподава­ния основ дарвинизма» Д. А.Судовского (1941).

В 1944 г. была организована Академия педагогических наук России, открыта аспирантура для подготовки научных кадров, созданы научно-исследовательские институты, где разрабатыва­лись методики обучения биологии. В помощь учителю и для сту­дентов педвузов издаются книги по общей методике преподава­ния биологии.

Таким образом, при становлении методики преподавания био­логии к концу первой половины XX в. реализовались некоторые условия: коллективное решение методических проблем на основе экспериментальных методических исследований; дифференциа­ция методики преподавания биологии как науки на частные ме­тодики; выделение особой части методики — истории методики обучения естествознанию; оформление методики обучения био­логии как учебной дисциплины в педагогических вузах.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте и кратко охарактеризуйте условия обогащения методики преподавания естество­знания в первой половине XX в. 2. Перечислите ученых, внесших замет­ный вклад в обогащение методики преподавания естествознания. 3. Сформулируйте и выскажите основные методические идеи В. В. По-ловцова. 4. Какие вопросы школьного биологического образования ре­шались в первые годы существования советской школы? 5. Что явилось отправной точкой возникновения методики обучения биологии?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...