Методика преподавания биологии во второй половине XX в.
Ключевые понятия. Условия обогащения методики преподавания биологии во второй половине XX в. Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять условия обогащения методики преподавания биологии во второй половине XX в. 2. Называть ученых-биологов, внесших вклад в развитие биологии и способствующих обновлению ее школьного содержания. 3. Характеризовать новые аспекты методики преподавания биологии. 4. Аргументировать перспективные идеи развития современной методики. Методика преподавания биологии во второй половине XX в. вступила в новый этап своего развития. В это время обновляется содержание учебного материала, совершенствуется процесс усвоения знаний, а также обогащаются формы, методы и средства. Важным событием стало обоснование теории развития понятий, определение методов преподавания и воспитания в процессе познавательной работы учащихся. Содержание школьного биологического образования, сохранившееся с первой половины XX в., ориентировалось на потребности государства. Учащиеся должны были овладеть знаниями в области биологии сельскохозяйственных растений и животных, обеспечивающих население страны продуктами питания. Даже в сложное послевоенное время в биологической науке было сделано много крупных открытий. Благодаря трудам отечественных ученых Н.П.Дубинина, К.М.Завадского, С. С.Четверикова, И. И. Шмальгаузена, а также зарубежных исследователей Ф. Добржанского, Э. Майра, Дж. Хаксли и других была создана синтетическая теория эволюции. С появлением электронного микроскопа удалось изучить строение органоидов клетки, структуру нуклеиновых кислот, сформулировать теорию гена. Получают широкое распространение и признание учение В. И. Вернадского о биосфере и учение В.Н.Сукачева о биогеоценозе. Достижения в области биологии способствовали пересмотру содержания школьного биологического образования, усилению его эко-лого-эволюционной и генетико-цитологической направленности. Однако сельскохозяйственный аспект содержания биологии в свете новых открытий не удовлетворял научную биологическую и педагогическую общественность.
Вопросы для актуализации материала. 1. По любому источнику дополните сведения о развитии биологической науки в обозначенный период. 2. В чем заключается новаторство научных работ в биологии? В 50-е тт. XX в. ученые под руководством Н. М. Верзилина сформулировали методическую теорию развития биологических понятий. В ней отмечаются сложность состава и структуры биологических знаний, главных понятий, а также внутри- и межпредметных связей. В 60-х гг. в журнале «Биология в школе» развернулась острая дискуссия о коренном пересмотре содержания биологического образования. Ее участники настаивали на том, что содержание школьного предмета не соответствует теоретическому уровню современной биологической науки. В 1962 г. Министерство просвещения РСФСР объявило конкурс на создание новой программы по биологии, в которой планировалось бы в 10 классе общеобразовательной школы введение курса общей биологии, а в 8 — 9 классах — факультативных курсов для углубленного изучения предмета. В 1964 г. на конкурс были представлены три программы по биологии — от коллективов ученых и учителей Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Была признана программа, разработанная ленинградскими учеными под руководством профессора Ю.И.Полянского. С 1965 г. в соответствии с этой программой в школе стал использоваться учебник ботаники В.А.Корчагиной, с 1966 г. — учебник зоологии Н.А.Рыкова и В.Ф.Шалаева, учебник биологии для 10 класса, в создании которого приняли участие Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, Ю.И.Полянский, К.М.Суханова. Учебники были написаны на основе теории развития биологических понятий. Новым в этом плане был курс «Общая биология» (10 кл.), который давал обобщенные представления об эволюционном, биосферном учениях, цитологии, молекулярной биологии, экологии, генетике и селекции. Курсы «Ботаника», «Зоология», «Анатомия, физиология и гигиена человека» обогатились вопросами по экологии организмов с учетом современного уровня развития науки.
В 70-е гг. XX в. наметился ряд проблемных вопросов по общей методике преподавания биологии относительно содержания, методов, средств воспитания и усвоения знаний учащимися. В 80-е и 90-е гг. ученые активно работали по проблеме вузовской подготовки студентов в области методики обучения биологии. В это время создаются крупные монографические работы и методические пособия такими учеными, как Н. М. Верзилин (развитие биологических понятий и методов обучения в школьном предмете), И.Д.Зверев (систематизация учебно-воспитательного процесса), Е. П. Бруновт (развитие мышления у школьников и деятельностный подход в обучении), В. М. Корсунская (активизация методов обучения на уроках биологии), Д.И.Трайтак (формирование познавательного интереса и особенности преподавания биологии в средней школе), И.Н.Пономарева (определение системы экологических понятий и их развитие в школьной биологии), В. Н. Максимова (использование межпредметных связей, их классификация и значение в области биологии), Л.В.Реброва (проблемное обучение биологии), Д.П.Гольнева (программированное обучение), Л.Ф. Кейран (взаимосвязь методики преподавания биологии и дидактики), Б.Д.Комиссаров (методологические аспекты в обучении биологии), М.М.Левина (взаимосвязь психологии и методики), И.Т.Суравегина и А. Н.Захлебный (развитие ответственного отношения учащихся к природе), В. В. Пасечник (организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии), В. П.Соломин (система подготовки учителя биологии), Н.А.Рыков (определение профессиональных функций учителя) и многие другие. Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к литературе по методике обучения биологии и дополните сведения о методистах, внесших вклад в развитие методической науки.
В середине 80-х гг. XX в. стало понятно, что биологическое содержание учебников сильно перегружено фактами, теориями, терминами и понятиями, и на уроках оно излагалось без перерыва на обобщение и повторение. Учащиеся не успевали осознать и качественно усвоить новый материал. Назрел вопрос об отборе учебного содержания в соответствии с возрастом учащихся. По решению Министерства образования России стали вводиться новые стандарты образования. В них было обозначено содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования знаний, умений и ценностных отношений. Это происходило на фоне изменений в общественно-политической и экономической жизни страны. Перед школой того времени ставилась задача развить у детей понимание универсальной ценности природы. В методике обучения определился ряд новых проблем, в частности определение целей обучения биологии в школе, содержание предмета и его структура. Для их успешного решения была предпринята попытка перехода на 12-летнее обучение в средней школе. Считалось, что оно могло устранить перегрузку учащихся за счет увеличения срока обучения и способствовать удовлетворению интересов и потребностей личности, ее развитию, а также формированию мотивов, интеллектуальных и творческих способностей. Главная цель этого перехода состояла в интеграции с мировой системой общего образования при обеспечении эквивалентности отечественного образования в западных странах. Современная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности, подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности демократического общества с формирующейся рыночной экономикой. Это позволит преодолеть опасность отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Среди перспективных направлений модернизации образования следует обозначать совершенствование структуры и содержания общего образования, переход к профильной подготовке на старшей ступени обучения, внедрение в процесс обучения новых технологий, информатизация обучения, модернизация образовательных стандартов для основной и старшей (профильной) школы, разработка компетентностного подхода. Их решение определило качество развития школьного биологического образования в XXI в.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите условия обогащения методики преподавания биологии во второй половине XX в. 2. Назовите ученых-биологов, внесших вклад в развитие биологии и способствующих обновлению содержания школьной биологии. 3. Какие новые аспекты методики преподавания биологии возникли во второй половине XX века? 4. Назовите перспективные идеи развития современной методики преподавания биологии. Объясните необходимость их разработки в контексте совершенствования современного школьного биологического образования. Глава 3 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Основное содержание биологического образования Ключевые понятия. Стандарт биологического образования, обязательный минимум содержания биологического материала. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать сущность понятия о стандарте в целом и стандарте биологического образования в частности. 2. Характеризовать содержание обязательного минимума биологического образования на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования. 3. Называть и характеризовать содержание основных блоков стандарта биологического образования. Использование различных вариантов учебных планов в связи с модернизацией общего образования позволило дифференцировать подготовку учащихся. Этому способствовало открытие новых общеобразовательных учреждений — гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Такие события оказали положительное влияние на развитие и воспитание учащихся. Однако их обучение по различным планам и особенно авторским программам привело к тому, что содержание и структура школьных предметов стали видоизменяться. Возник ряд негативных явлений, среди которых включение материала второстепенного значения, исключение вопросов практического смысла, а также введение знаний, связанных с ранней ирофилизацией обучения учащихся. Названные явления характерны и для школьной биологии. Поэтому были разработаны документы государственного значения, регламентирующие деятельность образовательных учреждений, педагогов и специалистов в области научно-методических исследований. Такими документами стали базисный учебный план, обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, включая биологическую его составляющую, требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившие смысл Государственного образовательного стандарта (ГОС).
Понятие «стандарт» (от англ. standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами икачествами,удовлетворяющими потребности общества. Разработанный стандарт, включая содержание базовых (обязательных для всех учащихся) образовательных областей, призванных обеспечивать нормативы и их соблюдение, будет сохранять единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. На основе единых требований к биологическому образованию школьников появилась объективная возможность для создания программ, учебников и учебно-методических средств, хотя они отличаются структурой построения, последовательностью и формой подачи материала, но обязательно соответствуют требованиям обязательного минимума содержания биологического образования. Именно такой минимум выражает перечень основных содержательных линий, вокруг которых конкретизируется учебный материал, подлежащий обязательному усвоению в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе (табл. 3.1). Содержательные линии и их основные блоки необходимо рассматривать как своеобразный каркас знаний, который обогащается с помощью деятельностных, ценностных и нормативных характеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Выделенные содержательные линии пронизывают все ступени обучения. На ступени начального образования у учащихся необходимо сформировать общее представление о компонентах живой природы и основных способах ее существования. В рамках содержательной линии «Организм — биологическая система» важно обратить внимание на рассмотрение вопросов о цветковых растениях, млекопитающих животных, их органах и системах органов, о значении растений и животных в природе и жизни человека, мерах их охраны, о наблюдении как методе изучения растений и животных. Важно также, чтобы уже на уровне начального образования учащиеся имели представление об организме человека, его основных органах, системах органов и их функционировании, профилактике наиболее распространенных заболеваний и здоровом образе жизни. В рамках содержательной линии «Среда обитания организмов» следует познакомить учащихся с материалом о связях растений и животных со средой их обитания, человека и окружающей среды с сезонными изменениями в природе, а в рамках содержательной линии «Многообразие и эволюция органического мира» — с многообразием дикорастущих и культурных растений, а также диких и домашних животных. Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями дополнили бы вы обозначенный материал? Почему на этапе начального
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|