Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика преподавания биологии во второй половине XX в.




Ключевые понятия. Условия обогащения методики преподавания био­логии во второй половине XX в.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять условия обо­гащения методики преподавания биологии во второй половине XX в. 2. Называть ученых-биологов, внесших вклад в развитие биологии и спо­собствующих обновлению ее школьного содержания. 3. Характеризовать новые аспекты методики преподавания биологии. 4. Аргументировать перспективные идеи развития современной методики.

Методика преподавания биологии во второй половине XX в. вступила в новый этап своего развития. В это время обновляется содержание учебного материала, совершенствуется процесс усво­ения знаний, а также обогащаются формы, методы и средства. Важным событием стало обоснование теории развития понятий, определение методов преподавания и воспитания в процессе по­знавательной работы учащихся. Содержание школьного биологи­ческого образования, сохранившееся с первой половины XX в., ориентировалось на потребности государства. Учащиеся должны были овладеть знаниями в области биологии сельскохозяйствен­ных растений и животных, обеспечивающих население страны продуктами питания. Даже в сложное послевоенное время в био­логической науке было сделано много крупных открытий. Благо­даря трудам отечественных ученых Н.П.Дубинина, К.М.Завад­ского, С. С.Четверикова, И. И. Шмальгаузена, а также зарубежных исследователей Ф. Добржанского, Э. Майра, Дж. Хаксли и других была создана синтетическая теория эволюции. С появлением элект­ронного микроскопа удалось изучить строение органоидов клетки, структуру нуклеиновых кислот, сформулировать теорию гена. Получают широкое распространение и признание учение В. И. Вер­надского о биосфере и учение В.Н.Сукачева о биогеоценозе. До­стижения в области биологии способствовали пересмотру содер­жания школьного биологического образования, усилению его эко-лого-эволюционной и генетико-цитологической направленности. Однако сельскохозяйственный аспект содержания биологии в свете новых открытий не удовлетворял научную биологическую и педа­гогическую общественность.

Вопросы для актуализации материала. 1. По любому источнику дополните сведения о развитии биологической науки в обозначенный период. 2. В чем заключается новаторство научных работ в биологии?

В 50-е тт. XX в. ученые под руководством Н. М. Верзилина сфор­мулировали методическую теорию развития биологических поня­тий. В ней отмечаются сложность состава и структуры биологи­ческих знаний, главных понятий, а также внутри- и межпредмет­ных связей. В 60-х гг. в журнале «Биология в школе» развернулась острая дискуссия о коренном пересмотре содержания биологи­ческого образования. Ее участники настаивали на том, что содер­жание школьного предмета не соответствует теоретическому уров­ню современной биологической науки. В 1962 г. Министерство просвещения РСФСР объявило конкурс на создание новой про­граммы по биологии, в которой планировалось бы в 10 классе общеобразовательной школы введение курса общей биологии, а в 8 — 9 классах — факультативных курсов для углубленного изуче­ния предмета. В 1964 г. на конкурс были представлены три про­граммы по биологии — от коллективов ученых и учителей Моск­вы, Ленинграда, Новосибирска. Была признана программа, раз­работанная ленинградскими учеными под руководством профес­сора Ю.И.Полянского. С 1965 г. в соответствии с этой програм­мой в школе стал использоваться учебник ботаники В.А.Корча­гиной, с 1966 г. — учебник зоологии Н.А.Рыкова и В.Ф.Шалае­ва, учебник биологии для 10 класса, в создании которого приняли участие Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, Ю.И.Полянский, К.М.Суханова. Учебники были написаны на основе теории раз­вития биологических понятий. Новым в этом плане был курс «Об­щая биология» (10 кл.), который давал обобщенные представле­ния об эволюционном, биосферном учениях, цитологии, молеку­лярной биологии, экологии, генетике и селекции. Курсы «Бота­ника», «Зоология», «Анатомия, физиология и гигиена человека» обогатились вопросами по экологии организмов с учетом совре­менного уровня развития науки.

В 70-е гг. XX в. наметился ряд проблемных вопросов по общей методике преподавания биологии относительно содержания, ме­тодов, средств воспитания и усвоения знаний учащимися. В 80-е и 90-е гг. ученые активно работали по проблеме вузовской подго­товки студентов в области методики обучения биологии. В это время создаются крупные монографические работы и методичес­кие пособия такими учеными, как Н. М. Верзилин (развитие био­логических понятий и методов обучения в школьном предмете), И.Д.Зверев (систематизация учебно-воспитательного процесса), Е. П. Бруновт (развитие мышления у школьников и деятельност­ный подход в обучении), В. М. Корсунская (активизация методов обучения на уроках биологии), Д.И.Трайтак (формирование по­знавательного интереса и особенности преподавания биологии в средней школе), И.Н.Пономарева (определение системы эколо­гических понятий и их развитие в школьной биологии), В. Н. Мак­симова (использование межпредметных связей, их классифика­ция и значение в области биологии), Л.В.Реброва (проблемное обучение биологии), Д.П.Гольнева (программированное обуче­ние), Л.Ф. Кейран (взаимосвязь методики преподавания биоло­гии и дидактики), Б.Д.Комиссаров (методологические аспекты в обучении биологии), М.М.Левина (взаимосвязь психологии и ме­тодики), И.Т.Суравегина и А. Н.Захлебный (развитие ответствен­ного отношения учащихся к природе), В. В. Пасечник (организа­ция учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии), В. П.Соломин (система подготовки учителя биологии), Н.А.Рыков (определение профессиональных функций учителя) и многие другие.

Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к литературе по методике обучения биологии и дополните сведения о методистах, внесших вклад в развитие методической науки.

В середине 80-х гг. XX в. стало понятно, что биологическое содержание учебников сильно перегружено фактами, теориями, терминами и понятиями, и на уроках оно излагалось без пере­рыва на обобщение и повторение. Учащиеся не успевали осоз­нать и качественно усвоить новый материал. Назрел вопрос об отборе учебного содержания в соответствии с возрастом учащих­ся. По решению Министерства образования России стали вво­диться новые стандарты образования. В них было обозначено содержание учебного предмета на уровне образовательного ми­нимума формирования знаний, умений и ценностных отноше­ний. Это происходило на фоне изменений в общественно-поли­тической и экономической жизни страны. Перед школой того времени ставилась задача развить у детей понимание универсаль­ной ценности природы. В методике обучения определился ряд новых проблем, в частности определение целей обучения биоло­гии в школе, содержание предмета и его структура. Для их успеш­ного решения была предпринята попытка перехода на 12-летнее обучение в средней школе. Считалось, что оно могло устранить перегрузку учащихся за счет увеличения срока обучения и спо­собствовать удовлетворению интересов и потребностей личнос­ти, ее развитию, а также формированию мотивов, интеллекту­альных и творческих способностей. Главная цель этого перехода состояла в интеграции с мировой системой общего образования при обеспечении эквивалентности отечественного образования в западных странах. Современная Концепция модернизации российского образо­вания на период до 2010 г. предусматривает обновление структу­ры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности, подготовке выпуск­ников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности демократического общества с формирующейся рыночной экономикой. Это позволит преодолеть опасность от­ставания страны от мировых тенденций экономического и обще­ственного развития. Среди перспективных направлений модер­низации образования следует обозначать совершенствование струк­туры и содержания общего образования, переход к профильной подготовке на старшей ступени обучения, внедрение в процесс обучения новых технологий, информатизация обучения, модер­низация образовательных стандартов для основной и старшей (про­фильной) школы, разработка компетентностного подхода. Их ре­шение определило качество развития школьного биологического образования в XXI в.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите условия обогаще­ния методики преподавания биологии во второй половине XX в. 2. На­зовите ученых-биологов, внесших вклад в развитие биологии и способ­ствующих обновлению содержания школьной биологии. 3. Какие новые аспекты методики преподавания биологии возникли во второй полови­не XX века? 4. Назовите перспективные идеи развития современной методики преподавания биологии. Объясните необходимость их разра­ботки в контексте совершенствования современного школьного биоло­гического образования.

Глава 3

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Основное содержание биологического образования

Ключевые понятия. Стандарт биологического образования, обязатель­ный минимум содержания биологического материала.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать сущность по­нятия о стандарте в целом и стандарте биологического образования в частности. 2. Характеризовать содержание обязательного минимума био­логического образования на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования. 3. Называть и характеризовать содержа­ние основных блоков стандарта биологического образования.

Использование различных вариантов учебных планов в связи с модернизацией общего образования позволило дифференцировать подготовку учащихся. Этому способствовало открытие новых об­щеобразовательных учреждений — гимназий, лицеев, школ с уг­лубленным изучением одного или нескольких предметов. Такие события оказали положительное влияние на развитие и воспита­ние учащихся. Однако их обучение по различным планам и осо­бенно авторским программам привело к тому, что содержание и структура школьных предметов стали видоизменяться. Возник ряд негативных явлений, среди которых включение материала второ­степенного значения, исключение вопросов практического смыс­ла, а также введение знаний, связанных с ранней ирофилизацией обучения учащихся. Названные явления характерны и для школь­ной биологии. Поэтому были разработаны документы государ­ственного значения, регламентирующие деятельность образова­тельных учреждений, педагогов и специалистов в области науч­но-методических исследований. Такими документами стали ба­зисный учебный план, обязательный минимум содержания сред­него (полного) общего образования, включая биологическую его составляющую, требования к обязательному минимуму содержа­ния основного общего образования, выразившие смысл Государ­ственного образовательного стандарта (ГОС).

Понятие «стандарт» (от англ. standard) означает норму, обра­зец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направ­лена на производство продукции с определенными свойствами икачествами,удовлетворяющими потребности общества. Разрабо­танный стандарт, включая содержание базовых (обязательных для всех учащихся) образовательных областей, призванных обеспечи­вать нормативы и их соблюдение, будет сохранять единство педа­гогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

На основе единых требований к биологическому образованию школьников появилась объективная возможность для создания программ, учебников и учебно-методических средств, хотя они от­личаются структурой построения, последовательностью и формой подачи материала, но обязательно соответствуют требованиям обя­зательного минимума содержания биологического образования. Именно такой минимум выражает перечень основных содержатель­ных линий, вокруг которых конкретизируется учебный материал, подлежащий обязательному усвоению в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе (табл. 3.1).

Содержательные линии и их основные блоки необходимо рас­сматривать как своеобразный каркас знаний, который обогащает­ся с помощью деятельностных, ценностных и нормативных ха­рактеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Выделенные содержа­тельные линии пронизывают все ступени обучения.

На ступени начального образования у учащихся необходимо сформировать общее представление о компонентах живой приро­ды и основных способах ее существования. В рамках содержа­тельной линии «Организм — биологическая система» важно обра­тить внимание на рассмотрение вопросов о цветковых растениях, млекопитающих животных, их органах и системах органов, о зна­чении растений и животных в природе и жизни человека, мерах их охраны, о наблюдении как методе изучения растений и живот­ных. Важно также, чтобы уже на уровне начального образования учащиеся имели представление об организме человека, его основ­ных органах, системах органов и их функционировании, профи­лактике наиболее распространенных заболеваний и здоровом об­разе жизни. В рамках содержательной линии «Среда обитания организмов» следует познакомить учащихся с материалом о свя­зях растений и животных со средой их обитания, человека и окру­жающей среды с сезонными изменениями в природе, а в рамках содержательной линии «Многообразие и эволюция органическо­го мира» — с многообразием дикорастущих и культурных расте­ний, а также диких и домашних животных.

Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями до­полнили бы вы обозначенный материал? Почему на этапе начального


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...