Adventure motorcycling handbook
ADVENTURE
MOTORCYCLING
HANDBOOK
CHRIS SCOTT
МОТОПУТЕШЕСТВИЯ:
КНИГА ИСКАТЕЛЯ
ПРИКЛЮЧЕНИЙ
КРИС СКОТТ
и соавторы
АРНО БЕЙКС, ЭНДИ БЕЛЛ, КРИС БРАЙТ, ДЭВИД БРАУН, БОБ ГОГГС,
ГРЕГОРИ ФРЕЙЗЕР, ГРАНТ ДЖОНСОН, САЙМОН МАККАРТИ,
НИКИ МАККОРМИК, ШОН МАНРО, ЛУИС ПРАЙС, Д Р ПОЛ РОУ,
САМИР ШИСОДИЯ, ДЖОРДЖИ СИММОНДС, АЛЕК СИМПСОН,
МАЧЕК СВИНАРСКИ, РИЧАРД ВИРР
подготовка дополнительных материалов
ДЖЕРЕМИ БУЛЛАРД, СЭМ КОРРЕРО, ТОМ ГРЕНОН,
ДЖОФФ КИНГСМИЛЛ, ФИЛ МАКМИЛЛАН, ЛЬЮИС МИЛЛЕР,
СИНТИЯ МИЛТОН, ЭНДИ ПЭГ, ПОЛ РЭНДАЛЛ,
РОННИ СКАРНЕР, РИЧАРД УОЛТЕРС
иллюстрации
САЙМОН РОБЕРТС
дополнительная графика
АЛАН БРЭДШОУ
TRAILBLAZER PUBLICATIONS
SPUTNIK ВOOKS
Выражаем благодарность
Мотоциклисты со всего мира принимали участие в создании этой книги, являющейся, по
сути, сборником советов и рекомендаций по путешествиям на мотоцикле, главным образом
в Азии, Африке и Латинской Америке. Так что огромное спасибо всем — более чем тридца-
ти соавторам, чьи имена приведены на титульном листе, а также фотографам, присылав-
шим свои материалы за символическую плату или вообще бесплатно.
Пожелания
Автор и издатель сделали все возможное, чтобы информация, содержащаяся в данной кни-
ге, была максимально свежей и точной. Тем не менее, все в мире постоянно меняется не
успеет высохнуть типографская краска, как появится что то новенькое. Если вы заметите
какие то упущения или у вас появятся замечания, которые, как вы считаете, стоит вклю-
чить в следующее издание этой книги, пожалуйста, напишите о них автору в издательство
Trailblazer.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЫ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Планирование и подготовка 11
Где взять информацию 17
Документы 20
Выбор мотоцикла 33
Десятка лучших внедорожников 39
Подготовка мотоцикла и техническое обслуживание 54
Перевозка дополнительного топлива 61
Резина 68
Перевозка груза 84
Походная экипировка 96
Транспортировка мотоцикла 101
Мотопутешествие и женщины 106
Азия 106
Трансамериканская мучача ПО
Жизнь на дороге 114
В путь! 114
Вопросы безопасности 116
Границы и контрольные пункты 120
Список необходимых предметов 121
Обмен валюты 122
Кемпинг на двух колесах 124
Оказание первой медицинской помощи 130
Навигация и выживание 146
Езда вдали от шоссе 152
Проселочные дороги 153
Езда по песку 155
Переправа через реку 157
ЧАСТЬ 2: ЗАМЕТКИ О ЗАГРАНИЧНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ
Азия Из Европы — в Индию 164
Пакистан 169
«Индия: здесь ты замираешь» 173
По Индии на Enfield 174
Юго Восточная Азия 182
Центральная Азия, Россия и Монголия 188
Путевые заметки из «станов» 190
Поездка в Россию и Монголию 193
СОДЕРЖАНИЕ
Австралия 199
Основные дороги Аутбэка 201
Жизнь на дороге Аутбэка 204
Африка 207
Северная Африка и Сахара 211
Западная Африка 216
Западный маршрут через Анголу и Намибию 217
Из Египта в Эфиопию 219
Кения и дорога в Кейп 220
Центральная и Южная Америка 221
Мексика и Центральная Америка 221
Южная Америка 224
Панамериканская трасса 226
Патагония 232
Северная Америка 234
Прокат, покупка или перевозка мотоцикла 234
Северо Западная Канада и Аляска 236
ЧАСТЬ 3: ИСТОРИИ С КОЛЕС
Луис на свободе Луис Прайс 239
Одно за другим, боже, одно за другим! Энди Белл 246
В поисках Вил Венг Ричард Вирр 252
Выносливость и история с рыбой Грегори Фрейзер 256
По страницам атласа — в даль далекую Мачек Свинарски 261
Почему Пакистан называется так? Джорджи Симмондс 265
Старые «оппозиты» не умирают Саймон Маккарти 271
Кейп Йорк Дэвид Браун 276
Странствия в пустыне Крис Скотт 280
Нет пути назад Арно Бейке 286
Ладакх и Долина Богов Самир Шисодия 291
ПРИЛОЖЕНИЕ
DVD и видео о мотопутешествиях 296
Авторы 298
ВСТУПЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию
Мототуризм в России, бывший чрезвычайно популярным в 70 — 80 х го-
дах, к концу прошлого века почти «заглох». Причины тому — хаос и бес-
предел в отделившихся от СССР государств, изменение шкалы
ценностей и, не в последнюю очередь, отсутствие экипировки, снаря-
жения и, конечно же, надежных и неприхотливых мотоциклов.
Слава Богу, эти времена прошли и сегодня мототуризм в России
вновь набирает обороты, им интересуется все больше и больше людей.
Да и зарубежные мотопутешественники уже не обходят стороной наши
необъятные пространства. Можно сказать даже, что мототуризм вышел
на новый виток своего развития — теперь люди открывают для себя не
только «медвежьи углы» Родины, но и новые континенты. Хотя круго-
светные путешествия россиян пока можно пересчитать по пальцам, все
больше людей устремляется в дальние страны, а другие планируют та-
кие путешествия.
И здесь все сталкиваются с абсолютным информационным голо-
дом — за последние 20 лет не издано на русском языке ни одной книги
по мототуризму. Отрывочные сведения можно почерпнуть из журналов
или Интернета, но их надо еще отыскать в ворохе ненужной информа-
ции, и обычно они имеют обрывочный или узконаправленный харак-
тер. Поэтому предлагаемая книга английского мотопутешественника
Криса Скотта уникальна в своем роде — она отвечает на все волнующие
мототуриста вопросы. Еще одной ценной особенностью книги являют-
ся многочисленные ссылки на интернет сайты, где можно получить еще
более углубленную информацию.
Первая часть книги наполнена практическими советами. В ней рас-
сказывается о планировании дальнего путешествия, выборе попутчиков
и снаряжения. Бесценны нюансы оформления виз и страховок в разные
страны, а так же советы, как перевозить деньги. Даны подробные сове-
ты по подготовке мотоцикла для дальнобоя, начиная от «бензиновых»
проблем (увеличения емкости бака и возможности заливать низкокаче-
ственный бензин), до выбора шин и багажников. Описаны навыки на-
вигации (включая использование GPS навигаторов) и выживания в
экстремальных ситуациях, а так же приемы управления мотоциклом на
песчаном и грязевом бездорожье, техника преодоления бродов.
Во второй части книги приведены заметки известных путешест-
венников о наиболее интересных маршрутах по экзотическим странам.
Из них можно также почерпнуть немало полезной информации.
Третья часть предназначена для любителей интересных, а чаще по
настоящему захватывающих мотоциклетных историй баек. Написан
ВСТУПЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ная легко и с юмором, она тоже несет в себе множество полезных сове-
тов. Главный из них — всегда, даже казалось бы в безнадежных ситуа-
циях можно найти выход, если не падать духом и сохранять чувство
юмора.
Конечно, нельзя объять необъятное, и многие вопросы, особенно
касающиеся путешествий по России и бывшим союзным республикам
не раскрыты в полной мере. Поэтому книга Криса Скотта нацелена, в
первую очередь, для путешествующих по другим странам и континен-
там. Легкий и доходчивый язык автора сумели донести до читателя пе-
реводчик и редакторы. Книга читается взахлеб, и несомненно, она
подтолкнет к путешествиям даже тех, кто никогда не ранее не покидал
родного города. Доброго Вам пути!
Председатель федерации автомототуризма
Туристско спортивного союза России,
мастер спорта
Иван Ксенофонтов
Предисловие к оригинальному изданию
Мотопутешествия
Что же это такое — путешествие на мотоцикле? В этой книге — захва-
тывающие по своей авантюрности поездки в неизвестные и дикие ме-
ста, в совершенно другие края, регионы и страны. Для большинства
из нас, живущих в благоустроенных городах, отправиться на встречу
с неизвестным, а иногда и диким, значит расстаться с комфортными
атрибутами жизни — уютом квартир, вкусной кухней, удобными ав-
тотрассами Европы, Австралии, Южной Африки или Северной Аме-
рики и... оказаться в необустроенных экзотических местах, со всеми
их «прелестями», где нибудь в Центральной или Южной Америке,
Африке или Азии.
Дальнобой по шоссе и трассам или настоящее внедорожное путе-
шествие — отличный способ увидеть красивые места или просто про-
катиться с ветерком на мощном мотоцикле.
Но в этой Книге искателя приключений мы воспринимаем двухко-
лесный аппарат не как дорогую игрушку, а как средство ухода от се
МОТОПУТЕШЕСТВИЯ 9
рых будней, дающее возможность побывать в интересных и экзотиче-
ских уголках планеты.
Со времени последнего издания этой книги идея мототуризма на-
шла широкое распространение. Впрочем, при желании, трудности
можно найти всегда и везде, но главное — дальнобой на мотоцикле
больше не воспринимается исключительно как причуда отдельных
экзальтированных личностей. Делать для этих целей спецоборудова-
ние по заказу уже не требуется, а взять в аренду мотоцикл сейчас
можно в любой точке мира, так что тебе уже не нужно бросать рабо-
ту и распродавать имущество, чтобы отправиться покорять мир.
В Латинской Америке, Азии или Африке, в горах или пустынях
вдали от дома любая поездка в глубь страны требует тщательного пла-
нирования и уверенности в собственных силах и способностях, будь
то умение ехать на аппарате весом в полтонны по колено в грязи или
обращаться с экспедиторами в иностранном порту. В некоторых ситу-
ациях неосведомленность добавит острых ощущений и экстрима тво-
ему путешествию, которых ты, однако, в тот момент, скорее всего, не
оценишь. Все твои жизненные силы будут истощены, но школа труд-
ного путешествия тем и хороша, что она дает тебе шанс узнать собст-
венный потенциал и что твой запас стойкости, изобретательности и
смекалки гораздо больше, чем ты думаешь.
Конечно, иногда приятно проехаться по асфальту автобана или за-
ночевать в хорошем отеле. Но каждый, кто участвовал в создании
этой книги скажет, что с наибольшим душевным трепетом он вспоми-
нает самые трудные участки пути и самые тяжелые дни, неожидан-
ные ситуации, встречи с интересными людьми и красивые виды в
диких местах.
В этой книге мы рассмотрим различные практические моменты,
связанные с оформлением документов, расходами во время Большого
Вояжа, а также поговорим о том, какой аппарат подходит лучше всего
и чем его оборудовать. Далее мы представим некоторые возможные
маршруты и расскажем, что вообще стоит ожидать от такой авантю-
ры, как мотодальнобой, приведем несколько историй о путешествиях
на двух колесах, собранных со всего мира.
Временами ты будешь проклинать себя за то, что вообще вышел
из дома. Но не сомневайся — это станет приключением всей жизни,
которое останется с тобой навсегда.
ADVENTURE MOTORCYCLING HANDBOOK
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ПОСОБИЯ ПО МОТОПУТЕШЕСТВИЯМ»
Летом 91 го я работал посудомойщиком
в мексиканском ресторане, залечивал
сломанную ногу и приходил в себя после
неудачи в Сахаре. Много ума эта рутин-
ная работа не требовала, так что, вспом-
нив однажды, как в 80 е годы успешно
публиковал свои путевые заметки в мо-
тоциклетных журналах, опять взялся за
перо.
Я решил написать очерк о всех тех
трудностях, что пережил за десять дней
путешествия по Сахаре. Ведь для мно-
гих, включая и меня, все первые мотопу-
тешествия оказались настоящим испыта-
нием по банальной причине сильной не-
хватки информации по всем аспектам
путешествия на мотоцикле.
Купил печатную машинку, разобрал-
ся, как работает и, изведя тонну бумаги,
произвел на свет тридцатистраничный
труд, озаглавленный На мотоцикле по
пустыне: руководство по одиночному
мотостранствию в Сахаре, изданный в
Королевском географическом обществе
в Лондоне. Насколько мне известно,
оригинал до
сих пор пы-
лится где то
в его архи-
вах.
До-
вольный
тем, что
получи-
лось, я по-
думал, что
очерк,
возмож-
но, имеет
некото-
рую ком-
мерчес-
кую ценность, и предложил его
руководству бывшего Книжного магази-
на для путешественника, что на Черинг
Кросс Роуд в Лондоне. Момент был под-
ходящий — они как раз подумывали о
том, чтобы занять нишу издания путево-
дителей, и моя развернутая версия Руко-
водства... оказалась как раз в тему.
За два месяца я превратил его в сто
страничное Мотопутешествие по пус-
тыне, которое в конце 1993 года и было
напечатано. Нельзя сказать, чтобы кни-
гой были завалены все магазины: как
только появлялся спрос, ее множили на
ксероксе в копировальном центре в Нот
тинг Хилле,
скрепляли и от-
правляли заказ-
чику.
После, пус-
кай и скромно-
го, успеха этой
самиздатов
ской версии в
сентябре
1995 года вы-
шло дополнен-
ное издание
книги в мяг-
кой обложке
(справа). Об
новление заключалось в том, что в конце
ее добавилось несколько дорожных ис-
торий.
Решив, что такой формат весьма
перспективен, издательство «Компасе
Стар Пабликей
шенс» ухвати-
лось за эту
идею, и в нояб-
ре 1997 года
книга была из-
дана снова,
сменив назва-
ние на более
удачное и гар-
моничное По-
собие по мо-
топутешест-
виям (ПМ). I
По содержа |
нию она была
похожа на Мотопутешествие по
пустыне — те же описание практичес-
ких моментов плюс дорожные расска-
зы — и, силами множества людей, при-
ложивших руку к ее превращению в то,
чем она сейчас является, разошлась по
миру.
Кроме того, я создал в Интернете
сайт, посвященный мотопутешествиям,
на котором теперь размещены сотни ис-
торий о путешествиях, в том числе и о
некоторых моих.
Все это теперь, пятнадцать лет спус-
тя, вылилось в настоящее, пятое по сче-
ту, издание ПМ. В добрый путь! Теперь и
в России!
Воспользуйтесь поиском по сайту: