Автостраховка ответственности перед третьими лицами
Собираясь туда, где никто из твоих знакомых никогда и не был (а мо-
жет, и не будет никогда), даже не надейся, что твой такой любезный
страховой агент даст тебе еще и страховку ответственности перед
третьими лицами. По совершенно понятным причинам, несмотря на
потерю солидных комиссионных, ни один страховщик и близко к се-
бе не подпустит мототуриста, собравшегося в заморские дали. Бри-
танская компания застрахует тебя на Европу только до Турции,
Марокко и Туниса, да и то с последними двумя странами могут быть
трудности. Если кто то предлагает застраховать тебя за пределами
этих стран, как мне иногда рассказывают, то, скорее всего, они про-
сто не понимают, во что ввязываются, или берут у тебя деньги просто
так. Может потом оказаться, что страховка тебя и не покрывает, даже
если ты веришь в нее до последнего.
Лучше всего покупать ее в пути, но учти, что продается она не вез-
де. В экономических объединениях стран, таких как Французская За-
падная Африка, страховка в размере $ 3.70 в день будет действительна
на территории сразу нескольких стран, в Узбекистане один путешест-
венник, по его словам, заплатил всего $ 4 5 за двухнедельную страхов-
ку. А один отчаянный мотоциклист объехал весь мир вообще без
страховки: единственный раз, когда его попросили предъявить что ни-
будь похожее на нее, случился на малайско тайской границе, но, пома-
хав перед лицом чиновника своей залепленной печатями таможенной
книжкой, он был пропущен. Это отличный пример «эффекта библио-
течного абонемента»: любая официального вида бумажка с крупной
печатью и фотографией удовлетворит скучающего пограничника. В
Латинской Америке, попросив автостраховку, ты вообще или застря-
нешь там на несколько дней, или выложишь кучу денег за нечто со-
мнительное, а то и заплатишь еще больше какому нибудь продажному
чиновнику, который будет рад шлепнуть тебе печать хоть на сигарет-
ную пачку и отправить восвояси. В целом принцип тот же, что и с та-
моженными книжками: если не просят, не предлагай.
Сомнительность автостраховок в странах третьего мира или не-
возможность их получения означают, что, если по твоей вине про-
изойдет ДТП, в котором, например, погибнет ребенок или, что хуже,
кормилец семьи, решение этой проблемы растянется на долгие годы и
обойдется в кругленькую сумму. Индия — вот, пожалуй, страна с са-
мыми трудными условиями передвижения. Людей здесь слишком
много, и все они очень бедные, так что бросить собственную бабушку
под колеса шикарного GS 1150, чтобы потом выпросить пару досок в
качестве компенсации, для них не проблема.
В целом автостраховка — штука еще такая: на родине ее навязы-
вают со страшной силой, но в дебрях другой страны она или ничего не
стоит, или ею невозможно воспользоваться. Единственное, что ты мо
ДОКУМЕНТЫ НА ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 29
жешь с этим поделать, это ехать осторожно, чаще отдыхать и быть все
время начеку.
Другие дорожные и транспортные документы
Помимо уже упомянутых тебе понадобятся следующие документы:
• Страховое приложение к грин кард — для британца, путешест-
вующего по Европе.
• Международный сертификат на транспортное средство: недоро-
гой перевод на несколько языков твоих документов о праве соб-
ственности, выдаваемый автомобильными организациями для
стран, не принимающих оригинал.
• Членская карточка автомобильной организации. Знай, что в не-
которых просвещенных странах (например, в Австралии) можно
вступить в их местные автомобильные ассоциации, и совершен-
но бесплатно. Членская карточка может оказаться полезной при
обновлении или продлении таможенной книжки или сработать
как пресловутый «библиотечный абонемент».
Разрешения на местах
До сих пор мы говорили только о тех документах, что ты должен полу-
чить у себя на родине. Но существует еще множество всяких бумажек
(главным образом для того, чтобы слупить с тебя денег, или оштрафо-
вать за отсутствие этих документов). Среди них — регистрация в по-
лиции в течение 24 часов по прибытии, разрешения на фото и
видеосъемку (что касается последних, они требуются только в Каме-
руне и Судане, хотя киносъемка — это уже другое), «регистрацион-
ная карточка туриста», валютная декларация (см. далее) или пропуска
на пересечение «запретных» территорий, таких как Китай, Западная
пустыня в Египте или районы проживания коренного населения. Так
как полицейские блокпосты в таких районах случаются часто, полу-
чить необходимый пропуск все таки стоит заранее — в конечном ито-
ге это обойдется дешевле.
Как с выполнением любых правил (без которых цивилизация, не-
сомненно, рухнет), оформление необходимых документов — это, по-
мимо того, что игра разума, еще и возможность для нечистых на руку
чиновников создать такие препятствия, преодолеть которые можно
только за взятку. Отправляться в путь, имея на руках хотя бы необхо-
димый минимум документов, — это шанс, что путешествие пойдет
нормально, а со временем ты разберешься, что к чему, и поймешь, ка-
кие документы тебе действительно нужны, а без каких можно обой-
тись.
ДЕНЬГИ
Деньги, и как их хранить — вот вопрос, который, как и страховка,
сильно волнует начинающего путешественника. Любая большая по-
ездка будет стоить не меньше $ 4000, а необходимость возить такие
деньги с собой по небезопасным Азии, Африке или Латинской Амери-
ке заставит занервничать любого. Советы о том, как менять деньги и
вести себя на «черном рынке», см. на стр. 122.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКУМЕНТЫ, ДЕНЬГИ И ИНФОРМАЦИЯ
Лучшие валюты
Во многом благодаря «кока кольной» культуре, раскинувшей свои
щупальца по всему миру, надежность американского доллара извест-
на даже в самых глухих уголках мира, в том числе и местах, где на дру-
гие очень даже конвертируемые валюты посмотрят с сильным
недоумением. Разумеется, в Южной Америке и почти во всей Азии
лучше всего иметь именно доллары. В Африке же более привычны ев-
ро и английский фунт стерлингов. Не стоит брать купюры в $ 100: там
их видят редко и часто принимают за фальшивки. По той же причине
не пытайся чего либо купить на те же $ 100, особенно в районе Ниге-
рии, где их производят (вместе с кучей другой контрафактной про-
дукции).
Кредитные карточки
Кредитки — лучший способ избавиться от необходимости таскать
при себе пачки наличных. Хотя, пожалуй, родную сине бело золотую
Visa на трассе имени Хо Ши Мина мы увидим еще не скоро, компакт-
ную кредитку или две в долгий путь все же захватить стоит. Вполне
возможно, что однажды ты благословишь это пластиковый прямо-
угольник, выручивший тебя в сложной ситуации, например, запла
тивш за авиаперевозку мотоцикла до следующего пункта назначения
или за ночь отдыха в шикарном отеле, когда наличные кончились. А в
Северной Америке, Европе, Австралии и Южной Африке наличные
тебе, скорее всего, и вовсе не понадобятся.
Вопреки разумному мнению, что компании, выпускающие кре-
дитные карты, за покупки в другой стране сильно бьют тебя по карма-
ну, они предлагают наилучший на день покупки обменный курс и
даже не берут сервисный сбор (по крайней мере, так делает Visa).
Само собой разумеется, что нужно вести учет тех денег, которые
ты снимаешь со своей карты, и обязательно определиться с мини-
мальной суммой, что ты можешь потратить за месяц (этот прямой де-
бет лучше определить прямо в банке перед отъездом, если, конечно,
деньги в банке у тебя есть). А еще лучше, открой перед отъездом кре-
дит для своей кредитки.
В хорошем путеводителе обязательно будет написано, какие из
трех самых популярных (Visa, American Express или MasterCard) боль-
ше распространены там, куда ты направляешься, но в связи с тем, что
слово «Америка» в некоторых странах или у некоторых людей вызы-
вает странную реакцию, лучше пользоваться анонимной Visa или ме-
нее распространенной MasterCard.
Воспользуйтесь поиском по сайту: