Становление первобытного общества и первобытного
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ «Ученик— это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», — говорили древние греки. Преподавание истории науки как нельзя лучше способствует воплощению в жизнь этой благородной цели. История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания и медицины, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медицины отражает развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения. Как учебная дисциплина история медицины — самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (или курсах) истории медицины высших медицинских учебных заведений в нашей стране и за рубежом. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессии. Курс истории медицины раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, выявляет достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте духовной культуры человечества, показывает взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в разных регионах земного шара, знакомит студентов с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах мира.
Завершив изучение общей истории медицины на кафедре (курсе) истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических, профилактических и клинических кафедрах медицинских вузов. Из года в год, овладевая каждым предметом, они знакомятся также с историческим развитием и основными достижениями данной науки (развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдающихся врачей и ученых-медиков, научные достижения их школ, история важнейших открытий и т.д.). Эти знания должны преподноситься студентам на высоком профессиональном уровне специалистами соответствующих медико-биологических, профилактических и клинических кафедр, — ибо именно специалисты-профессионалы могут дать верную интерпретацию и взвешенную оценку научным достижениям и открытиям в каждой конкретной области медицины, определить их место в развитии данной области медицинской науки. В основу учебника положена новая Примерная программа дисциплины «История медицины», утвержденная в 2002 г. Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России и Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (сост. Т. С. Сорокина). Весь учебный материал систематизирован в соответствии с принятой в современной исторической науке периодизацией всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на пять основных периодов (табл. 1). Последовательное применение исторического метода в преподавании истории медицины имеет своим следствием изложение истории отечественной медицины в контексте всемирной истории. С одной стороны, это соответствует концепции исторического развития наук как единого всемирно-исторического процесса, а с другой — позволяет наглядно продемонстрировать достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры, четко определять приоритеты научных открытий, прослеживать преемственность в передаче медицинской информации и, в конечном счете, логику развития медицинского знания в целом.
Третье издание учебника «История медицины» существенно отличается от второго (1994). В него введены новые научные данные, появившиеся за последнее десятилетие; в результате объем учебника увеличился на половину. Весь текст существенно переработан, — нет такого раздела, который бы не подвергся серьезному, а иногда кардинальному пересмотру. Количество иллюстраций возросло на треть; многие из них публикуются впервые. При подборе иллюстративного материала особое внимание уделялось его наглядности и художественности, что, с одной стороны, дополняет или раскрывает содержание текста, а с другой — способствует расширению общего культурного кругозора будущих врачей. Текст сопровождают 24 авторские таблицы, которые способствуют систематизации и лучшему усвоению учебного материала. Таблица 1. Периодизация и хронология всемирной истории*
* Здесь и далее даты всемирной истории весьма условны вследствие неравномерности социально-экономического и культурного развития народов в разных регионах земного шара. Для облегчения поиска необходимых фрагментов текста в учебнике использованы три уровня выделений и два шрифта: крупным представлен основной учебный материал, раскрывающий положения учебной программы; мелким даны дополнительные материалы, которые могут быть интересны и полезны студентам, увлеченным предметом истории медицины, а также аспирантам, ординаторам и соискателям. Таким образом, учебник имеет два уровня подачи учебного материала.
В конце каждой главы приведены вопросы для самоконтроля. В учебник включен указатель имен, необходимый для оперативного поиска учебного материала. Автор выражает сердечную благодарность коллегам — специалистам в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: В.И.Бородулину (Москва) — история клинической медицины, А. А. Вигасину (Москва) — история Древней Индии, С. П. Глянцеву (Москва) — история хирургии, А. А. Грандо (Киев) — история медицины Украины, Э.Д.Грибанову (Москва) — история медицины и нумизматика, Н.А.Григорьян (Москва) — история физиологии, Sir Barry Jackson (Лондон) — хирургия, история сестринского дела, В.И.Долгинцеву (Тюмень) — общественное здоровье и история медицины, И. В. Егорышевой (Москва) — история российского здравоохранения, Н. С. Елмановой (Москва) — история Средних веков, А. В. Иткису (Москва) — биология и общая генетика, Lawrence Conrad (Лондон) — история арабской медицины, Кан-Вен Ма (Пекин—Лондон) — история медицины Китая, Н. Н. Марчуку (Москва) — история Латинской Америки, Г.Л.Микиртичан (Санкт-Петербург) — история педиатрии, Patricia Moubrey (Лондон) — история сестринского дела, Vivian Nutton (Лондон) — история античной медицины, Г.М.Перфильевой (Москва) — сестринское дело, Thanos Psimitis (Афины) — история античной Греции, Л.В.Сорокину (Москва) — информатика, А. М.Сточику (Москва) — история медицинского образования, Carlos Viesca Trevino (Мехико) — история медицины Мексики, В.А.Фролову (Москва) — патологическая физиология, Омару Шаару (Алепо—Москва) — история арабского Востока, О.П.Щепину (Москва) — общественное здоровье и здравоохранение, а также отделу истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН (зав. отделом М. Б. Мирский). Особая благодарность российским и иностранным студентам медицинского факультета Российского университета дружбы народов, увлеченность которых предметом истории медицины и интерес к ее изучению на протяжении многих лет способствовали созданию нового по своей концепции и содержанию учебника по нашей дисциплине.
Советы и замечания по совершенствованию данного издания будут с благодарностью приняты. ЧАСТЬ I ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО Глава 1 ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ История человечества начинается с появления человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: бесписьменную (первобытную или доклассовую) и письменную (с 4-го тысячелетия до н.э.). История первобытной эры охватывает период от появления человека (около 2 млн лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.). Несмотря на отсутствие письменности (и письменной истории), этот период является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического процесса развития человечества и не может определяться как «доистория», «праистория» или «предыстория», а первобытный человек — как «доисторический». В ряде западноевропейских языков слово «первобытный» является синонимом англ. primitive, что несправедливо для оценки первоначального, и к тому же сложнейшего, этапа человеческой истории. Для своего времени первобытное общество не было примитивным и на исходе доклассовой эры создало предпосылки для становления будущих высоких цивилизаций. В русском языке слова «первобытный» и «примитивный» синонимами не являются — российские ученые используют термин «первобытная история», ибо она «на всех своих этапах первична, первоначальна, первобытна по отношению к последующим историческим эпохам»1. Все народы нашей планеты, без исключения, прошли этот этап исторического развития, — вот почему первобытно-общинный строй (в отличие от всех последующих общественных формаций) является универсальным. В его недрах формировались истоки всех последующих духовных и материальных достижений человечества: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь и языки, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этикет, врачевание и гигиенические навыки. Анализ этого пути от самых истоков — необходимое звено объективной оценки исторического развития медицины в целом. Периодизация первобытной эры и первобытного врачевания. По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99 % всей истории челове- 1 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов — 5-е изд., испр. — М: Высш. шк., 1999. — С. 4. чества. Все последующие периоды истории до нашего времени занимают не более 1 % исторического пути человечества (см. табл. 1).
Общая продолжительность первобытной эры около 2 млн лет. Ее завершение связано с формированием первых классовых обществ и государств, которое растянулось почти на пять тысячелетий. Причем на разных континентах Земного шара этот процесс развивался не одновременно (от 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. в долинах Евфрата и Нила до 1 -го тысячелетия н. э. на Американском континенте, а в некоторых отдаленных областях ойкумены вплоть до нашего времени — начала 3-го тысячелетия). В истории первобытной эры выделяют три эпохи (табл. 2): 1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобыт 2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. 3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с 10— Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания: 1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда про 2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда 3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой Исторические источники. Изученность развития лечебной деятельности человека в разные периоды истории неодинакова и, как правило, находится в обратной зависимости от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция первобытной истории: она не оставила письменных источников, а осмысление археологических и этнологических данных имеет вполне объективные трудности и требует постоянного пересмотра в свете современных представлений и новейших научных достижений. Достоверные научные знания о врачевании в первобытную эру базируются, главным образом, на данных археологии и палеоантропологии, палеопатоло-гии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии). Данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры. Археологические находки, имеющиеся в распоряжении ученых, составляют лишь ничтожную часть тех предметов, которыми пользовался первобытный 1 Приведенные хронологические границы весьма условны, так как в разных регионах земного шара человечество развивалось крайне неравномерно. Таблица 2. Периодизация и хронология первобытной эры
О) Таблица 3. Врачевание в первобытном обществе
человек. Причины этого двояки. Во-первых, археологическая изученность на разных континентах неодинакова. Во-вторых, достоянием археологии становится лишь то, что сохраняется в земле в течение тысяч и миллионов лет (первобытные же предметы из дерева, кожи, коры или растений до наших дней не сохранились). Данные папеопатологии. Палеопато-логия изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета.
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась лишь в конце XIX в., бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо (1712 — 1778), который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Некоторые болезни человека, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума (порой неразумной). Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний. Концепция «золотого века» не ставила в центре внимания здоровье человека. Тем не менее данные палеопатологии в определенной степени способствовали ее опровержению. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней, таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес и т.п.
Первое свидетельство тому было представлено в 1892 г. голландским врачом и анатомом Юджином Дюбуа (Eugene Dubois). Во время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява он обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека — питекантропа (лат. Pithecanthropus erectus), жившего около 700 тыс. лет назад; под головкой этой кости имелись значительные костные выросты — экзостоз (рис. 2). / ("'пп/ыгиг! Последующие исследования показали, что кости каждого четвертого ископаемого скелета первобытного человека сохранили следы артрита и часто в весьма осложненной форме. Так, во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека — неандертальца (лат. Homo neanderthalensis), шейные позвонки которого срослись в единую кость. Интересно, что последствия артрита обнаружены и на костях гигантских ящеров — бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека. Однако следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые начали производить примерно с 12-го тысячелетия до н.э., главным образом в ритуальных целях. Делать выводы о болезнях мягких тканей значительно сложнее — со временем они разрушаются даже в мумиях. Тем не менее атеросклеротические бляшки, обнаруженные в мумиях древних аборигенов Северной Америки, захороненных на территории современного штата Кентукки (США), свидетельствуют о существовании у них атеросклероза. Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях. Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, в борьбе с природой, которая была сильнее его. (Отметим, что средняя продолжительность жизни человека сохранялась на этом уровне вплоть до периода Позднего Средневековья.) Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли, с одной стороны, явления биологические, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — социальные, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека. Данные письменных источников. Как уже отмечалось, первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества и не оставила нам письменных свидетельств. В силу неравномерности исторического развития переход к классовому обществу у различных народов происходил неодновременно и растянулся почти на 5 тыс. лет. Это позволило народам, раньше создавшим цивилизации и овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные свидетельства о своих первобытных соседях, не имевших письменности. Более того, во все последующие эпохи путешественники и естествоиспытатели часто писали о первобытных племенах, которые они посещали или исследовали. Данные этнологии {этнографии). Этнологические исследования врачевания в апополитейных (т. е. доклассовых) первобытных обществах весьма затруднены и возможны лишь на основе археологических исследований. В то же время исследование более поздних — синполитейных первобытных обществ (т.е. первобытных обществ письменной эры, развивавшихся синхронно с классовыми обществами, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнологический материал о первобытном врачевании на соответствующих этапах развития первобытного общества. Еще до эпохи Великих географических открытий классовые общества уже оказывали влияние на современные им (синполитейные) первобытные общества. Понятно, что этнологические исследования синполитейных первобытных обществ не могут быть использованы для прямых исторических реконструкций первоначальных апополитейных первобытных обществ. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНОГО ВРАЧЕВАНИЯ (более 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|