Становление первобытного общества и первобытного
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ «Ученик— это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», — говорили древние греки. Преподавание истории науки как нельзя лучше способствует воплощению в жизнь этой благородной цели. История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания и медицины, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медицины отражает развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения. Как учебная дисциплина история медицины — самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (или курсах) истории медицины высших медицинских учебных заведений в нашей стране и за рубежом. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессии. Курс истории медицины раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, выявляет достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте духовной культуры человечества, показывает взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в разных регионах земного шара, знакомит студентов с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах мира.
Завершив изучение общей истории медицины на кафедре (курсе) истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических, профилактических и клинических кафедрах медицинских вузов. Из года в год, овладевая каждым предметом, они знакомятся также с историческим развитием и основными достижениями данной науки (развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдающихся врачей и ученых-медиков, научные достижения их школ, история важнейших открытий и т.д.). Эти знания должны преподноситься студентам на высоком профессиональном уровне специалистами соответствующих медико-биологических, профилактических и клинических кафедр, — ибо именно специалисты-профессионалы могут дать верную интерпретацию и взвешенную оценку научным достижениям и открытиям в каждой конкретной области медицины, определить их место в развитии данной области медицинской науки. В основу учебника положена новая Примерная программа дисциплины «История медицины», утвержденная в 2002 г. Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России и Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (сост. Т. С. Сорокина). Весь учебный материал систематизирован в соответствии с принятой в современной исторической науке периодизацией всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на пять основных периодов (табл. 1). Последовательное применение исторического метода в преподавании истории медицины имеет своим следствием изложение истории отечественной медицины в контексте всемирной истории. С одной стороны, это соответствует концепции исторического развития наук как единого всемирно-исторического процесса, а с другой — позволяет наглядно продемонстрировать достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры, четко определять приоритеты научных открытий, прослеживать преемственность в передаче медицинской информации и, в конечном счете, логику развития медицинского знания в целом.
Третье издание учебника «История медицины» существенно отличается от второго (1994). В него введены новые научные данные, появившиеся за последнее десятилетие; в результате объем учебника увеличился на половину. Весь текст существенно переработан, — нет такого раздела, который бы не подвергся серьезному, а иногда кардинальному пересмотру. Количество иллюстраций возросло на треть; многие из них публикуются впервые. При подборе иллюстративного материала особое внимание уделялось его наглядности и художественности, что, с одной стороны, дополняет или раскрывает содержание текста, а с другой — способствует расширению общего культурного кругозора будущих врачей. Текст сопровождают 24 авторские таблицы, которые способствуют систематизации и лучшему усвоению учебного материала. Таблица 1. Периодизация и хронология всемирной истории*
Для облегчения поиска необходимых фрагментов текста в учебнике использованы три уровня выделений и два шрифта: крупным представлен основной учебный материал, раскрывающий положения учебной программы; мелким даны дополнительные материалы, которые могут быть интересны и полезны студентам, увлеченным предметом истории медицины, а также аспирантам, ординаторам и соискателям. Таким образом, учебник имеет два уровня подачи учебного материала.
В конце каждой главы приведены вопросы для самоконтроля. В учебник включен указатель имен, необходимый для оперативного поиска учебного материала. Автор выражает сердечную благодарность коллегам — специалистам в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: В.И.Бородулину (Москва) — история клинической медицины, А. А. Вигасину (Москва) — история Древней Индии, С. П. Глянцеву (Москва) — история хирургии, А. А. Грандо (Киев) — история медицины Украины, Э.Д.Грибанову (Москва) — история медицины и нумизматика, Н.А.Григорьян (Москва) — история физиологии, Sir Barry Jackson (Лондон) — хирургия, история сестринского дела, В.И.Долгинцеву (Тюмень) — общественное здоровье и история медицины, И. В. Егорышевой (Москва) — история российского здравоохранения, Н. С. Елмановой (Москва) — история Средних веков, А. В. Иткису (Москва) — биология и общая генетика, Lawrence Conrad (Лондон) — история арабской медицины, Кан-Вен Ма (Пекин—Лондон) — история медицины Китая, Н. Н. Марчуку (Москва) — история Латинской Америки, Г.Л.Микиртичан (Санкт-Петербург) — история педиатрии, Patricia Moubrey (Лондон) — история сестринского дела, Vivian Nutton (Лондон) — история античной медицины, Г.М.Перфильевой (Москва) — сестринское дело, Thanos Psimitis (Афины) — история античной Греции, Л.В.Сорокину (Москва) — информатика, А. М.Сточику (Москва) — история медицинского образования, Carlos Viesca Trevino (Мехико) — история медицины Мексики, В.А.Фролову (Москва) — патологическая физиология, Омару Шаару (Алепо—Москва) — история арабского Востока, О.П.Щепину (Москва) — общественное здоровье и здравоохранение, а также отделу истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН (зав. отделом М. Б. Мирский). Особая благодарность российским и иностранным студентам медицинского факультета Российского университета дружбы народов, увлеченность которых предметом истории медицины и интерес к ее изучению на протяжении многих лет способствовали созданию нового по своей концепции и содержанию учебника по нашей дисциплине.
Советы и замечания по совершенствованию данного издания будут с благодарностью приняты.
История человечества начинается с появления человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: бесписьменную (первобытную или доклассовую) и письменную (с 4-го тысячелетия до н.э.). История первобытной эры охватывает период от появления человека (около 2 млн лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.). Несмотря на отсутствие письменности (и письменной истории), этот период является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического процесса развития человечества и не может определяться как «доистория», «праистория» или «предыстория», а первобытный человек — как «доисторический». В ряде западноевропейских языков слово «первобытный» является синонимом англ. primitive, что несправедливо для оценки первоначального, и к тому же сложнейшего, этапа человеческой истории. Для своего времени первобытное общество не было примитивным и на исходе доклассовой эры создало предпосылки для становления будущих высоких цивилизаций. В русском языке слова «первобытный» и «примитивный» синонимами не являются — российские ученые используют термин «первобытная история», ибо она «на всех своих этапах первична, первоначальна, первобытна по отношению к последующим историческим эпохам»1. Все народы нашей планеты, без исключения, прошли этот этап исторического развития, — вот почему первобытно-общинный строй (в отличие от всех последующих общественных формаций) является универсальным. В его недрах формировались истоки всех последующих духовных и материальных достижений человечества: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь и языки, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этикет, врачевание и гигиенические навыки. Анализ этого пути от самых истоков — необходимое звено объективной оценки исторического развития медицины в целом. Периодизация первобытной эры и первобытного врачевания. По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99 % всей истории челове-
Общая продолжительность первобытной эры около 2 млн лет. Ее завершение связано с формированием первых классовых обществ и государств, которое растянулось почти на пять тысячелетий. Причем на разных континентах Земного шара этот процесс развивался не одновременно (от 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. в долинах Евфрата и Нила до 1 -го тысячелетия н. э. на Американском континенте, а в некоторых отдаленных областях ойкумены вплоть до нашего времени — начала 3-го тысячелетия). В истории первобытной эры выделяют три эпохи (табл. 2): 1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобыт 2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. 3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с 10— Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания: 1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда про 2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда 3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой Исторические источники. Изученность развития лечебной деятельности человека в разные периоды истории неодинакова и, как правило, находится в обратной зависимости от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция первобытной истории: она не оставила письменных источников, а осмысление археологических и этнологических данных имеет вполне объективные трудности и требует постоянного пересмотра в свете современных представлений и новейших научных достижений. Достоверные научные знания о врачевании в первобытную эру базируются, главным образом, на данных археологии и палеоантропологии, палеопатоло-гии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии). Данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры. Археологические находки, имеющиеся в распоряжении ученых, составляют лишь ничтожную часть тех предметов, которыми пользовался первобытный
Таблица 2. Периодизация и хронология первобытной эры
О) Таблица 3. Врачевание в первобытном обществе
человек. Причины этого двояки. Во-первых, археологическая изученность на разных континентах неодинакова. Во-вторых, достоянием археологии становится лишь то, что сохраняется в земле в течение тысяч и миллионов лет (первобытные же предметы из дерева, кожи, коры или растений до наших дней не сохранились). Данные папеопатологии. Палеопато-логия изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета.
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась лишь в конце XIX в., бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо (1712 — 1778), который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Некоторые болезни человека, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума (порой неразумной). Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний. Концепция «золотого века» не ставила в центре внимания здоровье человека. Тем не менее данные палеопатологии в определенной степени способствовали ее опровержению. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней, таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес и т.п.
Первое свидетельство тому было представлено в 1892 г. голландским врачом и анатомом Юджином Дюбуа (Eugene Dubois). Во время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява он обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека — питекантропа (лат. Pithecanthropus erectus), жившего около 700 тыс. лет назад; под головкой этой кости имелись значительные костные выросты — экзостоз (рис. 2). / ("'пп/ыгиг! Последующие исследования показали, что кости каждого четвертого ископаемого скелета первобытного человека сохранили следы артрита и часто в весьма осложненной форме. Так, во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека — неандертальца (лат. Homo neanderthalensis), шейные позвонки которого срослись в единую кость. Интересно, что последствия артрита обнаружены и на костях гигантских ящеров — бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека. Однако следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые начали производить примерно с 12-го тысячелетия до н.э., главным образом в ритуальных целях. Делать выводы о болезнях мягких тканей значительно сложнее — со временем они разрушаются даже в мумиях. Тем не менее атеросклеротические бляшки, обнаруженные в мумиях древних аборигенов Северной Америки, захороненных на территории современного штата Кентукки (США), свидетельствуют о существовании у них атеросклероза. Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях. Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, в борьбе с природой, которая была сильнее его. (Отметим, что средняя продолжительность жизни человека сохранялась на этом уровне вплоть до периода Позднего Средневековья.) Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли, с одной стороны, явления биологические, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — социальные, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека. Данные письменных источников. Как уже отмечалось, первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества и не оставила нам письменных свидетельств. В силу неравномерности исторического развития переход к классовому обществу у различных народов происходил неодновременно и растянулся почти на 5 тыс. лет. Это позволило народам, раньше создавшим цивилизации и овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные свидетельства о своих первобытных соседях, не имевших письменности. Более того, во все последующие эпохи путешественники и естествоиспытатели часто писали о первобытных племенах, которые они посещали или исследовали. Данные этнологии {этнографии). Этнологические исследования врачевания в апополитейных (т. е. доклассовых) первобытных обществах весьма затруднены и возможны лишь на основе археологических исследований. В то же время исследование более поздних — синполитейных первобытных обществ (т.е. первобытных обществ письменной эры, развивавшихся синхронно с классовыми обществами, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнологический материал о первобытном врачевании на соответствующих этапах развития первобытного общества.
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНОГО ВРАЧЕВАНИЯ (более 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|