Врачевание и зарождение культов и верований
Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружающем мире. Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования приемов врачевания в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терминологии, в каменном веке. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины. Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко использовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника. Первобытные люди владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В Новой Гвинее, например, еще в прошлом столетии аборигены вскрывали вены при по- мощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.
Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания. Тотемизм (от алгонкинск. от-отем — его род) — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных. Фетишизм (от португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье, плодоносящие деревья или полезные предметы обихода), т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от ранения в бою, от болезней и т.п.). Анимизм (от лат. anima, animus — воздух, дух, душа) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.
Магия (греч. mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Еще не понимая истинной связи событий и явлений природы и произвольно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) получить желаемый результат — изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать Рис 4. Реконструкция изображений «колду-
Рис. 5. Дух болезни, «насылающий» сибирскую язву (изображена женщина). Высота фигуры — 103 см. Дерево, маска из металла. Россия. Энцы. Первая четверть XX в. Санкт-Петербург. Музей антропологии и этнографии РАН
ли определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался; культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками. В конце позднего палеолита в глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и служители культа. Широкой известностью среди них пользуется небольшое полихромное изображение «колдуна» (как назвали его ученые) в пещере Трех Братьев во Франции — полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами (рис. 4). Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков -людей — покровителей рода (предков -мужчин — при переходе к патриархату и предков-женщин — при переходе к матриархату)1. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах 1 История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины / Под ред. Ю. В. Бромлея. — М.: Наука, 1986. — С. 236. Трепанация черепа Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70 %) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру трепанационного отверстия; отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции (рис. 6). Причина трепанации — вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагают, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного. В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру проводились главным образом после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории медицины принципиально важен факт успешной (пережитой) трепанации, свидетельствующий о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.
Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа. В то же время превратное миросозерцание и фантастические верования становились основой лечебной магии и культовых ритуалов врачевания, которые укрепились позднее в период разложения первобытного общества. Экономическое и социальное развитие человечества в период поздней родовой общины подготовило предпосылки для зарождения частной собственности и разложения первобытно-общинного строя, начавшихся ранее всего в плодородных долинах крупнейших рек нашей планеты. Рис. 6. Черепа первобытных людей (неоантропов): слева — переживших операцию трепанации черепа, справа — погибшего вследствие ритуальной трепанации черепа. Копенгаген. Национальный музей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|