Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врачевание и зарождение культов и верований




Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружа­ющем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследова­ния приемов врачевания в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терми­нологии, в каменном веке.

Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего кон­тинента, применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при по­мощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и при­кладывали местные глины.

Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко исполь­зовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание ки­шечника.

Первобытные люди владели также и приемами оперативного лечения: об­рабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изде­лия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В Новой Гви­нее, например, еще в прошлом столетии аборигены вскрывали вены при по-


мощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натя­нутого лука.

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в ре­зультате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобыт­ный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины нача­ли зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, ани­мизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм (от алгонкинск. от-отем — его род) — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим бра­том», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей естественной средой. Ранней родовой общине был свой­ствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных.

Фетишизм (от португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свой­ства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье, плодоносящие деревья или полезные предметы обихо­да), т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от ранения в бою, от болезней и т.п.).

Анимизм (от лат. anima, animus — воздух, дух, душа) — вера в души, духов и всеоб­щее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними фор­мами культа умерших. Ритуалы, посвящен­ные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

Магия (греч. mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъесте­ственным образом воздействовать на дру­гих людей, предметы, события или явле­ния природы. Еще не понимая истинной связи событий и явлений природы и про­извольно истолковывая случайные совпа­дения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магичес­ких действий) получить желаемый резуль­тат — изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни.

Среди многочисленных разновидно­стей магии была и лечебная магия — вра­чевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые

церемонии и ритуалы мог совершать Рис 4. Реконструкция изображений «колду-
каждый. Со временем развитие верова- На» в пещере Трех Братьев (территория
ний и усложнение ритуалов потребова- Франции). Поздний палеолит



болезней: возникновение недуга понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка — духа болезни (рис. 5). Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало удаление духа болезни из тела больного сначала путем уговоров (ритуалы), а потом и методами насильственного «из­гнания», которое в ряде случаев осуществлялось вполне естественными сред­ствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства). Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с 12-го тысячеле­тия до н. э. (мезолит). Ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens.

Рис. 5. Дух болезни, «насылающий» сибирскую язву (изображена женщи­на). Высота фигуры — 103 см. Де­рево, маска из металла. Россия.

Энцы. Первая четверть XX в. Санкт-Петербург. Музей антрополо­гии и этнографии РАН


ли определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался; культо­вые действия стали совершаться старейшина­ми рода или наиболее умелыми общинни­ками.

В конце позднего палеолита в глубинах пе­щер стали создаваться специальные святили­ща, на стенах которых изображались и слу­жители культа.

Широкой известностью среди них пользу­ется небольшое полихромное изображение «колдуна» (как назвали его ученые) в пеще­ре Трех Братьев во Франции — полусогну­тая фигура с длинным хвостом, ногами че­ловека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами (рис. 4).

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период раз­витой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный то­темизм и культ предков -людей — покрови­телей рода (предков -мужчин — при перехо­де к патриархату и предков-женщин — при переходе к матриархату)1.

Культ предков отразился и на представ­лениях первобытного человека о причинах


1 История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины / Под ред. Ю. В. Бромлея. — М.: Наука, 1986. — С. 236.


Трепанация черепа

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на террито­рии Перу показал, что в большинстве случаев (около 70 %) трепанации закан­чивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по пе­риметру трепанационного отверстия; отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции (рис. 6).

Причина трепанации — вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагают, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, пер­вобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного.

В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру проводились главным образом после травмати­ческого повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных оскол­ков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории медицины принципиально важен факт успешной (пережитой) трепанации, свидетельствующий о реальности удачных оперативных вмешательств на моз­говом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа. В то же время пре­вратное миросозерцание и фантастические верования становились основой лечебной магии и культовых ритуалов врачевания, которые укрепились позднее в период разложения первобытного общества.

Экономическое и социальное развитие человечества в период поздней ро­довой общины подготовило предпосылки для зарождения частной собствен­ности и разложения первобытно-общинного строя, начавшихся ранее всего в плодородных долинах крупнейших рек нашей планеты.

Рис. 6. Черепа первобытных людей (неоантропов): слева — переживших операцию тре­панации черепа, справа — погибшего вследствие ритуальной трепанации черепа.

Копенгаген. Национальный музей


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...