Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественные отношения и духовная культура




Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение \

лука и стрелы (14—7-е тысячелетия до н.э.) обусловили дальнейший подъем i

производительных сил и совершенствование организации человеческого об-!

щества, т. е. социальных отношений. В период верхнего палеолита это вырази- >

лось в возникновении общинно-родового строя — сначала в форме ранней J
первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в фор­
ме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

' Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. — 5-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1999. - С. 94, 134-138.


Ранняя первобытная община охотников, собирателей и рыболовов (эпоха верхнего палеолита и частично мезолита) была сформировавшимся челове­ческим обществом. При крайне низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была коллективом рав­ных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково обще­ственно полезных сферах трудовой деятельности; их коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т.е. распределения продукта.

Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является одно(уни)-линейный счет родства. Исторически представления о родстве по материнской линии сложились раньше, чем представления о род­стве отцовском. Этим объясняется то, что на ранних стадиях социогенеза кров­ное родство устанавливалось между потомками одной матери, т.е. матрили-нейно {матрилинейная организация рода)1.

В ранних человеческих коллективах женщины играли важную роль в заботе о детях, поддержании огня, ведении хозяйства. Все это явилось основой высоко­го общественного положения женщин и вместе с матрилинейным счетом род­ства обусловило формирование материнско-родового культа — культа мате­рей-прародительниц, охранительниц очага. Отсюда, однако, не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода, — главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь—мужчина, рожденный от женщины данного рода2.

Первобытное искусство, первые памятники которого относятся к верхнему палеолиту (абсолютный возраст 20 — 30 тыс. лет), запечатлело в равной степе­ни и мужчин, и женщин.

Изображения мужчин более древние (абсолютный возраст около 30 тыс. лет). Как правило, это полихромная живопись на стенах пещер, изделия из камня или кости. Мужчин изображали во время охоты на животных или в процессе магических обрядов.

Изображения женщин относятся к более позднему времени (абсолютный возраст около 24 тыс. лет). Их стали создавать несколько тысячелетий спустя, чаще в виде небольших стилизованных статуэток из камня или кости, выпол­ненных в реалистической манере. В археологической и исторической литературе верхнепалеолитические статуэтки женщин не связываются с врачеванием, как это часто делается в историко-медицинской литературе. (В Древней Руси более позднего периода их называли ласковым словом «берегиня».)

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого тре­бовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

1 Высокое положение женщины, присущее развитой родовой общине, часто неправильно
называют «матриархатом». Суффикс «am» подразумевает господство одного человека над други­
ми, чего в классической первобытности еще не было, — классической первобытности были
свойственны уравнительные порядки, при которых не могло быть господства одной части обще­
ства над другой. В научной исторической литературе термин «матриархат» (или «поздний матри­
архат») применяется для определения особой, весьма редкой формы разложения первобытного
общества (см. табл. 2, а также с. 30).

2 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. — 5-е изд.,
испр. - М.: Высш. шк., 1999. — С. 139—142.


Поздняя первобытная община земледельцев и скотоводов (мезолит, нео­лит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с 9 — 3-го тысячелетий до н.э.) и разведению домашних животных (с 8 —3-го тысячелетий до н.э.).

По мнению большинства исследователей, земледелие зародилось в регионе Восточного Средиземноморья на территории современных государств Ирака и Кувейта. Письменность к тому времени еще не была создана, однако археологи­ческие исследования в сочетании с фотоснимками, сделанными из космоса, позволили предположить, что в зоне Персидского залива (юг Месопота­мии) в этот период располагался библейский «Эдем» (плодородная равнина). Это слово перешло в шумерский язык из дошумерского — протоевфратского.

В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транс­порт и парусная лодка; освоено строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу периода (4-е тысячелетие до н.э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность — пиктография, которая позднее транс­формировалась в клинопись (первую в истории человечества систему письмен­ности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...