Общественные отношения и духовная культура
Разложение первобытно-общинного строя началось в 10 —5-е тысячелетиях до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государства, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархата и матриархата, которые развивались параллельной Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным. Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например, ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории женщина занимала высокое положение, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери, — т.е. женщине своего рода). Даже в конце XX в. на нашей планете существовали племена, сохранявшие социально-экономическую структуру матриархата. Так, в 1970-х годах итальянская журналистка О.Фаллачи посетила такое племя (в джунглях, на территории современной Малайзии). Подъезжая к поселению племени, она увидела, как на полях работали мужчины, которые сливали каучуковое молоко в большие сосуды (работающих женщин не было). Абсолютными владелицами земли в этом племени являются женщины. Наследуют землю только дочери. Всю прибыль от продажи товара женщины «помещают» в золотые коронки (сверкающие при улыбке). «Зубы — мой банк. Земля — для девочек; зубы — для сыновей», — объяснила глава рода, 90-летняя Хава. Сыновья должны научиться какому-то ремеслу, чтобы заработать на приданое, ибо приданое в дом приносят мужья, но живут они отдельно и посещают деревню только по приглашению женщин. Единственным свидетельством существования мужчин в этой деревне являются дети. Женщины племени умеют читать и писать (даже знают о существовании Европы), но с недоверием относятся к рассказам о том, что мужчина может содержать женщину. В выборах они не участвуют, так как считают, что «выборы — это забава честолюбивых мужчин, которые стремятся заполучить власть, чтобы навязать всем свой ленивый образ жизни».
Это племя не единственное — среди многочисленных племен в джунглях Малайзии насчитывается несколько поселений, живущих по законам матриархата. Важно отметить, что в современном мире во многих странах с высоким экономическим и культур- 1 Першиц А.И., Монгайт А.А., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1982. — С. 171 — 181. ным развитием (расположенных в поясе жаркого климата) родовые общины и племена являются важной частью многоукладной экономики государства. Они мирно соседствуют с городами, заметно участвуя в их сельскохозяйственном обеспечении. В Малайзии такие общины — неотъемлемая составная часть аграрного сектора экономики. Государство обеспечивает их бесплатным образованием и медицинским обслуживанием. Умело сочетая мировые достижения с национальными особенностями, Малайзия стала одним из ведущих государств Юго-Восточной Азии и играет заметную роль в мировой политике (по многим параметрам экономического развития Малайзия является лидером региона, в ее столице Куала-Лумпуре построены самые высокие небоскребы в мире).
В эпоху классообразования отчетливо проявились отличия в темпах исторического прогресса человечества в разных регионах Земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных аллювиальных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в 3—2-м тысячелетиях до н.э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени. Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в 4-м тысячелетии до н. э. письменности у шумеров и египтян, а позднее — у критян, китайцев, индийцев, майя и других народов. Врачевание и врачеватели В этот период в области, врачевания закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн. К числу оперативных методов врачевания в синполитейных племенах, находившихся на стадии распада первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение. В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно проведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки: «Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ее ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота роженицы сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, произвел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один помощник с большим искусством прижег раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать оператору возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту
Рис. 7. Магический обряд в родовой общине. Реконструкция. По 3. Буриану и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа... Выздоровление наступило на одиннадцатый день»1. В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внугриплеменному расслоению, усилению племенной организации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 7). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины.
Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые 1 Многотомное руководство по акушерству и гинекологии: В 10 т. Т. 1. — М.: Медгиз, 1961. — С. 15-16. зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания. В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Бразилии — паже, в странах Западной Африки — нгомбо и бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким и табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д. Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, артистом, а порой и фокусником, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему. Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Азии, Америки, Африки и Океании середины XX в. дан в книге американского стоматолога Г.Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г.Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться». Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и... мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина»1. Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение, пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, не останавливается перед убийством.
Г.Райт был свидетелем, «как знахарь, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей... Он простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы». В целом Г.Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а технику — как «странную комбинацию естественных и сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла»2. Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранно- 1 Райт Г. Свидетель колдовства: Пер. с англ. — М.: Молодая гвардия, 1971. — С. 72 — 73, 66. 2 Там же. -С. 73, 64-65, 199. 3 Сорокина 33 му для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанги выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли до обморока дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним бросался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства способы их приготовления и применения, тексты священных гимнов, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни. В современном мире оценка первобытного врачевания не может быть однозначной С одной стороны, его рациональные приемы и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующего периода и в итоге - современной научной медицины. С другой стороны, фантастические (иррациональные) представления первобытных врачевателей возникали как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой (их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом). Итак врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и потому не может называться «примитивной медициной». Об этом периоде истории человечества прекрасно сказал Ф.Энгельс полтора столетия тому назад! _ «Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием - преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»1. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств Тогда, более 5 тыс. лет назад, стали зарождаться первые цивилизации Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у племен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных (синполитейных) обществах аборигенов Австралии, Азии, Америки, Африки и островов Океании что имеет важное значение как для развития современной научной медицины (использование положительного наследия народной медицины), так и для становления национальных систем здравоохранения в развивающихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным про- ' Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1961.-С. 118. граммам здравоохранения). В наши дни это успешно осуществляется во многих странах мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|