Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественные отношения и духовная культура




Разложение первобытно-общинного строя началось в 10 —5-е тысячелетиях до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной соб­ственности и частного хозяйства, классов и государства, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.

Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархата и матриархата, которые развивались параллельной

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где обществен­ное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно­общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формирова­лось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по тра­дициям матриархата (например, ирокезы). Традиционные признаки матриар­хата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государ­ствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории женщина занимала высокое положение, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери, — т.е. женщине своего рода).

Даже в конце XX в. на нашей планете существовали племена, сохранявшие соци­ально-экономическую структуру матриархата. Так, в 1970-х годах итальянская журналист­ка О.Фаллачи посетила такое племя (в джунглях, на территории современной Малай­зии). Подъезжая к поселению племени, она увидела, как на полях работали мужчины, которые сливали каучуковое молоко в большие сосуды (работающих женщин не было). Абсолютными владелицами земли в этом племени являются женщины. Наследуют зем­лю только дочери. Всю прибыль от продажи товара женщины «помещают» в золотые коронки (сверкающие при улыбке). «Зубы — мой банк. Земля — для девочек; зубы — для сыновей», — объяснила глава рода, 90-летняя Хава. Сыновья должны научиться какому-то ремеслу, чтобы заработать на приданое, ибо приданое в дом приносят му­жья, но живут они отдельно и посещают деревню только по приглашению женщин. Единственным свидетельством существования мужчин в этой деревне являются дети. Женщины племени умеют читать и писать (даже знают о существовании Европы), но с недоверием относятся к рассказам о том, что мужчина может содержать женщину. В выборах они не участвуют, так как считают, что «выборы — это забава честолюбивых мужчин, которые стремятся заполучить власть, чтобы навязать всем свой ленивый образ жизни».

Это племя не единственное — среди многочисленных племен в джунглях Малайзии насчитывается несколько поселений, живущих по законам матриархата. Важно отме­тить, что в современном мире во многих странах с высоким экономическим и культур-

1 Першиц А.И., Монгайт А.А., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1982. — С. 171 — 181.


ным развитием (расположенных в поясе жаркого климата) родовые общины и племе­на являются важной частью многоукладной экономики государства. Они мирно сосед­ствуют с городами, заметно участвуя в их сельскохозяйственном обеспечении. В Малайзии такие общины — неотъемлемая составная часть аграрного сектора экономи­ки. Государство обеспечивает их бесплатным образованием и медицинским обслужи­ванием. Умело сочетая мировые достижения с национальными особенностями, Ма­лайзия стала одним из ведущих государств Юго-Восточной Азии и играет заметную роль в мировой политике (по многим параметрам экономического развития Малайзия является лидером региона, в ее столице Куала-Лумпуре построены самые высокие небоскребы в мире).

В эпоху классообразования отчетливо проявились отличия в темпах исто­рического прогресса человечества в разных регионах Земного шара. В наибо­лее благоприятных экономических зонах (плодородных аллювиальных доли­нах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завер­шился в 3—2-м тысячелетиях до н.э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австра­лии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в кон­це первобытной эры явилось изобретение в 4-м тысячелетии до н. э. письмен­ности у шумеров и египтян, а позднее — у критян, китайцев, индийцев, майя и других народов.

Врачевание и врачеватели

В этот период в области, врачевания закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совер­шенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь ране­ным общинникам во время участившихся войн. К числу оперативных мето­дов врачевания в синполитейных племенах, находившихся на стадии распада первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время ини­циации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сече­ние.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путе­шественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно проведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

«Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием ба­нанового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ее ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота роженицы сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, произвел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один помощник с большим искусством прижег раскаленным железом кровото­чащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать оператору возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту


Рис. 7. Магический обряд в родовой общине. Реконструкция. По 3. Буриану

и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подви­нул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями.

На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыва­нием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; по­верх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа...

Выздоровление наступило на одиннадцатый день»1.

В период разложения первобытного общества становление классового не­равенства вело к внугриплеменному расслоению, усилению племенной орга­низации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и ре­лигиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных слу­жителей культа (рис. 7). Сфера их деятельности включала: сохранение и переда­чу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, вра­чевание, судопроизводство и т.п.

Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые об­ряды становились все более таинственными и непонятными большинству чле­нов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпи­рических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые

1 Многотомное руководство по акушерству и гинекологии: В 10 т. Т. 1. — М.: Медгиз, 1961. — С. 15-16.


зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторич­ным — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Оке­ании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Бразилии — паже, в стра­нах Западной Африки — нгомбо и бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким и табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников он посвящен в законы и обычаи племени, незыб­лемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, артис­том, а порой и фокусником, он прекрасно понимает свою аудиторию, кото­рая беспредельно верит ему.

Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Азии, Америки, Африки и Океании середины XX в. дан в книге американского стоматолога Г.Райта «Свидетель колдовства», пе­реведенной на русский язык в 1971 г. Г.Райт отмечает, что знахари, с которы­ми ему приходилось встречаться, «были людьми с высоким уровнем профес­сиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться». Знахарь не пы­тается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропи­ческой или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах воз­можностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энер­гией, энтузиазмом и... мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина»1. Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применя­ет гипноз и самовнушение, пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а что­бы создать атмосферу страха, не останавливается перед убийством.

Г.Райт был свидетелем, «как знахарь, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности совре­менной медицины и таланты ее лучших представителей... Он простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим вы­соко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы».

В целом Г.Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а технику — как «странную комбинацию естественных и сверхъ­естественных элементов интуиции и здравого смысла»2.

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранно-

1 Райт Г. Свидетель колдовства: Пер. с англ. — М.: Молодая гвардия, 1971. — С. 72 — 73, 66.

2 Там же. -С. 73, 64-65, 199.

3 Сорокина 33


му для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки.

Так в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанги выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно застав­ляли до обморока дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним бросался в воду).

В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою мис­сию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от обще­ства готовиться к своей профессии.

В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные сред­ства способы их приготовления и применения, тексты священных гимнов, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинствен­ные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В современном мире оценка первобытного врачевания не может быть одно­значной С одной стороны, его рациональные приемы и огромный эмпириче­ский опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующего периода и в итоге - современной научной медицины. С другой стороны, фантастические (иррациональные) представления первобытных врачевателей возникали как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой (их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом).

Итак врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и потому не может называться «примитивной медициной». Об этом периоде истории человечества прекрасно сказал Ф.Энгельс полтора столетия

тому назад! _

«Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим ис­ходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержа­нием - преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»1.

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств Тогда, более 5 тыс. лет назад, стали зарождаться первые цивили­зации Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все пери­оды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у племен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных (синполитейных) обществах аборигенов Австралии, Азии, Америки, Африки и островов Оке­ании что имеет важное значение как для развития современной научной медицины (использование положительного наследия народной медицины), так и для становления национальных систем здравоохранения в развиваю­щихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным про-

' Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1961.-С. 118.


граммам здравоохранения). В наши дни это успешно осуществляется во мно­гих странах мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...