Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицина — народная, традиционная, научная




В современном мире существуют три глобальных направления медицинской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), тради­ционная медицина и научная медицина (табл. 4).

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широкое и исторически наиболее древнее. Оно включает совокупность средств и при­емов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества — от возникновения человека (бо­лее 2 млн лет назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Мор­ган, Э.Тэйлор, Р. С. Солецки, В. П.Алексеев и многие другие исследователи пер­вобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универсальное; она существовала во все периоды истории человечества у всех народов мира. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение, хра­нился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утрачено, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди-

Таблица 4. Медицина — народная, традиционная, научная

 

Характеристика Народное врачевание Традиционная медицина Научная медицина
Период существования Более 2 млн лет Около 3 тыс. лет Несколько столетий
Философская основа Религиозно-философ­ское учение Философская концепция
Истоки развития Эмпирический опыт народа Эмпирический опыт, народное врачевание Народное врачева­ние, традиционная медицина, экспери­ментальный метод
Особенность развития Мобильность Стабильность Динамичность
Распространение Повсеместное Локальное Интернациональ­ный характер
Деятели Коллективное врачевание, знахари Профессионалы традиционной медицины Профессионалы врачи
Обучение Коллективный опыт, индивидуаль­ное обучение Школы традиционной медицины Высшие медицин­ские учебные заве­дения (университе -ты, институты)

цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального проис­хождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навы­ки), так и фантастические {иррациональные), возникшие как закономерный ре­зультат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время магические ритуалы и ир­рациональные приемы первобытного врачевания явились предметом крити­ческой оценки и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина — понятие более узкое, конкретное и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее рели­гиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, кото­рая определяет место человека {микрокосмоса) в окружающем мире {макрокосмо­се), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная меди­цина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классический пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, традиционная медицина жизнеспособ­на там, где есть очаг и носители данной культуры, т.е. у себя на родине. Это не исключает возможности ее распространения и в других регионах Земного шара, но на родине она всегда будет эффективнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она подвергается трансформации и в конечном счете, как медицина традиционная, обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливались общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская (см. с. 105), индийская (аюрведа) (см. с. 89), тибетская (см. с. 244) традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина опирается прежде всего на научный эксперимент, в ходе которого проверяются эмпирические знания, научные и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории.

Научная медицина и ее методы не являются традиционными, т.е. связан­ными с какой-либо одной культурой и ее традицией.

По своей сути научная медицина интернациональна — ее достижения быст­ро становятся достоянием различных народов. Цель естественных наук — объек­тивное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах это исследование идет на основе современных методов, которыми постоянно обо­гащается современное естествознание.

Итак, научная медицина нетрадиционна в историческом контексте. Следо­вательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-


цзю) не может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близоруко и, следовательно, неправомерно. Именно эти так называемые «нетрадиционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной медицины (игло­укалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего — это научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т. е. не­традиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существу­ют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная китайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медицина. Препо­даются они в разных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно взаимосвязаны. Медицина Китая, говоря образно, стоит сегодня «на обеих ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и пре­дупреждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающи­ми взаимодействия человека с окружающим миром.

Вопросы для самоконтроля

1. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

2. Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания.

3. Определение понятий «врачевание» и «медицина».

4. Источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.

5. Гипотеза «золотого века» и ее опровержение.

6. Современные представления о происхождении человека.

7. Прародина человечества: гипотеза моногенизма. Антропо- и социогенез.

8. Зарождение коллективного врачевания.

9. Погребения в пещере Шанидар как подтверждение лекарственного врачевания и
становления социальных отношений в эпоху праобщины.

 

10. Представления о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и
иррациональных представлений первобытного человека об окружающем мире.

11. Зарождение культов и фантастических верований (тотемизма, фетишизма, ани­
мизма, магии). Их связь с врачеванием.

12. Трепанации черепов в истории первобытности.

13. Хирургические приемы врачевания в период разложения первобытного общества.

14. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятель­
ности.

15. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе.

16. Народное врачевание в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Азии,
Америки, Океании.

17. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохране­
ния в некоторых странах.

18. Народное врачевание — один из истоков научной медицины.

19. Определение понятий «народное врачевание», «традиционная медицина», «на­
учная медицина». Их основные характеристики.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...