Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление человека и человеческого общества




Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемей­ству гоминид (т.е. людей) — длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают исследова­ния, на рубеже третичного и четвертичного периодов (более 2,5 млн лет назад). С этого времени начинается период становления первобытного общества — эпоха праобщины.

Определение критериев человека (т. е. границы между животным миром и человеком) имеет два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие чело­века, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада:

1) прямохождение, или бипедия;

2) свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способ­
ная к тонким трудовым операциям;

3) относительно крупный высокоразвитый мозг.

Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновре­менно, а на разных этапах эволюции.

Согласно современным археологическим данным, первый признак гоми­нидной триады — прямохождение — сложился уже у ближайших предков че­ловека — австралопитеков (от 4 до 2,5 млн лет от современности, в конце третичного периода). Прямохождение формировалось у австралопитеков в ре­зультате приспособления к жизни в открытой местности. Позднее оно созда­ло предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, яви­лось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности: вначале авст­ралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т. е. люди) начали со­здавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л. Моргана, который полагал, что человек встал на ноги, чтобы освободить руки для орудийной деятельности). Говоря образным языком: человек вошел в историю человече­ства на двух ногах1.

1 Алексеев В.П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — С. 88—140; а также Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов — 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. - С. 90-93.


Второй признак гоминидной триады — развитая кисть — сформировался в результате трудовой деятельности на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300 — 200 тыс. лет назад).

Становление третьего признака — высокоразвитого мозга — по времени было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних палеоантропов (ок. 50 — 40 тыс. лет назад), тогда как совер­шенствование его структуры продолжается на протяжении всей истории рода

Homo.

Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида (лат. Homo sapiens) окончательно завершилось ок. 50—40 тыс. лет назад.

В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека — его ору­дийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отно­шения.

В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалек­тическом взаимодействии социального и биологического — труда и направля­емого трудом естественного отбора1.

Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте фор­мирования человека — прародине человечества.

Чарльз Дарвин (Charles Darwin, 1809—1882 гг.), исходя из явного морфоло­гического сходства человека с африканскими антропоидами шимпанзе и го­риллой, выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент.

Археологические исследования второй половины XX в. подтверждают идею об африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исто­рической науке на этот счет существуют две гипотезы: моно- и полицент­ризма.

Согласно гипотезе моноцентризма, сформулированной в 1947 г. Я.Я. Рогин-ским, тип современного человека сложился в одном ограниченном очаге зем­ного шара — по всей вероятности, в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом). Этой точки зрения придер­живается большинство исследователей.

Гипотеза полицентризма (сформулирована Ф. Ванденрайхом в 1939 г.) до­пускает существование нескольких центров формирования человека на мате­риках Старого Света — в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии. В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) пер­воначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расширилась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за ис­ключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а возможно, и Японские острова.

В эпоху верхнего палеолита (от 40 до 12 тыс. лет назад) человек современ­ного вида освоил новые, менее благоприятные земли в Европе и Азии, про­ник в Австралию (35 — 30 тыс. лет назад) и Новую Гвинею (ок. 26—12 тыс. лет от современности), заселил Северную и Южную Америку (ок. 20—12 тыс. лет

1 Алексеев В.Л. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — С. 173. 20


назад). Основным путем заселения Америки считается Берингийская суша (Бе-рингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив.

Общая численность людей на Земле неуклонно увеличивалась. По прибли­зительным подсчетам специалистов около 1 млн лет назад, в период раннего (нижнего) палеолита (см. табл. 2), она не превышала и 125 тыс. человек. Около 300 тыс. лет назад общая численность человечества достигла примерно 1 млн. Около 25 тыс. лет назад на Земле обитало более 3 млн человек, а на заре клас-сообразования (около 8 тыс. лет до н. э.) все население Земли составляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек.

Праобщина и зачатки врачевания

Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя — сформировавшегося человеческого общества.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две ос­новные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн лет назад до 300—200 тыс. лет назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандер­тальцев) (ок. 300 — 200 тыс. лет назад — 40 — 35 тыс. лет назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и по­лукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыбо­ловством и загонной охотой; организовывали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, поддерживали его в очаге. Орудийная деятельность архантропов способствовала формированию у них примитивной членораздель­ной речи, зачатков языков, развитию мышления и первобытного сознания.

Представление о том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело.

Археологические исследования последних лет показали, что уже ближай­шие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собиратель­ством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства не только растений, но и частей животных, — всей окружавшей их живой и неживой природы {минералов, солнца, вод) и использовать их для лече­ния недугов1.

Древнейшие люди уже проявляли заботу о больных сородичах. Находка Ю.Дюбуа на о. Ява (см. рис. 2), обнаружившего бедренную кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз), подтверждает этот вывод. Без поддержки сородичей этот тяжелобольной индивид, живший около 700 тыс. лет назад, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможно­стями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания. Однако он жил долгие годы, будучи явным калекой. Следователь-

1 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов — 5-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1999. — С. 118.


но, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Зачатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали форми­роваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и приме­нения огня. Тем не менее на этом этапе истории еще не было погребений, а это значит, что еще не было связанных с ними религиозных представлений, куль­та умерших и магических действий1. Это объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно2.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусст­венно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; про­должали целенаправленно заниматься коллективным собирательством, рыбо­ловством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек неандертальского вида не только пережил резкое ухудшение климата (в Евро­пе) и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных север­ных районах Евразии.

Люди неандертальского вида первыми стали проводить захоронения умерших (древнейшие из них приходятся на заключительный этап существования пра-общины и относятся к периоду 70 — 50 тыс. лет назад). Эти захоронения обна­ружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (на территории Украины), в палеолитических пещерных стоянках Шанидара (на территории Ирака) и в других районах расширявшей­ся ойкумены. Появление захоронений умерших свидетельствует о развитии у древних людей (палеоантропов) начальных абстрактных представлений о по­смертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил — т. е. о формировании у них абстрактного мышления и об окончательном выделении из животного царства человека как существа социального.

Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжелобольных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая доста­точное количество пищи, которую сами они не добывали. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоант­ропа, умершего в возрасте приблизительно 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещерных стоянках Шанидара обнаружено девять скелетов тяжело­больных древних людей, живших в период 70 — 44 тыс. лет назад.

Кости скелета мужчины Шанидар-I (рис. 3), жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей веро­ятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы

1 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. — 5-е изд.,
испр. — М.: Высш. шк., 1999. — С. 122.

2 Палеопсихология определяет три сферы сознания первобытного человека: 1) эмпирический
опыт, 2) обобщение результатов эмпирического опыта и 3) абстрактное мышление. Первая и
вторая сферы в своем развитии хронологически опережали третью, которая оформилась лишь
на стадии перехода от поздних палеоантропов к неоантропам (см. табл. 2).


Рис. 3. Кости скелета мужчины из пещерной стоянки Шанидар (территория Ирака): слева — череп с повреждением латеральной стенки левой глазницы и стертыми передними зуба­ми; в центре — плечевые кости (правая атрофирована); справа — кости стоп (левая с явлениями выраженного артрита). Абсолютный возраст около 45 тыс. лет.

По E.Trinkaus

перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмы или намеренно), что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным кале­кой, он жил в коллективе сородичей, которые, несомненно, оказывали ему повседневную помощь, и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Археологические и палеопатологические исследования палеолитических пещерных стоянок Шанидара, проводимые под руководством американского археолога Р. С.Солецки (R. S.Solecki), предоставили также первые достовер­ные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекар­ственных растений1. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения муж­чины Шанидар-IV показал, что он был погребен около 60 тыс. лет назад на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (лат. Achillea), золототысячник (лат. Centaurium), крестовник (лат. Senecio), эфедра (лат. Ephedra), алтей (лат. Althaea) из семейства мальво­вых (лат. Malyaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (лат. Liliaceae) и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Растения перечисленных видов и по сей день произ­растают в Северном Ираке; причем некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар. По-види­мому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно соби­рая эти целебные растения.

1 Solecki R.S. Shanidar: The first flower people. — New York, 1971. — P. 246—249.


Открытие «цветочных людей» (англ. flower people, как назвал их Р.С.Солец-ки) было сделано в 1960 г. Это первое и пока единственное достоверное свиде­тельство использования лекарственных растений древними гоминидами неан­дертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов по меньшей мере 60 тыс. лет назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека совре­менного вида — Homo sapiens (см. табл. 2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...