Становление человека и человеческого общества
Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т.е. людей) — длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают исследования, на рубеже третичного и четвертичного периодов (более 2,5 млн лет назад). С этого времени начинается период становления первобытного общества — эпоха праобщины. Определение критериев человека (т. е. границы между животным миром и человеком) имеет два подхода: антропологический и философский. В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада: 1) прямохождение, или бипедия; 2) свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способ 3) относительно крупный высокоразвитый мозг. Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции. Согласно современным археологическим данным, первый признак гоминидной триады — прямохождение — сложился уже у ближайших предков человека — австралопитеков (от 4 до 2,5 млн лет от современности, в конце третичного периода). Прямохождение формировалось у австралопитеков в результате приспособления к жизни в открытой местности. Позднее оно создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности: вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т. е. люди) начали создавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л. Моргана, который полагал, что человек встал на ноги, чтобы освободить руки для орудийной деятельности). Говоря образным языком: человек вошел в историю человечества на двух ногах1.
1 Алексеев В.П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — С. 88—140; а также Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов — 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. - С. 90-93. Второй признак гоминидной триады — развитая кисть — сформировался в результате трудовой деятельности на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300 — 200 тыс. лет назад). Становление третьего признака — высокоразвитого мозга — по времени было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних палеоантропов (ок. 50 — 40 тыс. лет назад), тогда как совершенствование его структуры продолжается на протяжении всей истории рода Homo. Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида (лат. Homo sapiens) окончательно завершилось ок. 50—40 тыс. лет назад. В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека — его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения. В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалектическом взаимодействии социального и биологического — труда и направляемого трудом естественного отбора1. Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека — прародине человечества. Чарльз Дарвин (Charles Darwin, 1809—1882 гг.), исходя из явного морфологического сходства человека с африканскими антропоидами шимпанзе и гориллой, выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент. Археологические исследования второй половины XX в. подтверждают идею об африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исторической науке на этот счет существуют две гипотезы: моно- и полицентризма.
Согласно гипотезе моноцентризма, сформулированной в 1947 г. Я.Я. Рогин-ским, тип современного человека сложился в одном ограниченном очаге земного шара — по всей вероятности, в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом). Этой точки зрения придерживается большинство исследователей. Гипотеза полицентризма (сформулирована Ф. Ванденрайхом в 1939 г.) допускает существование нескольких центров формирования человека на материках Старого Света — в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии. В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расширилась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а возможно, и Японские острова. В эпоху верхнего палеолита (от 40 до 12 тыс. лет назад) человек современного вида освоил новые, менее благоприятные земли в Европе и Азии, проник в Австралию (35 — 30 тыс. лет назад) и Новую Гвинею (ок. 26—12 тыс. лет от современности), заселил Северную и Южную Америку (ок. 20—12 тыс. лет 1 Алексеев В.Л. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — С. 173. 20 назад). Основным путем заселения Америки считается Берингийская суша (Бе-рингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив. Общая численность людей на Земле неуклонно увеличивалась. По приблизительным подсчетам специалистов около 1 млн лет назад, в период раннего (нижнего) палеолита (см. табл. 2), она не превышала и 125 тыс. человек. Около 300 тыс. лет назад общая численность человечества достигла примерно 1 млн. Около 25 тыс. лет назад на Земле обитало более 3 млн человек, а на заре клас-сообразования (около 8 тыс. лет до н. э.) все население Земли составляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек. Праобщина и зачатки врачевания Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя — сформировавшегося человеческого общества.
Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн лет назад до 300—200 тыс. лет назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300 — 200 тыс. лет назад — 40 — 35 тыс. лет назад). Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и загонной охотой; организовывали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, поддерживали его в очаге. Орудийная деятельность архантропов способствовала формированию у них примитивной членораздельной речи, зачатков языков, развитию мышления и первобытного сознания. Представление о том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства не только растений, но и частей животных, — всей окружавшей их живой и неживой природы {минералов, солнца, вод) и использовать их для лечения недугов1. Древнейшие люди уже проявляли заботу о больных сородичах. Находка Ю.Дюбуа на о. Ява (см. рис. 2), обнаружившего бедренную кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз), подтверждает этот вывод. Без поддержки сородичей этот тяжелобольной индивид, живший около 700 тыс. лет назад, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания. Однако он жил долгие годы, будучи явным калекой. Следователь-
1 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов — 5-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1999. — С. 118. но, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества. Зачатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня. Тем не менее на этом этапе истории еще не было погребений, а это значит, что еще не было связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий1. Это объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно2. Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; продолжали целенаправленно заниматься коллективным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек неандертальского вида не только пережил резкое ухудшение климата (в Европе) и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных северных районах Евразии. Люди неандертальского вида первыми стали проводить захоронения умерших (древнейшие из них приходятся на заключительный этап существования пра-общины и относятся к периоду 70 — 50 тыс. лет назад). Эти захоронения обнаружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (на территории Украины), в палеолитических пещерных стоянках Шанидара (на территории Ирака) и в других районах расширявшейся ойкумены. Появление захоронений умерших свидетельствует о развитии у древних людей (палеоантропов) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил — т. е. о формировании у них абстрактного мышления и об окончательном выделении из животного царства человека как существа социального. Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжелобольных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, умершего в возрасте приблизительно 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещерных стоянках Шанидара обнаружено девять скелетов тяжелобольных древних людей, живших в период 70 — 44 тыс. лет назад.
Кости скелета мужчины Шанидар-I (рис. 3), жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы 1 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. — 5-е изд., 2 Палеопсихология определяет три сферы сознания первобытного человека: 1) эмпирический
Рис. 3. Кости скелета мужчины из пещерной стоянки Шанидар (территория Ирака): слева — череп с повреждением латеральной стенки левой глазницы и стертыми передними зубами; в центре — плечевые кости (правая атрофирована); справа — кости стоп (левая с явлениями выраженного артрита). Абсолютный возраст около 45 тыс. лет. По E.Trinkaus перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмы или намеренно), что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые, несомненно, оказывали ему повседневную помощь, и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей). Археологические и палеопатологические исследования палеолитических пещерных стоянок Шанидара, проводимые под руководством американского археолога Р. С.Солецки (R. S.Solecki), предоставили также первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений1. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины Шанидар-IV показал, что он был погребен около 60 тыс. лет назад на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (лат. Achillea), золототысячник (лат. Centaurium), крестовник (лат. Senecio), эфедра (лат. Ephedra), алтей (лат. Althaea) из семейства мальвовых (лат. Malyaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (лат. Liliaceae) и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Растения перечисленных видов и по сей день произрастают в Северном Ираке; причем некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар. По-видимому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения. 1 Solecki R.S. Shanidar: The first flower people. — New York, 1971. — P. 246—249. Открытие «цветочных людей» (англ. flower people, как назвал их Р.С.Солец-ки) было сделано в 1960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов по меньшей мере 60 тыс. лет назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens (см. табл. 2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|