Практические аспекты езда вдали от шоссе
на такой скорости колеса едва касаются земли, и сила сцепления очень ма-
ла. На прямой дороге это не важно, но на повороте можно улететь в кювет.
В богатых странах ухабистые дороги время от времени ровняют, но
«медовый месяц» длится только пару недель. В развивающемся мире грей-
дер появляется на дорогах где то раз в год.
Приятная сторона в том, что мотоцикл гораздо уже машины. По краям
дороги волны становятся меньше или вовсе исчезают, хотя редко дальше,
чем на несколько метров. В конце концов, ты будешь вилять туда сюда в
поиске тропинки получше. На равнине можно избежать ухабов, несясь с
гораздо большим комфортом и свободой возле дороги, но на практике та-
кое счастье выпадает редко.
У выбоин есть одно маленькое приятное качество. Если ты потеряешь-
ся, выбирай самую раздолбанную дорогу, потому что именно по ней чаще
всего проходит транспорт. Случается, в пустыне, когда думаешь, что поте-
рялся, ничто не радует так, как ухабы на пути, они означают, что ты вер-
нулся на главную дорогу, с которой, возможно, нечаянно сбился.
Но вообще выбоины — всего лишь нежелательный спутник внедо-
рожной езды, который лучше всего сочетается с шипованными приспу-
щенными шинами, хорошим подрамником, удобным сидением и
крепким ремнем безопасности. Даже при леденящем душу подъеме в
Алжирских горах Хоггар на перевале Ассекрем, худшие зубодробитель-
ные промежутки длятся не больше 20 минут. Никто не знает, почему вы-
боины периодически сглаживаются, зато есть шанс отдохнуть перед
следующей пыткой.
Когда дорога ухудшается, вставай
Езда стоя, наверное, самая важная техника, которую следует освоить каж-
дому новичку, потому что когда ты стоишь:
• Сотрясения подвески проходят через твои ноги, а не спину.
• Байк гораздо легче контролировать.
• Ты становишься выше и видишь дальше.
Вопреки впечатлению, стоя ты не теряешь, а скорее, повышаешь устой
чивость. Твой вес передается ниже,
через подошвы ног, а не через сед-
ло, когда ты сидишь. Вот почему
участники мотокроссов всегда пре-
одолевают самые коварные отрезки
пути, стоя на ногах.
Встав, легонько сожми бак коле-
нями, чтобы обеспечить телу допол-
нительную поддержку и не дать
мотоциклу прыгать между ног.
В таких случаях помогают про-
кладки сбоку на баке или на штанах.
Как только приспособишься ез-
дить, вставать будешь инстинктивно, как и вытягивать ногу на скользком
повороте. Ты поймешь, что необязательно всегда вставать прямо, иногда
достаточно просто наклониться вперед и опереться на руль, чтобы
ЕЗДА ПО ПЕСКУ 155
уменьшить нагрузку сзади и тряску. В общем, сиди, когда можешь, вста-
вай, когда должен.
ЕЗДА ПО ПЕСКУ
По песку ездить здорово, когда он относительно твердый, но где нибудь в
Сахаре нужно уделять дороге повышенное внимание — это тем более
важно, когда едешь по очень мягкому, сыпучему песку или пробиваешься
по тропинке, изрезанной колеями. Обычно пустынный райдер сталкива-
ется с ездой вдоль колей, что гораздо сложнее. Здесь сыпучий песок смы-
вается ливневыми паводками, и ты можешь несколько миль ехать стоя по
колее шириной в один два фута. Жутко утомительно! Более подробные
рекомендации по езде в пустыне (и не только) найдешь в моей книге
«Путешествие в Сахару» (см. стр. 211).
Низкое давление в шинах
Если понизить давление до 5 фунтов на квадратный дюйм (0,3 бар), пятно
контакта шины становится больше, и ее «след» на песке значительно удли-
няется (а не расширяется, хотя и это тоже есть). Превращая обычно круг-
лую шину в гусеничную, ты увеличиваешь сцепление с дорогой.
Почувствуй разницу: или уверенно ехать по песку, или скользить, посто-
янно теряя контроль, останавливаясь, сражаясь с глохнущим мотором, за-
вязая или падая с мотоцикла каждые пять минут.
Проблема в том, что при низком давлении шины нагреваются гораздо
больше из за внутреннего трения подвижного каркаса (ты точно так же
нагреваешься на тренировках). От жара шина размягчается и становится
более уязвимой для проколов. В подобном случае снижай скорость и сле-
ди, чтобы болты безопасности или похожие приспособления были туго за-
кручены, потому что именно сейчас шина может сдуться.
Движущая сила и ускорение
Зачастую только они помогут тебе преодолеть особенно мягкую песчаную
полосу, так что не бойся вовремя встать и разогнаться. Быстрый щелчок
дросселя в среднем двигателе придаст импульс и устойчивость, чтобы ты
уверенно пронесся по короткой песчаной полосе, когда переднее колесо
скользит по поверхности. Неважно, как виляет заднее колесо, держи ско-
рость и не возвращайся в седло, сколько понадобится. Пока переднее ко-
лесо остается на дороге, ты
контролируешь ситуацию. Забудь
про тормоз, особенно передний. Ес-
ли нужно уменьшить скорость, вос-
пользуйся коробкой передач и
приготовься к тому, что мотоцикл
потеряет устойчивость.
Ездить таким образом утоми-
тельно, но чаще всего при снижении
скорости или остановке ты упадешь
или застрянешь. Для любителей по-
кататься по Тимбукту замечу, что от
Бурема на восток так ехать надо 200
Воспользуйтесь поиском по сайту: