Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему я не стал премьер-министром 28 глава

 

Думаю, почему я так горько сужу о народе, к которому сам принадлежу? Может, потому, что в литературе больше люблю документальное, чем художественное. А наш народ отождествляет художественный образ с жизнью. Я же с детства невзлюбил сказки: ведь это все неправда! Прочитав книжку, мне хотелось выяснить, а бы ли на самом деле такой герой?

 

С книгами Шолохова другое дело. Они полюбились сразу, потому что в них была правда, может, даже правдивее той, что владела жизнью, несуразной, жестокой, неправедной.

 

И все же именно потому, что мы такие и так живем, у нас есть Шолохов. Мы, русские, лучшие из нас, можем все, что никто не сможет. Врач Демехов в 1947 году осуществил пересадку органов, пришил вторую голову собаке, которая действовала, как и первая, а мы [383] его заклеймили. Весь мир пользуется сейчас его фантастическими открытиями, а он живет у нас в забвении... Изобрели спутник, космический корабль, скафандр, но какой космонавт, в какой стране выйдет в открытый космос в порезанном скафандре, который ему сунул в корабль кто-то из отечественных балбесов? А Владимир Ляхов вышел. Закрутил бинтом и липкой лентой отрезанную ногу скафандра и работал в открытом космосе...

 

Шолохов вынес жизнь и умер, как говорится, своей смертью. Мучился болью последние дни. Стал весить 46 килограммов. Посадили на стул — сползает, спина не держит. Привезли самолетное кресло с Ту-154 — то же самое. Пришли бабки станичные, подруги Марьи Петровны, насыпали в наволочку проса и усадили его. «Стал я просорушкой, — сказал, — от «рушить просо» стало быть». Попросил сигарету, закурил. Ночью отошел...

 

...Дороги перекрыли, паром через Дон не работал, билеты на поезда до Ростова и Миллерова не продавали. А люди шли и ехали на машинах из четырнадцати областей... Гений...

 

Я нашел запись в своем дневнике 21 февраля 1984 года:

 

«Сегодня проснулся с мыслью удивительной и странной: если умрет Шолохов, как назовут его — выдающийся или великий? Ему почти 79».

 

Есть какая-то космическая связь: я еще не знал, что в эту ночь он умер.

 

В звуке «Шолохов» шепчутся маки, и волна догоняет волну, и летят дончаки, аргамаки, натянув горизонта струну.

 

О как больно летят, задевая окончания нервов земли! Плачь, родная земля золотая, плачьте белым венком, ковыли.

 

Не затихнут о нем разговоры новых листьев под ветром донским, потому что, конечно, не скоро кто-то в слове сравняется с ним.

 

Критерий Смелякова

 

...Меня давно просят написать о Ярославе Васильевиче Смелякове. Но что я могу сказать о нем? То, что знал его лично, встречался с ним, то, что он несколько раз произносил свои слова обо мне и моих стихах и кое-что было напечатано, то, что он стал моим «крестным» в поэзии, но кому это теперь нужно?

 

В моей жизни сбылось загаданное. Каждый день в утренних сумерках кишиневского предместья Рыш-кановка, шагая в школу, я переходил железнодорожную насыпь — ив этот момент, начиная с девятого класса, обязательно загадывал, что, во-первых, получу золотую медаль, а во-вторых, попаду на поэтический вечер, где прочту свои стихи и их высоко оценит знаменитый поэт не ниже Твардовского...

 

Сбылось, очень скоро сбылось. Школу я закончил с золотой медалью, ибо за все десять лет учебы не получил ни по одному предмету ни одной четверки за год и даже в четвертях. Мне семнадцать лет, я учусь на первом курсе физического отделения Кишиневского университета, и в наш студенческий клуб приехали московские писатели, среди них поэт Ярослав Смеляков. Ему в президиум передали несколько моих стихотворений. А я уже собрался уходить и стоял у дверей. Сейчас все это кажется сном, но было, было... Меня приглашают на сцену. 2 ноября 1958 года. Теплая молдавская осень. Я в светлой парусиновой курточке, в старых ботинках покойного отца поднимаюсь и вижу перед собой бородатого Вершигору — того, что «Люди с чистой совестью», кого-то еще и рядом с ними Смелякова. Великий улыбался, что было не столь характерно для него, как узнаю после. Четырнадцать лет еще впереди... [384] Смеляков, держа в руке мои стихи, указал на одно из них:

 

— Это читай всем!

 

Волнуясь перед залом, я во весь голос стал, как теперь говорят, озвучивать это стихотворение — слабенькое, как понимаю сейчас, но в нем были строки, которые понравились Мастеру, и он, перервав меня, воскликнул:

 

— Черт возьми, я б тоже так написал!

 

Это мне-то, семнадцатилетнему...

 

Конечно, студенческая аудитория восторженно приняла и его слова, и меня. Авторитеты были авторитетами.

 

Смеляков дал мне свой домашний адрес и в блокноте написал то, что берегу и по сей день:

 

«Дорогому товарищу Феликсу Чуеву — братский привет. Я надеюсь, что он будет большим, настоящим советским поэтом».

 

Это был, может, самый радостный день в моей жизни. Я прибежал в общежитие и прямо в ботинках лег на кровать на спину, счастливо глядя в потолок...

 

Через год я перевелся в Московский энергетический институт. Есть у меня такие стихи:

 

Я приехал в Москву,

я пошел к Смелякову, он сидел в кабинете

в осеннем пальто, он стихи перелистывал,

как участковый, и свирепо милел,

если нравилось что.

 

Я принес ему в редакцию журнала «Дружба народов» тоненькую пачку стихотворений, он выбрал три и на обороте одного написал: «Коля! Направляю Вам студента Ф. Чуева с тремя стихотворениями, которые (после некоторой правки) можно дать у Вас в журнале. Я его знаю по Кишиневу, по 1958 году, с тех пор он вырос и посерьезнел, сейчас он учится в Москве. Яр. Смеляков».

 

Другие стихи ему, видать, не понравились, и он их сбросил со стола на пол. Из гордости я не стал поднимать их и пошел, но женщина, сидевшая в одной [385] комнате со Смеляковым, помню, ее фамилия была Дмитриева, догнала меня с этими стихами: «Что вы, ведь он так хорошо к вам относится!»

 

А Смеляков направил меня в журнал «Юность» — редакция помещалась в том же дворе Союза писателей СССР — к заведующему отделом поэзии Николаю Старшинову. В те годы «Юность» была очень популярна, и, пожалуй, все стихотворцы, и юные, и не очень, мечтали напечататься в этом журнале. К Старшинову стояла очередь страждущих, ненамного меньшая, чем за водкой в годы перестройки. Начиналась она во дворе и по коридору извивалась до кабинета. Часа два я простоял, Николай Константинович пробежал глазами мои стихи, прочитал еще раз, сказал несколько добрых слов и добавил, что предложит эти стихи начальству, но ждать придется довольно долго. Перевернув последнюю страницу, он увидел смеляковский почерк: «Коля!..» и так далее.

 

— Это Ярослав Васильевич написал? Что же вы сразу не сказали! Пусть тогда напишет врезку к вашим стихам — он редко кого хвалит!

 

Смеляков написал. И довольно быстро, всего через год, в октябре 1960 года в журнале «Юность» появилась страничка с двумя моими стихотворениями, фотографией и смеляковским напутствием. В ту пору событие не только для меня. Первая публикация в столице.

 

Потом мы встречались не раз. Был я у него и дома на Ломоносовском проспекте, привозил стихи. Смеляков больше ругал, чем хвалил, но зато это о н ругал и хвалил. Он поддержал мой ранний прием в Союз писателей и даже написал предисловие к книжке в серии «Библиотека избранной лирики».

 

Последний раз я видел его осенью 1972 года у буфетной стойки Центрального Дома литераторов. Подошел к нему, поздоровался, а он громко сказал:

 

— Скоро меня снесут на Ваганьково, и Чуев напишет обо мне статью!

 

Я стал успокаивать его, но очень скоро он оказался не прав только в одном: не Ваганьково, а все-таки Новодевичье...

 

Гроб его стоял в дубовом зале ресторана Дома литераторов, где иной раз, бывало, сидели с ним... Из [386] всех выступавших на панихиде помню, как сказал Симонов:

 

— Он был самым талантливым из всех нас. Стали поднимать гроб. Слева от меня был Евтушенко. Один из нас сказал другому:

 

— Вот что нас объединило!

 

Как и предвидел Смеляков, я написал о нем в журнале «Дружба народов», где он много лет проработал, и, кажется, впервые в печати назвал его великим русским советским поэтом.

 

У меня висит его большой портрет. Я часто вспоминаю Ярослава Васильевича.

 

Поэтический вечер

 

В 1959 году Смеляков дал мне пригласительный билет на свой творческий вечер в Центральный Дом работников искусств. В президиуме он сидел рядом с Твардовским, и я слышал от него, что он придает этому большое значение.

 

После вечера к нему подошел его давний знакомый, с которым где-то вместе работали и не виделись не один десяток лет. Смеляков не проявил к нему никакого интереса — не то чтобы показывал свое величие и превосходство, а просто неинтересно, и все.

 

Выпивал он часто и крепко, но относился к тем редким в нашем Отечестве людям, которые, сколько б ни выпили, не теряли мысли и ясности головы. В таком состоянии он мог спокойно вести вечер поэзии, представляя своих коллег и глазами отыскивая в зале знакомых.

 

— А что, Михаила Аркадьевича уже увели? — спросил как-то у присутствующих, имея в виду дремавшего в зале Светлова.

 

Помню, стали просить почитать стихи его самого:

 

— «Любку»!

 

— «Кладбище паровозов»!

 

— «Если я заболею...»!

 

— Ну хорошо, — грубым, как всегда, голосом сказал Ярослав Васильевич и, как всегда, облизав губы, начал: — Если я заболею, к врачам обращаться не стану... Товарищи, уберите фотографа, он мне мешает!.. Обращусь я к друзьям... Я сказал, уберите [387] фотографа, что я вам Эдита Пьеха, что ли!.. Обращусь я к друзьям, не сочтите, что это в бреду... Да сколько же можно снимать! Ну, знаете, я в таких условиях читать не могу! Все выступление.

 

Сменил обстановку

 

Смеляков несколько раз был в заключении. На одном из судов он сказал: «Я говорю как со дна океана...»

 

Когда у него спросили, почему он не пишет вторую часть замечательной своей поэмы «Строгая любовь», он ответил:

 

— Обстановку переменил — не пишется. Первую часть он написал за колючей проволокой.

 

Критерий Смелякова

 

Смелякова боялись. Среди поэтов существовал как бы «критерий Смелякова», поэтическая планка высоты, что ли.

 

Молодой поэт Алексей Заурих принес ему в редакцию свою подборку. Смеляков пролистал стихи и сбросил со стола, кратко отрецензировав;

 

— В ж...у!

 

А с поэмой другого, уже известного поэта он поступил несколько иначе: подошел к окну, открыл форточку, сложил поэму трубкой и на глазах растерявшегося автора выбросил ее на тротуар улицы Воровского.

 

На рыбалке

 

Николай Константинович Старшинов рассказывал мне, как он и его молодая жена пригласили Смелякова порыбалить. Сам Николай заядлый рыбак, а жена его впервые взяла удочку в руку, но, как часто бывает, новичкам везет, и она вытаскивала одну рыбешку за другой. Смелякова это злило:

 

— Черт знает что! Я, большой советский поэт, не могу поймать ни одной рыбки, а какая-то... без конца ловит! [388]

 

Принимали зайца

 

На заседании московской секции поэтов принимали в члены Союза писателей Анатолия Зайца. Было это в конце шестидесятых. Дрожал Заяц. Смеляков сидел на председательском месте и, облизав губы, спросил у секретаря секции поэтов Германа Флорова:

 

— Ну что у нас там еще?

 

— Последний вопрос. Прием в члены Союза писателей Анатолия Зайца.

 

— Ну, тут, по-моему, вопрос ясен, — сказал Смеляков. — Двух мнений быть не может. У нас же было решение: Зайца в члены Союза писателей не принимать!

 

— Не было такого решения, Ярослав Васильевич! — возразил Флоров.

 

— Герман, ты ничего не помнишь, потому что не ведешь протоколы, а я помню, что у нас черным по белому было записано: Зайца в члены Союза писателей не принимать. Все ясно.

 

— Я тоже не припомню такого решения, — заметил Константин Ваншенкин.

 

— Да не было этого! — воскликнул Владимир Тур-кин.

 

— Не было, не было, — заворчал Смеляков, — я же помню, что было! У Зайца вышла всего одна книжка, и мы не можем по ней его принять. Мне Егор Исаев на днях сказал, что у Зайца в этом году в «Советском писателе» выходит «суперпрекрасная книжка». Узнаете стиль? Так вот, подождем ее выхода и тогда будем решать.

 

— Да нет же, Ярослав Васильевич, у него вышло уже три книжки! — сказал Туркин, а бедный Заяц стал робко подвигать сборники по столу по направлению к Смелякову. Тот взял одну книжку — «Марш на рассвете»:

 

— ^- Ну что это за книга — «Марш на рассвете»? «Ты на рассвете», «Я на рассвете»... К тому же они вышли у него где-то в Виннице...

 

— Не в Виннице, а в Москве, Ярослав Васильевич! — подал голос Заяц.

 

Смеляков уткнулся в титульные листы сборников: да, Москва. [389]

 

— Так о чем речь, товарищи, я не понимаю? Меня ввели в заблуждение, — прорычал он. И обратился к Флорову: — Это ты, Герман, виноват, не ведешь протоколы! Хорошо, Заяц, читайте нам одно свое самое лучшее стихотворение. Но чтоб было не хуже «Любки Фейгельман», которую я читал даже в Московском горкоме партии! — почему-то сказал Смеляков и засмеялся.

 

Заяц стал читать длинное стихотворение, кажется, о друзьях. Я наблюдал за Смеляковым. Он уже сидел в полудреме, видимо, до заседания успел побывать в буфете. Похоже, стал засыпать. В это время Заяц с пафосом произнес очередную строку, что-то вроде: «поднять стакан вина с друзьями...» Смеляков встрепенулся:

 

— Неплохая строка! Поднять стакан вина с друзьями... Так о чем речь, товарищи? По-моему, вопрос ясен. Кто за то, чтобы принять Анатолия Зайца в члены Союза писателей? — И поднял руку.

 

Приняли единогласно. Поздравляя Зайца, я в этот день ему не завидовал.

 

Евгении Онегины...

 

На одном обсуждении Смеляков сказал:

 

— Мне надели эти Евгении Онегины с партийными билетами!

 

Гонорар

 

Как-то он выбирался из сугроба возле Дома литераторов, а выбравшись, сказал с сожалением:

 

— Вчера получил гонорар, хотел от Таньки спрятать и засунул в такси под сиденье...

 

Стихийный митинг

 

— У американского посольства готовят трибуну и стягивают милицию, — сказал он, — сейчас будет стихийный митинг протеста... [390]

 

Предсказание

 

Прочитав стихи юной симпатичной поэтессы, Смеляков сказал:

 

— Девочка, ты, может, и пробьешься, но ведь тебя за...бут!

 

Похоже, так и вышло.

 

Поздравил

 

Мне рассказывали, что в день свадьбы Евтушенко с Ахмадулиной в «Правде» вышла разгромная статья о Евтушенко. В то время это много значило. Молодожены решили зайти к Смелякову, чтобы тот их поздравил. Они предстали перед ним, и юная Белла сказала:

 

— Ярослав Васильевич, мы с Женей сегодня расписались и вот пришли к вам...

 

— Это мне напоминает свадьбу Гитлера и Евы Браун, — мрачно сказал Смеляков. Он прочитал статью...

 

Почему?

 

Ярослав Васильевич рассказывал, как был в гостях у Евтушенко:

 

— Вошел в прихожую. Смотрю: за дверью картина, сапоги видны. Неужели Сталин? Оказалось — рыбак. А я подумал, Сталин. Это у Чуева бог — Сталин. А у меня Ленин. — Подумав, добавил: — А может, даже и Маркс. Дальше еще комната, там спит его эта Галя... Он достал из холодильника сухое вино, а я вообще не пью эту кислятину. Вышел на балкон, плюнул вниз, попал на его машину. Стою и думаю: «Почему я всю жизнь пишу за Советскую власть, и у меня двухкомнатная квартира, а Евтушенко пишет против Советской власти, и у него сто квадратных метров?»

 

(Что-то было в этих словах. Один из руководителей Союза писателей, помнится, сказал мне с улыбкой: «Хочешь получить квартиру — напиши заявление против ввода наших войск в Чехословакию, сразу дадут!»

 

Такой уже стала Советская власть.) [391]

 

Коммунизм

 

Смеляков однажды заметил:

 

— У всех разное представление о коммунизме. Евтушенко, например, представляет себе коммунизм так, что рабочие всего мира каждый день в определенное время будут ему аплодировать стоя.

 

Разбирали, пробирали...

 

В 1967 году меня пробирали четыре часа на бюро секции поэтов за стихи о Сталине. Смеляков председательствовал и сказал в заключение:

 

— Мне надоело возиться с молодыми: Чуева вести от сталинизма, а Евтушенко к коммунизму!

 

Осенью того же года меня неожиданно наградили медалью, и Смеляков сказал:

 

— Знаете, Феликс, мы ваше дело решили положить под сукно.

 

После награждения

 

В Кремле писателям вручали правительственные награды. Мне и Олегу Дмитриеву дали по медали «За трудовое отличие». Обмывали в ЦДЛ. Олег проходит мимо столика, где сидит Смеляков с женщинами, обмывающий свой «трудовик» — орден Трудового Красного Знамени. Ярослав Васильевич снисходительно поздравляет Олега:

 

— Ну, медалька, это тоже ничего... Ироничный Дмитриев отвечает ему:

 

— А вы знаете, Ярослав Васильевич, сколько человек сегодня получили «трудовика»?

 

— Ну, сколько?

 

— Шестьдесят семь, — говорит Олег, не моргнув глазом, разумеется, совершенно «от фонаря».

 

— Ну и что? — недоумевает Смеляков.

 

— А то, что медалью наградили только двоих — меня и Чуева. Вот и делайте выводы! — сказал Олег, быстро отошел в сторону, и весь смеляковский мат достался женщинам за столом. [392] Помню, Олег прочитал мне такую эпиграмму:

 

Яр. Смеляков, большой поэт,

в лесу столкнулся с россомахой.

Ее он испугался? Нет.

Он ей сказал: «Пошла ты на...!»

 

А Смирнов С. В. напечатал эпиграмму, где были такие строки:

 

Ярослав, маститый дядя,

громко буркнул, грудь горой: —

В поэтической плеяде первый я,

а ты — второй!

 

Это о Смелякове и Твардовском.

 

Комсомольская премия

 

В 1968 году премию Ленинского комсомола присудили трем поэтам: В. Маяковскому (посмертно), Я. Смелякову и В. Фирсову.

 

Смеляков сказал:

 

— Конечно, рядом с Маяковским я говно, но и Фирсов рядом со мной тоже говно!

 

Флажок

 

Сидим за столом в ресторане ЦДЛ — Ярослав Васильевич, донской поэт Борис Куликов и я, обедаем. Смеляков полез в карман, говорит мне:

 

— Что смотришь, думаешь, я оттуда орден Ленина достану?

 

У него орден Ленина стал пунктиком: трижды ему давали «трудовика» и ни разу — Ленина. Вынул из кармана только что вышедшую свою книжку «День России»:

 

— Этот Шиферович совсем ох...л: хочет, чтоб я ему посвятил стихотворение «Русский язык»!

 

Заговорили о том, кто под каким знаменем идет. Ради нелепости я сказал:

 

— А я иду под знаменем Алигер!

 

Смеляков от неожиданности даже уронил вилку в тарелку: [393]

 

— А что, у Алигер есть какое-то знамя? — И сам же ответил: — По-моему, это не знамя, а свернутый флажок, с которым стоят на переезде, когда поезд уже прошел...

 

Винокуров

 

— Женя, я тебя выдвину на Государственную премию, — говорит Смеляков поэту Евгению Винокурову, — тебе ее, конечно, не дадут, но пошумишь ты здорово!

 

Авиация

 

Узнав, что я пошел работать в авиационный научно-исследовательский институт и участвую в испытаниях самолетов, Смеляков заметил:

 

— Там дерьма не держут.

 

Не поможет

 

Рассказывал Владимир Бушин, работавший в редакции журнала «Дружба народов», когда Смеляков заведовал там отделом поэзии. Главный редактор журнала Василий Смирнов решил посоветоваться с Ярославом Васильевичем:

 

— А что, если мы в одном из ближайших номеров напечатаем подборку стихов еврейских поэтов?

 

— Мы можем их напечатать, — ответил Смеляков, — но и после этого все равно не перестанут считать тебя антисемитом.

 

У парикмахера

 

Смелякова стрижет знаменитый цэдээловский парикмахер Моисей Михайлович. А Ярославу Васильевичу только вручили Государственную премию СССР за книгу стихов «День России». Указывая на медаль, он говорит:

 

— А знаешь, Моисей, она золотая! [394]

 

— Ах, ах! Что вы говорите! — восхищается парикмахер.

 

— Да, золотая. И знаешь, что я с ней сделаю? — развивает мысль Смеляков.

 

— Интересно — что, Ярослав Васильевич?

 

— Отправлю в Израиль. Там же идет война. Им нужно золото.

 

Парикмахер ничего не ответил, замолк и необыкновенно молча достриг Смелякова, а занявшему место следующему клиенту сказал:

 

— Вы знаете, кто это был? — И сам ответил: — Это был Ярослав Смеляков! Большой поэт и большой интернационалист!

 

Новый цикл

 

Получилось так, что Смелякову в короткий промежуток времени вручили подряд несколько наград: орден, госпремию, еще орден...

 

— Из Кремля не вылезаю, — гудел в ЦДЛ Ярослав Васильевич. И посылал по обычному адресу не понравившихся ему собутыльников. Его попытались осадить, но он еще более разошелся. Прибежал администратор Аркадий Семенович, маленький, с пронзительным писклявым голосом:

 

— Ярослав Васильевич, хоть вы и большой поэт, но мы не позволим вам оскорблять писателей!

 

Смеляков смерил взглядом небогатырского вида администратора и изрек:

 

— А тебя я сейчас возьму за шкирку и выброшу в форточку!

 

Олег Дмитриев, сидевший за соседним столиком, потирая руки, заметил:

 

— Да, против двух «трудовиков» и госпремии Ар-кашка не попрет!

 

И действительно, Аркадий Семенович удалился, а кто-то из пожилых литераторов сказал:

 

— На характере Ярослава, конечно, сказались его отсидки и финский плен. — И тут же добавил: — Но и до этого он был точно таким!

 

На месте Аркадия Семеновича возник директор писательского дома Филиппов и, сдерживая себя, твердо выдал: [395]

 

— Ярослав Васильевич, вам надлежит немедленно покинуть помещение Центрального Дома литераторов!

 

Смеляков ничего не ответил, встал, подошел к буфету, купил у Муси самый роскошный бисквитный торт, быстро надел его на голову невысокому директору да еще сделал смазь кремом по лицу. И сел на свое место, продолжая много выпивать и слегка закусывать.

 

Филиппов побежал отмываться на кухню и, отмывшись, вновь возник у смеляковского столика:

 

— Ярослав Васильевич, как будем поступать? Милиция или психиатричка?

 

Смеляков сразу сообразил что альтернативы не будет и, поскольку хорошо знал, что в милиции бьют, мрачно ответил:

 

— Психиатричка.

 

Приехали санитары, забрали. В больнице он пробыл две недели и написал прекрасный цикл стихотворений...

 

Такие вот воспоминания у меня о Смелякове. А иное не запомнилось. Есть еще несколько стихотворений. Ими и закончу

 

Пластинка

 

Пластинка тонкая измялась, я осторожно распрямлю ее затертую усталость — я этот голос так люблю.

 

Пусть под иголкой чуткой снова спираль совьет осенний день, на тротуаре Кишинева сутуло-кепочную тень.

 

Паркет студенческого клуба, ломтями солнце на полу, лучи, дробясь, щекочут губы, и в полном зале я в углу.

 

Читал стихи поэт суровый, угрюмо, без игры читал. Во мне ж мое кипело слово, как будто плавился металл. [396] Меня как будто бы не стало, слова упали, леденя, когда в тиши большого зала внезапно вызвали меня.

 

Иду в застиранной тужурке на сцену, в сбитых башмаках.. Как гордо, трепетно и жутко стоять всего в пяти шагах

 

От настоящего поэта — впервые вижу, рядом, вот. Он говорит: — Читай всем это! — и мне мои стихи дает.

 

И я читаю, забывая себя, его и целый зал, а он встает, перебивая: — Я тоже так бы написал!

 

Я в общежитие вбегаю, в ботинках прямо на кровать, лежу, сияю... Жизнь какая меня крутнет, откуда знать?

 

Но этот голос из железа как бы во мне меня открыл, он словно душу мне надрезал и слово кровью окропил.

 

Тот грубый голос не остынет, и я внимаю в тишине: «Должны быть все-таки святыни в любой значительной стране».

 

Что-то тяжело без Смелякова, пусто в поэтическом дому, хочется, чтоб рявкнул он сурово, даже и не знаю почему.

 

Хочется со строчками на совесть подойти к нему и почитать, чтобы он, придав словам весомость, называл на «вы» меня опять. [397]...Редко видел. Не точил с ним лясы. Сдерживал и трепетность, и пыл. Почему-то я его боялся, почему-то он меня любил.

 

Вот сидит он рядышком с Твардовским у большого зала на виду, вот идет, сутулясь, по подмосткам, и к нему сейчас я подойду.

 

Виски памяти Солоухина

 

Не позвонит Володя Солоухин. Никогда не позвонит. Его отпели в храме Христа Спасителя, и патриарх сказал речь. Умер Владимир Алексеевич в 1997-м, 4 апреля, как раз в день моего рождения.

 

А ведь совсем незадолго позвонил, привычно окая:

 

— Володя Солоухин это.

 

Я собирался прийти к нему с бутылкой шотландского виски, потому что ему нравились слова из песни Вертинского:

 

Как хорошо с приятелем вдвоем

Сидеть и пить простой шотландский виски...

 

«Простой шотландский виски», — повторял он, со смехом выделяя «простой».

 

Как-то он пригласил меня на дачу в Переделкино и говорит:

 

— Я недавно был в Пориже и прикупил там одну коссетку, Вертинский, «Песня о Сталине». Думаю, кому подарить? Конечно, Феликсу!

 

Мы тут же прокрутили «коссетку»:

 

Чуть седой, как серебряный тополь,

Он стоит, принимая парад.

Сколько стоил ему Севастополь,

Сколько стоил ему Сталинград!

 

Удивительная песня. Тем более Вертинский, в эмиграции. У нас в стране-то понятно. В сороковые годы у каждого советского певца была «своя» песня о Сталине. Максим Дормидонтович Михайлов паровозным басом гудел:

 

И смотрит с улыбкою Сталин,

Советский простой человек. [398]

 

Великий Лемешев выводил бархатным тенором:

 

Богатырь народ-герой советский

Славит Сталина-отца.

 

Без голоса, но с чувством пел Утесов:

 

Так пять моряков умирали

На крымской горящей земле,

Но клятву матросскую Сталин

Услышал в далеком Кремле.

 

Бодро звенели голоса Бунчикова и Нечаева:

 

Сталинской улыбкою согрета,

Радуется наша детвора.

 

А кто-то из знаменитых, «народных» певиц щемящим откровением французской матери едва не доводил слушателей до слез:

 

И хоть вы не верите в бога,

Но все же я вам признаюсь:

В своей комнатушке убогой

За ваше здоровье молюсь.

 

Так было. Но Вертинский, его-то кто «за хвост тянул»? А он, грассируя, выводил:

 

Как высоко вознес он державу,

Вождь советских народов — друзей,

И какую всемирную славу

Создал он для Отчизны своей!

 

...Тот же взгляд. Те же речи простые,

Так же скупы и мудры слова.

Над военною картой России

Поседела его голова.

 

На даче Солоухина на стене — портреты последнего царя и царицы, фотография царской семьи. Мы не сходились во взглядах, скажем так, не во всем сходились, но это не мешало нам дружески общаться. Видимо, сказывалось то, что наши взгляды давно устоялись и состоялись, и каждый с уважением знал об этом.

 

— Что ж ты с Николашкой Кровавым носишь кольцо? — спросил у него один из писателей в Доме литераторов, указывая на перстень, сделанный из царской золотой монеты с изображением самодержца. [399]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...