Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для проверки и закрепления знаний




1. Назовите основные задачи и источники данных для анализа финансовых результатов.

2. Охарактеризуйте основные показатели прибыли и порядок их расчета.

3. Изложите методику расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по пред­приятию и отдельным видам продукции.

4. Какие факторы определяют уровень среднереализационных цен и как рассчитывают их влияние?

5. Как проводится анализ операционных и внереализационных результатов?

6. Охарактеризуйте основные показатели рентабельности и ме­тодику их расчета.

7. Запишите факторную модель и методику расчета влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции, оборота и совокупного капитала.

8. Назовите основные источники резервов увеличения прибыли и рассмотрите методику их подсчета.

9. Запишите алгоритм расчета определения резервов повышения уровня рентабельности.

10. На основании приведенных данных проанализируйте факторы изменения прибыли и рентабельности отдельных видов про­дукции и в целом по предприятию.

Показатель Изделие А Изделие Б
Прошлый период Отчетный период Прошлый период Отчетный период
Объем продаж, шт.        
Цена изделия, тыс. руб.        
Себестоимость изделия, тыс. руб. 70,0 80,0    

 

11. На основании приведенных данных определите:

а) изменения в структуре доходов от инвестиционной деятель­ности;

б) факторы изменения суммы доходов по каждому виду ценных бумаг.

Вид ценных бумаг Прошлый период Отчетный период
Количе­ство Стоимость, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Количе­ство Стоимость, тыс. руб. Доход, тыс. руб.
Акции   20 000     27 000  
Облигации            
Депозиты - 12 000   - 15 000  
И т.д.            
Итого - 37 000   - 45 000  

 

12. Определите резерв увеличения прибыли и рентабельности продаж по изделию А за счет:

а) увеличения объема продаж на 5%;

б) снижения себестоимости единицы продукции на 2,85 тыс. руб.;

в) увеличения удельного веса первого сорта с 60 до 70% при соответствующем уменьшении удельного веса второго сорта (цена первого сорта 130 тыс. руб., второго — 105 тыс. руб.);

г) увеличения доли экспортируемой продукции с 25 до 30% (цена изделия на внешнем рынке — 150 тыс. руб., на внутрен­нем — 110 тыс. руб.).

13. На основании приведенных данных проанализируйте факторы изменения суммы чистой прибыли и ее использования.


Показатель Значение показателя, млн руб.
Прошлый период Отчетный период
1. Прибыль от реализации продукции    
2. Внереализационные результаты, относящие­ся к основной деятельности 2,9 4,6
3. Прибыль от инвестиционной деятельности 7,1 9,4
4. Общая сумма брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов    
5. Проценты за заемные средства    
6. Налог на прибыль    
7. Чистая прибыль отчетного периода    
8. Дивиденды выплаченные    
9. Нераспределенная (капитализированная) прибыль    

Глава 13

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО И ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие и значение маржинального анализа

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизне­се играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших эконо­мических показателей — издержками, объемом производства (реа­лизации) продукции и прибылью — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбыто­вых затрат в зависимости от их эластичности к деловой активности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржи покры­тия.

Маржа покрытия (валовая маржа, сумма покрытия, маржиналь­ный доход) — это выручка минус переменные издержки. Она вклю­чает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величи­на, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и полу­чения прибыли от производственной деятельности.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко при­меняется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позво­ляет:

• более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе эффективнее управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

• определить критический уровень объема продаж (порога рен­табельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

• установить зону безопасности (зону безубыточности) предпри­ятия;

• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

• точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия;

• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов обору­дования, технологии производства, приобретения комплекту­ющих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Анализ маржи покрытия

Маржа покрытия — разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходя­щимися на реализованную продукцию, — очень ценный показа­тель при анализе финансовых результатов. Чем больше ее величи­на, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и полу­чения прибыли от производственной деятельности.

С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рента­бельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предпри­ятию, а также для обоснования оптимального варианта различно­го рода управленческих решений.

Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каж­дой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником по­крытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравне­ние маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов орга­низации отражает финансовый результат от операционной дея­тельности.

П = МП - А.

Если МП < А — предприятие терпит убытки. Если МП > А — предприятие получает прибыль. Если МП = А — финансовый результат равен нулю (безубыточ­ное производство).

Для факторного анализа изменения ее величины можно исполь­зовать следующие модели:

• на единицу продукции (удельная маржинальная прибыль)

МПед = р; - Ц;

• на весь объем продаж i-ro вида продукции

МП} = УРП;(р; — Ц);

• в целом по предприятию

МПобщ = £урп5 • (pi - bi) = XУРПобщ ■ Уд4 ■ (Pi - bi),

где МП — сумма маржи покрытия; р — цена единицы продукции;

b — переменные затраты на единицу продукции (усечен­ная себестоимость); УРП — физический объем реализованной продукции; Уд; — удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

Расчет влияния данных факторов покажет вклад каждого из них в формирование общей суммы маржи покрытия отчетного периода. По данным моделям можно оценивать степень чувствительности ее величины к изменению соответствующих факторов в прогноз­ном периоде.

Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей маржи покрытия и прибыли пред­приятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. При полном калькулировании себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня вследствие того, что очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а дру­гих — занижается. Принятые на этой основе изменения в струк­турной политике могут оказаться ошибочными, т.е. могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значитель­ный вклад в общий доход предприятия. Это можно проиллюстри­ровать на примере (табл. 13.1).

Как показывают приведенные данные, наибольшую сумму мар­жи покрытия обеспечивает изделие А. Но поскольку постоянные затраты были распределены пропорционально прямой заработной плате, в общей сумме которой удельный вес данного изделия вы­сок, то его полная себестоимость оказалась выше цены, а произ­водство убыточным. Учитывая, что на сегодняшний день не суще­ствует идеальной базы для распределения накладных расходов, более объективная оценка доходности отдельных видов продукции получается на основе маржинальной рентабельности.

Таблица 13.1 Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной их себестоимости

Показатель Изделие
А В С
1. Объем продаж, шт.      
2. Цена единицы, руб.      
3. Полная себестоимость, руб.      
4. Прибыль на единицу продукции, руб. (п.2 - п.З) -10 +30 +45
5. Рентабельность продаж, % (п. 4/п. 2 ■ 100) -10    
6. Ранжирование изделий по уровню рентабельности      
7. Усеченная себестоимость, руб.     97,5
8. Маржа покрытия на единицу продукции, руб. (п. 2 - п. 7)     52,5
9. Маржинальная рентабельность (п. 8/п. 2 ■ 100)   37,5 35,0
10. Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности      

 

Если изменять ассортимент продукции, ориентируясь на метод калькулирования полной себестоимости, сократив производство изделия А, то можно потерять значительную сумму прибыли, что подтверждают данные табл. 13.2.

Следовательно, такое решение было бы ошибочным. Исчисле­ние усеченной себестоимости и маржи покрытия позволяет избе­жать этой ошибки.

Финансовый результат при разных вариантах структуры продукции

Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к вы­ручке (маржинальная рентабельность) является важным инструмен-

Таблица 13.2

Показатель Значение показателя
до исключения изделия А после исключе­ния изделия А
Выручка от продаж, тыс. руб    
Переменные затраты, тыс. руб.    
Маржа покрытия, тыс. руб.    
Постоянные затраты, тыс. руб.    
Прибыль от продаж, тыс. руб.    
Средний уровень рентабельности продаж, % 15,1 3,0


том принятия решений. Если предприятие увеличит продажи про­дукции с более высокими значениями данного показателя, то оно получит более высокую сумму покрытия, а соответственно, и более высокую сумму прибыли. Поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения оптимального финансового результата.

Особенно большое значение имеет многоуровневый порядок расчета маржи покрытия, когда постоянные затраты периода учи­тывают по местам их возникновения: для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции, общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом с разбивкой по местам их возникновения. Порядок многоступенча­того расчета маржи покрытия и конечного финансового результа­та представлен на рис. 13.1.

Такой порядок определения финансового результата покажет участие каждого центра затрат в формировании его величины, по­зволит выявить и конкретизировать причины убытков, определить основные направления их снижения.

Рис. 13.1. Многоступенчатый порядок определения финансового результата

 

Таблица 13.3

Определение финансового результата от реализации продукции

Показатель Гоуппы и виды изделий
А В С D
Выручка 25 220 32 330 22 418 19 968
Переменные затраты 15 035 18 550 10 980  
Маржа покрытия 1 10 185 13 780 11 438 10 383
Прямые постоянные затраты для изделия        
Маржа покрытия 2        
Постоянные затраты для группы изделий    
Маржа покрытия 3 13 756 11 800
Общехозяйственные расходы  
Финансовый результат 19 296

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...