Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы. Пример Производственная мощность предприятия 1000 шт. ' Цена изделия (р) 20 тыс. руб. Выручка (нетто) (В) Постоянные затраты (А) Переменные расходы на единицу продукции (Ь) Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер)
Прибыль от реализации продукции (П) Маржа покрытия (МП = В — Зпер) Доля маржи покрытия в выручке (Дмп) Ставка маржи покрытия (Смп) Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 13.2). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки « безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным. В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий — 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 13.3). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии х точку критического объема продаж.
В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед., или 10 млн руб. Получен тот же результат, только более простым способом.
зов ^Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, гак как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке: А 4 Bvn - ------ = — = 10 млн руб. кр Л 0 4 Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении: А А 4000 _пп VPFLn =------ =-------- =---------- = 500 шт. кр Смп р-Ь 20-12 Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула Т = А/МП -100%; Т = 4: 8 - 100 = 50%. Нередко ставится задача определения объема реализации продукции для получения требуемой суммы прибыли: wrirT А + П 4000 + 2000 „сп УРП =-------- =------------------ 750 ед. р-Ь 20-12 Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750: 500). При этом нужно произвести и реализовать 500 ед. продукции, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 ед. — для получения 2000 тыс. руб. прибыли. При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении: / п А + П 4000 + 2000 В =-------- =---------------- = 15 000 тыс. руб. Дмп 0,4 Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула: В-Вкр 20000-10 000 ЗБ =--------- - =------------------- = 0,5, или 50%. В 20 000 f Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям: УРП - УРП 1000-500 _П£У ЗБ = - = = 0,5, или 50%. УРП 1000 13.6. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности. Если допустить, что цены за единицу продукции снизились с 20 до 19 тыс. руб., удельные переменные затраты — с 12 до 10 тыс. руб., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 до 3600 млн руб., а объем производства уменьшился с 1000 до 920 ед., то критическая величина объема продаж составит урП=^- = 400ед. «Р 19-10 Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж: УРП л = = 500; УРП^ VCJll = = 450; 4,0 20-12 43 у 20-12 урПкрусл2 = -Ш- = 514; УРПкр1 = = 400. кр.уаи 19 — 12 19 —12 Изменение точки окупаемости за счет: суммы постоянных затрат 450 — 500 = —50 ед.; цены реализации продукции 514 — 450 = +64 ед.; удельных переменных затрат 400 — 514 = —114 ед. Итого 400 - 500 = -100 ед. Зона безопасности при этом увеличится и составит 56,5%: 920-400 520 Л _сл, ЗБ =------------ =------ = 0,565, или 56,5%. 920 920
Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель: УРП - УРПкр = УРП - А/(р - Ь) УРП УРП Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат. ЗБ0 = (1000 - 500)/1000 = 50%; ЗБусл1 = (920 - 500)/920 = 45,6%; ЗБусл2 = (920 - 450)/920 = 51,1%; ЗБУслЗ = (920 - 514)/920 = 44,1%; 3Bj = (920 - 400)/920 = 56,5%. В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 6,5%, в том числе за счет изменения: объема продаж 45,6 - 50,0 =-4,4%; постоянных затрат 51,1 — 45,6 = +5,5%; цены продукции 44,1 — 51,1 = —7,0%; удельных переменных затрат 56,5 - 44,1 = +12,4%. Если при многономенклатурном производстве безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель:
А А А Вкр = д^ = Х(Уд, • Дмп) = ЦУд.Ср, -Ц)/р,]' Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли 13.7. Определение пороговых значений ^ постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации С помощью маржинального анализа можно установить пороговые значения не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены и переменных затрат на единицу продукции при заданном значении остальных факторов. В основе этих расчетов лежит та же базовая модель прибыли, учитывающая взаимосвязь «затраты — объем продаж — прибыль»: П = VPIT(p - b) - А, или П = В • Дмп - А. Критическую (пороговую) сумму постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывают следующим образом: А = УРП(р — Ь) или А = В • Дмп. Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным. Предположим, цена изделия — 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции — 30 тыс. руб., возможный объем производства продукции — 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных затрат. А = УРП(р - Ь) = 5000(50 - 30) = 100 000 тыс. руб. При такой сумме постоянных затрат у предприятия не будет прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия: оно не сможет покрыть их за счет маржинального дохода. «Для того чтобы определить срок окупаемости (t) постоянных затрат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет: _ 12 • Безубыточный объем продаж Годовой объем продаж Предположим, годовой объем продаж составляет 2500 млн руб., постоянные издержки предприятия за год — 600 млн руб., прибыль — 400 млн руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных затрат Сначала определим сумму маржи покрытия и ее долю в общей выручке: МП = 600 + 400 = 1000 млн руб.; Дмп = 1000: 2500 = 0,4. Безубыточный объем продаж составит Вкр = 600: °'4 = 1500 м™ РУб- Срок окупаемости постоянных затрат будет равен
. 12 1500 t = = 7,2 мес. 1 Остальные 4,8 месяца предприятие будет получать прибыль. Следовательно, бблыпая часть года уйдет на возмещение постоянных затрат. Разность между критической и фактической суммой постоянных затрат в процентном отношении к фактической их величине также характеризует зону безопасности предприятия и риск операционной деятельности по данному фактору. Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (Ь) при заданном объеме продаж (УРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом: 1 А b = р-----. УРП При таком уровне удельных переменных затрат предприятие будет иметь нулевой финансовый результат. Разность между фактическим и критическим уровнями данного показателя в процентном отношении к фактической его величине также является индикатором риска операционной деятельности. Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат: Р™, - —---- 1- Ь. Ркр УРП Если объем производства продукции составляет 4000 единиц, сумма переменных затрат на единицу продукции — 35 тыс. руб., сумма постоянных затрат — 120 000 тыс. руб., то минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть следующей: р^ = 120 ООО: 4000 + 35 = 65 тыс. руб. При таком уровне цена будет равна полной себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность будут равны нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток. Разность между фактическим и пороговым значениями цены в процентном отношении к фактическому ее уровню характеризует степень ценового риска. Как видим, пороговые значения рассмотренных показателей являются очень ценными инструментами в управленческой деятельности. С их помощью можно эффективнее управлять рисками и финансовыми результатами. Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.). Если сумму прибыли представить в виде формулы П = УРП (р — b) — А = УРП ■ Смп — А, где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (УРП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту УРП С^-А^УРП С^-А,, то объем продаж можно найти следующим образом: УРП = Az~Al. Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам: УРП •Ь1+А1=УРП ■Ъ2 + А1. Тогда искомый объем продаж находят следующим образом: УРП = A2~AI. b2~bl На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений. 13.8. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта Вопрос о расширении или сокращении производственной мощности — это задача из области стратегических решений, связанная с долгосрочной оптимизацией производственной программы. Это решение сложное и должно быть тщательно продумано и обосновано. Нужно при этом учитывать многие условия: степень использования имеющейся мощности, колебания объемов спроса, конкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг и т.д. Расширять производственную мощность можно только при условии стабильного спроса и роста его в будущем. В противном случае при наступлении спада рыночного спроса мощности становятся избыточными со всеми вытекающими последствиями. При этом для повышения эффективности использования капитала, вложенного в расширение материально-технической базы предприятия, необходимо, чтобы темпы прироста производства (реализации) продукции были выше темпов прироста инвестиций в основные средства, а темпы прироста прибыли опережали темпы прироста объема продаж. Надо учитывать также, что с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, темпы роста которых не должны превышать темпов роста объема производства (продаж). Необходимо также оценивать чувствительность прибыли, рентабельности, безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия к данному управленческому решению. Пример
Объем производства продукции, шт. Постоянные затраты, млн руб. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. Цена, тыс. руб. Выручка, млн руб. Прибыль, млн руб. Безубыточный объем продаж, шт. Зона безопасности предприятия, % Срок окупаемости постоянных расходов, мес 1-й 2-й Изме- вариант вариант нение, % 500 600 +20 600 750 +25 3 3 5 5 2500 3000 +20 400 450 +12,5 300 375 +25 40 37,5 -6,25 7,2 7,5 +4,16 Следовательно, при увеличении производственной мощности на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 25%, а сумма прибыли — всего на 12,5%. При этом с увеличением суммы покрытия постоянных затрат уменьшится зона безопасности предприятия и увеличится срок окупаемости постоянных затрат на 0,3 месяца. Окончательное решение об увеличении производственной мощности надо принимать с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Принимают во внимание также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т.д. Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО): по мере увеличения производства, наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствованием техники, технологии и организации производства. Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции вновь созданная стоимость на единицу продукции снижается примерно на 20—30%. Пример графика ЭКО приведен на рис. 13.4. z -
УВП Рис. 13.4. Зависимость удельных переменных затрат от объема производства продукции ЭКО проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рациональных предложений. Администрация предприятия должна постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на производство продукции. Предположим, что при увеличении производственной мощности на 20% переменные издержки на единицу продукции за счет роста производительности труда и снижения материалоемкости снизятся на 5% и составят 2,85 тыс. руб. Тогда предприятие получит прибыль в размере П = УРП (р - b) - А = 600 (5 - 2,85) - 750 = 540 тыс. руб. (+35%). Безубыточный объем продаж и зона безопасности составят: УРП - УРП,,, = 600 - 350 УРП 600 Следовательно, с учетом реализации возможностей кривой опыта увеличение производственной мощности выгодно для предприятия, поскольку способствует увеличению прибыли на 35%, зоны безопасности на 2%, сокращению срока окупаемости постоянных затрат на 0,2 месяца. 13.9. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно. Ситуация 1. Производственная мощность предприятия рассчитана на производство 100 000 изделий, рыночная цена которых 200 тыс. руб. Постоянные расходы составляют 7200 млн руб. Переменные расходы на изделие — 90 тыс. руб. При таких условиях полная себестоимость одного изделия (С), прибыль (П) и безубыточный объем продаж (УРПкр) составят: С = — + b = 7 200 000 + 90 = 72 + 90 = 162 тыс. руб.; УРП 100 000 П = УРП(р - b) - А = 100 000(200 - 90) - 7 200 000 =, = 3800 млн руб. лтг1 А 7 200 000 ^ = 200^90 =65454ШГ-; ЗБ = 100 000-65454 100 = 3 100 ООО Ситуация 2. В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30 000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем себестоимость изделия, прибыль и безубыточный объем продаж в изменившейся ситуации. _ 7 200 000.. С =------------ + 90 = 330 тыс. руб.; 30 000 П = 30 000(200 - 90) - 7 200 000 = -3900 млн руб.; Лтгг 7 200 000 VPn„n =------------- = 65454 шт.; кр 200 - 90 ЗБ = 30 МО - 65454.1(W 30 000 Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия. Ситуация 3. Чтобы избежать убытков, предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько иной технологии и, соответственно, дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам ниже критического уровня. Допустим, заказчик согласился разместить заказ на 50 000 изделий по цене 180 тыс. руб., которая ниже рыночного ее уровня. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на конструкторско- технологическую подготовку производства этой партии продукции 160 млн руб. Выгодно ли это предприятию? На первый взгляд, невыгодно, так как цена реализации ниже себестоимости единицы продукции. Кроме того, потребуются дополнительные затраты на подготовку производства. Сделаем технико-экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких условиях: ^ 7 200 000 + 160 000 С = + 90 = 182 тыс. руб.; 30 000 + 50 000 П = 30 000(200 - 90) + 50 000(180 - 90) - 7 360 ООО = 440 млн руб.; Лттт 7 360 000 пслсп 80000-75487 80 ООО Это доказывает, что даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль. Обосновывая целесообразность принятия дополнительного заказа, надо руководствоваться следующим правилом: если сумма маржи покрытия по данному заказу положительна, то он выгоден для предприятия, несмотря на более низкую цену. При определении маржи покрытия необходимо учитывать не только прямые переменные затраты, но и дополнительную сумму постоянных расходов на данный заказ. 13.10. Выбор варианта машин и оборудования Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта машин и оборудования. Допустим, что выполнить какую-либо операцию или процесс можно с использованием одного из следующих трех вариантов оборудования (табл. 13.7).
Необходимо определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования. Для этого нужно найти критический объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми. Решение можно произвести аналитическим и графическим способами. Для нахождения критического объема производства (услуг) для двух вариантов машин затраты по одному из них приравнивают к затратам по другим. Так, критическая точка для первого и второго вариантов машины может быть найдена по уравнению 2000 + 2х = 5000 + 1х; х = (5000 - 2000)/1 = 3000 ед. Аналогично определяется критическая точка объема производства для второго и третьего вариантов машины: 5000 + 1х = 8000 + 0,5х; 0,5х = 3000; х = 6000. Следовательно, при годовом объеме производства до 3000 ед. выгоднее использовать первый вариант оборудования, от 3000 до 6000 ед. — второй, а при годовом объеме производства свыше 6000 ед. более целесообразным является третий вариант. Это же решение можно найти и графическим способом (рис. 13.5).
Если был выбран неправильный вариант решения задачи, то можно подсчитать в связи с этим убытки предприятия. Например, годовой объем производства составляет 4000 ед. Принято решение выполнять эту операцию с помощью третьего варианта машины. Величина потерь от принятого технологического решения будет составлять разность в затратах по второму и третьему вариантам: (8000 + 0,5 • 4000) - (5000 + 1 • 4000) = 12 000 - 9000 = = 3000 тыс. руб. Таким образом, необоснованное технологическое решение привело к потерям в размере 3000 тыс. руб. 13.11. Обоснование решения «производить или покупать» Собственное производство и поставки со стороны являются альтернативными формами получения предприятием необходимых продуктов и услуг. Оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.п. содействует минимизации затрат и увеличению прибыли. Для обоснования решения «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ. Например, для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции — 100 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо приравнять затраты по обоим вариантам. Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом: 3 = рх, где р — цена за единицу продукции; х — требуемое количество деталей в год. Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты: 3 = а + Ьх. Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет: рх = а + Ьх; 150х = 200 000 + ЮОх; 50х = 200 000; х = 4000ед.
Расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 4000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать (рис. 13.6). 11 Анализ хоз деятельности пред
Аналогичным образом можно обосновать выгодность создания собственного парка грузовых автомобилей, собственной ремонтной, строительной базы, собственных маркетинговых исследований рынка, собственных программных продуктов и т.д. Производить самому или приобретать со стороны — это задача из области стратегических решений, связанная с долгосрочной оптимизацией производственной программы. Это решение сложное И должно быть тщательно продумано и обосновано. Оно должно оцениваться не только с экономической, но и с технологической, качественной, организационной позиции. Нужно при этом учитывать многие условия: степень использования мощности, качество продукции и услуг, создание или сокращение рабочих мест, колебания объемов спроса и т.д. При наличии свободных производственных мощностей покупка на стороне выгоднее тогда, если совокупные затраты по приобретению ниже, чем переменные затраты собственного производства. Если собственное производство предполагает расширение производственных мощностей, то открывать его можно только при условии стабильного спроса и роста его в будущем. В противном случае при наступлении спада рыночного спроса мощности стано-вятся избыточными со всеми вытекающими последствиями. 13.12. Обоснование варианта технологии производства Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор из нескольких альтернативных оптимального варианта технологии производства. Вариант А. Компания приобретает детали, производит сборку готовых изделий, а затем их продает. Затраты при этом составляют: постоянные — 400 млн руб. в год; переменные — 170 тыс. руб. на единицу продукции. Вариант Б. Компания покупает дополнительное оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных помещениях. При этом затраты составят: постоянные — 925 млн руб., переменные — 100 тыс. руб. на единицу продукции. Проценты по облигациям включены в постоянные затраты. Максимально возможная производственная мощность по двум вариантам — 10 000 изделий в год. Цена реализации одного изделия — 250 тыс. руб. Как видим, вариант А имеет более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затраты по варианту Б включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений, а также расходы на выплату процентов по облигациям, которые были выпущены для мобилизации средств на закупку оборудования. Расчетный объем производства не дан. Максимальный спрос ограничен производственной мощностью 10 000 ед. Поэтому мы можем определить по каждому варианту максимальную прибыль и порог рентабельности. Вариант А Вариант Б Цена реализации, тыс. руб. 250 250 Переменные затраты на изделие, тыс. руб. 170 100 Маржа покрытия на изделие, тыс. руб. 80 150 Маржа покрытия на весь выпуск, млн руб. 800 1500 Постоянные затраты, млн руб. 400 925 Прибыль, млн руб. 400 575 „ 400 млн руб. „ЛЛ 925 млн руб. с с Точка окупаемости, шт.: —— = 5000; — = 6167. 80 тыс. руб. 150 тыс. руб. Вариант Б обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса вариант А дает более высокую прибыль или меньшие убытки. Если вариант А более доходный при малых объемах реализации, а вариант Б — при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции. Для ее нахождения можно применять графический и аналитический методы. Построение графика зависимости прибыли от объема реализации по каждому варианту основывается на следующих данных. 1. При нулевой реализации маржа покрытия равна нулю, а компания несет убытки в размере постоянных затрат (вариант А — 400 млн руб., вариант Б — 925 млн руб.). 2. При объеме реализации 10 ООО ед. прибыль уже рассчитана. По варианту А она составляет 400 млн руб., по варианту Б — 575 млн руб. С помощью графика определяем порог рентабельности (безубыточный объем реализации продукции) и максимальную прибыль по каждому варианту. Из рис. 13.7 видно, что прибыль по обоим вариантам одинакова при объеме реализации 7500 ед., а при больших объемах вариант Б становится более выгодным, чем вариант А. Y млн руб.
х Аналитический способ расчета. Допустим, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен X единиц. Суммарная прибыль есть суммарная маржа покрытия минус постоянные затраты, а суммарная маржа покрытия — ставка маржи покрытия на единицу продукции, умноженная на X единиц: П = МП — А = Смп • X — А. МП Отсюда прибыль равна: по варианту А 80х - 400 ООО; по варианту Б 150х - 925 ООО. С учетом того, что при объеме реализации х единиц прибыль одинаковая, получим: 80х - 400 ООО = 150х - 925 ООО; 70х = 525 ООО; х = 7500 ед. Доказательство Вариант А Вариант Б Маржа покрытия (80 • 7500) = 600 000 (150 ■ 7500) = 1 125 000 Постоянные затраты 400 000 925 000 Прибыль 200 000 200 000 Таким образом, вариант А является более выгодным до 7500 ед. Если же ожидается, что спрос превысит 7500 ед., то более выгодным будет вариант Б. Поэтому нужно изучить и оценить спрос на этот вид продукции. 13.13. Обоснование структуры выпуска продукции Важным источником резервов увеличения суммы прибыли является оптимизация структуры производства продукции, т.е. увеличение доли тех изделий, которые вносят большой вклад в общую маржу покрытия предприятия. Однако нужно иметь в виду, что руководство предприятия никогда не сведет свою производственную программу только к одному, самому доходному изделию или услуге, чтобы минимизировать вероятность банкротства в связи с изменением конъюнктуры рынка. Допустим, что имеются сведения об ассортименте продукции и возможных его изменениях (табл. 13.8). Постоянные затраты за год составляют: • для первого варианта — 1000 млн руб.; • для второго варианта — 1080 млн руб. Выручка от реализации: • для первого варианта —5600 млн руб.; • для второго варианта — 6000 млн руб.
Оценку вариантов можно дать путем сравнения суммы прибыли по первому и второму вариантам. Прибыль рассчитывается по следующей формуле: где В — выручка от реализации продукции; Дмп — средняя доля маржи покрытия в выручке, которая рассчитывается по формуле Дмп = 1удгД„п,=ХУДГ^. Сначала рассчитаем среднюю величину доли маржи покрытия в выручке с учетом структуры реализации продукции для каждого варианта. Дмп(1в) = 0,25 • 0,5 + 0,33 • 0,3 + 0,33 • 0,2 = 0,29. Дмп(2в) = 0,25 • 0,3 + 0,33 ■ 0,2 + 0,33 • 0,4 + 0,4 • 0,1 = 0,313. Затем определим сумму прибыли: а) для первого варианта П = (5 600 • 0,29) - 1000 = 1624 - 1000 = 624 млн руб.;, б) для второго варианта П = (6000 • 0,313) - 1080 = 1878 - 1080 = 798 млн руб. Таким образом, второй вариант позволяет увеличить абсолютную сумму прибыли на 174 млн руб. Следовательно, ему нужно отдать предпочтение. Оценивая эффективность структурных преобразований производства, необходимо определить также изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, а также эффекта операционного рычага (левериджа): а) для варианта 1 В = 3448 млн руб., ЗБ = 5600-3448 45 0,29 5600 б) для варианта 2 _ 1080,.„. __ 6000-3450... В„п =------- = 3450 млн руб., ЗБ = -—------------- 100 = 42,5%. кр 0,313 6000 Эффект операционного левериджа (DOL) показывает, на сколько процентов увеличивается прибыль при росте объема продаж в сопоставимых ценах на 1%. По его уровню судят о степени производственного риска, так как при спаде объема продаж прибыль будет уменьшаться в такой же пропорции. Значение этого показателя обратно значению зоны безопасности (1/ЗБ): DOLfBn = —— = 2,6; DOLm24 = —— = 2,35. (В1) 0,384 (В2) 0,425 Рассчитать эффект операционного левериджа можно отношением суммы маржи покрытия к сумме прибыли: DOL(Bn = ^ = 2,6; DOLm24 = — = 2,35. (Bl) 624 (В2) 79g Приведенные расчеты свидетельствуют о том, что с изменением структуры увеличится запас финансовой прочности предприятия и снизится уровень операционного риска. Рассмотрим второй пример. Предприятию приходится обосновывать решение о принятии дополнительного заказа на выпуск 500 изделий L, если мощность его оборудования используется до предела. В таком случае необходимо уменьшить выпуск других, менее выгодных изделий, например изделия К, ранее входившего в его производственную программу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|