И порядок отражения в нем хозяйственных операций
Бухгалтерский баланс — это способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату. По своей форме баланс представляет собой таблицу, в активе которой отражаются средства предприятия, а в пассиве — источники их образования. Чтобы глубже понять содержание бухгалтерского баланса, рассмотрим основные хозяйственные операции предприятия и порядок их отражения в балансе, а также изменения, которые в нем происходят. Допустим, вы решили создать акционерное предприятие открытого типа по пошиву верхней женской одежды. Вы нашли подходящее помещение, которое можете взять в долгосрочную аренду с правом выкупа и за аренду которого будете платить по 500 тыс. руб. в месяц. Вам требуется приобрести лицензию на право заниматься этой деятельностью, стоимость которой 500 тыс. руб. Кроме того, необходимо оборудование, стоимость которого составляет 12 млн руб., и минимум материалов (примерно на 3 млн руб.), которые в дальнейшем можно будет периодически пополнять за счет полученной выручки. Взносы учредителей в уставный капитал составляют 10 млн руб. Остальные 6 млн руб. вы договорились взять в банке на 12 месяцев под 10% годовых. Операция 1. Вы открываете в банке расчетный счет для своего предприятия и перечисляете средства учредителей (10 млн руб.) на счет предприятия. Данная операция показывает, что в дело инвестировано акционерного капитала на сумму 10 млн руб. и теперь ваше предприятие, которое следует рассматривать как самостоятельную единицу, имеет 10 млн руб. наличными в банке. Наличность отражается в активе баланса. Но теперь у предприятия есть и обязательство (пассив). Предприятие должно акционерам 10 млн руб. Эту сумму будем называть уставным капиталом.
Общая сумма активов фирмы всегда будет равна общей сумме ее обязательств. Это правило относится к любому бизнесу. Именно поэтому очень важно регистрировать обе стороны каждой сделки (операции) — тогда мы будем не только знать перечень всего имущества (активов) предприятия, но и видеть, откуда появились деньги на оплату активов. Для этого используется уравнение операции — метод записи содержания каждой коммерческой сделки в виде простого математического уравнения, которое показывает, откуда пришли деньги или их эквивалент и на что они израсходованы. Каждое уравнение операции должно быть сбалансировано, а проверочный баланс в любой момент должен показать, что общая сумма всех активов равна общей сумме обязательств по пассиву.
Операция 2. Вы получили для своего предприятия кредит в банке на сумму 6 млн руб. В результате этой операции увеличивается сумма денежной наличности на счете предприятия и одновременно возникает обязательство по краткосрочным кредитам банка. Мы заносим эту цифру в графу «Денежные средства» и открываем новую графу в пассиве «Краткосрочные кредиты банка». Итак, сейчас у предприятия в распоряжении 16 млн руб. денежных средств: 10 млн руб. — собственный капитал и 6 млн — заемный капитал. В итоге мы видим, сколько денег имеется и откуда они поступили. Теперь у предприятия достаточно денег, чтобы купить оборудование, лицензию, материалы и т.д. Баланс после этой операции выглядит следующим образом:
Операция 3. Приобретено оборудование стоимостью 12 млн руб. Оно должно быть показано в активе по статье «Основные средства». Одновременно нужно показать уменьшение денежных средств на счете предприятия. Данная операция не повлияла на обязательства предприятия, поэтому в пассиве никаких изменений не произошло: часть одного актива заменили на другой. Предприятие все еще имеет 16 млн руб. активов и 16 млн руб. обязательств. Активы сейчас состоят из стоимости оборудования (12 млн руб.) и денежной наличности (4 млн руб.), а пассивы — из собственного капитала (10 млн руб.) и кредитов банка (6 млн руб.).
Операция 4. Уплачено за лицензию 500 тыс. руб. Это одноразовая, но крупная сумма. Сразу списать ее на расходы текущего месяца — значит увеличить себестоимость продукции и уменьшить сумму прибыли. Эта сумма относится на расходы будущих периодов и будет списываться на производство постепенно, на протяжении года. Следовательно, в активе добавляется еще одна статья — «Расходы будущих периодов» на сумму 500 тыс. руб. и одновременно на эту же сумму уменьшаются денежные средства предприятия. Опять изменения произошли только в активе, так как обязательства в связи с этим хозяйственны;/ актом не изменились. В итоге предприятие имеет основных средств на сумму 12 млн руб., расходов будущих периодов — 500 тыс. руб. и свободных денежных средств в банке на сумму 3500 тыс. руб., а по пассиву — 16 млн руб. обязательств.
Операция 5. На оставшиеся деньги закуплены материалы на сумму 3500 тыс. руб. и на 2 млн руб. — в кредит. В результате этой операции на предприятии появляются материалы на сумму 5500 тыс. руб., для чего в активе отводится еще одна строка. Одновременно покажем уменьшение денег на счете в банке на сумму 3500 тыс. руб. и обязательства поставщикам в пассиве на сумму 2 млн руб. Баланс предприятия выглядит следующим образом.
Операция 6. Списаны израсходованные за текущий месяц материалы в затраты основного производства на сумму 5 млн руб. В активе добавляется статья «Затраты по основному производству», в которой показаны эти затраты на сумму 5 млн руб., и одновременно по активу уменьшены запасы материалов на эту же сумму. В итоге сумма по активу и пассиву не изменится.
Операция 7. Начислена амортизация оборудования из расчета, что оно будет служить пять лет. Следовательно, ежегодная ее сумма составит 2400 тыс. руб. (12: 5), а за месяц — 200 тыс. руб. В результате этой хозяйственной операции первоначальная стоимость оборудования уменьшится на 200 тыс. руб., а затраты по основному производству возрастут на эту же сумму. Одновременно можно самортизировать и расходы будущих периодов из расчета, что затраты на приобретение лицензии решено списать на основное производство в течение 10 месяцев. Тогда сумма месячной амортизации по расходам будущих периодов составит 50 тыс. руб. На эту сумму уменьшатся расходы будущих периодов, а сумма текущих затрат предприятия возрастет. После этих операций баланс предприятия будет выглядеть следующим образом:
Операция 8. Начислена зарплата за выполненный объем работ — 1 млн руб. В результате этой операции возрастут затраты основного производства (актив баланса) и в то же время увеличатся обязательства предприятия по пассиву на эту сумму. В пассиве появится статья «Задолженность персоналу по оплате труда». Одновременно нужно произвести удержания из зарплаты подоходного налога — в среднем 13%, или 130 тыс. руб., и в фонд социальной защиты — 1%, или 10 тыс. руб. В связи с этим задолженность по оплате труда уменьшится на 140 тыс. руб. и появится задолженность бюджету на эту же сумму.
Операция 9. Необходимо отчислить органам социального страхования 35% от суммы начисленной заработной платы, т.е. 350 тыс. руб. (1000 • 35%: 100). На эту сумму увеличиваются затраты предприятия и обязательства перед внебюджетными фондами. Нужно сделать также начисления и других налогов и выплат, включаемых в себестоимость продукции (фонд занятости, земельный налог и др.). В результате затраты предприятия и обязательства по расчетам с бюджетом возрастут на 100 тыс. руб.
Операция 10. В течение месяца отгружено продукции покупателям на сумму 10 млн руб., за которую поступила выручка на расчетный счет предприятия в сумме 8 млн руб. В итоге денежные средства возросли на сумму 8 млн руб., появилась дебиторская задолженность в активе 2 млн руб., а в пассиве баланса возник новый источник — доходы предприятия от реализации продукции.
Операции 11—12. Оплачены счета за электроэнергию и телефон на сумму 120 тыс. руб. и за аренду помещения — согласно договору 500 тыс. руб., из-за чего денежные средства уменьшились на 620 тыс. руб., а затраты возросли, соответственно, на эту же сумму.
Операция 13. Произведены отчисления налога на добавленную стоимость (НДС), налога с продаж, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отчисления в дорожный фонд и других налогов и платежей от выручки на сумму 1050 тыс. руб. Это привело к уменьшению доходов предприятия и увеличению задолженности бюджету на 1050 тыс. руб. Операция 14. Начислены проценты за кредит в размере 0,83% от суммы 6 млн руб., т.е. 50 тыс. руб. На эту сумму увеличились затраты предприятия и одновременно обязательства перед банком по кредитам. Щшяшшшт
Операция 15. В конце месяца нужно подсчитать все расходы предприятия по основному производству и списать их на уменьшение доходов, куда уже списаны и другие расходы. Всего расходы за месяц по основному производству составили 7370 тыс. руб. Остаток незавершенного производства — 370 тыс. руб. Следова- тельно, себестоимость готовой продукции — 7000 (7370 — 370) тыс. руб. На эту сумму мы уменьшаем затраты основного производства и одновременно уменьшаем доходы по пассиву. В итоге по счету «Продажи» останется прибыль в сумме 1950 тыс. руб. Операция 16. Отражаем финансовые результаты от реализации продукции по дебету счета «Продажи» и кредиту счета «Прибыли и убытки» в сумме 1950 тыс. руб.
Операция 17. После определения финансового результата необходимо начислить налог на недвижимость в размере 1% от стоимости имущества — 150 тыс. руб. Налог на прибыль и прочие налоги и сборы составят 540 тыс. руб. После этой операции сумма прибыли уменьшится на 690 тыс. руб., а обязательства перед бюджетом, соответственно, увеличатся.
Операция 18. Часть чистой прибыли в размере 250 тыс. руб. использована на выплату дивидендов учредителям предприятия, из- за чего на эту сумму уменьшаются денежные средства в активе баланса и прибыль в пассиве баланса.
Операция 19. Часть прибыли в размере 500 тыс. руб. направлена на расширение производства (приобретение оборудования). В результате этой операции в активе сумма денежной наличности уменьшится на 500 тыс. руб. и, соответственно, увеличится сумма основных средств. Операция 20. В связи с инфляцией произведена переоценка основных средств — их стоимость увеличилась на 250 тыс. руб., а в пассиве появится новая статья «Добавочный капитал», где будут отражаться фонд переоценки имущества и эмиссионный доход. В итоге на конец первого месяца предприятие будет иметь следующий баланс:
Предприятие на конец месяца имеет активов на сумму 22 500 тыс. руб. и обязательств на такую же сумму. Актив показывает размещение средств предприятия, а пассив — откуда взялись средства для их приобретения. Собственный капитал предприятия составляет уже не 10 млн руб., all 260 тыс. руб. — он возрос на 1010 тыс. руб. в результате дохода от бизнеса и на 250 тыс. руб. за счет инфляции. Задолженность по кредитам банка с учетом начисленных процентов составляет 6050 тыс. руб., кредиторская задолженность — 5190 тыс. руб. В следующем месяце предприятие рассчитывается с поставщиками за полученные в кредит материалы, выплачивает заработную плату, погашает задолженность бюджету и внебюджетным фондам, начисленные проценты и п часть кредитов банка, на что уходит 5740 тыс. руб. Остальные операции примерно такие же, как и в предыдущем месяце. Баланс предприятия к концу третьего года его функционирования выглядит следующим образом (табл. 15.1). Средства в активе баланса группируются по двум разделам. В разделе / отражаются долгосрочные (внеоборотные) активы: основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство. В разделе //приводится информация по оборотным активам, к которым относятся запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, все виды дебиторской задолженности, денежные средства и прочие активы. Пассив баланса (обязательства предприятия) представлен тремя разделами: капитал и резервы (раздел III), долгосрочные обязательства (раздел IV), краткосрочные обязательства (раздел V). Следует отметить, что содержание и структура баланса предприятия за последние годы значительно приблизились к международным стандартам, однако еще не вполне совершенны и удобны для анализа. Одним из его недостатков является то, что долгосрочная дебиторская задолженность, сроки погашения которой наступят более чем через 12 месяцев после отчетной даты, отражается в составе оборотных активов, что обусловливает погрешности при расчете коэффициентов ликвидности. Поскольку слишком велика длительность инкассации данной задолженности, то правильнее было бы показывать ее в составе долгосрочных активов по аналогии с долгосрочными займами другим организациям. Что касается задолженности учредителей по взносам в уставный фонд, то ее целесообразнее было бы отражать в составе собственного капитала с отрицательным знаком, что позволило бы без дополнительных корректировок видеть реальную величину собственного капитала. При отражении данной статьи в составе дебиторской задолженности завышается и размер собственных источников капитала, и общая валюта баланса, что требует постоянной корректировки их величины. В составе краткосрочной дебиторской задолженности отражаются задатки и авансы, выданные поставщикам и подрядчикам. Если более точно идентифицировать эту задолженность, то в соответствии с международной терминологией — это предоплаченные расходы, которые нельзя отнести к группе счетов по расчетам с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. Если краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков относится к быстроликвидным активам, то предоплата поставщикам и подрядчикам квалифицируется как наименее ликвидный актив, для трансформации которого в денежную наличность требуется пройти стадию производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и реализации. Рассматривая структуру запасов, нетрудно обратить внимание на различный характер активов, включенных в эту группу. Помимо традиционных статей этой группы, таких как сырье и материалы, незавершенное производство и полуфабрикаты, готовая продукция и товары для продажи, сюда отнесены также товары отгруженные и расходы будущих периодов. Товары, отгруженные покупателям, по своей сути не запасы предприятия, а средства в расчетах, фактически это дебиторская задолженность. Поэтому при определении коэффициентов ликвидности и продолжительности нахождения капитала на стадии реализации эту статью приходится исключать из запасов и относить к быстроликвидной группе активов.
Окончание табл. 15.1
Расходы будущих периодов включают предоплаченные расходы за работы и услуги как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Очевидно, что предоплаченные расходы долгосрочного характера, которые будут амортизироваться спустя год и более, целесообразнее было бы отражать не во втором, а в первом разделе актива баланса. Иначе значительно завышается величина оборотного капитала. Для обоснования данной позиции уместно привести высказывание известного американского ученого JI.A. Берн- стайна: «Расходы будущих периодов — это расходы, совершаемые ради прибыли, ожидаемой в будущем. Поскольку большая часть таких прибылей может быть получена в течение года или операционного цикла, они сберегают денежные средства предприятия. Однако если эти расходы отложены на будущие годы, то их следует исключить из расчета величины оборотного капитала и коэффициентов покрытия» [6, с. 413]. Что касается текущих предоплаченных расходов, которые будут списаны на производство в течение года или одного операционного цикла, то их вместе с авансами, выданными поставщикам и подрядчикам, следовало бы выделить в отдельную группу оборотных активов как наименее ликвидную их часть. Это позволило бы более правильно оценить их влияние на финансовое состояние предприятия, поскольку любые предоплаты свидетельствуют об отвлечении средств из оборота и приводят к удлинению операционного цикла. Требуют идентификации и некоторые статьи пассива баланса, в частности резервы предстоящих расходов и доходы будущих периодов. 1 Резервы предстоящих расходов отражаются в балансе в составе.обязательств, хотя по своей сущности это не обязательства, а собственные средства предприятия. Поскольку излишек резерва занижает финансовый результат предприятия, то его целесообразнее было бы отражать в составе третьего раздела баланса как регулятив прибыли. По статье «Доходы будущих периодов» отражаются разнородные и разнонаправленные доходы. Во-первых, здесь показываются уже полученные доходы в счет будущих периодов: полученная вперед арендная плата, квартплата, выручка от подписки на периодическую печать, выручка за проездные билеты, за абонентное обслуживание и т.д. По своей экономической сущности это авансы, полученные от покупателей по не выполненным еще контрактам. Их можно рассматривать как временный источник финансирования незавершенного производства, а следовательно, квалифицировать как краткосрочные обязательства и относить к заемным средствам. Ожидаемые доходы будущих периодов, к примеру, от реализации товаров и услуг в кредит, по продажам в рассрочку, по операциям лизинга и аренды, по возмещению материального ущерба и т.д. следует рассматривать, как отсроченные доходы, которые предприятие получит спустя некоторое время (иногда весьма продолжительное) и только после этого увеличит прибыль. По сути, это не обязательства предприятия, а его отсроченный доход, который отсрочен из-за того, что погашение дебиторской задолженности, возникающей в результате таких продаж, произойдет в будущем. Следовательно, данный вид отсроченных доходов не является обязательствами предприятия, а уравновешивает отсроченную дебиторскую задолженность. Если такого рода доходы отнести к собственному капиталу, то и соответствующую им сумму отложенной дебиторской задолженности нужно отражать в первом разделе баланса. Что касается положительных курсовых разниц или полученной безвозмездной помощи, то эти суммы можно квалифицировать как собственный капитал. К недостаткам действующей формы баланса следует отнести и то, что в нем из состава обязательств не вычленяется задолженность по лизинговым операциям, которая имеет место на многих предприятиях, в результате чего существенно искажаются показатели ликвидности и другие финансовые коэффициенты. Устранение отмеченных недостатков позволило бы значительно повысить информационный ресурс бухгалтерского баланса для правильной диагностики финансового состояния предприятия и оценки его финансовых рисков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|