Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 

По своей экономической сути указанный вид платы представляет собой возмещение части экономического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты, а также размещения отходов. Данный вид платы составляет основной источник получения средств компенсации ущерба от загрязнения окружающей среды, ликвидации последствий загрязнения, а также обеспечения повышения экономической заинтересованности иответственности природопользователей в выполнении нормативных требований.

 

Порядок определения платы и ее предельные размеры утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

 

выброс в атмосферу от стационарных и передвижных источников

 

загрязняющих веществ;

 

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

 

неорганизованный сброс загрязняющих веществ;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные

и радиационные воздействия и т. д.).

 

За данные виды негативного воздействия на окружающую среду установлено два вида базовых нормативов платы (рис. 1): в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

 

Согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 года № 186 – ФЗ базовые нормативы платы за негативное воздействие на окружающуюсреду, действовавшие в 2003 году, применяют с2004года скоэффициентом 1,1. При отсутствии у природопользователя оформленного

 

в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов следует считать, что вся их масса учитывается как сверхлимитная. Таким образом, прежде чем установить предприятиям платежи, местные и региональные органы власти устанавливают для них лимиты выбросов (сбросов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах допустимых и временно согласованных нормативов осуществляется за счет себестоимости продукции, а за превышение воздействия – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

 


 

Платежи за загрязнение окружающей

 

природной среды

 

Плата за выбросы в атмосферу

  Плата за сбросы загрязняющих веществ  

Плата за размещение отходов в

загрязняющих веществ в пределах

  в пределах допустимых сбросов (ПДС)  

пределах установленных лимитов

допустимых выбросов (ПДВ)

         
             
             
             
             

 

Плата за выбросы загрязняющих Плата за сбросы загрязняющих веществ Плата за размещение отходов сверх
веществ в пределах установленных в пределах установленных лимитов установленных лимитов
лимитов    

 

 

Плата за выбросы в атмосферу   Плата за сбросы загрязняющих веществ
загрязняющих веществ сверх   сверх установленных лимитов
установленных лимитов    
     

 

 

Рис. 1. Структура платежей за загрязнение окружающей природной среды

5


 

Перечисление платы осуществляется природопользователем в федеральный бюджет и бюджеты субъектов России в соотношении соответственно 20 и 80 % в сроки, устанавливаемые территориальными органами Минприроды России. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются в безакцептном порядке.

 

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

 

Для регионов России и бассейнов рек установлены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов (табл. П3 – П4), с помощью которых при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду учитывают природно-климатические особенности территории, значимости природных, социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости увеличиваются:

 

для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого-курортных территориях, а также на территориях, включенных в международные конвенции – до 2 раз;

 

природопользователей, осуществляющих выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух крупных промышленных городов, – на 20 %.

 

Дифференцированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду определяют умножением базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости. Базовые ставки установлены для каждого загрязняющего вещества. Они учитывают степень опасности этих веществ для окружающей среды и здоровья населения.

В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой особый вид косвенного налогообложения. При этом они не рассматриваются как компенсация за наносимый экологический ущерб. С одной стороны, платежи за загрязнения представляют убыток для экономики, так как увеличивают затраты производства. С другой стороны, государство должно регулировать отрицательный эффект производства на окружающую среду путем установления оптимальных размеров налога или платы, которые не снижали бы объемы экономической деятельности.

 

Плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ от стационарных источников в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяют путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ (при М i или = М н i ):

 

n  
Пн =åCн i × M i, (1)

i =1

 

1


 

где Н

 

где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, …, п); Пн- плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы, руб.; Cн i - ставка платы за выброс (сброс) 1 т i -го

 

загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов, руб.; Mi -
фактический выброс (сброс) i -го загрязняющего вещества, т;  
Сн i =Нбн i ×Кэ (2)

где Нбн i - базовый норматив платы за выброс (сброс) 1 т i -го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих допустимых нормативов, руб. (табл. П5); Кэ- коэффициент экологической ситуации и экологической

значимости.

 

Плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяют путем умножения соответствующих ставок платы за разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и суммирования полученных

 

произведений по видам загрязняющих веществ (при М н i < М н i < или = М л i ):

 

Пл

n

лi

×(M i

- M н i

)

     
= å

,

(3)

 
 

C

       
  i =1              

где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2,…, n);

Пл- плата за выбросы

 

(сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, руб.; Сл i

- ставка платы за выброс (сброс) 1 т i -го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб.; М i - фактический выброс (сброс) i -го загрязняющего вещества, т; M н i - предельно допустимый выброс (сброс) i -го

 

загрязняющего вещества, т; М л i - выброс i -го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т;

 

Cл i = Нбл i × Кэ, (4)

 

бл i - базовый норматив платы за выброс (сброс) 1 т i -го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб.

 

Плату за сверхлимитный выброс (сброс) загрязняющих веществ, а также в случае аварийных ситуаций, определяют путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по

видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (при М i > М л i ):

 

n

(M i - M л i ).

   
П= 5åCл i × (5)  
i =1      

Общую плату за загрязнение определяют по формуле

   
Пвод =Пн + Пл+ Псл. (6)  

Плату за сбрасываемые в водные объекты и на рельеф местности токсичные сточные воды взимают независимо от соблюдения природопользователем установленных нормативов предельно допустимых сбросов и лимитов сброса загрязняющих веществ, содержание которых определяют результатами гидрохимических измерений.

 

Плату определяют путем умножения повышающего коэффициента, зависящего от показателя степени токсичности, на сумму платы за сброс загрязняющих веществ:

 

ПТВОД= KТ× ПВОД, (7)

 

где КТ – повышающий коэффициент, зависящий от показателя степени токсичности сбрасываемых возвратных вод (табл. 1); ПВОД – общая сумма платы за загрязнение при сбросе.

 

    Таблица 1

Значения повышающего коэффициента Кт

     
Категория Показатель токсичности Повышающий
возвратных вод возвратных вод коэффициент
Нетоксичная 0 1,0
Малотоксичная 1–16 1,0
Среднетоксичная 17–50 1,5
Высокотоксичная 51–99 1,8
Гипертоксичная 100 и более 2,0

 

При не проведении токсикологического контроля сточных вод и непредставлении данных об их токсичности, независимо от результатов гидрохимического контроля, массу сброса загрязняющих веществ, превышающую установленные нормативы предельно допустимого сброса (ПДС), считают сверхлимитной и фактический общий размер платы определяют путем суммирования:

 

величины платы, рассчитанной как за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов ПДС и умноженной на повышающий

 

коэффициент, установленный для временно разрешенной к сбросу категории сточных вод;

 

величины платы, рассчитанной как за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ и умноженной на повышающий коэффициент, установленный для гипертоксичной категории возвратных вод.

 

При сбросе загрязняющих веществ в специальные водооотводящие устройства (сбросные и дренажные канавы, балки и т. д.), через которые сточные воды попадают в водный объект, плату определяют как за сброс в пределах допустимых нормативов.

 

В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения плату взимают как за сверхлимитное загрязнение.

Неорганизованный сброс загрязняющих веществ –это вынос загрязняющихвеществ с территории водосбора предприятий, организаций и прилегающей к ним инфраструктуры поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод) за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций. Порядок расчета платы установлен Методическими указаниями за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, его производят в зависимости от функционального использования территории для:

 

промышленно-урбанизированных территорий;

сельскохозяйственных территорий производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками);

 

эродированных и эрозионно-опасных земель сельскохозяйственного назначения;

площадей рубок леса главного пользования.

 

Неорганизованный сброс загрязняющих веществ и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляют на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Минприроды России. При отсутствии у природопользователя разрешения, оформленного в установленном порядке, размер платы рассчитывает природопользователь или территориальный орган Минприроды России как для условий сверхлимитного сброса.

 

Контрольные вопросы к лекции 5

 

1. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

 

2. За какие виды негативного воздействия на окружающую среду взимается плата?

 

3. Виды базовых нормативов платы.

 

4. Дайте определение лимитных и сверхлимитных выбросов (сбросов).

 

5. Чему равен повышающий коэффициент для сверхлимитных выбросов (сбросов)?

 

6. Особенность расчета платы за сбрасываемые токсичные сточные воды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...