Власть и влияние руководителя
Руководство состоит в использовании власти. Руководитель наделяется властью, позволяющей ему влиять на других людей. Власть – это возможность заставить других выполнять свою волю. В любой организации имеет место иерархическая структура власти и подчинения, в которой каждой должности даны полномочия – от вершины пирамиды, где находится руководитель организации, которому подчиняются другие руководители, до нижнего уровня. Даже в самой маленькой организации, где работает всего два человека, есть руководитель и подчиненный. Значение власти особенно важно при осуществлении интеграционных процессов в организации и проведении изменений. Распределение власти в организации обозначает ее политическую систему. Н Тичи и М. Деванна отмечают: "Вопросы политической деятельности редко обсуждаются в рамках организации в открытую, но нередко они занимают существенную часть времени высшего руководства. И хотя политические вопросы, сопровождающие принятие решений о распределении ресурсов, могут и не возникать на заседаниях комитетов управляющих, они становятся главной темой во время обедов, коктейлей, личных встреч. А обсуждается следующее – кого продвинуть на вакантное место, какая группа обладает властью, кто будет влиять на стратегические решения, как будет распределен бюджет между отделениями, какие функциональные службы имеют внутренние связи с генеральным управляющим, кто получит выгоду от последней формулы распределения заработной платы и премий. … Политическая неопределенность возникает тогда, когда существует неясность по таким вопросам: кто обладает полномочиями по принятию решений? кого вознаградят продвижением по службе? у кого будет возможность влиять на формирование целей организации?" [83].
Наличие власти позволяет руководителю использовать деятельность и поддержку других людей, взаимодействовать с разными людьми, имеющими различное мировоззрение, интересы и уникальный образ мыслей, и влиять на их поведение. Менеджеры предприятия входят в одну социальную группу, имеющую свои интересы. Но они должны согласовывать интересы и других групп и быть своего рода буфером между ними. Ожидания и требования социальных групп зачастую противоречивы, поэтому достижение и поддержание баланса между ними – нелегкое дело. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одно – руководить, т. е. уметь влиять на людей, добиваться от них действий, отвечающих целям организации [2. С. 178–184], Влияние – процесс, в ходе которого одна из сторон, используя имеющиеся в ее распоряжении властные ресурсы, стремится изменить поведение других сторон. Как правило, в менеджменте используют известную концепцию Дж. Френча и Б. Рэйвена выделяющую пять видов власти: законную власть, основанную на вознаграждении, основанную на принуждении, харизматическую и экспертную. Законная власть предоставляется индивиду в рамках его официальной должности в организации. Должность наделяет выполняющего определенные обязанности сотрудника конкретными формами власти. Например, он имеет право принимать решения об инвестициях в основные фонды, предлагать сверхурочные работы, выбирать поставщика или осуществлять набор персонала Власть, основанная на вознаграждении, характеризуется тем, что работник выполняет указания руководителя в надежде на определенное вознаграждение, которое может принимать разные формы — увеличение заработной платы, дополнительный отпуск, более интересную работу в перспективе, доброжелательное отношение и пр.
Власть, основанная на принуждении заключается в способности получить желаемое поведение работника под страхом наказания в виде выговоров, понижения в должности, увольнения и пр. Другими формами принудительной власти являются словесные нападки или присутствие руководителя во время выполнения работ его подчиненными с целью надзора или желания «схватить нарушителя за руку». Харизматическая власть иначе называется властью примера. Она основывается на личных качествах менеджера, воспринимаемых его подчиненными как привлекательные. Подчиненные стремятся быть такими же аккуратными, волевыми, профессионально подготовленными, неунывающими и пр. Желание сотрудников быть похожими на такого руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью над ними. Экспертная власть проявляется в тех случаях, когда окружающие признают, что индивид обладает недоступными им специальными знаниями, и, следовательно, с готовностью принимают предложения профессионала. При решении конкретных проблем обычно становится очевидным, кто из членов группы обладает большим объемом знаний по определенным их аспектам, поэтому на некоторое время руководство командой может перейти к эксперту. Очень плохо, когда руководитель наделен законной властью, но не обладает ни харизматической, ни экспертной. В соответствии с приведенной классификацией источниками власти руководителя могут быть закон, распоряжение экономическими ресурсами, возможность применять наказание, наличие привлекательных личных качеств и обладание недоступными для окружающих специальными знаниями. В соответствии с теорией источники власти используются людьми для того, чтобы разрешить конфликт интересов в свою пользу. Описанный подход не является единственным. К. Хэйлс (Hales, 1993): выделяет четыре источника власти и подчеркивает, что степень доступа к каждому из них определяется положением менеджеров в организации (таблица 2.8): 1. Ресурсы физической власти, или возможность повлиять на действия других индивидов. 2. Ресурсы экономической власти, или ограниченные и желаемые объекты, либо средства их приобретения (например, деньги). 3. Ресурсы власти знаний, или ограниченные и желаемые знания и навыки в контексте работы, которые могут быть а) административными (связанными со способом работы института) или б) техническими (связанными со способом выполнения задачи).
4. Ресурсы нормативной власти, или ограниченные и желаемые идеи, убеждения, ценности и влияние. Менеджеры используют должностные полномочия в целях укрепления своей власти в организации. Более вероятно, что сотрудники последуют за сильными и влиятельными менеджерами, чем за слабыми и обособленными. В организации существует некоторая система «правил» создания и поддержания власти. Их анализ позволяет понять, как функционирует организация. Наиболее распространенными являются следующие правила: * Правила, относящиеся к работе. Чем их больше, тем меньше власти у менеджера. * Вознаграждение за нововведения. Щедрое вознаграждение инициативы сотрудников способствует укреплению власти менеджеров. Таблица 2.8. Модель источников власти К. Хэйлса [2. С. 181]
* Внешний контакт. Чем больше у менеджера возможностей для внешнего контакта, тем шире его властные полномочия. * Контакт с руководством. Чем больше у менеджера возможностей для контакта с руководством, тем крепче его власть. * Данные факторы определяют природу работы и характер связей менеджера и обусловливают три элемента его власти: * Снабжение. Денежные средства и другие ресурсы, которые могут быть использованы для наделения статусом или вознаграждения своих сторонников
* Информация. Представление о происходящих событиях, планах и возможностях производства. * Поддержка. Способность получить поддержку высшего руководства или внешнюю помощь в осуществлении планов менеджера, особенно в тех случаях, когда они связаны с определенным риском. Чем больше элементов власти находятся в распоряжении менеджера, тем скорее его подчиненные проявляют готовность к сотрудничеству, так как не сомневаются в способности руководителя претворить планы в жизнь. Такой менеджер имеет в организации немалый вес, обладает возможностью оказывать воздействие на ее политику. Проще всего обретается власть в рабочем процессе, требующем выполнения разнообразных действий. Расширению властных полномочий менеджера способствуют его сетевые взаимодействия, позволяющие получать информацию быстрее, чем через официальные коммуникации. Еще одним источником власти являются подчиненные, способные взять на себя часть управленческих обязанностей и поддержиаать вместе с другими работниками планы менеджеров. Считается, что делегирование полномочий также укрепляет власть менеджера, так как ни один индивид не в силах заменить собой организацию. Делегируя полномочия, руководители всех уровней оставляют себе ответственность за выполнение заданий. Но с передачей полномочий связан значительный риск, поэтому имеет смысл передавать только значительные задания, что требует от менеджера признания способностей подчиненных, желания доверять им, участия в развитии их навыков и умений и наличия чувства удовлетворения от того, что другие люди могут справиться с порученной работой.
Основы лидерства Власть руководителю дается вместе с должностью, она определяет его возможности влиять на других людей. А отличие от власти лидерство – это действительная способность влиять на людей, зависящая от личных качеств руководителя. Можно иметь власть, но быть плохом лидером, в то время как для того, чтобы быть хорошим лидером наличие власти необязательно. Лидерами становятся не по воле руководства организации, а на основе мнений членов группы. Наилучший вариант – руководитель, наделенный властью, является хорошим лидером. «Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т. е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение"
Лидеры обладают способностью создавать образ будущего состояния организации, ее стратегическое видением и эффектно доводить его до своих последователей, т. е. воодушевлять их без прямого проявления власти. Менеджер имеет подчиненных, а лидер – последователей, в их отношениях в большей мере присутствует неформальная основа (таблица 2.9) [4].
Таблица 2.9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|