Занятия в интерактивных формах по очной форме обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
Занятия в интерактивных формах по заочной форме обучения
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МОДУЛИ Качества обучаемых, формируемые в результате изучения дисциплины В результате освоения Модуля 1 «Общая часть» обучаемый должен приобрести следующие знания, умения, навыки, компетенции:
В результате освоения Модуля 2 «Особенная часть» обучаемый должен приобрести следующие знания, умения, навыки, компетенции:
Содержание модулей и особенности методики их изучения Модуль 1. «Общая часть»
Лекции
Тема 1. Предмет, задачи и система римского права Роль и место римского права в системе юридического образования. Значение римского права для современной юриспруденции. Понятие римского права как совокупности трех правовых систем: цивильного права, преторского права и «права народов». Римское публичное и частное право. Периодизация истории римского права. Рецепция римского права. Задачи курса.
Тема 2. Источники римского права Понятие и виды источников римского права. Обычное право и закон. Эдикты магистратов (преторов) и их значение для совершенствования системы римского права. Постановления сената. Профессиональная деятельность юристов. Крупнейшие римские юристы. Императорские конституции. Кодификация римского права. Кодекс Феодосия. Кодификация Юстиниана: Кодекс Юстиниана, Дигесты, Институции Юстиниана, Новеллы Юстиниана. Свод гражданского права (Corpus iuris civilis).
Тема 3. Римский гражданский процесс Формы защиты прав: самосуд и государственный суд. Две стадии гражданского процесса и их сущность. Содержание легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов. Составные части преторской формулы. Понятие и виды исков. Вещные и личные иски. Цивильные и преторские иски. Иски по аналогии и иски с фикцией. Особые средства преторской защиты: интердикты и реституция. Исковая давность. Сроки исковой давности. Лекция предполагает использование метода демонстраций. Цель: получение студентами знаний в области процессуального права в древнем Риме. При рассмотрении в ходе лекции формулярного процесса студентам предлагается наглядная структура преторской формулы с целью повышения эффективности усвоения слушателями лекционного материала. Структура формулы была следующей: 1. Номинация. 2. Демонстрация. 3. Интенция. 4. Эксцепция. 5. Кондемнация. 6. Адъюдикация.
Кроме того, при рассмотрении видов преторских формул студентам следует предложить наглядные примеры этих формул.
Формула могла быть составлена либо на основании цивильного права (formula in ius concepta), либо на основании только преторского эдикта (formula in factum concepta). В первом случае исковое требование обосновывалось фактом, признанным цивильным правом. Примером может служить следующая формула: «Судьей по данному делу пусть будет Октавий. Так как Авл Агерий (истец) оставил на сохранение у Нумерия Негидия (ответчик) серебряный стол, о чем именно теперь между ними идет спор, то ты, судья, присуди с Нумерия Негидия в пользу Авла Агерия, если тот не возвратит вещи, столько, сколько Нумерий Негидий должен дать и сделать Авлу Агерию по доброй совести. Если же сказанного не окажется, то оправдай» (Gai. IV. 47). Во втором случае исковое требование обосновывалось совокупностью фактов, с которыми именно претор связывал определенные последствия. Примером такой формулы может быть следующая: «Судьей по данному делу пусть будет Октавий. Если выяснится, что Авл Агерий оставил на сохранение у Нумерия Негидия серебряный стол, который тот по злому умыслу не возвратил истцу, то ты, судья, присуди Нумерия Негидия к уплате в пользу Авла Агерия той суммы, сколько будет стоить эта вещь. Если не выяснится, то оправдай» (Gai. IV. 47).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|