Методические рекомендации студенту
Практические занятия по «Римскому праву» предназначены для более полного усвоения этого важнейшего и необходимейшего для юриста (в какой - бы сфере он не работал) предмета. В настоящее время наблюдается рост интереса к данному предмету, что проявляется в издании множества новых учебников, учебных пособий, памятников римского права. Студенту-первокурснику часто сложно справиться самостоятельно с таким разнообразным и часто противоречивым материалом, поэтому предлагаемые планы семинарских занятий призваны помочь студенту систематизировать учебный материал. Подготовку к практическому занятию следует начинать с ознакомления с соответствующим разделом учебника либо лекционного курса (если по данному разделу читалась лекция). При подготовке к семинарскому занятию целесообразно составить краткий план – конспект ответа, для чего следует использовать специальную тетрадь для семинаров. План ответа не должен представлять собой бездумную компиляцию учебной литературы. Лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся и легко произносимых тезисов, которыми студент имеет право пользоваться, отвечая на практическом занятии. Так как большинство тем практических занятий связано с изучением того или иного памятника римского права, те или иные теоретические положения своего ответа целесообразно подкреплять ссылками на соответствующие положения нормативного акта. Например: «В древнейший период римское право закрепляло приниженное, подчиненное положение женщин. В подтверждении этому можно привести следующие статьи Законов XII таблиц…». Далее следует порядковый номер статьи и краткий пересказ ее содержания.
Для того чтобы Ваш ответ на практическом занятии был четким, аргументированным, достойным будущего юриста, следует внимательно изучить текст рекомендованного памятника римского права и отметить в плане – конспекте номера статей и страниц хрестоматии, где эти статьи содержатся. Переписывать текст статей нет необходимости, так как хрестоматия и сборники документов, не только разрешаемая, но и обязательно используемая на практических занятиях литература. Свой ответ на практических занятиях следует завершать выводом, используя для этого ряд ключевых фраз типа: «Таким образом, рассмотрев семейно-брачные отношения в древнем Риме можно сделать следующие выводы…» и т. д. Так как курс «Римское право» изобилует терминами, как широко применяемыми современной юридической наукой (эксцепция, ипотека), так и известными узкому кругу рафинированных специалистов (кондемнация, in jure cessio) программа курса снабжена кратким словарем латинских юридических терминов по каждой из изучаемых тем. Следует не только использовать эти термины в своем ответе, но и знать их значение, причем те или иные определения нет необходимости заучивать, лучше, чтобы Вы понимали суть изучаемого явления и давали ему свое личное определение. При работе с планом практических занятий особое внимание следует обращать на контрольные вопросы, знать не только варианты ответа на них, но и составлять свои собственные, тем самым формируя у себя так необходимый любому юристу-профессионалу навык. В планах практических занятий содержится список дополнительной литературы, призванной помочь студенту боле полно изучить тот или иной вопрос. Требуемые знания и умения по курсу «Римское право» студенты приобретают в ходе сознательного и активного изучения правового материала не только на лекциях, но и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа служит целям закрепления и углубления знаний, полученных на лекционных занятиях, активного поиска новых знаний и подготовки к экзамену.
Самостоятельная работа должна начинаться с изучения обязательной литературы. Работа с источником требует умения и навыка. Прочитав учебный материал первый раз, следует уяснить его в целом. Второе чтение позволит сосредоточить внимание на главном, существенном. Может возникнуть потребность в прочтении вопроса или какой-то части материала в третий раз. При изучении темы рекомендуется работать с карандашом, делая соответствующие пометки в источнике. Усвоив основные положения в ходе изучения того или иного источника, необходимо дополнить конспект лекции материалом, почерпнутым из рекомендованной литературы. Некоторые студенты предпочитают изучать правовые проблемы, опираясь лишь на конспект лекции, не обращаясь к рекомендованной литературе. Такой путь в корне неверен, ибо он не дает возможности увидеть проблему в целом и глубоко ее изучить. Следует иметь в виду, что отработка вопросов темы должна увязываться с программой. Учебная программа – это канва, которая позволяет увидеть сущность и отличительные черты правового института, помогает выявить логические связи изучаемого материала. В доработанном конспекте должны найти отражение все вопросы программы, в том числе не вошедшие в лекцию. Для более глубокого и всестороннего изучения темы следует обращаться к дополнительной литературе. Положительный эффект и глубокие знания дает также изучение правовых документов, дошедших до нас. Так, при рассмотрении различных видов исков следует обратиться к Институциям Гая, а при изучении отдельных видов контрактов рекомендуется рассмотреть соответствующий правовой материал, содержащийся в Дигестах Юстиниана. Изучение римского права может быть успешным лишь при условии напряженной систематической работы студента. Трудности усвоения учебного курса определяются не только сложностью самой дисциплины, но и изменением содержания учебной литературы в связи с переизданием трудов дореволюционных российских ученых и появлением новой зарубежной литературы по римскому праву.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Источники 1. Гай. Институции / Пер. с лат. Ф. Дыдынского. – М., 1997. 2. Законы XII таблиц / Пер. Л.Л.Кофанова. – М., 1996. 3. Институции Юстиниана / Пер. с лат. Д.Расснера. – М., 1998. 4. Перетерский И.С. Дигесты. М., 1994. 5. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана / Пер. с лат. Е.М. Штаерман. – М., 1998. 6. Дождев Д.В. Практический курс римского права. Часть I: Учебно-практическое пособие. – М., 2000. 7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 1996.
Основная литература 1. Новицкий И.Б Римское право: учебник для бакалавров/ И.Б.Новицкий. - М.: Юрайт, 2012. - 298с. 2. Омельченко О.А. Римское право. – М.: ЭКСМО, 2008. 3. Рассолов М.М. Римское право. – М.: Юнити–Дана, 2010. 4. Дождев Д.В. Римское частное право:учебник/ Д.В.Дождев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2008. 5. Иванов А.А.Римское частное право: учеб. пособие для ВУЗов по спец. "Юриспруденция"/ А.А.Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 6. Маркин А.Н. Римское право: учебное пособие /А.Н.Маркин, ИжЮИ (ф)РПА Минюста России. - Ижевск: ИжЮИ (ф) РПА Минюста России, 2012.
Дополнительная литература 1. Астапенко П.Н. Римское частное право. – М., 2001. 2. Афонасин Е.В. Римское право. Практикум. – Новосибирск, 1999. 3. Барон Ю. Система римского гражданского права. – СПб., 1908. 4. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. – М., 1989. 5. Боброва Н.Е., Хорошилов А.Н. История источников римского права. – М., 1999. 6. Боголепов Н.П. Формальные ограничения свободы завещаний в римской классической юриспруденции. – М., 1881. 7. Борисевич М.М. Римское гражданское право. – М., 1995. 8. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., 1963. 9. Гедримович П.А. Римское право. – СПб., 1980. 10. Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права. – М., 1986. 11. Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право. – М., 1993. 12. Дождев Д.В. Основание защиты владения в римском праве. – М., 1996. 13. Ефимов В.В. Лекции по истории римского права. – СПб., 1895. 14. Загурский Л.Н. Личные отношения между родителями и детьми по римскому и французскому праву. Ч. 1: Учение об отцовской власти по римскому праву. – Харьков, 1884.
15. Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. – Харьков, 1898. 16. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. – М., 1997. 17. Косарев А.И. Римское право. – М., 1986. 18. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. – М., 1994. 19. Кудинов О.А. Римское право. – М., 2005. 20. Нерсесянц В.С. Правопонимание римских юристов // Советское государство и право. – 1980. – № 12. 21. Пиляева В.В. Римское частное право. – М., 2001. 22. Покровский И.А. История римского права. – СПб., 1913. 23. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. – М., 1994. 24. Савельев В.А. Юридическая концепция собственности в Древнем Риме и современность // Советское государство и право. – 1990. – № 8. 25. Савельев В.А. Римское частное право. – М., 1995. 26. Салогубова Е.В. Доказательства в римском гражданском процессе // Вестник МГУ. Серия 11. Право. № 3 (1994). – С. 70-78. 27. Салогубова Е.В. Процессуальное правопреемство в римском праве // Вестник МГУ. Серия 11. Право. № 3 (1995). – С. 57-65. 28. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. – М., 1997. 29. Скрипилев Е.А. Основы римского права: конспект лекций. – М., 1998. 30. Современные исследования римского права: Рефер. сборник. – М.: ИНИОН, 1987. 31. Соколовский П.Е. Договор товарищества по римскому гражданскому праву. - Киев, 1893. 32. Стоянов А.Н. Уголовное право Рима от древнейших времен до Юстиниана включительно. – Харьков, 1895. 33. Тархов В.А. Римское частное право. – Саратов, 1996. 34. Тираспольский Г.И. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме. – М., 2003. 35. Хаусманингер Г. О современном значении римского права // Советское государство и право. – 1991. – № 5. 36. Хвостов В.М. Система римского права. – М., 1996. 37. Хутыз Н.З. Римское частное право. – М., 1994. 38. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. – М., 1991. 39. Черниловский З.М. Римское право: элементарный курс. – М., 2000. 40. Штаммлер Р. Задачи по римскому праву. Пособие при изучении системы римского гражданского права / Пер. с нем. – Одесса, 1904.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|