Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации преподавателю




 

Темы 1. Предмет, задачи и система римского права

При изучении предмета и системы римского гражданского права следует уяснить, что лежало в основе деления права на публичное и частное; составные части гражданского (частного) права; его основные институты.

Для полной характеристики римского гражданского права необходимо выяснить периоды его истории, сравнить развитие права с развитием римской государственности и охарактеризовать право применительно к каждому историческому периоду.

Особое внимание следует обратить на роль римского права в истории и его значение для современной юриспруденции. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правоотношений, четкостью определений и формулировок, хорошей юридической техникой. Эти особенности римского права способствовали его рецепции, благодаря которой оно пропитало собой все последующие кодификации гражданского права.

 

Тема 2. Источники римского права

Прежде всего следует отметить, что выражение «источник права» употребляется в различных смыслах: а) как источник содержания правовых норм; б) как способ (форма) образования норм права; в) как источник познания права. При освещении источников гражданского права недостаточно дать характеристику изучаемым источникам. Важно объяснить, какие изменения в источниках происходили по мере развития государства и почему.

Особо следует остановиться на кодификации римского права. Необходимо выявить причины кодификации и определить ее основные этапы.

 

Тема3. Римский гражданский процесс

Изучение данной темы не представляет особых сложностей. Используя учебную литературу и информационный материал, студенты должны обратить внимание на выяснение сущности и основных различий между тремя формами судебного процесса: легисакционным, формулярным и экстраординарным. При этом следует уяснить основные изменения, характеризующие динамику развития судебного процесса.

Далее необходимо рассмотреть понятие иска, виды исков, их сущностную, характеристику, а также особые средства преторской защиты. Вопрос, связанный с изучением исковой давности, предполагает определение понятия исковой давности, начала течения срока исковой давности, приостановления и прерывания этого срока.

 

Тема 4. Субъекты римского частного права

Изучая понятия «лица» (существа, способного иметь права) и правоспособности (способности лица быть носителем прав), студенты должны уяснить, что правоспособность в древнем Риме признавалась не за всеми членами общества. Были лица, обладавшие полной правоспособностью, и ограниченно правоспособные. Всё зависело от изменений в одном из трёх статусов (свободы, гражданства, семейного состояния), из которых складывалась полная правоспособность.

При изучении правового положения римских граждан необходимо обратить внимание на то, что правовое положение граждан характеризовалось правоспособностью и дееспособностью (способностью лица приобретать права или совершать действия). Здесь необходимо выяснить содержание правоспособности и ограничения дееспособности римских граждан. Надлежит также рассмотреть правовое положение латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников и колонов.

Следует иметь в виду, что хотя понятие юридического лица в Риме не фигурировало, римским правом регламентировались вопросы, связанные с возникновением и прекращением юридических лиц, правовым положением их имущества и т.д. Эти вопросы должны стать предметом детального рассмотрения.

 

Тема 5. Семейное право

Изучение семейных правоотношений следует начинать с уяснения сущности семьи, а также агнатского и когнатского родства. Необходимо также выяснить все вопросы, связанные с браком в узком смысле этого слова (понятие и формы брака, способы его заключения и прекращения).

При характеристике личных и имущественных отношений между супругами студенты должны сравнить объём личных и имущественных прав жены при заключении брака с мужской властью и брака с ограниченной властью мужа. Здесь же необходимо выяснить, как римское право закрепляло права супругов на такой вид имущества, как приданое и предбрачный дар.

Характеристика отцовской власти предполагает выяснение таких вопросов, как возникновение и прекращение отцовской власти и правовое положение детей.

 

Тема 6. Вещное право

Начать следует с определения понятия вещи. Затем необходимо обратить особое внимание на классификацию вещей, данную римскими юристами.

Вещные права. Владение. Студенты должны уяснить сущность вещных прав и их отличие от обязательственных прав. Следует иметь в виду, что различие между этими правовыми институтами проводилось по объекту права и средствам зашиты этих прав. К вещным правам относятся право владения, право собственности и права на чужие вещи.

Определяя сущность владения, необходимо знать, что для наличия владения помимо обладания вещью должен присутствовать волевой момент. Отсутствие последнего превращало владельца в держателя. При выяснении видов владения нужно определить не только их сущность, но и юридические последствия, порождаемые добросовестным и недобросовестным владением. Необходимо также обратить внимание на то, что для установления владения необходимы, во-первых, воля на владение, и, во-вторых — выражение этой воли вовне путём заключения соответствующего договора.

При изучении защиты владения следует иметь в виду, что для защиты владения необходимо установить два факта: факт владения и факт его нарушения (так называемая поссессорная защита). Затем нужно рассмотреть три вида владельческих интердиктов (средств защиты владения): а) интердикты, направленные на удержание владения; б) интердикты, направленные на возврат утраченного владения; в) интердикты, направленные на установление владения впервые. Здесь же необходимо выяснить назначение и сущность иска с допущением фикции.

Право собственности. При определении права собственности студенты должны обратить внимание на неограниченное и исключительное господство собственника над вещью. Это нашло своё отражение в правомочиях собственника: праве владения, пользования, распоряжения вещью, праве извлекать плоды и защищать собственность от незаконного посягательства.

Рассмотрение видов собственности и утрата собственности не представляет для студентов особых трудностей. Что же касается способов приобретения права собственности, то студенты должны: во-первых, выяснить различия между первоначальными и производными приобретениями; во-вторых, раскрыть их сущность.

Выяснение института совместной собственности (сособственности) предполагает уяснение его сущности и прав каждого из сособственников. Необходимо знать, что сособственникам принадлежало долевое право на всю вещь; управление вещью производилось с согласия сособственников; доходы присваивались сособственниками пропорционально их долям; судебное решение по иску о разделе общего имущества служило способом установления новых прав.

При рассмотрении вопросов, связанных с защитой права собственности, студенты должны уяснить различие между виндикационным и негаторным исками. Первый давался для истребования утраченной вещи, второй – в случае незаконного стеснения собственника при осуществлении им своих прав на вещь. Кроме того, необходимо уяснить различия, объем и пределы ответственности добросовестного и недобросовестного владельца.

Права на чужие вещи. При характеристике права на чужие вещи студенты должны уяснить, что эти права принадлежали не собственнику, а следовательно, были ограничены.

Выясняя категорию сельских сервитутов, студенты должны иметь в виду, что предиальные (земельные) сервитуты в отличие от личных сервитутов принадлежали лицу как собственнику земельного участка; устанавливались к выгоде определённых земельных участков; носили, как правило, постоянный характер; сводились к ограниченному пользованию чужой вещью. При этом студенты должны знать основные виды сельских и городских сервитутов.

После уяснения предиальных сервитутов необходимо дать характеристику личным сервитутам (узуфрукту, узусу, праву проживания в чужом доме, праву пользования рабочей силой раба или животного). Здесь же следует изучить вопрос, связанный с возникновением и прекращением сервитутов и защитой сервитутного права.

Студенты должны знать понятие таких прав на чужую вещь, как суперфиций и эмфитевзис, их отличие от сервитутов и содержание (права сторон).

Изучение залогового права как разновидности права на чужую вещь связано с уяснением сущности трёх форм залога (фидуциарной манципации, ручного заклада, ипотеки) и прав залогодержателя и собственника. При этом студенты должны выявить развитие и совершенствование этого правового института.

 

Тема 7. Обязательственное право

Общее учение об обязательствах и договорах. Изучение общих вопросов данной темы следует начинать с уяснения понятия обязательств и характеристики цивильных и натуральных обязательств. Затем следует выяснить вопросы, связанные с заменой лиц в обязательстве: во-первых, переходили ли право требования кредитора и обязанности должника в связи со смертью кредитора или должника (если переходили, то к кому); во-вторых, какие последствия влекли за собой уступка права требования кредитора (так называемая цессия) и перевод долга в форме новации (замена должника).

Студентам необходимо знать взаимные отношения сторон и отношения между кредиторами и должниками в обязательствах с несколькими кредиторами и должниками. Такие отношения возникали либо при долевом праве (долевой обязанности), либо при солидарном праве (солидарной обязанности).

Рассмотрение вопроса, связанного с прекращением обязательств путём исполнения, не представляет особых трудностей. Студенты должны знать условия, при соблюдении которых исполнение влекло юридические последствия. Здесь же нужно уяснить, при каких условиях имела место просрочка кредитора и каковы были последствия такой просрочки. Наконец, следует внимательно изучить ответственность должника за неисполнение обязательства.

Студенты должны дать характеристику способам, которые вели к прекращению обязательства помимо исполнения, а также раскрыть способы обеспечения обязательств.

Общее учение о договорах предполагает, прежде всего, выяснение понятия договора, деления договоров на контракты и пакты, односторонние и двусторонние. После этого необходимо изучить условия действительности договоров. Студенты должны знать перечень обязательных условий – тех, которые были необходимы и обязательны для любого договора, а также факультативных условий. Следует также детально вникнуть в сущность этих условии. Например, изучая предмет договора как обязательного условия действительности договора, студенты должны знать, что предметом договора является действие или, иначе, обязанность что-либо дать, сделать, предоставить. Действие, составляющее предмет договора, должно быть определённым, возможным и законным. Что касается такого условия, как согласие сторон и выражение воли, то здесь студенты должны разобраться в пороках соглашения (заблуждение лица, принуждение лица к заключению договора, обман лица).

При изучении вопросов, связанных с содержанием договора, необходимо уяснить, что в содержательную часть договора входили существенно необходимые, обычные и случайные элементы. Все эти элементы должны стать предметом тщательного изучения студентами.

 

Тема 8. Отдельные виды обязательств

В данной части темы студенты должны рассмотреть виды договоров, относящиеся к четырём группам контрактов: вербальным, литтеральным, реальным и консенсуальным, а также безыменные контракты и пакты.

При изучении вербальных контрактов следует уяснить их понятие и рассмотреть основные виды: стипуляцию, обещание вольноотпущенника патрону и обязательство дать приданое вступающей в брак.

Рассмотрение литтеральных контрактов связано с выяснением сущности и содержания трёх договоров: записей в приходно-расходных книгах, хирографов и синграфов.

Изучение реальных контрактов (заём, ссуда, хранение, заклад) следует начинать с определения их понятия, уяснения характерных черт и особенностей. В ходе изучения конкретных договоров студенты должны выяснить обязанности сторон. Кроме того, следует представлять, чем отличались изучаемые договоры друг от друга.

Консенсуальные контракты (купля-продажа, наём, договор товарищества, договор поручения) должны быть рассмотрены так же полно, как и реальные контракты.

При изучении безыменных контрактов студенты должны выяснить их понятие, виды и ответственность одной из сторон при уклонении от исполнения обязанностей.

Следует обратить внимание на понятие пактов, деление их на две группы: пакты, снабжённые исковой защитой («одетые пакты) и не снабжённые исковой защитой («голые пакты»).

Обязательства как бы из договоров, из деликтов и как бы из деликтов. Характеристику обязательств из деликтов (правонарушений) следует начинать с уяснения видов деликтов. Здесь необходимо рассмотреть понятие частного деликта и его характерные признаки (элементы): виновность лица, совершившего то или иное действие; противоправность действия и наличие объективного вреда, причинённого лицом, совершившим противозаконное действие. После того студенты должны выяснить ответственность причинителя вреда при совершении им конкретного противозаконного действия (деликта). Рассмотрению подлежат такие виды деликтов, как личная обида, кража, неправомерное уничтожение или повреждение чужих вещей, угроза и мошенничество.

Студентам следует обратить внимание на объём и характер ответственности виновного, которые со временем претерпели существенные изменения. Степень ответственности зависела от социального положения виновного, обстоятельств совершения того или иного правонарушения и других причин и обстоятельств.

При изучении обязательств как бы из деликтов (подобия деликтов) студенты должны уяснить сущность этого института и четыре вида юридических фактов (в редакции Гая и Юстиниана), порождавших определённые обязательства. Речь идёт об ответственности судьи за умышленное неправильное или небрежное разрешение судебного дела или за нарушение судейских обязанностей; об ответственности лица, из дома которого было что-нибудь вылито или выброшено на улицу и тем самым причинён ущерб другому лицу или его вещам; об ответственности хозяина дома, если у этого дома было что-нибудь поставлено или вывешено так, что могло причинить вред прохожим; об ответственности хозяина корабля, содержателей гостиниц и постоялых дворов за обман и кражу вещей, совершённых их слугами.

 

Тема 9. Наследственное право

При изучении этой темы студенты должны прежде всего рассмотреть понятие наследования, развитие наследственного права, затем виды наследования: наследование по завещанию и наследование по закону.

Изучение наследования по завещанию обязывает студентов знать определение завещания и условия его действительности (наличие активной и пассивной завещательной правоспособности) соответственно у завещателя и наследников; соблюдение предусмотренной формы и т.д. Следует разобраться с вопросами ограничения завещательной свободы, обязательной доли в наследстве ближайших родственников.

Наследование по закону, как известно, не было связано с волей завещателя. Студенты должны знать, каким образом закон призывал к наследству родственников завещателя при отсутствии завещания или признания последнего недействительным. При этом следует вначале изучить вопросы, связанные с наследованием по законам XII таблиц, а затем выяснить разряды наследников по эдикту Адриана (127 г.) и по законодательству Юстиниана.

При рассмотрении права наследования следует обратить внимание на порядок открытия и принятия наследства. Наконец, студенты должны выяснить понятие и сущность легатов и фидеикомиссов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...