Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Материал и прием в литературе. (?) Автор, повествователь, персонаж в литературном произведении. Как организовано произведение с точки зрения повествования? Помня о том, что авторское «присутствие» не концентрируется в одной какой-то точке произведения, а проявляется от сюжета до мельчайших «клеточек» – тропов, посмотрим, как проявляется автор в организации произведения, т.е. в том, как оно построено с точки зрения повествования. Речь пойдет об эпических произведениях. Проще всего обстоит дело в лирике, где в каждом отдельном произведении господствует, как правило, одна речевая стихия - речь лирического героя. В драме присутствует речь различных персонажей, часто сильно различающихся между собой по своей речевой манере. Наконец, в эпосе мы наблюдаем наиболее сложную картину: к речи персонажей там добавляется речь повествователя. Важно отметить, что лирическое произведение с точки зрения художественной речи монологично, то есть в нем реализуется в подавляющем большинстве случаев одна единственная речевая манера на протяжении всего произведения. В эпических и драматических произведениях дело обстоит сложнее. Erform («эрформ»), или «объективное» повествование, включает три разновидности – в зависимости от того, насколько ощутимо в них «присутствие» автора или персонажей. 1. Собственно авторское повествование. Центральная фигура здесь – автор-рассказчик. Здесь в речи повествователя мы явственно слышим авторский голос, авторскую оценку изображаемого. Но мы не вправе сравнивать повествователя с автором. Дело в том, что повествователь – это важнейшая (в эпических произведениях), но не единственная форма авторского сознания. Автор проявляется не только в повествовании, но и во многих других сторонах произведения: в сюжете и композиции, в организации времени и пространства, во многом другом, вплоть до выбора средств малой образности... Хотя прежде всего, конечно, в самом повествовании. Повествователю принадлежат все те отрезки текста, которые нельзя приписать никому из героев. Тем не менее, нередко мы можем видеть в повествовании некую «диффузию» голосов автора и героев.
2. Несобственно-авторское повествование -повествование от третьего лица, видение рассказчика, близкое идеям автора. Речь повествователя оказывается способна вбирать в себя голос героя, причем он может совмещаться с авторским голосом в пределах одного отрезка текста Мы можем сказать, что здесь совмещаются два субъекта сознания (автор и герой) – при том, что субъект речи один: это повествователь. По Бахтину – в такой форме повествования «автор знает и видит больше не только в том направлении, в котором смотрит и видит герой, а в ином, принципиально самому герою недоступном... Автор не только знает и видит все то, что знает и видит каждый герой в отдельности и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое, что им принципиально недоступно, и в этом всегда определенном и устойчивом избытке видения и знания автора по отношению к каждому герою и находятся все моменты завершения целого... произведения». Таким образом, становится понятно, что и повествователь – это только одна из форм авторского сознания, и полностью отождествить его с автором невозможно. Несобственно-прямая речь. В пределах все того же объективного повествования встречается и такая его разновидность, когда голос героя начинает преобладать над голосом автора, хотя формально текст принадлежит повествователю. Это несобственно-прямая речь, которую отличает от несобственно-авторского повествования именно преобладание голоса героя в рамках Erform. С последним мы и сталкиваемся, обращаясь к такой форме повествования, как сказ. Здесь появляется рассказчик, не связанный с героем.
В таком произведении герой-рассказчик - личность не книжная, не литературная; это, как правило, что называется, человек из низов, неумелый рассказчик, которому единственному «отдано» право вести рассказ (т.е. все произведение построено как рассказ такого героя, а авторское слово отсутствует вовсе или служит лишь небольшой рамкой – как, например, в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»). Итак, три важных разновидности повествования от первого лица – Icherzahlung, выделяемые взависимости от того, кто является рассказчиком: автор-рассказчик; рассказчик, не являющийся героем; герой-рассказчик. Различие между художественным, научным и обыденным мышлением. Социология различает 4 вида познания: 1. Обыденное. Происходя как сознательно, так и бессознательно, стихийно, оно базируется на повседневной чувственно-предметной деятельности человека, на обмене опытом индивидов, что делает этот вид познания максимально доступным большинству людей. Предмет обыденного – единичное познание. 2. Научное. Его доминирующей формой является логическое мышление, обращение к рассудочной деятельности. Имеет свои методы, уровни познания: эмпирический и теоретический. Обладает выработанной в процессе взаимодействия учёных совокупностью теорий, законов, аксиом, а также специальной терминологией. Всё это делает научный вид познания доступным только ограниченному кругу людей, обладающих соответствующими знаниями. Предмет научного познания – выявление общих закономерностей и тенденций. 3. Религиозное. Предметом этого познания является человек. Но центральным понятием в религии является БОГ. В религиозном познании большое внимание уделяется нравственным проблемам. 4. Художественное. Занимает промежуточную позицию. Оно аналогично обыденному познанию, т.к. единичное (предмет обыденного) является формой художественного отражения действительности. При этом каждый художник обобщает, а общее — предмет научного познания. Основная задача — поиск единичного, в котором наиболее полно отражается общее. Кроме того, в художественном познании нетрудно заметить черты религиозного – тот же предмет познания, человек; нравственные проблемы, как и при религиозном познании, имеют очень большое значение.
Таким образом, художественное мышление имеет черты как обыденного, так и научного. Оно доступно несравненно большему числу лиц, чем научное, но несколько меньшему, нежели обыденное. Ученый оперирует доказательствами и логическими доводами, умозаключениями, обращается к разуму; оружие же художника или творца (живописца, поэта, скульптора, композитора) – образы и картины, он воздействует на воображение и фантазию читателей. Оперируя только обыденным мышлением, индивид может понять, возможно, не всё, но что-то из того, что имеет в виду художник, однако он никогда не сможет выразить всё то, что удалось выразить художнику, так как обыденное мышление, познание базируется, как мы уже сказали, только на повседневной, чувственно-предметной деятельности человека. Искусство и наука не одно и то же, но их различие не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Филолог оперирует доводами, поэт - образами и картинами, но оба говорят одно и то же. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком, показывает, действуя на фантазию читателей, а философ на разум. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой - картинами. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все. Наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки... Сила научного открытия в том, что оно однозначно. Точность = однозначность. Когда наука отступает, вступает трагическое познание, которое нуждается в защите. В искусстве все не так. Образ многозначен и автор вправе подчеркнуть лишь одно, нужное ему значение. (пример: стихотворения Цветаевой: "Офелия, в защиту королевы", Блок "Я Гамлет, холодеет кровь", Пастернак "Гамлет"). Наука и искусство часто противопоставляются. Поэтому и возникли две формы познания: научное и художественное, а заодно разделение искусств на два направления:
1 – Муссические – слово, поэзия, танец, все, что связано с движением тела, музыка, слово, речь. Ими управляли музы 2 – Технические – живопись, скульптура, эти искусства работали с природными материалами. Ими командовали – Эфест, Афина-Паллада, Урания – астрономия, Клео – муза истории 4. Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске. (только шипербола) В отечественной литературе к гиперболе охотно прибегали А. Погорельский, О.М. Сомов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин. Гиперболизированы многие характеры персонажей Ф.М. Достоевского. Напротив, Л.Н. Толстой и поздний А.П. Чехов считали любое преувеличение ложью и старательно избегали его, хотя гиперболизация вовсе необязательно выходит за рамки правдоподобия. Но есть и преувеличения, изначально рассчитанные на нарушение меры, что особенно ярко демонстрируют произведения В.В. Маяковского. В поэтической речи гипербола часто переплетается с метафорой, олицетворением, сравнением и другими художественными средствами. Примеры: Редкая птица долетит до середины Днепра. Рот величиною в арку Главного Штаба. Шаровары шириною с Черное море. (Гоголь) Гипербола в композиции сказки М. Салтыкова-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил». Гиперболы М. Салтыкова-Щедрина отчетливы, порой переходят в смелое отклонение от житейского правдоподобия, в гротеск. ГИПЕРБОЛА – важный способ обрисовки характеров. Это мифо-былинные герои, это персонажи из «Гаргантюа и Пантагрюэля», это даже Базаров. 5. Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства. (но тут у меня похоже без лессинга, но прочитай «лаокоон или о границах живописи и поэзии») С помощью художественной речи в литературных произведениях широко и конкретно воспроизводится речевая деятельность людей. Человек в словесном изображении выступает в качестве “носителя речи”. Это относится, прежде всего, к лирическим героям, действующим лицам драматических произведений и рассказчикам эпических произведений. Речь в художественной литературе выступает как важнейший предмет изображения. Литература не только обозначает словами жизненные явления, но и воспроизводит саму речевую деятельность. Используя речь в качестве предмета изображения, писатель преодолевает ту схематичность словесных картин, которые связаны с их “невещественностью”. Вне речи мышление людей в полной мере осуществить не может. Поэтому литература является единственным искусством, свободно и широко осваивающим человеческую мысль. Процессы мышления - это средоточие душевной жизни людей, форма из напряженного действия. В путях и способах постижения эмоционального мира литература качественно отличается от других видов искусства. В лит-ре исп-ся прямое изображение душевных процессов с помощью авторских характеристик и высказываний самих героев. Лит-ра как вид искусства обладает своего рода универсальностью. С помощью речи можно воспроизвести любые стороны действительности; изобразительные возможности словесного поистине не имеют границ. Лит-ра с наибольшей полнотой воплощает познавательное начало художественной деятельности. Гегель называл словесность “всеобщим искусством”. Но особенно широко осуществились изобразительные и познавательные возможности литературы в 19 веке, когда в искусстве России и западноевропейских стран ведущим стал реалистический метод. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой художественно отразили жизнь своей страны и эпохи с такой степенью полноты, которая недоступно никакому другому виду ис-ва. Уникальным качеством художественной литературы является также ее ярко выраженная, открытая проблемность. Неудивительно, что именно в сфере литературного творчества, наиболее интеллектуального и проблемного, формируются направления в искусстве: классицизм, сентиментализм и т.д.
Мы живем в эпоху литературоцентризма. Она продолжалась пять столетий и начала ломаться совсем недавно. То есть литература – старшее искусство, она господствует над другими. Но эта ситуация существовала не всегда. Когда-то слово могло воздействовать только своей звуковой стороной, это характерно тем эпохам, когда слово воздействовало как сакральный крик. Звучание слова играло большую роль, чем его значение. Человек подчинялся этому звуку. Магическое начало в слове осталось, например, повторы, припев, рефрен. В античные времена главной была скульптура. В средние века – архитектура (в основном храмы). Храмовое сооружение – центр жизни человека. Остальные виды искусства существовали при храме – тексты определенного рода, иконы. Возрождение – живопись. Центром была концепция человеческой личности, гуманистические идеи. В эту эпоху художественное творчество изучали сами мастера, крупнейшие художники были одновременно и теоретиками, например Дюрер, Леонардо да Винчи. В 17в. произошло разъединение искусства и ремесла. "Спор живописца с поэтом" – Леонардо Да Винчи. Эпоха просвещения, рационализма, классицизма – наука важна, в искусстве еще преобладает живопись. Искусство слова вначале училось у других искусств. Поэзия, например, училась ритму у музыки и танцев. Начиная с 19-ого столетия, искусство слова занимает свое положение и начинает воздействовать на другие искусства. Затем эпоха статики кончилась – добро и зло сливаются воедино. Конец 18 столетия – импрессионизм. Ведущая роль – впечатление. Импрессионизм в живописи, в отличие от академической живописи, выдвигает на первый план впечатление, а не детальное изображение. Искусство театра стало воспринимать психологическую сторону искусства слова. В это время появляется психологическая проза. Сейчас аудиовизуальное искусство начинает вытеснять словесное. Белинский назвал поэзию высшим родом искусства. По его мнению, остальные искусства в той или иной степени стеснены в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Они представляют собой еще только переход от условного символизма к абсолютному искусству, это еще не искусство в полном его значении, а только стремление, шаг к нему. Средства скульптуры богаче, чем средства зодчества, они выражают человека, его внешний облик, красоту форм человеческого тела. Живопись отражает внешнюю и внутреннюю стороны. Музыка – внутреннюю, но она неотделима от звуков, а звуки не выражают ничего ясно, точно. Поэзия выражается в слове, которое есть и звук, и картина, и определенное представление. Поэтому поэзия заключает в себе элементы других искусств, пользуется всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Уайльд тоже считал, что литература сочетает в себе свойства всех остальных искусств и старался это подчеркнуть. В его время (конец 19 века) литература лишь отражала сухую действительность, Уайльд же, вместе с немногими своими современниками, хотел возродить романтизм, прославлял чудо красоты. Искусство должно учить не житейской мудрости, а точности зрения и полноте восприятия. Оно призвано воспитывать вкус и тем самым - образ мысли, а значит, образ жизни. Творческое, артистическое начало провозглашалось высшей ценностью, и самым главным было его высвободить из-под власти косных представлений, из-под гнета внешне разумных, а по существу нелепых общественных порядков. Вот чему хотел Уайльд посвятить свою жизнь. 6. Метонимия как вид образности и средство художественного мышления. Синекдоха (ее нет) МЕТОНИМИЯ (греч. Μετονυμία, переименование) — обычно определяется как вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по смежности. Тогда как метафора основывается на сравнении или аналогии таких предметов мысли, которые реально между собой не связаны (так принято думать), независимы один от другого, метонимия основывается на реальной связи, на реальном отношении между предметами. Сущность всех этих метонимий, метафор и синекдох закл-ся в том, что автор употребляет слова в иносказательном смысле. Пространственная смежность - самый простой вид метонимии. Это могут быть предметы, где один помещен внутри другого. (н-р, Чехов: “Палата №6” - имеется ввиду, конечно, не помещение, а обитатели палаты). - Временная смежность - способ назвать не т. процесс действия, но и результат этого действия (н-р: работа - действие и работа, скажем, курсовая - рез-т этого труда)- Материальная смежность - слово называет и материал, и изделие из него (золото - драгоц. металл + “Наши спортсмены получили золото”- медаль из золота). Метонимия хар-на в осн. для сущ-ных, но есть и прилагательные (медвежья шуба - не шуба медведя, шуба, сделанная из медведя; “сумасшедший дом” вместо “дом для сумасшедших” и др.) Метонимия очень часто используется в худ. речи (иногда путем неожиданных сочетаний - “Город был окутан белой тишиной”). Метонимия м. б. выразительным средством сатиры (Чехов “Дуэль”: “Дай-ка зайду, зоологию проведаю” - зоология заменяет в контексте слово зоолог для комического эффекта.) Синекдоха - слово употребляется как для названия целого, так и для обозначения части целого. Н-р: части тела используются для обозначения человека (лицо как передняя часть головы и лицо как офиц. обознач. чел-ка; “В семье прибавился лишний рот”; “У него рука в минестерстве” - влиятельный чел-к). В лит-ре часто возникают индивид. синекдохи (“Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц” - И. Б. “Легк. дых”) Возм-ти синекдохи заключены в том, что она помогает выделить одну яркую черту. Чаще всего у человека: “Эй ты, борода!”. А также синекдоха может показать, скажем, должность чел-ка через одежду (н-р, “Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи” - “Золотой теленок” Ильфа\Петрова). Часто синекдоха используется для достиж. комич. эффекта (у Гоголя, С.-Щ., Чехова особенно) Упоминание имени автора вместо названия его произведений: Читал охотно Апулея, (вместо книгу Апулея "Золотой осел") А Цицерона не читал. (вместо речи или трактаты, или письма) (А.С. Пушкин) Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается тот или иной автор: Да помнил, хоть не без греха, (имеется в виду поэма римского Из Энеиды два стиха. поэта Публия Виргилия Марона) (А.С. Пушкин)
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик (М.В. Ломоносов) По своей и божьей воле Стал разумен и велик. (Н.А. Некрасов) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: – стой! (В.В. Маяковский) Перенесение свойств или действий одного предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются: Шипенье пенистых бокалов. (вместо пенящегося вина в бокалах) (А.С. Пушкин) Типы метонимии очень разнообразны. Редкий образец сложной метонимии встречается у А.А. Блока. Понятна она только тем, кто имеет представление о некоторых социально-бытовых приметах начала XX века: Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. 7. Художественный образ. Образное мышление (*). Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении. Художественный образ диалектичен, над ним можно рассуждать и по-разному его интерпретировать: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем). Многозначность – одно из свойств художественного образа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|