Эпос как литературный род.
Произведения художественной словесности делятся на три большие группы, литературные роды: эпос, лирика и драма. Они сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические, так и прозаические произведения. Эпос и драма обладают рядом общих свойств, отличающих их от лирики. Им свойственна большая широта познавательных способностей. В них создаются события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются отдельные лица, их взаимоотношения, переживания и поступки. В эпосе и драме незаметно выражается авторское осмысление и оценка характеров персонажей, поэтому нередко читателям кажется, что изображенные события прошли независимо от воли автора. Такие произведения могут создавать иллюзию своей полной объективности. Организующим формальным началом эпоса является повествование о событиях в жизни людей и их поступках, т.е. (1) повествование играет решающую роль в эпическом роде литературы. Отсюда произошло его название (греч. – слово, речь). Эпичностью называют величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в её многоплановости, широт, непредвзятость взгляда на мир и его приятие как некой целостности. Эпичность может иметься во всех литературных родах. В эпическом произведении для повествователя характерна позиция человека вспоминающего о случившимся. Так Печорин в последних главах «Героя нашего времени» (Тамань, Княжна Мери и Фаталист)выступает одновременно как рассказчик (автор дневника) и персонаж повествования. Как это всегда бывает в эпических произведениях, здесь наблюдается дистанция между первым и вторым: Печорин как «герой» собственных записей действует, а Печорин как автор дневника анализирует происшедшее.
Временная дистанция между изображаемым действием и повествованием - одно из важных свойств эпической формы. (2) Описания так же играют большую роль. Это – изображение предметного мира в его статике(большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний). Описаниями являются так же словесные изображения периодически повторяющихся событий и фактов. Описание сближает эпический род с живопись и графикой. К повествованию нередко подключаются (3) авторские рассуждения, а так же (4) высказывания персонажей: их монологи и диалоги (произносимые или внутренние). В какой-то части произведения писатель сосредотачивается на событии, произошедшем в строгих границах пространства и времени. И читатель имеет дело со сценическим эпизодом рассказа, повести или романа. Предметная изобразительность. Эпический род обладает широкими возможностями воспроизведения и окружающих человека предметов, и его наружности, и его поведения, и его внутреннего мира. Характеристики действий героя составляют основу повествования. На описании того, что делают люди «обыкновенно» построены многие эпизоды произведений Гоголя, Гончарова, Тургенева, Чехова. Возрастание в романах и повестях роли сценических эпизодов нередко называют «драматизацией» эпического рода литературы. Нередко в эпических произведениях присутствуют внутренние монологи персонажей. Они широко использованы в произведениях Л. Толстого и Достоевского. На внутренних монологах обычно лежит печать художественной условности. Размышляя, человек не облекает свои мысли в слова и предложения, а автору приходится это делать, придавать внутренней речи не свойственные ей упорядоченность и организованность.
Высказывания персонажей эпических произведений чаще всего взаимодействуют с комментирующими и поясняющими их высказываниями повествователя – авторскими психологическими характеристиками. Они в одних случаях отдельны друг от друга, а в других как бы сливаются в несобственно-прямой речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, семантикой, синкретическими конструкциями речи персонажа, его интонациями, чувствами и мыслями. Эпическая форма позволяет художнику слова проникать в тайники человеческой души. Здесь могут воспроизводиться такие стороны сознания людей, которые никак не проявляются в наружности и поведении. Характеристикам действия персонажей близки их портреты. В реалистической литературе получил распространение портрет, сочетающий живописность с психологическим анализом, запечатлевающий сложность и многоплановость облика персонажей. Прочную традицию в литературе имеет изображение окружающих человека предметов. Характеристики вещного мира в ряде произведений выдвигаются на первый план и становятся доминирующим художественным средством (Например «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Гоголя»). Описание природы, пейзажи тоже вошли в литературу давно. На ранних стадиях литературного развития часто изображалась как некое живое существо. В античной литературе природа изображалась в качестве фона действия. В литературе 18-20 веков пейзажи приобрели психологическую значимость. Композиция компонентов и деталей предметной изобразительности важна во всех литературных родах, но в эпических произведениях её возможности особенно велики. Повествователь в его отношении к персонажам. Эпическое произведение всегда ведется от чьего-то лица. Повествователь – посредник между изображаемыми явлениями и читателем, свидетель и истолкователь произошедшего. Его речь обладает не только изобразительностью, но и выразительной значимостью, характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпическом произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему «видение мира» и способность мышления. В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя. Характер повествователя обнаруживается не в его действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательно-описательном монологе. В эпическом произведении важна точка зрения повествователя на то, что им изображается. Дистанция между повествователем и действующими лицами подчеркивается не всегда.
В литературе последних нескольких столетий возобладало «личностное», демонстративно-субъективное, в высшей степени эмоциональное повествование. Повествователь стал смотреть на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. Наиболее распространена форма эпического изображения – повествование от третьего, неперсонифицированного лица, за которым стоит автор. Таких, ведущих рассказ от собственного, «первого» лица, естественно называть рассказчиками. Сказовое повествование (сказовые формы) ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. «Неавторское» повествование позволяет писателям свободнее и шире запечатлевать различные типы речевого мышления, в частности прибегать к всевозможным стилизациям и пародиям. При этом замена неперсонифицированного повествователя рассказчиком в пределах одного произведения оказывается источником важных композиционных приемов, таких как обрамление сюжета и появление вставных рассказов. Во многих эпических произведениях важны внутренние, эмоционально-смысловые связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие придает художественной речи внутреннюю диалогичность. Объем текста эпических произведений практически неограничен. Этот род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и многотомные эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Эпическое произведение может вобрать в себя такое количество характеров, событий, обстоятельств, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-либо иному виду искусства. Повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|