Силлабо-тоническая система русского стиха. Классические размеры русского стиха.
Силлабо-тоническая система стихосложения основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Две двусложные – хорей (1й слог ударный, 2й безударный), ямб (первый слог безударный, второй ударный). Три трёхсложные – дактиль (1й уд, 2й и 3й слоги безуд), афибрахий (1й безуд, 2й уд, 3й безуд), анапест (1,2 – безуд, 3й уд.)
ХОРЕЙ. В хореической стопе ударение падает на первый слог. Пример: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __ Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́
В русском языке стопы хорея могут повторяться от 3 до 6 раз.
ЯМБ. В ямбической стопе ударение падает на второй слог. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
ДАКТИЛЬ. Дактилическая стопа состоит из 3х слогов, из которых ударным является первый. Пример: Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели.
АМФИБРАХИЙ. В стопе амфибрахия ударение падает на второй слог. Пример: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́ Бое́ц, не люби́вший поко́я.
АНАПЕСТ. В анапестической стопе ударение падает на третий слог. Пример: О, весна́ без конца́ и без кра́ю — Без конца́ и без кра́ю мечта́! Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! И приве́тствую зво́ном щита́!
Иногда ямбические и хореические стопы не теряют своего единственного ударения, а получают новое, добавочное словное ударение на своем безакцентном месте и тем самым превращаются в утяжеленную стопу, состоящую из двух ударных слогов. Такая стопа называется спондей.
В трёхсложных размерах утеря стопами метрических акцентов встречается гораздо реже. Они гораздо реже получают «облегчение», но гораздо чаще, чем двусложные «утяжеляются». 13. Реалистичность и условность в литературе. «Первичная» и «вторичная» условность. (тут тоже муть какая-то) Вымысел - изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.
Условность образа – его нетождественность реальности. Писатель, художник может отталкиваться от чего хочет, удаляется и приближается к реальность. Художественный образ создается на языке условных правил. В сущности, любой поэт, художник, живописец создает условный мир. Вымысел позволяет ему гармонизировать реальность, она упорядочивает. Тот мир, который предстает перед нами, обладает условностью. В основе образа лежит иносказание. Иносказание – изображение одного предмета через другой. Термин образ ввел Гегель, а затем – Белинский. УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает на своего рода дистанцию (эстетическую, художественную) между действительностью и художественным произведением, осознание которой является неотъемлемым условием адекватного восприятия произведения. Обычно выделяют три типа условности: условность, выражающую видовую специфику искусства, обусловленную свойствами его языкового материала: краски — в живописи, камень — в скульптуре, слово — в литературе, звук — в музыке и т. д., что предопределяет возможность каждого вида искусства в отображении различных сторон действительности и самовыражении художника — двухмерное и плоскостное изображение на холсте и экране, статичность в изобразительном искусстве, отсутствие “четвертой стены” в театре. Такая условность называется “первичной” или “безусловной”. Другой тип условности представляет собой канонизацию совокупности художественных характеристик, устойчивых приемов и выходит за рамки частичного приема, свободного художественного выбора. Такая условность может являть собой художественный стиль целой эпохи (готика, барокко, ампир), выражать эстетический идеал конкретного исторического времени; на нее оказывают сильное влияние этнонациональные особенности, культурные представления, обрядовые традиции народа, мифология. Древние греки наделяли своих богов фантастической силой и другими символами божества. На условности Средневековья сказалось религиозно-аскетическое отношение к действительности: искусство этой эпохи олицетворяло потусторонний, таинственный мир. Искусству классицизма предписывалось изображать действительность в единстве места, времени и действия. Третий тип условности — собственно художественный прием, зависящий от творческой воли автора. Проявления такой условности бесконечно разнообразны, отличаются ярко выраженной метафоричностью, экспрессивностью, ассоциативностью, нарочито открытом пересозданием “форм жизни” — отступлениями от традиционного языка искусства (в балете — переход на обычный шаг, в опере —
к разговорной речи). В искусстве необязательно, чтобы формообразующие компоненты оставались для читателя или зрителя незаметными. Умело реализованный открытый художественный прием условности не нарушает процесса восприятия произведения, а напротив, часто его активизирует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|