Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Силлабо-тоническая система русского стиха. Классические размеры русского стиха.




Силлабо-тоническая система стихосложения основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
В силлабо-тонических стихах «полуударные» слова
В русской силлабо-тонике применяются 5 видов основных стоп (размеров):

Две двусложныехорей (1й слог ударный, 2й безударный), ямб (первый слог безударный, второй ударный).

Три трёхсложныедактиль (1й уд, 2й и 3й слоги безуд), афибрахий (1й безуд, 2й уд, 3й безуд), анапест (1,2 – безуд, 3й уд.)

 

ХОРЕЙ. В хореической стопе ударение падает на первый слог.

Пример:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́

 

В русском языке стопы хорея могут повторяться от 3 до 6 раз.

 

ЯМБ. В ямбической стопе ударение падает на второй слог.

Пример:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

 

ДАКТИЛЬ.

Дактилическая стопа состоит из 3х слогов, из которых ударным является первый.

Пример:

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

 

АМФИБРАХИЙ.

В стопе амфибрахия ударение падает на второй слог.
Наиболее часто употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Пример:

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

 

АНАПЕСТ.

В анапестической стопе ударение падает на третий слог.

Пример:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

И приве́тствую зво́ном щита́!

 

Иногда ямбические и хореические стопы не теряют своего единственного ударения, а получают новое, добавочное словное ударение на своем безакцентном месте и тем самым превращаются в утяжеленную стопу, состоящую из двух ударных слогов. Такая стопа называется спондей.

В трёхсложных размерах утеря стопами метрических акцентов встречается гораздо реже. Они гораздо реже получают «облегчение», но гораздо чаще, чем двусложные «утяжеляются».

13. Реалистичность и условность в литературе. «Первичная» и «вторичная» условность. (тут тоже муть какая-то)

Вымысел - изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.
В фольклоре роль и место вымысла были строго ограничены: вымышленные сюжеты и герои допускались только в сказках. В мировой литературе вымысел укоренился постепенно, когда произведения словесности начали восприниматься как художественные сочинения, призванные удивлять, восхищать и развлекать. Литературы Др. Востока, древнегреческая и римская литературы в первые века своего существования не знали вымысла как осознанного приёма. Они повествовали либо о богах и мифологических героях и их деяниях, либо об исторических событиях и их участниках. Всё это считалось истинным, происходившим в реальности. Однако уже в 5–6 вв. до н. э. древнегреческие писатели перестают воспринимать мифологические сюжеты как повествования о реальных событиях. В 4 в. Философ Аристотель в трактате «Поэтика» утверждал, что основное отличие литературных сочинений от исторических произведений заключается в том, что историки пишут о тех событиях, которые происходили в реальности, а писатели – о тех, которые могли бы произойти.
В начале нашей эры в древнегреческой и римской литературе формируется жанр романа, в котором художественный вымысел – основа повествования. С героями романов (как правило, это влюблённые юноша и девушка) происходят самые невероятные приключения, но в конце концов влюблённые счастливо соединяются. По своему происхождению вымысел в романе во многом связан с сюжетами сказок. С позднеантичных времён роман становится главным литературным жанром, в котором обязателен вымысел. Позднее, в Средние века и в эпоху Возрождения, к ним присоединяется малый прозаический жанр с неожиданным развитием сюжета – новелла. В Новое время формируются жанры повести и рассказа, также неразрывно связанные с художественным вымыслом.
В западноевропейской средневековой литературе художественный вымысел свойствен, прежде всего, стихотворным и прозаическим рыцарским романам. В 17–18 вв. в европейской литературе был очень популярен жанр авантюрного романа. Сюжеты авантюрных романов строились из неожиданных и опасных приключений, участниками которых были персонажи.
Древнерусская литература, имевшая религиозный характер и ставившая своей целью раскрытие истин христианской веры, до 17 в. не знала вымысла, который считался неполезным и греховным. Невероятные с точки зрения физических и биологических законов жизни события (напр., чудеса в житиях святых) воспринимались как истинные.
Разные литературные направления не одинаково относились к художественному вымыслу. Классицизм, реализм и натурализм требовали достоверности, правдоподобия и ограничивали воображение писателя: произвол авторской фантазии не приветствовался. Барокко, романтизм, модернизм благосклонно относились к праву сочинителя изображать события, невероятные с точки зрения обыденного сознания или законов земной жизни.
Художественный вымысел разнолик. Он может не отступать от правдоподобия в изображении повседневной жизни, как в реалистических романах, но может и полностью порывать с требованиями соответствия реальности, как во многих модернистских романах (напр., в романе рус. писателя-символиста А. Белого «Петербург»), как в литературных сказках (напр., в сказках немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана, в сказках датского писателя Х. К. Андерсена, в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина) или в родственных сказкам произведениях в жанре романа- фэнтези (напр., в романах Дж. Толкина и К. Льюиса). Художественный вымысел – неотъемлемая черта исторических романов, даже если все их герои являются реальными лицами. В литературе границы между художественным вымыслом и достоверностью очень условны и подвижны: их трудно провести в жанре мемуаров, художественных автобиографий, литературных биографий, рассказывающих о жизни известных людей.

Условность образа – его нетождественность реальности. Писатель, художник может отталкиваться от чего хочет, удаляется и приближается к реальность. Художественный образ создается на языке условных правил. В сущности, любой поэт, художник, живописец создает условный мир. Вымысел позволяет ему гармонизировать реальность, она упорядочивает. Тот мир, который предстает перед нами, обладает условностью. В основе образа лежит иносказание. Иносказание – изображение одного предмета через другой. Термин образ ввел Гегель, а затем – Белинский.

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии,

несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие

указывает на своего рода дистанцию (эстетическую, художественную) между действительностью и художественным произведением, осознание которой является неотъемлемым условием адекватного восприятия произведения. Обычно выделяют три типа условности: условность, выражающую видовую специфику искусства, обусловленную свойствами его языкового материала: краски — в живописи, камень — в скульптуре, слово — в литературе, звук — в музыке и т. д., что предопределяет возможность каждого вида искусства в отображении различных сторон действительности и самовыражении художника — двухмерное и плоскостное изображение на холсте и экране, статичность в изобразительном искусстве, отсутствие “четвертой стены” в театре. Такая условность называется “первичной” или “безусловной”. Другой тип условности представляет собой канонизацию совокупности художественных характеристик, устойчивых приемов и выходит за рамки частичного приема, свободного художественного выбора. Такая условность может являть собой художественный стиль целой эпохи (готика, барокко, ампир), выражать эстетический идеал конкретного исторического времени; на нее оказывают сильное влияние этнонациональные особенности, культурные представления, обрядовые традиции народа, мифология. Древние греки наделяли своих богов фантастической силой и другими символами божества. На условности Средневековья сказалось религиозно-аскетическое отношение к действительности: искусство этой эпохи олицетворяло потусторонний, таинственный мир. Искусству классицизма предписывалось изображать действительность в единстве места, времени и действия. Третий тип условности — собственно художественный прием, зависящий от творческой воли автора. Проявления такой условности бесконечно разнообразны, отличаются ярко выраженной метафоричностью, экспрессивностью, ассоциативностью, нарочито открытом пересозданием “форм жизни” — отступлениями от традиционного языка искусства (в балете — переход на обычный шаг, в опере —

к разговорной речи). В искусстве необязательно, чтобы формообразующие компоненты оставались для читателя или зрителя незаметными. Умело реализованный открытый художественный прием условности не нарушает процесса восприятия произведения, а напротив, часто его активизирует.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...