Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории происхождения искусства




1. Божественная. Согласно религиозной теории происхождения искусства красота является одним из имён Божьих, а искусство — конкретно-чувственным выражением божественной идеи;

2. Обрядовая – А. Веселовский - корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал-шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства --несло на себе отпечаток гораздо более важнго действа-самого магического обряда.

3. Теория мимесиса – Аристотель - возможности посредством искусства познавать реальную действительность.

4. - Теория игры (игровая теория) (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер) Данные ученые видят основной причиной возникновения искусства потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. А также, причиной возникновения искусства считают необходимость "тренировки" для усвоения социальных ролей. Теория трактует искусство как самоцельную игру, лишённую какого-либо содержания. Так как игра старше труда, то искусство как естественное природное явление старше производства полезных предметов. Его основная цель — удовольствие, наслаждение.

Обычно эту теорию называют теорией Шиллера-Спенсера. Действительно она изложена в работах по эстетике Фридриха Шиллера, известного мыслителя и писателя романтика 18 го века. В основу этой теории положены два основания.

Во первых-игра это всегда подражание. Во вторых-игрой-называют деятельность связанную с избытком силы, которая не направляется на конкретные цели а выражается свободно. В какой то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Шиллер называл игру--вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное от выживания время--его сила начала проявляться в творчестве-эстетически. Действительно, до сих пор, для того, чтобы творить необходимы эти условия-свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную--свободного созидания.Самые ранние образцы творчества-отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.

5.Психоаналитическая – Фрейд Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву". Выражение бессознательных инстинктов, свойственных человеческой биологической природе. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики, искусство - форма вытеснения и сублимации влечений человека (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей).

6. Биологическая, Ч.Дарвин. Сторонники данной концепции усматривают начало искусства в украшении самого себя для удовлетворения потребности привлечения внимание живого существа противоположного пола. Теория основана на мнении, что способность к искусству, к художественному творчеству - врожденная способность человека, что он получает ее от природы. Однако "законы красоты" складывались исторически, постепенно. Они стали зарождаться с того времени, как в труде, в общении с природой человек стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.

7. Коммуникативная теория искусства. Макклюен. Его книга посвящена культуре, искусству, рекламе, поп-музыке. Она была написана с негативной оценкой массовой культуры (1951). Он прошел филологическую школу и относился к этому всему иронически. Позже говорил, что реклама становится фольклором для человечества.

Полагал, что форма коммуникации определяет все, что связано с развитием общества.

Трайболизм. Трайболистское общество – племенное сообщество. В условиях трайболизма создается определнное коллективное единство сообщества, основанное на устной коммуникации, динамике восприятия. Человек целиком входил в эту культуру: жесты голос и т д.

Макклюен опирается на разные источники.

Он говорит, что в этих условиях работают оба полушария, то есть и чувственное восприятие. Он говорил, что эта культура имеет форму шара – она придает целостность этой культуре.

Большое значение он придавал изобретению печатного станка. Типографский человек – человек совершенно другого плана, типографская строка предполагала линейную подачу информации, появлялся читатель, а не слушатель. Чтение порождает индивидуализм человека и целой эпохи, способствовало созданию аналитического ума. Господство автора (нельзя сразу отреагировать, как в разговоре, придется дослушать автора), а значит с одной стороны это все же ограничение. С другой стороны – индивидуализм.

Новая культура опирается на печатную коммуникацию, в ее основе – чтение про себя.

С аналитическим мышлением связано развитием левого полушария, а значит оно чрезмерно развито, возникает однобокость мышления.

Сюда же Макклюен относит изобретение колеса и товарно-денежных отношений.

Макклюен основал в Торонто центр коммуникации, за 50 лет он стал гуру в области коммуникации. Возникновение телевидения его потрясло. Электронные средства связи начинают менять мир. "Понимание средств общения" – новая книга. Она рассказывает о том, что изменило ТВ в человеке. Система мозаики. Вместо типографской, печатной культуры появилась мозаичная культура, культура телевидения. Человек воспринимает все события, особенно выпуск новостей фрагментарно, как в калейдоскопе: кинозвезда, война, выборы, новое изобретение… Это приучает человека мыслить фрагментарно. Эра индивидуализма заканчивается, так как ТВ вернула человека от вербальной к слуховой и зрительной коммуникации. Одновременность. Раньше была последовательность: книга нескоро дойдет до читателя. Теперь одновременность, прямой эфир. Это новый трайболизм – коллективная коммуникация, человек – часть общества. Все вместе сидят перед ТВ. "Война и мир в мировой деревне" следующая его книга. В ней он сказал, что электронные средства связи создают электронный зонтик над всем миром. Под ним человек может здесь и сейчас видеть то, что происходит в другом конце мире. Получилось, что планета – глобальная деревня.

The medium is the message. Средства коммуникации есть само сообщение. The medium is the massage. Средства коммуникации есть массаж. Они охватывают всего человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...