Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературные направления. Понятие о литературном манифесте.




Литературное направление - это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее "манифестов". Впервые в истории целая группа писателей возвысилась до осознания своих творческих принципов в к 17-н.18в., когда во Франции сложилось очень мощное литературное направление, получившее название классицизма. Сила этого направления заключалась в том, что его приверженцы обладали очень законченной и отчетливой системой гражданско-моралистических убеждений и последовательно выражали их в своем творчестве. Манифестом французского классицизма стал стихотворный трактат Буало "Поэтическое искусство": поэзия должна служить разумным целям, идеи нравственного долга перед обществом, гражданского служения. Каждый жанр должен иметь свою определенную направленность и соответствующую ей художественную форму. В разработке этой системы жанров поэтам и драматургам следует опираться на творческие достижения античной литературы. Особенно важным считалось тогда требование, чтобы произведения драматургии заключали в себе единство времени, места и действия. Программа русского классицизма была создана в конце 40-х годов 18-го века усилиями Сумарокова и Ломоносова и во многом повторяла теорию Буало. Неотъемлемое достоинство классицизма: он требовал высокой дисциплинированности творчества. Принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы единой идеей, глубокое соответствие идейного содержания и художественной формы - несомненные плюсы этого направления. Романтизм возник на рубеже 18-19 веков. Романтики рассматривали свое творчество как антитезу классицизму. Они выступали против всяких "правил", ограничивающих свободу творчества, вымысла, вдохновения. У них была своя нормативность творчества - эмоциональная. Созидательной силой творчества был у них не разум, а романтические переживания в их исторической отвлеченности и вытекавшей отсюда субъективности. В ведущих национальных литературах Европы почти в одно и то же время возникали романтические произведения религиозно-моралистического, и по контрасту с ним - гражданского содержания. Авторы этих произведений создали в процессе своего творческого самосознания соответствующие программы и этим оформили литературные направления. Со второй половины 20-х годов 19-го века в литературе передовых европейских стран началось активное развитие реалистичного изображения жизни. Реализм - это верность воспроизведения социальных характеров персонажей в их внутренних закономерностях, созданных обстоятельствами социальной жизни той или иной страны и эпохи. Важнейшей идейной предпосылкой было возникновение историзма в общественном сознании передовых писателей, способности осознать своеобразие социальной жизни их исторической эпохи, а отсюда и других исторических эпох. Проявляя познавательную силу творческой мысли в критическом разоблачении противоречий жизни, реалисты 19го века обнаруживали при этом слабость в понимании перспектив ее развития, а отсюда и в художественном воплощении своих идеалов. Идеалы их, как и классицистов и романтиков, были в той или иной мере исторически отвлеченными. Поэтому образы положительных героев получались в какой-то степени схематичными и нормативными. Начавший свое развитие в европейских литераторах 19го века реализм, вытекающий из историзма мышления писателей, был реализмом критическим.

КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus – образцовый) художественное направление в европейском искусстве XVII – начала XIX вв. Важнейшая черта классицизма – высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и формам античного искусства как эстетическому эталону, принципы рационализма и строгого соблюдения незыблемых правил. Основатель – француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин, баснописец Лафонтен, комедиограф Мольер. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I и развивался под большим влиянием Просвещения. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д.И.Фонвизин), сатира (А.Д.Кантемир), басня (А.П.Сумароков, И.И.Хемницер), ода (Ломоносов, Г.Р.Державин).

 

РОМАНТИЗМ (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) направление в искусстве, сформировавшееся на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии и противопоставившее себя классицизму. Характеризуется стремлением ко всему необычному – к фантастике, народным преданиям, минувшим векам, экзотической природе. Романтики создавали особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей, уделяя большое внимание духовному богатству личности. Романтики выдвигают главные требования к литературе – историзм и народность, обновляют художественные формы литературы. Наиболее яркие представители – Новалис, братья Гримм, Гофман, Байрон, Шелли, У.Блейк, Шатобриан, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Жорж Санд, Адам Мицкевич, Фенимор Купер, Эдгар По, Генри Лонгфелло, в России – В.Жуковский, М.Лермонтов, поэты-декабристы.

 

РЕАЛИЗМ КРИТИЧЕСКИЙ (лат. realis - вещественный, действительный) художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Реалисты раскрывают сложное взаимодействие личности со средой, с совокупностью социальных обстоятельств. Ведущим критерием реализма является достоверность изображения жизни, объективного раскрытия ее существенных черт. Эпитет «критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает. В 19 веке в европейской литературе крупным и представителями этого направления были: Бальзак, Стендаль, Флобер, Золя, Ги де Мопассан, Диккенс, Теккерей, Ш.де Костер, Ибсен; в русской литературе: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, А.Островский, Л.Толстой, Чехов. В 20 веке: Голсуорси, Франс, Уэллс, Т.Манн, Неруда, Брехт, Белль, Фолкнер, Хемингуэй, Кобо Абэ, Гарсиа Маркес, Чапек, Бунин, Горький, Замятин, Булгаков, Платонов, Зощенко, Бабель, Набоков, Солженицын, Пастернак.

 

МОДЕРНИЗМ (франц. moderne – современный, новейший) – общее условное наименование ряда явлений в мировом искусстве ХХ века. Модернизм порывает с традициями прошлого, стремится к созданию новых форм, противопоставленным формам классического искусства. Модернизм охватывает множество разноречивых направлений и школ. Модернистская литература по большей своей части космополитична и обычно выражает чувство потерянности в урбанистической среде. Сама суть модернизма, зародившегося между мировыми войнами в обществе, истощенном идеями прошлого, является космополитичной. Писатели, работавшие в это время, экспериментировали с формами, способами, приемами, техниками, чтобы дать миру новое звучание, но темы их оставались вечными. Чаще всего это была проблема одиночества человека в этом разноцветном мире, несовпадение его собственного темпа с темпом окружающей действительности. Именно модернизм, в отличие от всех предыдущих течений акцентирует свое внимание на человеке, на его внутренней сущности, отбрасывая внешний антураж или видоизменяя его так, чтобы он только подчеркивал основную идею. Критики говорят о литературе модернизма, как о явлении довольно мрачном, но такое ощущение создается преимущественно из-за того, что читатель рассматривает мир, поданный автором, через призму восприятия последнего, окрашенную разочарованием и вечным поиском смысла бытия.

 

СИМВОЛИЗМ (греч. Symbolon – условный знак) литературное направление, возникшее в конце века во Франции как протест против философии и культуры натурализма и реализма. Символисты утверждают, что эмоционально и интуитивно постичь «тайны мира» можно только при помощи символа. Символизм связан с идеалистическим миропониманием, с оправданием индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше «пошлой» реальности. Символизм имел своих теоретиков, в России – это Мережковский, Брюсов и Белый. Самыми крупными символистами были поэты. Во Франции это Верлен, Рембо, Малларме, в Бельгии – Верхарн и Метерлинк, в Германии – Гауптман, в Австрии – Рильке, в Англии – Уайльд. Русский символизм отличался большой эстетической и жанровой широтой, универсальностью и многообразием взглядов на мир; здесь много знаменитых имен: Анненский, Вяч.Иванов, Блок, Белый, Гиппиус.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...