Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактильные и двигательные ощущения




Первый контакт с матерью новорожденного ребенка осу­ществляется через заботливые материнские руки. Сегодня все акушеры знают о важности для нормального развития ребенка контакта по типу «кожа к коже». Поглаживания, укачивания, растирания, тормошения, легкие подбрасывания — все эти способы отношений матери с ребенком имеют огромное значе­ние для нормального развития ребенка. Ощущения от этих способов контакта с матерью развивают мозг и тело ребенка, его двигательную и сенсорную систему. Сенсорный голод в пер­вые месяцы жизни ведет к необратимым драматическим послед­ствиям, которые впоследствии, во взрослом состоянии, откли­каются тяжелыми формами невроза.

Немецкий психолог Вильгельм Райх, пожалуй, был первым, кто указал на зависимость психики от состояния телесной мус­кулатуры. В. Райх выявил, что всякое наше переживание — гнев, печаль, радость, страх — хотим мы этого или нет, нахо­дит свое выражение в наших характерных мышечных движе­ниях. Отрицательные эмоции могут образовывать «мышечный панцирь», цель которого — сдержать проявление отрицатель­ного переживания, не дать ему распространиться из-за ожида­ния социального осуждения.

На поддержание образовавшегося мышечного панциря орга­низм расходует большое количество нервно-психической энер­гии, которая перестает свободно циркулировать по телу, сни­жая его либидонозную силу. Подавленная эмоция будет про­являть себя помимо мышечных зажимов в учащенных сердцебиениях, потливости, одышке.

В. Райх рассматривал невроз как проявление застоя сексу­альной энергии. Вместе со снятием мышечного панциря орга­низм получает огромное количество необходимой ему энер­гии, способной нормализовать сексуальную функцию.

В. Райх справедливо считал, что невротика можно сразу определить по тому, как он двигается, какие характерные позы принимает, какие привычки проявляет. Характерная для него психическая ригидность напрямую связана с физической ри­гидностью — скованность поз и движений, небольшой репер­туар выражаемых эмоций.

Три основных биологических побуждения — гнев, тревога и сексуальное влечение — в результате их подавления образу­ют хронические мышечные зажимы-панцири, лишая человека.

нормальной и счастливой жизни. По мере того, как человек с по­мощью психотерапевта обучается освобождаться от мышечных зажимов, растет его либидо и невротические реакции уходят.

В концепции В. Райха личностный рост связывается с ос­вобождением от мышечных панцирей, располагающихся вок­руг семи основных сегментов, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Это области глаз, рта, шеи, груди, диафраг­мы, живота и таза. Семь сегментов В. Райха вызывают ассоци­ации с семью чакрами индийской йоги, однако проработка мы­шечных зажимов по системе В Райха идет не снизу вверх, как это делается в йоге, а сверху вниз.

Глаза. Мышечный зажим на уровне глаз проявляется в «пустом» выражении глаз и неподвижном лбе. Он устраняется через вращение глаз в разные стороны и «распахивании» глаз как можно шире. Зажим «держит» невыплаканные слезы.

Рот. Мышечный зажим включает в себя область подбо­родка, горла, челюстей и затылка. На уровне этого сегмента могут удерживаться выражение эмоций плача, гнева, возму­щения, сосания. Панцирь может быть удален имитацией этих эмоций через произнесение соответствующих звуков плача и рвотных движений.

Шея Мышечный зажим в этой области удерживает гнев, крик, плач. Устраняется при помощи тех же упражнений, что и предыдущий.

Грудь. На уровне этого сегмента оказываются задейство­ванными мышцы не только груди, но плеч, лопаток и рук. Сдер­живание дыхания является одним из наиболее распространен­ных способов регуляции негативного эмоционального состоя­ния. Здесь удерживаются чувства гнева, печали, подавляемой страсти. Зажим может быть устранен как через обучение на­выкам рационального, брюшного типа дыхания, так и через целенаправленное расслабление.

Диафрагма. Сегмент включает в себя внутренние органы — желудок, печень, почки. Мышечный панцирь удерживает силь­ный гнев. Распускание панциря связано с активизацией рвот­ного рефлекса, так как у людей с этим зажимом он практичес­ки отсутствует.

Живот Панцирь держит эмоции страха и подавляемой злости.

Таз. Сегмент включает в себя мышцы не только таза, но и ног. Держит влечения сексуального возбуждения и гнева. Чем

сильнее зажим, тем больше таз оттянут назад, что дает опреде­лить людей с данным зажимом по характерной семенящей по­ходке и предсказать особенности их характера — раздражи­тельного и гневливого. Связано это с неспособностью испыты­вать сексуальное удовлетворение Подавление сексуальных стремлений, рассматриваемых индивидом как порочных и низ­ких, автоматически приводит его к гневу.

Снятие в процессе терапевтической работы всех мышеч­ных панцирей восстанавливает у пациента способность к глу­боким эмоциональным переживаниям, в том числе и сексуаль­ного характера. Это открывает также путь к самости, глуби­нам внутреннего «Я» В. Райх утверждал, что нельзя отвергать и репрессировать естественные биологические потребности человека. В обществе должно быть достигнуто единство при­роды и культуры, морали и сексуальности.

Работы В. Райха в области телесной терапии были впос­ледствии продолжены и развиты многими другими психоте­рапевтами, среди которых называют имена Александра Лоуэна, Иды Рольф, Матиаса Александера, Моше Фельденкрайза. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством извест­ного положения о том, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая американская танцовщица начала прошло­го века Айседора Дункан говорила о тесной связи тела и духа следующее: «Если вы научите человека вполне владеть сво­им телом, если вы при этом будете упражнять его в выраже­ниях высоких чувств, сделаете так, что движение его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враж­дебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспиту-емого, на его душе».

Известный американский врач и основатель Института со­матических исследований Томас Ханна обнаружил, что мно­гие заболевания связаны с сенсорно-моторной амнезией, то есть с неполадками двигательных ощущений. Оказалось, что как только человек перестает выполнять определенные виды физических действий, он постепенно начинает терять саму спо­собность действовать. Если какие-то движения и действия пе­рестают быть частью поведения человека, то мозг, экономя свой силы, просто их вычеркивает из своей памяти. Это и есть моторная амнезия. Она может наступить и в 40 лет, и в 30 и в 20. Все зависит от того, в какой степени человек физически активен. С потерей физической активности все функциональ­ные системы организма быстро приходят в расстроенное состояние.

Ощущения и восприятия в гештальттерапии

В психотерапии первым, кто обратил внимание на целитель­ные возможности активной работы органов чувств для осуще­ствления личностного роста, был основатель гештальттерапии ФрицПерлз.

Гештальт — в переводе с немецкого означает целостный образ, или потребность, которая сидит внутри нашего созна­ния и ждет своего удовлетворения. Эта потребность выходит на поверхность сознания из фона жизнедеятельности и, когда она удовлетворена, снова уходит в фон, освобождая место для новой потребности Например, если нам хочется пить, то гештальтом для нас будет стакан воды, напившись, мы можем ду­мать далее о чем-то другом. Ритм чередования гештальта и фона определяет здоровую личность. У невротика в сознании про­исходит застревание неудовлетворенной потребности, в резуль­тате чего он теряет возможность нормально функционировать

С точки зрения гештальттерапии, невротик, отключенный от своих ощущений, не знает своих истинных потребностей и поэтому как бы проживает свою жизнь вслепую.

Для того чтобы стать самостоятельным и хорошо ориенти­роваться в окружающем мире, клиент должен войти в контакт со своими чувствами, а через них — войти в контакт со своим организмическим «Я». Самое главное, говорил Ф. Перлз, — это добиться осознания своих потребностей Осознание уже само по себе целительно. Надо только уметь хорошо ощущать и чувствовать, что ты хочешь, и что хочет твое внутреннее Я.

Одной из особенностей невротиков является то, что им или ничего не хочется, или хочется все сразу.

Например, Ксения, молодая женщина 30 лет, имела следу­ющую проблему: получив зарплату, она часто впадала в непо­нятную для нее прострацию, потому что на эти деньги она хо­тела купить и еду для дома, и новую сумочку, и сделать пода­рок мужу ко дню рождения, и отдать занятый долг. Имея такую кучу потребностей и не зная, на чем остановиться, женщина часто испытывала сильнейшее беспокойство и разочарование в жизни.

Но гештальтисты говорят — нельзя хотеть все сразу. Следует прежде всего сосредоточиться на ощущении доминирую­щих потребностей. Главные из них — потребность в выжива­нии и самоактуализации. Только удовлетворив их, можно ду­мать о чем-либо другом.

Другой отличительной чертой невротической личности яв­ляется то, что невротик, начав какое-то одно дело, не заканчи­вает его, а бросает и переходит к другому. Но незаконченное действие, то есть неудовлетворенная потребность, оставляет в сознании ощущение напряжения, что вызывает беспокойство и тревогу. Так бывает, например, когда нам надо кому-то по­звонить, но по каким-то причинам мы не можем этого сделать сразу и от этого в психике начинает расти напряжение. Если таких незаконченных дел оказывается слишком много, то человек становится как бы сам не свой. Гештальттерапевты спра­ведливо утверждают, что человек, заболевший неврозом, но­сит в своем сознании огромное количество незавершенных дей­ствий. Эти действия надо бы было завершить, но для этого их надо сначала хорошо ощутить.

Главное правило — чтобы закрывать свои гештальты, ин­дивиды должны осознавать, в чем они нуждаются больше всего в данный момент Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать свою главную потребность и завершить гештальт. Надо найти, что в этой жизни человек может назвать своим, что от­вечает его глубинному Я, а что — нет.

Третьей особенностью невротической личности является загрязнение ее сознания мнениями авторитетов в области «пра­вильного поведения». Ф. Перлз называл эти мнения «интроектами» и сравнивал их с ядовитой пищей, которую организм проглотил и хочет выплюнуть, но не может этого сделать Мучения невротика, «зараженного» чужими мнениями и пред­ставлениями, сродни мучениям отравившегося человека

Для того, чтобы освободиться от интроекта, для начала надо восстановить ощущения давления авторитетов, которые зас­тавляют человека делать то, что ему не хочется. Ощутив и осоз­нав свои интроекты, клиент может почувствовать боль и го­речь, от которых можно избавиться с помощью агрессии, на­правленной против ложных установлений, не соответствующих организмическому Я.

Согласно Ф. Перлзу в сознании существует три зоны — внешняя — средняя — внутренняя. Во внешней зоне человек осознает мир вещей, фактов идействий. Во внутренней зоне находится наше организмическое Я. Между ними находится средняя зона, названная Ф. Перлзом индийским словом майя. Этим словом обозначается иллюзорный, виртуальный мир, содержащий фантазии, страхи и незаконченные действия Весь этот надуманный мир существования сформировался на осно­ве прошлого опыта человека Как можно легко догадаться, не­вротик по большей части руководствуется именно этой частью своего сознания.

Чтобы начать руководствоваться в жизни на основе своего собственного организмического Я, надо научиться жить в на­стоящем по принципу «здесь и сейчас» Для этого надо освободиться от интроектов, то есть от мыслей и устано­вок, которые были навязаны извне,

• войти в контакт со своими ощущениями и чувствами;

• научиться ими хорошо пользоваться.

Техники и методы гештальттерапии, направленные на то, чтобы освободить сознание человека от бесплодных теоре­тических конструкций, интересны и разнообразны.

Один из таких методов называется «Горячий стул».

Клиент садится на стул, напротив него ставится другой стул, на который клиент в своем воображении сажает кого-либо из своего окружения. Это могут быть родитель, супруг или на­чальник После этого клиента просят поговорить со своим во­ображаемым авторитетом, который постоянно «давит на моз­ги» и заставляет клиента переживать разного рода неудобства На клиента «давят» каким-либо способом и при этом просят энергично выражать чувства протеста Так достигается клиен­том осознание своих ощущений и всего того, что мешает ему жить в настоящем, не избегая его.

Георгий, бизнесмен 35 лет, явно страдал от «трудоголизма» и находился на грани нервного истощения и срыва Его диалог с воображаемым родителем выглядел на горячем сту­ле так:

Георгий (в роли самого себя) Я не должен так много рабо­тать. Я устал Мне надо больше отдыхать, иначе я возненави­жу все на свете

Далее Георгий пересаживается на пустой стул и говорит уже от имени одного из своих родителей — отца, который требовал от него социальных успехов

Георгий (в роли отца): Ты должен много работать, прежде чем ты сможешь отдохнуть Жизнь — не увеселительная про-

гулка, а тяжкий труд Ты должен многого добиться, чтобы не ругать себя в старости и иметь приличную пенсию

Георгий (в роли самого себя): Но разве ты не видишь, как я устаю. Зачем мне так много трудиться, от работы лошади дохнут Или ты хочешь, чтобы я умер?

Георгий (в роли родителя): Ничего с тобой такого не бу­дет. Во время войны люди и не так работали. Потом мне спа­сибо скажешь, что защитил диссертацию

В этом момент психотерапевт подходит к клиенту и начи­нает давить на плечи клиента, чтобы тот лучше чувствовал ощущение тяжести давления авторитета

Георгий (в роли самого себя) Не дави на меня1 На черта мне диссертация и такая жизнь! (Далее кричит): — Отстань от меня со своими нотациями Я хочу быть свободным и не хочу больше так жить!

Так продолжалось до тех пор, пока Георгий не понял, что его трудоголизм — результат слишком сильной индоктринации родительских предписаний. Надо иметь мужество жить своим умом и брать ответственность за свою жизнь, а не по­ступать так, как того требуют другие.

В ходе такого упражнения Георгий осознал, что он живет не столько своей жизнью, сколько выполняет строгие наказы своих суровых родителей, которые желали ему добра, но явно переусердствовали в своих стремлениях После выполнения упражнения Георгий почувствовал облегчение от того, что имеет право на более свободную жизнь, чем та, которую тре­бовали от него родители.

В ситуации «здесь и теперь» Георгий ощутил свою задав­ленную потребность в свободе и под влиянием упражнения дал ей возможность прорваться наружу. Это привело его к приня­тию решения изменить свою жизнь и увидеть в ней не только тяжелую работу, но и все то, что дает жизни радость — обще­ние с друзьями, искусство, природа, любовь.

Перлз любил повторять своим клиентам и ученикам: «Теряйте рассудок и приходите в чувство!» При всей кажу­щейся инфантильности этого призыва, он имеет глубокий смысл.

Когда человек ближе к своим чувствам, чем к рассудочным построениям, он живет более подлинной жизнью, чем когда поступает наоборот. Ложные жизненные ситуации — это те, которые не совпадают с чувствами. Например, человек делает карьеру менеджера, а сам в глубине души мечтает о работе в театре, или учится на врача, а сам мечтает о писательском тру­де. Компромиссы, которые приходится делать, идя против сво­их чувств, рано или поздно оборачиваются неудовлетворенно­стью и неврозом.

Перлз говорил, что техника осознания — это способ кон­центрации внимания на своих потребностях, которые спрята­ны в ощущениях. Концентрация внимания усиливает ощуще­ние и тогда становится ясно, от чего надо отказаться и к чему стремиться Фразы типа «Теперь я ощущаю» или «Теперь я вос­принимаю и осознаю» помогают клиенту дойти до глубин ощу­щения самого себя.

Интересной и важной особенностью психики человека явля­ется то, что, находясь в спокойном состоянии, мы концентриру­емся на настоящем, на поверхность сознания из его глубин не­произвольно выплывают самые важные потребности, которые должны быть удовлетворены и разрешены в данный момент.

В момент осознания потребностей очень важным оказыва­ются наблюдения за поведением своего тела. Напряжения, воз­никающие в нем по ходу осознания, говорят о подавленных и неудовлетворенных потребностях. «Тело не врет!» —этот де­виз телесноориен-тированных психотерапевтов подчеркивает важность телесных ощущений для распознания потребностей Они могут идти не только от мышц тела, но и от интонации голоса, от мимики, от характера дыхания, от мигания глаз, по­явления жара и пота или «мурашек» на коже.

Перлз рекомендовал своим клиентам вступать в диалог с телесными ощущениями, усиливая их до полного осознания. Например, если клиент нервно барабанит пальцами по столу, то для лучшего осознания его просят усилить это движение до громкого стука и потом спрашивают' «Что вы сейчас чувствуе­те, о чем вы сейчас думаете?»

Очень важным является также проговаривание вслух сво­их ощущений. В этом случае они гораздо лучше осознаются.

Личностный рост и излечение от невроза начинаются в том случае, если клиент, осознав свои чувства, отказывается от масок и игр, пересматривает приверженность к своей социаль­ной роли, отказывается выполнять те из них, которые не соот­ветствуют его организмическому Я, возвращается к тем делам и стилю жизни, по отношению к которым его ощущения и чув­ства не вызывают внутреннего протеста.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...