Воображение в поведенческой терапии
Это направление терапии было разработано известными американскими психологами Б. Скиннером и А. Бандурой. Приемы преодоления невротических отклонений в этом направлении основаны на улучшении поведения через неоднократное проигрывание в воображении трудных жизненных ситуаций. Это может быть предстоящий трудный разговор с начальником, экзамен, страх перед поездкой в общественном транспорте или же посещения многолюдных собраний. Для начала клиенту предлагается составить список жизненных ситуаций, в которых он абсолютно спокоен или же находится в состоянии полной паники. Затем эти ситуации надо проранжировать от одного до ста баллов, — от полного спокойствия до состояния паники. В состоянии аутогенного погружения и расслабления или гипнотического транса можно представлять в своем воображении трудные ситуации, постепенно переходя от простых к более сложным, привыкать к ним и мысленно преодолевать. Такая тренировка должна проводиться два раза в день, утром и вечером. Попутно надо заниматься самовнушением и говорить себе утверждения типа «Я справлюсь!», представлять в воображении самого себя смелым и уверенным в себе человеком. В психодраматическом подходе клиенту предлагается войти в образ другого человека, на которого ему хотелось бы быть похожим. Так поступают в своей работе актеры, работая над ролью. Под влиянием взятой на себя роли их поведение меняется. И это начинают замечать окружающие их близкие. Так, люди, близко знавшие Ф.И. Шаляпина, без труда могли определить после его возвращения из театра, какую роль он там сегодня играл — Мефистофеля, князя Игоря или Еремку из оперы Серова «Вражья сила»
Постепенно работа в воображении над своим поведением начинает положительно (или отрицательно) влиять на личность человека, его мысли и поступки. Вместе с этим уходят беспричинная тревога и страх. Воображение в гешталыптерапии В этом психотерапевтическом подходе воображение привлекается для помощи раскрытия человеком своего внутреннего мира и вынесения имеющихся у него эмоций наружу. Это дает возможность анализировать эмоции и лучше понимать их — откуда они идут и что является их глубинной причиной Клиенты, которые обращаются к гештальттерапевту, как правило, имеют проблему с принятием трудного решения, которое надо выбрать из двух или более альтернатив. Но принять решение мешают внутренние барьеры, связанные с воспитанием или какими-либо обстоятельствами. Например, в упражнении «Горячий стул», которое было описано в предыдущей главе, клиенту, который сидит на нем, предлагается представить, что на другом стуле напротив него сидит кто-то из его родителей или близких людей, которые ждут от него нужного им поведения и говорят ему, что надо делать и как надо жить. Но у клиента есть право на свою жизнь, которую он должен отстоять и принять решение, нужное именно ему, а не кому-то другому. Для этого надо в сознании при помощи работы воображения и размышления найти то, что мешает принять нужное решение. В другом упражнении, которое называется «Волшебный магазин», клиенту предлагается зайти в него и купить себе три каких-нибудь необыкновенные вещицы, которые там больше всего ему понравились. После этого надо придумать историю этих вещей. Анализ таких историй помогает клиентам в группе прояснять их собственные потребности. После такого упражнения они лучше понимают, чего они хотят. Ведь чтобы быть здоровым и нормальным, говорил Перлз, надо находиться в контакте со своими чувствами и организмическими экзистенциальными центрами (Я — это то, чем я являюсь). Те, кто находятся в контакте со своим организмическим «Я» и со своими чувствами, являются самоактуализирующимися и здоровыми. И в этом им помогает их воображение.
Во время работы по этому заданию одна из клиенток, зайдя в волшебный магазин, купила себе серебряные бусы, которые индийские танцовщицы одевают на ноги во время исполнения своих танцев. Когда группа удивилась, оказалось, что Вера, как звали девушку, очень хотела танцевать, но родители почему-то запретили ей этим заниматься Осознание скрытой и нереализованной потребности было неожиданным для самой Веры Она поняла, что именно этим ей и надо заниматься. Другой молодой человек, зайдя в волшебный магазин, приобрел там высокую шапку Мономаха, жезл и меч. Когда группа стала спрашивать о причинах такого выбора, Саша сначала не мог ничего ответить. Но потом, с помощью группы он осознал, что эти предметы являются символами власти, к которой он бессознательно стремился, но боялся себе в этом признаться. Терапия реальностью Одним из интересных направлений современной психотерапии, которое напрямую избавляет человека от невроза при помощи работы воображения, является «терапия реальностью», которую предложил американский психолог Уильям Глассер. У. Глассер справедливо утверждал, что большинство людей страдает только оттого, что они построили в своем воображении нереальные картины действительности. Расстраиваются они оттого, что построенные в их головах представления о жизни не совпадают с реальной действительностью Чтобы избавиться от тягостных переживаний, надо реконструировать эти представления и построить в голове более объективную картину жизни. Невозможно иметь какую-то потребность и при этом не находить пути к ее удовлетворению. Однако можно иметь в своем воображении такие потребности, которые не могут быть удовлетворены в реальности И это — путь в невроз. Огромное количество молодых людей, как юношей, так и девушек, насмотревшись сегодня романтических телевизионных передач и сериалов, имеют самые фантастические представления о своей будущей жизни. В одной из телевизионных передач «Моя семья» одна из героинь программы с отчаянной и инфантильной надеждой говорила о том, как она безумно любит певца Филиппа Киркорова, что скоро он приедет на гастроли в их город, они встретятся, и он ответит ей взаимностью. Аудитория тихо посмеивалась над незадачливой героиней, но для психолога — пример неправильной, нереалистической работы воображения.
В другой передаче уже солидная дама признавалась в любви к Владимиру Познеру и просила телевизионщиков оказать ей поддержку и содействие в реализации ее мечты — с тем, чтобы познакомиться с ним для доверительных отношений. Можно посочувствовать этим дамам, но реальную помощь им может оказать только психотерапевт. Когда люди меняют образы своей будущей жизни, они меняют свою жизнь. Единственный способ, с помощью которого можно поменять картину в голове — это заменить ее какой-то другой, что позволит удовлетворить ту же самую базисную потребность достаточно полно. Например, изображение любимого человека можно заменить изображением кого-то другого. Для многих людей это представляет собой большую, подчас огромную, трудность. Но кто-то с этой трудностью справляется, а кто-то — нет, и в результате получает невроз — депрессию, тоску и отчаяние, доводящее до самоубийства. Для замены картинки в сложных случаях нередко приходиться применять гипноз. Иногда люди выбирают пожизненное страдание, так как не могут поменять образы и представления о своей жизни. Многие жены, избиваемые своими мужьями, сильно страдают от этого, но тем не менее они не решаются на развод, потому что не имеют в своей голове другой, более благополучной картины жизни. Чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону, надо понять, из каких элементов состоит поведение человека. У. Глас-сер считал, что целостное поведение включает в себя четыре аспекта — действие, мышление, чувствование и физиологию. Например, действие клиента, находящегося в депрессивном состоянии, — апатичное сидение на одном месте. При этом он думает: «Какой толк двигаться — все равно ничего не получится». Его чувства при этом — боль и страдания. На уровне физиологии эти чувства приводят к боли в животе и к расстройству сна.
Многим бывает трудно понять, что чувства являются важным, но всего лишь одним из четырех компонентов поведения. Чтобы понять зависимость чувств от мыслей и действий, Глас-сер предлагал своим клиентам заменять существительные на глаголы. Это всегда повышает собственную ответственность и активность человека за свои чувства и поведение. Например, пациент говорит: у меня депрессия. При этом получается, что депрессия сама пришла в сознание. Но если он будет использовать глагол «депрессировать», и скажет: «Я депрессирую», то он сможет понять и признать, что это он сам выбрал данное состояние. Следовательно, вместо такого настроения он может выбрать и что-нибудь получше. Целостное поведение подобно четырем колесам автомобиля. Его передние колеса — действия и мысли, задние — чувства и физиология. Потребности — двигатель. Водитель автомобиля следует в том направлении, которое соответствует картине в его голове из личного альбома. Как и водитель авто, человек может сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего автомобиля, то есть свои мысли. Психологи, работающие в концепции У. Глассера, должны фокусировать свое внимание главным образом на изменении действий и мыслей своих клиентов, то есть — передних колес, гораздо больше, чем на изменении чувств и физиологии. Изменив свои действия и мысли, настроение изменится в желаемом направлении. Сшлволдрама Этот метод лечения, так же основанный на работе воображения, был разработан немецким психоаналитиком Ханскар-лом Лейнером. Метод успешно применяется при работе с детьми, но и взрослый человек, проанализировав предлагаемые образы, может многое узнать о своем внутреннем мире. Основу метода составляет свободное фантазирование клиента в состоянии глубокого расслабления. То, что клиент рассказывает психотерапевту, ориентируясь на заданную тему, становится предметом для анализа и выявления его проблем. Поэтому символдраму можно рассматривать как психоанализ с помощью образов. Основные стандартные темы для анализа в данном методе используются следующие: луг, подъем в гору, следование вдоль ручья, обследование дома, встреча со значимым лицом, наблюдение на опушке леса, лодка, пещера. Задаваемые образы могут рисоваться или же рассказываться словами. Образ луга рассматривается в символдраме как символ связи с матерью в первые месяцы жизни. Луг — как бы метафорическое открытое пространство, в которое ребенок попадает после нахождения в утробе матери. Если образ луга выполняется в светлых и радужных тонах, если стоит хорошая летняя погода и на лугу растут цветы и кустики, то можно смело предполагать, что переживания и отношения с матерью на первом году жизни были гармоничными. Если луг представлен в осеннее или зимнее время года, то это может говорить о проблемах с матерью и о нарушенном питании в первые месяцы жизни.
Для проверки внутренней свободы и самостоятельности пациенту задается простой вопрос «Что бы вам хотелось сделать на этом лугу?» Одни хотят немедленно растянуться, лечь и загорать, смотреть в небо и просто созерцать окружающий мир. Другим необходимо оказывается на этом лугу что-то посадить или построить. В ответах проявится типичный для данного человека стиль жизни, характерный и для реальной жизни. - Некоторых такой вопрос ставит в тупик, потому что они не знают, что делать со своей свободой — они всю жизни жили по подсказке родителей или учителей. Это означает так же, что такой человек не умеет прислушиваться к самому себе, к своему внутреннему голосу и своим желаниям. И в общем, по большому счету, живет чужой жизнью. После пребывания на лугу клиенту предлагается образ горы, которая маячит за лугом. Клиента сначала просят описать эту гору — как она выглядит? Если гора представляется как неприступная или как массивный исполин, то в этом можно усмотреть авторитарность социального мира, сопротивление которого клиент не в силах будет преодолеть. Если ж гора представляется заманчивой целью, на которую хочется забраться, то это говорит о хорошей коммуникации с миром. Горы с острыми вершинами говорят о значимости мужского начала в социальном окружении. Мягкие пологие горы с округлыми очертаниями ассоциируются с женским началом. Сильная объектная зависимость может быть обнаружена в том случае, если клиент видит себя в котловине, со всех сторон окруженной горами. Образ горы может говорить об уровне притязании и самооценке пациента. У клиента с заниженным уровнем притязания гора может оказаться невысоким холмом. При завышенном уровне притязаний гора видится неприступной и недосягаемой. После этого задается вопрос: «Хотелось бы вам забраться на эту гору?» За ответом скрывается мотив достижения клиентом поставленных целей в жизни. То, каким образом клиент будет забираться на гору — будет ли он карабкаться по кручам или же подъем будет описан как не очень утомительная прогулка, говорит о способах достижения цели. Одни будут описывать свое восхождение как полное опасностей и разных трудностей увлекательное приключение. Так же они и воспринимают свою реальную жизнь. При тяжелых жизненных проблемах дорога в гору может привести к обрыву или же завести в темный лес, из которого клиенту не выбраться. Клиент говорит: «Дальше идти страшно, а вверх уже не подняться». Некоторые истерические натуры, которые не любят тяжелый и упорный труд, сразу же оказываются на вершине горы. А на вопросы, как они там очутились, отвечают всякие небылицы, вроде как — летела мимо птичка, я схватила ее за хвост и прилетела на гору. Панорама, которая открывается с вершины горы, на метафорическом уровне рассматривается как «ландшафт души». В символдраме существуют сложившиеся представления о том, что видит перед собой, стоя на воображаемой вершине горы, больной и здоровый человек. В соответствии с культурно-лингвистическими механизмами вид назад символизирует взгляд в прошлое, вперед — ожидание от будущего. Взгляд направо символизирует мужское и рациональное начало, взгляд налево — женское и эмоциональное. Нарушение обозрения в каком-либо направлении говорит о механизмах психологической защиты по типу сопротивления. В этом направлении — прошлом или будущем, рациональном или эмоциональном мире могут лежать проблемы данного клиента. Можно спросить клиента, какое направление он ощущает наиболее комфортно и какое менее. Эти ощущения связаны с личными конструктами, несущими в себе определенные смысловые переживания. В норме здоровый человек живет в настоящем моменте и одновременно трезво оценивает свое прошлое и будущее, «не зависая» в них. Хорошая социальная адаптация прослеживается, если с горы видны продукты человеческой деятельности — населен-ше пункты, возделываемые поля и дороги Если же на картине только природные ландшафты без людей, то это может говорить о проблемах в общении Спуск с горы — как бы возвращение из путешествия. Некоторые клиенты делают это с удовольствием, так как они соскучились по человеческому общению. Другим это дается труднее. В этом случае просьба рассказать о возникающих чувствах может помочь лучше прояснить проблему клиента. Успешный подъем на гору на символическом уровне означает укрепление силы Я, возможность преодолевать трудности и отстаивать свою позицию. Одна из моих клиенток, Настя, после выполнения нескольких восхождений решилась-таки попросить у своего начальника, которого она очень боялась, прибавки к своему окладу и успешно сделала это. Следование вдоль ручья Ручей в символдраме — образ живой питающей энергии, олицетворение непрерывного психического развития, отражающий, как и мотив луга, уровень здоровья клиента. Вода — животворящее начало жизни. Источник, бьющий из лона матери-земли, — символ материнской груди, дающей питание и возможность жить. Какие-либо негативные отклонения при описании источника (вода слабо сочится или же она мутная и грязная) свидетельствуют о проблемах, имевших место между матерью и ребенком на первом году жизни. Далее клиента просят попробовать воду на вкус. Вкусная вода и ее обилие говорят о нормальном питании и гармоничных отношениях с матерью во время кормления, положительных эмоциональных отношениях с нею. Плохой вкус воды указывает на нарушения этих отношений. Серьезным нарушением считается образ ручья с высохшим руслом, или когда вода из него уходит в песок. При следовании вдоль ручья клиент может встретить на нем различного рода препятствия — запруду или сток ручья в городскую канализацию. Это — мотивы, препятствия, которые говорят о «застое» аффектов, об их скоплении у клиента. При помощи катарсической разрядки, отреагирования накопившихся переживаний можно это препятствие устранить. В норме ручей должен впадать в реку или же в озеро или море. Для ускорения достижения этой цели клиенту предлагается сесть в лодку без весел и плыть в ней по течению. Плавание таким образом может служить диагностическим показателем доверия к миру и способности отдаться какому-либо чувству или человеку. Оксана, молодая женщина 28 лет, страдала от депрессии, отсутствия аппетита и трудностей в общении. При первом представлении образа ручья в нем было мало воды, и трава по его берегам была скудная. После мысленного фантазирования о пребывании в сказочной стране, где текут обильные молочные реки с кисельными берегами, рисунок ручья стал выглядеть другим. Он был полон воды, в нем плескались рыбки, а по его берегам росли кустики и цветы. Оксана сказала о значительном улучшении своего эмоционального состояния Мотив дома дает возможность раскрыть многие стороны личности клиента. В интерьере дома и его оборудовании психотерапевт может увидеть и самооценку, и уровень притязаний, скрытые желания своего клиента, и его настроение в данный момент Внешний вид представляемого дома говорит о самооценке клиента. Клиенты с завышенной самооценкой рисуют нечто вроде грандиозного замка, с заниженной — убогий шалаш или хижину. Большое количество окон говорит о коммуникабельности и открытости другим, их отсутствие — о скрытности и отгороженности. Истерические натуры со склонностью к эксгибиционизму представляют и рисуют дом с прозрачными стенами, через которые можно видеть все, что в нем происходит Важно узнать, кому принадлежит этот дом — самому клиенту или кому-то другому. Если это дом родственников или друзей, то это говорит об объектной зависимости клиента от значимых лиц. Некоторые клиенты могут сказать, что этот дом чужой и в него нельзя заходить. Это может говорить об определенной отчужденности клиента от самого себя. Интересным бывает описание кухни, подвала и чердака дома. Кухня — место, где находится еда. Она символизирует отношения на оральной стадии развития, когда мать кормила ребенка грудью. Чистая кухня, где в холодильнике много продуктов, говорит о хорошем удовлетворении потребностей в питании в младенчестве. Если же в кладовой или в холодильнике продуктов мало, а сама кухня выглядит непривлекательно из-за наличия в ней объедков и разного мусора, то это говорит о плохо удовлетворенной оральной потребности. Погреб отражает анальную проблематику. Здесь важным оказывается то, что в нем клиент хранит — продукты питания или что-то еще. Чердак — символ вытесненных переживаний, хранящихся в глубинах бессознательного. Обычно там хранятся старые игрушки, а также книги, письма, картины, связанные со значимыми людьми. Вид гостиной, спальни, кабинета, одежда в шкафах и обувь отражают сексуальные мотивы, актуальное состояние и отношение со значимыми людьми. Важный вопрос — хотел бы клиент жить в этом доме, а также что бы ему в этом доме хотелось изменить или перестроить. На символическом уровне это означает перестройку отношений со значимыми людьми. Наблюдение на опушке леса и ожидание существа, которое может из него выйти. Лес — символ бессознательного. Это то место, которое не просматривается и через него нельзя видеть все насквозь. Из сказок каждый знает, что там могут жить злые или добрые звери, феи, колдуны и лешие. Клиента просят остановиться на некотором расстоянии от леса и спросить, что он при этом чувствует. Потом его просят вглядеться в лес и посмотреть, кто там прячется. На опушке леса из его чащи должно появиться некое существо, которое будет символизировать бессознательные страхи, ожидания и надежды. Часто из леса появляются разные звери, имеющие символическое значение или проекции самого клиента. Застенчивые девушки видят белок и косуль, смелые мужчины — охотников или медведя. Практика использования символдрамы показывает, что, когда клиенты начинают задумываться над образами своей фантазии на темы, заданные в методике X. Лейнарта, они многое проясняют в самих себе Казалось бы, наше нынешнее состояние связано с нашим прошлым опытом, в котором ничего нельзя изменить. X. Лейнарт доказал другое. Прошлое можно скорректировать в образах воображения и через это начать лучше себя чувствовать в настоящем. Психосинтез Это направление психотерапии, разработанное замечательным итальянским психологом Робертом Ассоджиоли, широко использует процессы воображения для позитивной реконструкции личности. Психосинтез направлен на личностный рост индивида, в духовном мире которого протекает непрерывная борьба раз-нодействующих сил (потребностей) во главе с объединяющим их центром Я, управляющим и согласовывающим эти силы. Методы психосинтеза, разработанные Р. Ассаджиоли и его последователями, ведут личность к более полному и глубокому постижению ею самой себя, а отсюда — к выявлению в себе неизвестных ранее способностей и возможностей, открытие в себе своей духовной природы и своего истинного призвания, ощущению всей возможной полноты жизни. Достижение высшего уровня в развитии Я невозможно без объединения отдельных свойств человека и их слияния воедино. Только после этого оказывается возможным осуществление синтеза личного Эго и высшего «Я». Для осуществления психосинтеза Р. Ассаджиоли, как и Фрейд, полагает необходимым исследование обширных областей бессознательного и выявлять в нем те силы, которые могут угрожать и сковывать нашу энергию. Холодное и бесстрастное изучение своих страхов, тревог, приступов гнева и печали помогает человеку увидеть их неадекватность и направить энергию этих переживаний в позитивное и конструктивное русло. Истинное Я человека можно сравнить с режиссером, ставящим театральную пьесу. Наши желания, чувства, межличностные отношения, социальные роли, мечты, физическое тело — являются как бы актерами нашей внутренней драмы, которые должны подчиняться замыслу режиссера — нашему высшему руководящему Я. К духовному пробуждению человека часто ведут внутренние кризисы. Их причинами могут быть невосполнимые потери, болезни или же ощущение пустоты и бесцельности жизни. Депрессия и чувство вины, тревоги и непонятные беспокойства делают жизнь в этом случае невыносимой. Позитивный выход из этих переживаний — духовное пробуждение, связанное с радостным чувством интеллектуального прозрения, когда рассеиваются сомнения, осознаются новые цели и смыслы жизни. Прежняя личность с ее неприглядными чертами отступает на второй план и миру является новый человек, «преисполненный желанием порадовать, помочь и поделиться своими только что обретенными духовными богатствами...» «Это состояние радости, безмятежности, ощущения внутренней безопасности, чувства спокойствия, ясности ума и любви ко всему сущему В своих высших аспектах это постижение сущности Бытия, приобщение ко Всеобщей Жизни и отождествление с ней», — пишет Р. Ассоджиоли.. Для достижения подобного состояния сознания в практике психосинтеза в разных странах последователями Р. Ассоджиоли было разработано много различных упражнений, в которых воспоминаниям и воображению отводится ведущая роль. (См. об этом • Йоуменс Т. Двенадцать классических упражнений / /АссаджолиР. Психосинтез. М., 1994.) Психологический дневник Ведение дневника традиционно является для многих людей средством самопознания, самосовершенствования и саморегуляции. Более четкая формулировка своих мыслей и чувств в процессе наблюдений за жизнью способствует прояснению своего Я, его сильных и слабых сторон. Дневник позволяет излить переполняющие нас разрушительные эмоции безвредно для окружающих и, кроме того, служит хорошим средством для развития навыков сосредоточения, внимания и волевого контроля. 2. «Кто Я?» Каждого из нас можно сравнить с луковицей, в которой есть несколько слоев, скрывающих «сердцевину». Пласты, за которыми кроется наше подлинное «Я», могут быть как положительными, так и отрицательными. При помощи некоторых из них мы скрываем то, что нам не нравится в самих себе, но за другими могут прятаться наши еще нераскрытые потенциальные возможности. В любом случае за всеми этими оболочками в нас скрывается наше подлинное «Я». Для выполнения упражнения следует взять лист бумаги, и несколько раз ответить на вопрос «Кто Я?» или «Что есть Я?» Напишите честно и откровенно все, что вы думаете о себе. Вечерний обзор событий Перед засыпанием окиньте вашим мысленным взором весь прошедший день, начиная от текущего момента к началу дня. Следует войти в роль беспристрастного наблюдателя, спокойно отмечающего каждое событие дня, не радуясь успехам и не огорчаясь от неудач. Полезно записать свои наблюдения и интеллектуальные озарения в дневник. Просматривая свои записи через некоторое время, можно будет уловить некоторые моменты личностного роста. Это упражнение помогает выявлению субличностей, под которыми F Ассаджоли подразумевал потребности, которые могут быть персонифицированы как настоящие и живые личности. Чаще всего ими оказываются наши межличностные и социальные роли типа Ребенок, Родитель, Искатель, Зануда, Поэт, Одиночка т. д. 4. Разотождествление Один из ведущих принципов психосинтеза гласит, над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над всем тем, с чем мы себя не отождествляем. Из этого следует, что человек становится свободным и полновластным хозяином своей судьбы, если он перестанет себя отождествлять с кем бы то ни было и с чем бы то ни было. Большинство людей отожде-ствляет себя с тем содержанием сознания, которое дает им в настоящий момент наибольшее ощущение полноты жизни. Человек может отождествлять себя со своим телом и тогда он может говорить: «Я устал». Он может отождествлять себя со своими чувствами и говорить при этом: «Я зол» или же «Я влюблен». Можно отождествить себя со своим интеллектом и говорить: «Я это понимаю», или же: «Я думаю» Наконец, можно отождествлять себя с той социальной ролью, которую человек в данный момент выполняет, воспринимая себя как мужа, отца, начальника или подчиненного. Отождествление себя только с одной из частей в течение длительного времени может иметь серьезные последствия. Оно мешает осознанию своего «Я» во всей полноте и закрывает человеку осознание всех других возможностей, скрытых в глубинах его личности. Это в конце концов вызывает в нем чувство подавленности и неполноценности. Длительное отождествление самого себя с какой-либо ролью или функцией неизбежно приводит к драматической ситуации, когда функция или роль по каким-либо причинам не может больше осуществляться. Так бывает со спортсменами, потерявшими свою былую силу; актрисами, потерявшими молодость и красоту; с матерями, которых покинули их дети; со студентами, которым после учебы надо начинать трудовую жизнь. Подобные ситуации могут быть весьма болезненными. Единственным выходом из них могут стать «второе рождение» и более широкий подход к отождествлению, переход на новый, более высокий уровень бытия. Целенаправленные упражнения в отождествлении и разотождествлении помогают человеку обрести свободу выбора той из сторон своей личности, которая в данной ситуации обеспечивает наибольшие возможности для восхождения к своему высшему «Я» Краткие формулы разотождествления выглядят так: — Я обладаю телом, но я не есть мое тело — Я испытываю чувства, но я не есть мои чувства — У меня есть разум, но я не есть мой разум Формулы самоотождествления выглядят следующим образом: — Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознания и творческой энергии — Я сознаю, что из этого центра подлинной самотождественности я могу наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические процессы и свое физическое тело — Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы осознание его никогда не покидало меня в повседневной жизни и придавало бы ей более глубокий смысл Способность к разотождествлению дает возможность в любой момент отделить свое «Я» от переполняющих сознание мыслей и чувств, правильно оценить ситуацию и наметить пути решения возникшей проблемы. Вариант упражнения — У меня есть разнообразные желания, которые могут противоречить друг другу. Но «Я» — это не мои желания — Мне приходится по ходу жизни играть самые различные межличностные и социальные роли — отца, сына, ученого. Но мое «Я» — это не мои роли. Я есть нечто большее, чем мои роли. Я есть не только актер, но режиссер моей собственной драмы жизни. Самоотождествление Это упражнение нацелено на определение местоположения внутреннего «Я» относительно высшего «Я» имеющего трансцендентальную природу Ощущения здесь могут иметь мистическую окраску, но они способствуют осознанию своей тождественности беспредельности бытия 1. Подготовительный этап включает в себя использование предыдущего упражнения на разотождествление, которое рекомендуется выполнять в течение нескольких дней 2. Научившись входить в позицию стороннего наблюдателя, созерцающего ваше тело, чувства и мысли, перенесите ваше внимание на сам процесс наблюдения и постарайтесь понять его суть 3. Находясь в позиции стороннего наблюдателя, представьте себе какой-то отрезок времени, скажем, один час. Постепенно увеличивайте представление этого временного отрезка до размера суток, недели, месяца, года, десяти лет, столетия, тысячелетия. Постарайтесь теперь раздвинуть этот отрезок до вечности. Запомните ваши ощущения 4. Теперь представьте себе сферическое пространство размером с футбольный мяч. Расширяйте это пустое пространство до метра, ста метров, километра, десяти километров, ста, тысячи километров. Раздвиньте это огромное пространство до бесконечности, попытайтесь удержать это в своем сознании и запомнить ваши ощущения 5. Теперь соедините в вашем сознании эти два ощущения — вечности времени и бесконечности пространства. Наблюдайте за вашими ощущениями и переживаниями 6. В заключение сосредоточьтесь на дыхании и переместите внимание снова на ваши мысли, чувства и тело. Почувствуйте, что вы снова способны ощущать себя в своем привычном окружении. Осознайте на короткое время, что вечность и бесконечность находятся здесь, рядом, и посмотрите, какие ощущение у вас при этом возникнут. Запишите в вашем дневнике образы, ощущения и озарения, которые возникли в ходе выполнения упражнения Внутренний диалог Это упражнение нацелено на соприкосновение с голосом внутреннего разума, называемого в обиходе интуицией. Источник внутреннего руководства в разных культурах ассоциируется с разными образами и представлениями. К ним относятся Солнце, звезды, родник, ангел, орел, голубь или птица Феникс, образы пророков — Христа, Будды, Магомета. Нередко этот источник предстает в образе мудрого, любящего нас старца или женщины. Обычно старец подбадривает и вдохновляет, а женщина — успокаивает и поддерживает. Закройте глаза и представьте себе мудрого старца или пожилую женщину, которые безусловно любят вас. Заговорите с ними и задайте им те вопросы, которые вас волнуют. Диалог может быть как вербальным, так и невербальным. После запишите в вашем дневнике ваш разговор, давая оценку пришедшим озарениям. Со временем контакт с источником мудрости и любви, живущих в глубине вашей души, смогут все больше проявлять себя в вашей повседневной жизни. Следует научиться различать образы, излучающие мудрость, от образов, от которых она не исходит. Может появиться образ критически настроенного авторитета, не испытывающего к вам искренней любви. Это может оказаться одна из ваших субличностей или же хорошо знакомый человек. Следует установить, что это за человек и сорвать с него маску. Надо различать так же подлинное сообщение от того, которое вам бы хотелось услышать. Не следует злоупотреблять обращением к внутреннему источнику. Сначала надо постараться как можно полнее изучить возникшую проблему и лишь затем, не найдя самостоятельного решения, обращаться за помощью к внутреннему гиду. 7. Пробуждение и развитие желаемых качеств Психосинтез помогает формированию в человеке ценных личностных качеств, таких, как мужество, терпение, сострадание, оптимизм и т. д. Надличные качества Размышления над нижеприведенными качествами личности способствуют ее обогащению и росту. Подумайте над тем, каких из этих качеств вам недостает. Благодарность — Признательность — Восхищение Благородство -Вдохновение Верность Вечность — Бесконечность — Всеобщность Возрождение Воля Гармония Доброжелательность Доброта Доверие — Вера Жизненность Красота Любовь Мудрость Понимание Порядок Простота Радость — Счастье Разумность Реальность — Истина Свет Свобода — Освобождение — Независимость Синтез — Целостность Служение Смелость Сопереживание Сострадание Сотрудничество —Дружба — Братство Творчество Терпение Тишина — Спокойствие — Умиротворенность Энергия — Сила Юмор Идеальная модель Цель данного упражнения — на основе творческого воображения создание образа желаемого «Я», кем мы хотим и можем стать и воплощение этого образа в реальной действительности. Для начала надо осознать все ранее имевшиеся в сознании модели вашей личности Осмыслив противоречия и конфликты между ними, будет легче перейти к воплощению идеальной модели. Идеальная модель не есть модель предельного совершенства, полного психосинтеза. Она — лишь один из шагов на пути саморазвития и личностного роста, придания законченной формы какому-либо качеству личности Для выполнения упражнения нужны семь листов бумаги, набор цветных красок или карандашей. Устройтесь в тихом и удобном месте, где вам никто не будет мешать. Расслабьтесь и успокойтесь. Сосредоточьтесь на следующих образах воображения. 1. У каждого из нас есть образ самого себя худшего, чем мы есть на самом деле. Но иногда нам кажется, что он соответствует действительности. Закройте глаза и сосредоточьтесь на этом образе, обратите внимание на чувства, которые он у вас вызывает. Откройте глаза и нарисуйте образ, который вы только что себе представили. Рисунок может быть выполнен как в реалистической манере, так и в виде символа или абстрактного рисунка. Если не возникает никакого образа, просто начинайте рисовать, и образ появится. Запишите мысли, которые возникли у вас в связи с этим образом, постарайтесь понять смысл вашего рисунка и как он может быть связан с вашей повседневной жизнью. Теперь отложите ваш рисунок в сторону и тот образ, который был в Вашем сознании. Вспомните, кто вы есть на самом деле, сделайте несколько вдохов и выдохов и успокойтесь. Затем переходите к следующему упражнению. Прочтите внимательно инструкцию и проделайте все, что
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|