Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воображение в поведенческой терапии




Это направление терапии было разработано известными американскими психологами Б. Скиннером и А. Бандурой.

Приемы преодоления невротических отклонений в этом направлении основаны на улучшении поведения через нео­днократное проигрывание в воображении трудных жизненных ситуаций. Это может быть предстоящий трудный разговор с на­чальником, экзамен, страх перед поездкой в общественном транс­порте или же посещения многолюдных собраний.

Для начала клиенту предлагается составить список жизнен­ных ситуаций, в которых он абсолютно спокоен или же нахо­дится в состоянии полной паники. Затем эти ситуации надо проранжировать от одного до ста баллов, — от полного спо­койствия до состояния паники. В состоянии аутогенного по­гружения и расслабления или гипнотического транса можно представлять в своем воображении трудные ситуации, посте­пенно переходя от простых к более сложным, привыкать к ним и мысленно преодолевать. Такая тренировка должна прово­диться два раза в день, утром и вечером. Попутно надо зани­маться самовнушением и говорить себе утверждения типа «Я справлюсь!», представлять в воображении самого себя смелым и уверенным в себе человеком.

В психодраматическом подходе клиенту предлагается вой­ти в образ другого человека, на которого ему хотелось бы быть похожим. Так поступают в своей работе актеры, работая над ролью. Под влиянием взятой на себя роли их поведение меня­ется. И это начинают замечать окружающие их близкие. Так, люди, близко знавшие Ф.И. Шаляпина, без труда могли опре­делить после его возвращения из театра, какую роль он там сегодня играл — Мефистофеля, князя Игоря или Еремку из оперы Серова «Вражья сила»

Постепенно работа в воображении над своим поведением начинает положительно (или отрицательно) влиять на личность человека, его мысли и поступки. Вместе с этим уходят беспри­чинная тревога и страх.

Воображение в гешталыптерапии

В этом психотерапевтическом подходе воображение при­влекается для помощи раскрытия человеком своего внутрен­него мира и вынесения имеющихся у него эмоций наружу. Это дает возможность анализировать эмоции и лучше понимать их — откуда они идут и что является их глубинной причиной

Клиенты, которые обращаются к гештальттерапевту, как правило, имеют проблему с принятием трудного решения, ко­торое надо выбрать из двух или более альтернатив. Но принять решение мешают внутренние барьеры, связанные с воспитани­ем или какими-либо обстоятельствами. Например, в упражне­нии «Горячий стул», которое было описано в предыдущей гла­ве, клиенту, который сидит на нем, предлагается представить, что на другом стуле напротив него сидит кто-то из его родите­лей или близких людей, которые ждут от него нужного им по­ведения и говорят ему, что надо делать и как надо жить. Но у клиента есть право на свою жизнь, которую он должен отсто­ять и принять решение, нужное именно ему, а не кому-то дру­гому. Для этого надо в сознании при помощи работы вообра­жения и размышления найти то, что мешает принять нужное решение.

В другом упражнении, которое называется «Волшебный магазин», клиенту предлагается зайти в него и купить себе три каких-нибудь необыкновенные вещицы, которые там больше всего ему понравились. После этого надо придумать историю этих вещей. Анализ таких историй помогает клиентам в группе прояснять их собственные потребности. После такого упраж­нения они лучше понимают, чего они хотят. Ведь чтобы быть здоровым и нормальным, говорил Перлз, надо находиться в контакте со своими чувствами и организмическими экзистенциальными центрами (Я — это то, чем я являюсь). Те, кто находятся в контакте со своим организмическим «Я» и со свои­ми чувствами, являются самоактуализирующимися и здоровы­ми. И в этом им помогает их воображение.

Во время работы по этому заданию одна из клиенток, зайдя в волшебный магазин, купила себе серебряные бусы, которые индийские танцовщицы одевают на ноги во время исполнения своих танцев. Когда группа удивилась, оказалось, что Вера, как звали девушку, очень хотела танцевать, но родители поче­му-то запретили ей этим заниматься Осознание скрытой и не­реализованной потребности было неожиданным для самой Веры Она поняла, что именно этим ей и надо заниматься.

Другой молодой человек, зайдя в волшебный магазин, при­обрел там высокую шапку Мономаха, жезл и меч. Когда груп­па стала спрашивать о причинах такого выбора, Саша снача­ла не мог ничего ответить. Но потом, с помощью группы он осознал, что эти предметы являются символами власти, к ко­торой он бессознательно стремился, но боялся себе в этом признаться.

Терапия реальностью

Одним из интересных направлений современной психоте­рапии, которое напрямую избавляет человека от невроза при помощи работы воображения, является «терапия реальнос­тью», которую предложил американский психолог Уильям Глассер.

У. Глассер справедливо утверждал, что большинство лю­дей страдает только оттого, что они построили в своем вообра­жении нереальные картины действительности. Расстраивают­ся они оттого, что построенные в их головах представления о жизни не совпадают с реальной действительностью Чтобы из­бавиться от тягостных переживаний, надо реконструировать эти представления и построить в голове более объективную картину жизни.

Невозможно иметь какую-то потребность и при этом не на­ходить пути к ее удовлетворению. Однако можно иметь в своем воображении такие потребности, которые не могут быть удов­летворены в реальности И это — путь в невроз.

Огромное количество молодых людей, как юношей, так и девушек, насмотревшись сегодня романтических телевизион­ных передач и сериалов, имеют самые фантастические представления о своей будущей жизни. В одной из телевизионных передач «Моя семья» одна из героинь программы с отчаянной и инфантильной надеждой говорила о том, как она безумно любит певца Филиппа Киркорова, что скоро он приедет на гас­троли в их город, они встретятся, и он ответит ей взаимностью. Аудитория тихо посмеивалась над незадачливой героиней, но для психолога — пример неправильной, нереалистической ра­боты воображения.

В другой передаче уже солидная дама признавалась в любви к Владимиру Познеру и просила телевизионщиков оказать ей поддержку и содействие в реализации ее мечты — с тем, чтобы познакомиться с ним для доверительных отношений. Можно посочувствовать этим дамам, но реальную помощь им может оказать только психотерапевт.

Когда люди меняют образы своей будущей жизни, они ме­няют свою жизнь. Единственный способ, с помощью которого можно поменять картину в голове — это заменить ее какой-то другой, что позволит удовлетворить ту же самую базисную потребность достаточно полно.

Например, изображение любимого человека можно заме­нить изображением кого-то другого. Для многих людей это представляет собой большую, подчас огромную, трудность. Но кто-то с этой трудностью справляется, а кто-то — нет, и в ре­зультате получает невроз — депрессию, тоску и отчаяние, до­водящее до самоубийства.

Для замены картинки в сложных случаях нередко прихо­диться применять гипноз.

Иногда люди выбирают пожизненное страдание, так как не могут поменять образы и представления о своей жизни. Мно­гие жены, избиваемые своими мужьями, сильно страдают от этого, но тем не менее они не решаются на развод, потому что не имеют в своей голове другой, более благополучной картины жизни.

Чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону, надо по­нять, из каких элементов состоит поведение человека. У. Глас-сер считал, что целостное поведение включает в себя четыре аспекта — действие, мышление, чувствование и физиологию. Например, действие клиента, находящегося в депрессивном состоянии, — апатичное сидение на одном месте. При этом он думает: «Какой толк двигаться — все равно ничего не получит­ся». Его чувства при этом — боль и страдания. На уровне физиологии эти чувства приводят к боли в животе и к расстрой­ству сна.

Многим бывает трудно понять, что чувства являются важ­ным, но всего лишь одним из четырех компонентов поведения. Чтобы понять зависимость чувств от мыслей и действий, Глас-сер предлагал своим клиентам заменять существительные на глаголы. Это всегда повышает собственную ответственность и активность человека за свои чувства и поведение. Например, пациент говорит: у меня депрессия. При этом получается, что депрессия сама пришла в сознание. Но если он будет использо­вать глагол «депрессировать», и скажет: «Я депрессирую», то он сможет понять и признать, что это он сам выбрал данное состояние. Следовательно, вместо такого настроения он мо­жет выбрать и что-нибудь получше.

Целостное поведение подобно четырем колесам автомоби­ля. Его передние колеса — действия и мысли, задние — чувства и физиология. Потребности — двигатель. Водитель автомоби­ля следует в том направлении, которое соответствует картине в его голове из личного альбома. Как и водитель авто, человек может сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего автомобиля, то есть свои мысли. Психологи, работаю­щие в концепции У. Глассера, должны фокусировать свое вни­мание главным образом на изменении действий и мыслей своих клиентов, то есть — передних колес, гораздо больше, чем на изменении чувств и физиологии. Изменив свои действия и мыс­ли, настроение изменится в желаемом направлении.

Сшлволдрама

Этот метод лечения, так же основанный на работе вообра­жения, был разработан немецким психоаналитиком Ханскар-лом Лейнером. Метод успешно применяется при работе с деть­ми, но и взрослый человек, проанализировав предлагаемые образы, может многое узнать о своем внутреннем мире.

Основу метода составляет свободное фантазирование кли­ента в состоянии глубокого расслабления. То, что клиент рас­сказывает психотерапевту, ориентируясь на заданную тему, становится предметом для анализа и выявления его проблем. Поэтому символдраму можно рассматривать как психоанализ с помощью образов.

Основные стандартные темы для анализа в данном методе используются следующие: луг, подъем в гору, следование вдоль

ручья, обследование дома, встреча со значимым лицом, наблюдение на опушке леса, лодка, пещера. Задаваемые образы мо­гут рисоваться или же рассказываться словами.

Образ луга рассматривается в символдраме как символ свя­зи с матерью в первые месяцы жизни. Луг — как бы метафо­рическое открытое пространство, в которое ребенок попада­ет после нахождения в утробе матери. Если образ луга вы­полняется в светлых и радужных тонах, если стоит хорошая летняя погода и на лугу растут цветы и кустики, то можно смело предполагать, что переживания и отношения с мате­рью на первом году жизни были гармоничными. Если луг пред­ставлен в осеннее или зимнее время года, то это может гово­рить о проблемах с матерью и о нарушенном питании в пер­вые месяцы жизни.

Для проверки внутренней свободы и самостоятельности пациенту задается простой вопрос «Что бы вам хотелось сделать на этом лугу?» Одни хотят немедленно растянуться, лечь и загорать, смотреть в небо и просто созерцать окру­жающий мир. Другим необходимо оказывается на этом лугу что-то посадить или построить. В ответах проявится типич­ный для данного человека стиль жизни, характерный и для реальной жизни.

- Некоторых такой вопрос ставит в тупик, потому что они не знают, что делать со своей свободой — они всю жизни жили по подсказке родителей или учителей. Это означает так же, что такой человек не умеет прислушиваться к самому себе, к свое­му внутреннему голосу и своим желаниям. И в общем, по боль­шому счету, живет чужой жизнью.

После пребывания на лугу клиенту предлагается образ горы, которая маячит за лугом. Клиента сначала просят описать эту гору — как она выглядит? Если гора представляется как не­приступная или как массивный исполин, то в этом можно ус­мотреть авторитарность социального мира, сопротивление ко­торого клиент не в силах будет преодолеть. Если ж гора пред­ставляется заманчивой целью, на которую хочется забраться, то это говорит о хорошей коммуникации с миром. Горы с ост­рыми вершинами говорят о значимости мужского начала в со­циальном окружении. Мягкие пологие горы с округлыми очер­таниями ассоциируются с женским началом. Сильная объект­ная зависимость может быть обнаружена в том случае, если клиент видит себя в котловине, со всех сторон окруженной

горами. Образ горы может говорить об уровне притязании и самооценке пациента. У клиента с заниженным уровнем при­тязания гора может оказаться невысоким холмом. При завы­шенном уровне притязаний гора видится неприступной и недо­сягаемой.

После этого задается вопрос: «Хотелось бы вам забраться на эту гору?» За ответом скрывается мотив достижения клиен­том поставленных целей в жизни. То, каким образом клиент будет забираться на гору — будет ли он карабкаться по кру­чам или же подъем будет описан как не очень утомительная прогулка, говорит о способах достижения цели. Одни будут описывать свое восхождение как полное опасностей и разных трудностей увлекательное приключение. Так же они и воспри­нимают свою реальную жизнь. При тяжелых жизненных про­блемах дорога в гору может привести к обрыву или же завести в темный лес, из которого клиенту не выбраться. Клиент гово­рит: «Дальше идти страшно, а вверх уже не подняться».

Некоторые истерические натуры, которые не любят тяже­лый и упорный труд, сразу же оказываются на вершине горы. А на вопросы, как они там очутились, отвечают всякие небы­лицы, вроде как — летела мимо птичка, я схватила ее за хвост и прилетела на гору.

Панорама, которая открывается с вершины горы, на мета­форическом уровне рассматривается как «ландшафт души».

В символдраме существуют сложившиеся представления о том, что видит перед собой, стоя на воображаемой вершине горы, больной и здоровый человек.

В соответствии с культурно-лингвистическими механизма­ми вид назад символизирует взгляд в прошлое, вперед — ожи­дание от будущего. Взгляд направо символизирует мужское и рациональное начало, взгляд налево — женское и эмоциональ­ное. Нарушение обозрения в каком-либо направлении говорит о механизмах психологической защиты по типу сопротивле­ния. В этом направлении — прошлом или будущем, рациональ­ном или эмоциональном мире могут лежать проблемы данного клиента. Можно спросить клиента, какое направление он ощу­щает наиболее комфортно и какое менее. Эти ощущения свя­заны с личными конструктами, несущими в себе определенные смысловые переживания. В норме здоровый человек живет в настоящем моменте и одновременно трезво оценивает свое про­шлое и будущее, «не зависая» в них.

Хорошая социальная адаптация прослеживается, если с горы видны продукты человеческой деятельности — населен-ше пункты, возделываемые поля и дороги Если же на карти­не только природные ландшафты без людей, то это может го­ворить о проблемах в общении

Спуск с горы — как бы возвращение из путешествия. Не­которые клиенты делают это с удовольствием, так как они со­скучились по человеческому общению. Другим это дается труд­нее. В этом случае просьба рассказать о возникающих чувствах может помочь лучше прояснить проблему клиента.

Успешный подъем на гору на символическом уровне озна­чает укрепление силы Я, возможность преодолевать трудно­сти и отстаивать свою позицию.

Одна из моих клиенток, Настя, после выполнения несколь­ких восхождений решилась-таки попросить у своего начальни­ка, которого она очень боялась, прибавки к своему окладу и успешно сделала это.

Следование вдоль ручья

Ручей в символдраме — образ живой питающей энергии, олицетворение непрерывного психического развития, отража­ющий, как и мотив луга, уровень здоровья клиента. Вода — животворящее начало жизни. Источник, бьющий из лона ма­тери-земли, — символ материнской груди, дающей питание и возможность жить. Какие-либо негативные отклонения при описании источника (вода слабо сочится или же она мутная и грязная) свидетельствуют о проблемах, имевших место между матерью и ребенком на первом году жизни. Далее клиента про­сят попробовать воду на вкус. Вкусная вода и ее обилие гово­рят о нормальном питании и гармоничных отношениях с мате­рью во время кормления, положительных эмоциональных от­ношениях с нею. Плохой вкус воды указывает на нарушения этих отношений. Серьезным нарушением считается образ ру­чья с высохшим руслом, или когда вода из него уходит в песок.

При следовании вдоль ручья клиент может встретить на нем различного рода препятствия — запруду или сток ручья в го­родскую канализацию. Это — мотивы, препятствия, которые говорят о «застое» аффектов, об их скоплении у клиента. При помощи катарсической разрядки, отреагирования накопивших­ся переживаний можно это препятствие устранить.

В норме ручей должен впадать в реку или же в озеро или море.

Для ускорения достижения этой цели клиенту предлагает­ся сесть в лодку без весел и плыть в ней по течению. Плавание

таким образом может служить диагностическим показателем доверия к миру и способности отдаться какому-либо чувству или человеку.

Оксана, молодая женщина 28 лет, страдала от депрессии, отсутствия аппетита и трудностей в общении. При первом пред­ставлении образа ручья в нем было мало воды, и трава по его берегам была скудная. После мысленного фантазирования о пребывании в сказочной стране, где текут обильные молочные реки с кисельными берегами, рисунок ручья стал выглядеть другим. Он был полон воды, в нем плескались рыбки, а по его берегам росли кустики и цветы. Оксана сказала о значитель­ном улучшении своего эмоционального состояния

Мотив дома дает возможность раскрыть многие стороны личности клиента. В интерьере дома и его оборудовании пси­хотерапевт может увидеть и самооценку, и уровень притяза­ний, скрытые желания своего клиента, и его настроение в дан­ный момент

Внешний вид представляемого дома говорит о самооценке клиента. Клиенты с завышенной самооценкой рисуют нечто вроде грандиозного замка, с заниженной — убогий шалаш или хижину. Большое количество окон говорит о коммуникабель­ности и открытости другим, их отсутствие — о скрытности и отгороженности.

Истерические натуры со склонностью к эксгибиционизму представляют и рисуют дом с прозрачными стенами, через ко­торые можно видеть все, что в нем происходит

Важно узнать, кому принадлежит этот дом — самому кли­енту или кому-то другому. Если это дом родственников или друзей, то это говорит об объектной зависимости клиента от значимых лиц. Некоторые клиенты могут сказать, что этот дом чужой и в него нельзя заходить. Это может говорить об определенной отчужденности клиента от самого себя.

Интересным бывает описание кухни, подвала и чердака дома.

Кухня — место, где находится еда. Она символизирует от­ношения на оральной стадии развития, когда мать кормила ре­бенка грудью. Чистая кухня, где в холодильнике много про­дуктов, говорит о хорошем удовлетворении потребностей в пи­тании в младенчестве. Если же в кладовой или в холодильнике продуктов мало, а сама кухня выглядит непривлекательно из-за наличия в ней объедков и разного мусора, то это говорит о плохо удовлетворенной оральной потребности.

Погреб отражает анальную проблематику. Здесь важным оказывается то, что в нем клиент хранит — продукты питания или что-то еще. Чердак — символ вытесненных переживаний, хранящихся в глубинах бессознательного. Обычно там хра­нятся старые игрушки, а также книги, письма, картины, свя­занные со значимыми людьми.

Вид гостиной, спальни, кабинета, одежда в шкафах и обувь отражают сексуальные мотивы, актуальное состояние и отно­шение со значимыми людьми.

Важный вопрос — хотел бы клиент жить в этом доме, а также что бы ему в этом доме хотелось изменить или перестро­ить. На символическом уровне это означает перестройку от­ношений со значимыми людьми.

Наблюдение на опушке леса и ожидание существа, ко­торое может из него выйти. Лес — символ бессознательно­го. Это то место, которое не просматривается и через него нельзя видеть все насквозь. Из сказок каждый знает, что там могут жить злые или добрые звери, феи, колдуны и лешие. Клиента просят остановиться на некотором расстоянии от леса и спросить, что он при этом чувствует.

Потом его просят вглядеться в лес и посмотреть, кто там прячется. На опушке леса из его чащи должно появиться не­кое существо, которое будет символизировать бессознатель­ные страхи, ожидания и надежды. Часто из леса появляются разные звери, имеющие символическое значение или проек­ции самого клиента. Застенчивые девушки видят белок и ко­суль, смелые мужчины — охотников или медведя.

Практика использования символдрамы показывает, что, когда клиенты начинают задумываться над образами своей фан­тазии на темы, заданные в методике X. Лейнарта, они многое проясняют в самих себе Казалось бы, наше нынешнее состоя­ние связано с нашим прошлым опытом, в котором ничего нельзя изменить. X. Лейнарт доказал другое. Прошлое можно скор­ректировать в образах воображения и через это начать лучше себя чувствовать в настоящем.

Психосинтез

Это направление психотерапии, разработанное замечатель­ным итальянским психологом Робертом Ассоджиоли, широко использует процессы воображения для позитивной реконст­рукции личности.

Психосинтез направлен на личностный рост индивида, в духовном мире которого протекает непрерывная борьба раз-нодействующих сил (потребностей) во главе с объединяющим их центром Я, управляющим и согласовывающим эти силы. Методы психосинтеза, разработанные Р. Ассаджиоли и его последователями, ведут личность к более полному и глубоко­му постижению ею самой себя, а отсюда — к выявлению в себе неизвестных ранее способностей и возможностей, открытие в себе своей духовной природы и своего истинного призвания, ощущению всей возможной полноты жизни. Достижение выс­шего уровня в развитии Я невозможно без объединения от­дельных свойств человека и их слияния воедино. Только после этого оказывается возможным осуществление синтеза лично­го Эго и высшего «Я».

Для осуществления психосинтеза Р. Ассаджиоли, как и Фрейд, полагает необходимым исследование обширных облас­тей бессознательного и выявлять в нем те силы, которые могут угрожать и сковывать нашу энергию. Холодное и бесстрастное изучение своих страхов, тревог, приступов гнева и печали по­могает человеку увидеть их неадекватность и направить энер­гию этих переживаний в позитивное и конструктивное русло.

Истинное Я человека можно сравнить с режиссером, ста­вящим театральную пьесу. Наши желания, чувства, межлич­ностные отношения, социальные роли, мечты, физическое тело — являются как бы актерами нашей внутренней драмы, которые должны подчиняться замыслу режиссера — нашему высшему руководящему Я.

К духовному пробуждению человека часто ведут внутрен­ние кризисы. Их причинами могут быть невосполнимые поте­ри, болезни или же ощущение пустоты и бесцельности жизни. Депрессия и чувство вины, тревоги и непонятные беспокой­ства делают жизнь в этом случае невыносимой. Позитивный выход из этих переживаний — духовное пробуждение, связан­ное с радостным чувством интеллектуального прозрения, ког­да рассеиваются сомнения, осознаются новые цели и смыслы жизни. Прежняя личность с ее неприглядными чертами отсту­пает на второй план и миру является новый человек, «преис­полненный желанием порадовать, помочь и поделиться свои­ми только что обретенными духовными богатствами...» «Это состояние радости, безмятежности, ощущения внутренней бе­зопасности, чувства спокойствия, ясности ума и любви ко всему сущему В своих высших аспектах это постижение сущнос­ти Бытия, приобщение ко Всеобщей Жизни и отождествление с ней», — пишет Р. Ассоджиоли..

Для достижения подобного состояния сознания в практике психосинтеза в разных странах последователями Р. Ассоджи­оли было разработано много различных упражнений, в кото­рых воспоминаниям и воображению отводится ведущая роль. (См. об этомЙоуменс Т. Двенадцать классических упраж­нений / /АссаджолиР. Психосинтез. М., 1994.)

Психологический дневник

Ведение дневника традиционно является для многих людей средством самопознания, самосовершенствования и саморегу­ляции. Более четкая формулировка своих мыслей и чувств в процессе наблюдений за жизнью способствует прояснению сво­его Я, его сильных и слабых сторон. Дневник позволяет излить переполняющие нас разрушительные эмоции безвредно для окружающих и, кроме того, служит хорошим средством для развития навыков сосредоточения, внимания и волевого конт­роля.

2. «Кто Я?»

Каждого из нас можно сравнить с луковицей, в которой есть несколько слоев, скрывающих «сердцевину». Пласты, за кото­рыми кроется наше подлинное «Я», могут быть как положи­тельными, так и отрицательными. При помощи некоторых из них мы скрываем то, что нам не нравится в самих себе, но за другими могут прятаться наши еще нераскрытые потенциаль­ные возможности. В любом случае за всеми этими оболочками в нас скрывается наше подлинное «Я».

Для выполнения упражнения следует взять лист бума­ги, и несколько раз ответить на вопрос «Кто Я?» или «Что есть Я?» Напишите честно и откровенно все, что вы думае­те о себе.

Вечерний обзор событий

Перед засыпанием окиньте вашим мысленным взором весь прошедший день, начиная от текущего момента к началу дня. Следует войти в роль беспристрастного наблюдателя, спокой­но отмечающего каждое событие дня, не радуясь успехам и не огорчаясь от неудач. Полезно записать свои наблюдения и ин­теллектуальные озарения в дневник. Просматривая свои запи­си через некоторое время, можно будет уловить некоторые моменты личностного роста. Это упражнение помогает выявлению субличностей, под которыми F Ассаджоли подразуме­вал потребности, которые могут быть персонифицированы как настоящие и живые личности. Чаще всего ими оказываются наши межличностные и социальные роли типа Ребенок, Роди­тель, Искатель, Зануда, Поэт, Одиночка т. д.

4. Разотождествление

Один из ведущих принципов психосинтеза гласит, над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над всем тем, с чем мы себя не отождествляем. Из этого следует, что человек становится свободным и полновла­стным хозяином своей судьбы, если он перестанет себя отож­дествлять с кем бы то ни было и с чем бы то ни было. Большин­ство людей отожде-ствляет себя с тем содержанием сознания, которое дает им в настоящий момент наибольшее ощущение полноты жизни.

Человек может отождествлять себя со своим телом и тогда он может говорить: «Я устал». Он может отождествлять себя со своими чувствами и говорить при этом: «Я зол» или же «Я влюблен». Можно отождествить себя со своим интеллектом и говорить: «Я это понимаю», или же: «Я думаю» Наконец, мож­но отождествлять себя с той социальной ролью, которую че­ловек в данный момент выполняет, воспринимая себя как мужа, отца, начальника или подчиненного.

Отождествление себя только с одной из частей в течение длительного времени может иметь серьезные последствия. Оно мешает осознанию своего «Я» во всей полноте и закрывает че­ловеку осознание всех других возможностей, скрытых в глу­бинах его личности. Это в конце концов вызывает в нем чув­ство подавленности и неполноценности.

Длительное отождествление самого себя с какой-либо ро­лью или функцией неизбежно приводит к драматической ситу­ации, когда функция или роль по каким-либо причинам не мо­жет больше осуществляться. Так бывает со спортсменами, потерявшими свою былую силу; актрисами, потерявшими мо­лодость и красоту; с матерями, которых покинули их дети; со студентами, которым после учебы надо начинать трудовую жизнь. Подобные ситуации могут быть весьма болезненными. Единственным выходом из них могут стать «второе рождение» и более широкий подход к отождествлению, переход на новый, более высокий уровень бытия. Целенаправленные упражне­ния в отождествлении и разотождествлении помогают человеку обрести свободу выбора той из сторон своей личности, ко­торая в данной ситуации обеспечивает наибольшие возможно­сти для восхождения к своему высшему «Я»

Краткие формулы разотождествления выглядят так:

— Я обладаю телом, но я не есть мое тело

— Я испытываю чувства, но я не есть мои чувства

— У меня есть разум, но я не есть мой разум

Формулы самоотождествления выглядят следующим образом:

— Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосоз­нания и творческой энергии

— Я сознаю, что из этого центра подлинной самотождествен­ности я могу наблюдать, управлять и согласовывать между со­бой все свои психические процессы и свое физическое тело

— Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы осознание его никогда не покидало меня в повседневной жизни и придавало бы ей более глубокий смысл

Способность к разотождествлению дает возможность в лю­бой момент отделить свое «Я» от переполняющих сознание мыслей и чувств, правильно оценить ситуацию и наметить пути решения возникшей проблемы.

Вариант упражнения

— У меня есть разнообразные желания, которые могут про­тиворечить друг другу. Но «Я» — это не мои желания

— Мне приходится по ходу жизни играть самые различные межличностные и социальные роли — отца, сына, ученого. Но мое «Я» — это не мои роли. Я есть нечто большее, чем мои роли. Я есть не только актер, но режиссер моей собственной драмы жизни.

Самоотождествление

Это упражнение нацелено на определение местоположения внутреннего «Я» относительно высшего «Я» имеющего транс­цендентальную природу Ощущения здесь могут иметь мисти­ческую окраску, но они способствуют осознанию своей тожде­ственности беспредельности бытия

1. Подготовительный этап включает в себя использование пре­дыдущего упражнения на разотождествление, которое ре­комендуется выполнять в течение нескольких дней

2. Научившись входить в позицию стороннего наблюдателя, созерцающего ваше тело, чувства и мысли, перенесите ваше внимание на сам процесс наблюдения и постарайтесь по­нять его суть

3. Находясь в позиции стороннего наблюдателя, представьте себе какой-то отрезок времени, скажем, один час. Посте­пенно увеличивайте представление этого временного отрез­ка до размера суток, недели, месяца, года, десяти лет, сто­летия, тысячелетия. Постарайтесь теперь раздвинуть этот отрезок до вечности. Запомните ваши ощущения

4. Теперь представьте себе сферическое пространство разме­ром с футбольный мяч. Расширяйте это пустое простран­ство до метра, ста метров, километра, десяти километров, ста, тысячи километров. Раздвиньте это огромное простран­ство до бесконечности, попытайтесь удержать это в своем сознании и запомнить ваши ощущения

5. Теперь соедините в вашем сознании эти два ощущения — вечности времени и бесконечности пространства. Наблю­дайте за вашими ощущениями и переживаниями

6. В заключение сосредоточьтесь на дыхании и переместите внимание снова на ваши мысли, чувства и тело. Почувствуй­те, что вы снова способны ощущать себя в своем привыч­ном окружении. Осознайте на короткое время, что вечность и бесконечность находятся здесь, рядом, и посмотрите, ка­кие ощущение у вас при этом возникнут. Запишите в вашем дневнике образы, ощущения и озарения,

которые возникли в ходе выполнения упражнения

Внутренний диалог

Это упражнение нацелено на соприкосновение с голосом внутреннего разума, называемого в обиходе интуицией. Ис­точник внутреннего руководства в разных культурах ассоции­руется с разными образами и представлениями. К ним отно­сятся Солнце, звезды, родник, ангел, орел, голубь или птица Феникс, образы пророков — Христа, Будды, Магомета. Не­редко этот источник предстает в образе мудрого, любящего нас старца или женщины. Обычно старец подбадривает и вдох­новляет, а женщина — успокаивает и поддерживает.

Закройте глаза и представьте себе мудрого старца или по­жилую женщину, которые безусловно любят вас. Заговорите с ними и задайте им те вопросы, которые вас волнуют. Диалог может быть как вербальным, так и невербальным. После запи­шите в вашем дневнике ваш разговор, давая оценку пришед­шим озарениям. Со временем контакт с источником мудрости и любви, живущих в глубине вашей души, смогут все больше проявлять себя в вашей повседневной жизни.

Следует научиться различать образы, излучающие мудрость, от образов, от которых она не исходит. Может появить­ся образ критически настроенного авторитета, не испытываю­щего к вам искренней любви. Это может оказаться одна из ва­ших субличностей или же хорошо знакомый человек. Следует установить, что это за человек и сорвать с него маску. Надо различать так же подлинное сообщение от того, которое вам бы хотелось услышать.

Не следует злоупотреблять обращением к внутреннему ис­точнику. Сначала надо постараться как можно полнее изучить возникшую проблему и лишь затем, не найдя самостоятельно­го решения, обращаться за помощью к внутреннему гиду.

7. Пробуждение и развитие желаемых качеств Психосинтез помогает формированию в человеке ценных личностных качеств, таких, как мужество, терпение, состра­дание, оптимизм и т. д.

Надличные качества

Размышления над нижеприведенными качествами личнос­ти способствуют ее обогащению и росту. Подумайте над тем, каких из этих качеств вам недостает.

Благодарность — Признательность — Восхищение

Благородство -Вдохновение

Верность

Вечность — Бесконечность — Всеобщность

Возрождение

Воля

Гармония

Доброжелательность

Доброта

Доверие — Вера

Жизненность

Красота

Любовь

Мудрость

Понимание

Порядок

Простота

Радость — Счастье

Разумность

Реальность — Истина

Свет

Свобода — Освобождение — Независимость

Синтез — Целостность

Служение

Смелость

Сопереживание

Сострадание

Сотрудничество —Дружба — Братство

Творчество

Терпение

Тишина — Спокойствие — Умиротворенность

Энергия — Сила

Юмор

Идеальная модель

Цель данного упражнения — на основе творческого вооб­ражения создание образа желаемого «Я», кем мы хотим и мо­жем стать и воплощение этого образа в реальной действитель­ности. Для начала надо осознать все ранее имевшиеся в созна­нии модели вашей личности Осмыслив противоречия и конфликты между ними, будет легче перейти к воплощению идеальной модели.

Идеальная модель не есть модель предельного совершен­ства, полного психосинтеза. Она — лишь один из шагов на пути саморазвития и личностного роста, придания законченной формы какому-либо качеству личности

Для выполнения упражнения нужны семь листов бумаги, на­бор цветных красок или карандашей. Устройтесь в тихом и удоб­ном месте, где вам никто не будет мешать. Расслабьтесь и успо­койтесь. Сосредоточьтесь на следующих образах воображения.

1. У каждого из нас есть образ самого себя худшего, чем мы есть на самом деле. Но иногда нам кажется, что он соответ­ствует действительности. Закройте глаза и сосредоточьтесь на этом образе, обратите внимание на чувства, которые он у вас вызывает. Откройте глаза и нарисуйте образ, кото­рый вы только что себе представили. Рисунок может быть выполнен как в реалистической манере, так и в виде симво­ла или абстрактного рисунка. Если не возникает никакого образа, просто начинайте рисовать, и образ появится. Запишите мысли, которые возникли у вас в связи с этим образом, постарайтесь понять смысл вашего рисунка и как он может быть связан с вашей повседневной жизнью.

Теперь отложите ваш рисунок в сторону и тот образ, кото­рый был в Вашем сознании. Вспомните, кто вы есть на са­мом деле, сделайте несколько вдохов и выдохов и успокой­тесь. Затем переходите к следующему упражнению. Про­чтите внимательно инструкцию и проделайте все, что

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...