Упражнение «Вспомнить и забыть»
Включите вашу любимую спокойную музыку. Займите удобную позу и успокойте дыхание. Оно должно быть совершенно спокойным. Представьте свои детские годы и те приятные ситуации и события, которые там были. Теперь вспомните те тяжелые ситуации, которые вас очень огорчили, вспомните, как вы плакали от обиды и отчаяния. Не бойтесь их пережить заново. Не бегите от них. Вспомните еще и еще раз. Закончите эту ситуацию так, как бы вам хотелось, чтобы она закончилась. Усильте и закрепите это окончание. Мысленно дайте отпор обидчику, скажите то, что вы хотели бы сказать, сделайте то, что считаете нужным. Теперь немного отдохните и вернитесь к хорошему воспоминанию. Вспомните своих добрых родителей и хороших друзей. Побудьте немного с ними. Снова вернитесь к неприятным эпизодам вашей жизни. Вспомните самую драматическую и жестокую из них. Переживите ее заново. Еще и еще раз. С каждым разом неприятных ощущений будет все меньше... Теперь это травматическое воспоминание становится для вас безразличным. Оно уменьшается в размерах, становится все меньше и меньше. Представьте, что ваше сознание расширяется, ипи отходит за пределы вашего тела... Затем этого помещения... Теперь оно выходит за пределы этого дома и этого района... Теперь ваше сознание простирается над всей страной... Представьте ваше сознание над картой.. Теперь охватите вашим сознанием весь земной шар в виде глобуса... Теперь включайте в ваше сознание необъятный Космос. Посмотрите из Космоса на ваши прошлые травмы и неприятности. Они вам кажутся маленькими и ничтожными. Не стоит их больше вспоминать... Они забываются, забываются, стираются из памяти. Ваше сознание чистое, просветленное, в нем нет ни одной мысли. Есть только переживания своего единства с Космосом.
Запомните это ощущение умиротворения, спокойствия, принятия себя и окружающего мира.
ТЕРАПИЯ ВООБРАЖЕНИЕМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ Фантазия может и убить, и вылечить. Келли Воображение — это процесс, при помощи которого человек пытается заглянуть в свое будущее. В нем собираются вместе все его способности для того, чтобы, отталкиваясь от прошлого опыта, что-то предвидеть, предположить, предугадать и предсказать, что с ним будет через какое-то время. Хотя воображение — чисто мыслительный процесс, но когда человек что-то воображает или представляет, у него могут изменяться многие физиологические показатели — артериальное давление, содержание сахара в крови, электрическая проводимость кожи. Воображая что-то, мы можем себя или убить, или успокоить. Врачам известен случай, когда одна чувствительная пожилая особа, наблюдая мексиканский сериал «Богатые тоже плачут», так остро переживала козни злодея Макса, что с ней случился инсульт. Работая с воображением, многие актеры не случайно испытывают страх перед полным сценическим перевоплощением. Героиня романа Сомерсета Моэма «Театр» по этому поводу замечает: «Если бы актриса испытывала все эмоции, которые изображает, она в клочья разорвала бы свое сердце». Но иногда актеры при помощи воображения так глубоко входят в роль, что потом не могут из нее выйти. Трагедия героя пьесы или фильма может стать трагедией самого актера Блестящая голливудская актриса Вивьен Ли, хорошо знакомая многим зрителям по созданному ей образу Скарлетт О'Хары в фильме «Унесенные ветром», умерла в возрасте 53 лет от туберкулёза. Есть предположение, что трагическую смерть предвосхитило то, что она в течение двух лет играла в пьесе Чехова «Иванов» больную туберкулезом героиню Анну. Известная в прошлом французская актриса Бриджит Бардо на вершине и в блеске своей славы пыталась покончить с собой, вскрыв себе вены. Но именно таким же образом поступила и ее героиня в фильме «Истина». В своем последнем фильме знаменитый французский актер Ив Монтан играл роль человека, умирающего от инфаркта Как писали французские газеты, от него он и скончался
Другой известный наш актер, Евгений Евстигнеев, приехал в Англию для того, чтобы ему там сделали операцию на сердце. Хирург, как это принято в Англии, очень подробно рассказал своему пациенту, чувствовавшему себя сравнительно неплохо до его прихода, что с ним будет, если операции не сделать. Через несколько часов Евгения Александровича не стало. Психиатр Михаил Шойфет сделал предположение, что Евстигнеев воспринял слова хирурга как указания режиссера и представил себя умирающим. Близкий друг Евгения Евстигнеева, актер Петр Щербаков, очень сильно переживал его смерть, по словам его жены, просто не находил себе места. Однажды он пришел в театр и сказал: «Видел сегодня во сне Женю, зовет к себе. Не могу без него». На следующее утро Петр Щербаков скончался. В одном из своих интервью газете «Аргументы и факты» известный актер театра «Ленком» Андрей Соколов рассказывал: «В фильме «Наш человек в Сан-Ремо» я играю афганца, которому предстоит операция. И через некоторое время я попадаю в больницу с точно таким же диагнозом.. И что не фильм, то такая же история. Когда я играю 18-летних, мне дают 18 лет, сорокалетних — все обращаются на «вы», и я чувствую, что так и выгляжу». На одной из картин Рериха изображен молодой йогин, держащий суровый экзамен на право называться настоящим йогом. Он сидит на морозе, его тело стало красным, и он должен на своей спине высушить несколько мокрых простыней, чтобы доказать свое умение управлять своим психофизическим состоянием. Для этого будущему йогу рекомендуется мысленно воображать и представлять себе, что он находится не на морозном ветру в заснеженных горах, а в пустыне, под палящим солнцем. Между прочим, этим же приемом пользовался космонавт Юрий Гагарин, когда проходил испытания в барокамере на перенесение жары и холода. В жару он представлял себе, что находится на Северном полюсе, среди пингвинов и белых медведей, а при холоде — что находится в жаркой туркменской пустыне.
Психотерапевты делят воображение на здоровое и на больное. При больном человек реконструирует свои восприятия так, что они противоречат реальной действительности. Можно смело сказать, что больное восприятие и нездоровое воображение являются отличительной чертой невротической личности. Например, человек узнал, что соседа по дому пришибло сосулькой с крыши. Он начинает думать и представлять, что с ним такое же может случиться, он перестает выходить на улицу, представляя себе в своем воображении все более и более страшные картины. Известный швейцарский психиатр П. Дюбуа в начале прошлого века в своей лекции «О влиянии духа на тело» делится своими наблюдениями о том, что иногда маленькие девочки могут подражать истеричке маме и при малейшей усталости бросаются на кушетку, жалуясь на мигрени, боли в спине или еще что-нибудь. Они так хорошо могут сыграть роль маленьких нервных женщин, — пишет Дюбуа, — что попадаются в ловушку и в конце концов действительно ими становятся. Когда же человек убежден, что у него прекрасное здоровье, то его кровообращение улучшается и иммунная система работает так, как надо... «Когда мы в духе, — пишет П. Дюбуа, — то меньше чувствуем, например, холод. И наоборот, мы больше от него страдаем, если печально и дурно настроены; тогда он особенно может оказывать на нас пагубное влияние». Налагание крепкой узды на воображение, не позволяющей ему рисовать и воссоздавать возмутительные и обидные картины прошлого, или же страшные картины будущего — залог душевного спокойствия. Отказ от строительства воздушных замков, отсутствие стремления принимать желаемое за действительное тоже входит в это условие. «На вещи, касающиеся нашего блага и горя, — наставлял А. Шопенгауэр, — мы должны смотреть исключительно глазами разума и способности суждения, то есть подвергать их сухому и холодному разбору с помощью простых понятий...» (Свобода воли и нравственность. С. 366.)
Но, как говорится, «чем калечимся, тем и лечимся». Терапия при помощи воображения присутствует сегодня почти во всех психотерапевтических подходах. Большую известность в 1990-е годы приобрели работы супругов Карла Саймонтона и его жены Стефани Саймонтон. Они первыми стали применять работу воображения для поддержки лечения онкологических больных. Пациентам предлагалось представлять, как их иммунная система в виде бесстрашных воинов нападает на раковые клетки, которые следовало представлять в виде трусливых и беспомощных животных, которых легко можно победить. Настрой душевных сил на борьбу активизировал внутренние силы организма, что вместе с другими методами лечения способствовало выздоровлению. Так здоровый дух начинает лечить больное тело. Светлана страдала от депрессии и головных болей... Свое состояние она выразила в серии рисунков, на которых были изображены: 1. тяжелые грозовые тучи, нависшие над землей. Они символизировали проблемы, омрачающие существование и возникающие по самым пустяковым делам; 2. решетки, отгораживающие ее от остального мира, страх быть узником своей болезни; 3. черный квадрат, который символизировал страх смерти и могилу; 4. молнию, которая символизировала перст судьбы, поражающая внезапно и в один момент; 5. кандалы и цепи, которыми были скованы ее руки и ноги, что отражало бессилие что-либо сделать. После беседы о возможности изменить свое состояние при помощи метода креативной визуализации Светлана нарисовала серию других рисунков, в которых грозовые тучи проливаются дождем и из-за туч выглядывает солнце. Решетки взламываются сильной рукой, а цепи и кандалы разрываются могучим желанием жить. После выполнения этих рисунков состояние Светланы значительно улучшилось. Конечно же, для успешного излечения большое значение имеет устранение, дезактуализация и разрешение того внутриличностного конфликта, который привел к заболеванию. Надо помочь клиенту отказаться от несбыточных желаний и найти другие жизненные пути и цели, которые бы помогли реализации его личности. И здесь работа воображения тоже оказывается незаменимой. Для использования возможностей творческого воображения, в целях оздоровления следует полностью расслабиться и представлять себе свой здоровый организм или его отдельные органы. Можно так же визуализировать события, связанные с карьерой, путешествиями и межличностными отношениями. В некоторых случаях такой способ достижения цели окажет- ся более приятным и более эффективным, чем тщательный анализ и продумывание сложных ситуаций. В состоянии глубокого покоя нужное решение, озарение — «инсайт», приходят сами собой. Эта ситуация похожа на ту, как если бы крестьянин поехал зимой на санях в лес за дровами, но пошел снег и след от саней замело. В таких случаях бывалые и знающие люди бросают поводья, позволяют лошади двигаться самой, и она находит дорогу сама. Так и наш организм находит путь к выздоровлению, если отпустить его, оставить в покое и позволить ему самому найти выход из трудного положения, будь оно связано со здоровьем или чем-нибудь еще. Здесь не нужны сомнения и мрачные мысли, но необходимы вера и огромное желание достичь цели.
Нина, женщина 37 лет, полюбила крупного ученого, доктора наук. Но в глубине своей души считала, что недостойна его, потому что воспринимала себя как невзрачную серую мышку. Ей были даны рекомендации представлять себе, что она достойна прекрасной любви, и представлять себе, как она сближается с любимым человеком, как она вечером ложится в постель вместе с ним и обнимает его, а утром нежно целует. Она постоянно благодарила судьбу за то, что ей было послано такое счастье любить его. В результате таких упражнений ее внешний и внутренний облик изменился. Она стало внутренне как бы светиться и при встрече с любимым человеком всегда ему улыбалась, не говоря, впрочем, как она ему рада — она выражала все это без слов. А улыбка смотрящего на нас человека, всегда повышает самооценку смотрящего на него. Кончилось дело тем, что они поженились. В своей книге «Мне сорок лет» Мария Арбатова рассказывает о феномене космической почты, свидетельницей которой она стала. Один из ее сыновей мечтал об ударной установке, рисунок которой он повесил у себя в комнате. Каждый день он смотрел на этот рисунок, отправляя соответствующие сообщения о своих желаниях в космос. Случилось так, что один молодой африканец купил в Москве такую установку. Но потом попал в финансовый кризис и не смог ее вывести к себе домой из-за высоких пошлин. Через знакомых он стал продавать ее и она чуть ли не даром в конце концов оказалась у сына М.Арбатовой. Но известно и другое. Американская певица Глория Эстефан больше всего в жизни боялась: оказаться в инвалидном кресле, попасть в автокатастрофу и врезаться в кого-нибудь на своей моторной лодке. Трудно представить, но все это с ней действительно произошло. В 1990 г. она едва не погибла, когда междугородний автобус, на котором певица ехала с сыном Наибом, столкнулся на заснеженном шоссе с грузовиком. У Глории оказалось серьезное повреждение позвоночника. Операция длилась 4 часа, и в ее позвоночник были вставлены два стержня из титана. Только через год после несчастья она снова вышла на сцену. В 1995 г. в борт прогулочной яхты «Эстефан» врезался на водном мотоцикле молодой человек. Погиб матрос, стоявший за штурвалом. Эти факты могут быть и случайным совпадением, но для представителей парапсихологии они доказывают достоверность того, что наши мысли в некотором смысле могут материализоваться и становиться явью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|