По возвращении на Родину
Весной 1936 Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды — в сезоне 1936/1937 и 1938/1939. Творческая жизнь композитора между 1936 и 1948 отличалась исключительной интенсивностью. В 1936 он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан ему в 1934 дирекцией театра имени Кирова в Ленинграде (премьера балета в этом театре состоялась в 1940; мировая премьера прошла в 1938 в Брно, в Чехословакии). В том же 1936 году в Московском театре для детейбыла поставлена симфоническая сказка «Петя и волк». Год спустя Сергей Прокофьев представил Комитету по делам искусств свою Кантату к 20-летию Октября — грандиозную фреску для двух хоров и четырех оркестров на слова Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. По существу, это был опыт создания своего рода коммунистической литургии (по своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы); но осуществленное Прокофьевым музыкальное воплощение слов классиков марксизма-ленинизма было сочтено идеологически неприемлемым, и Кантата была положена «на полку» (ее первое исполнение, к тому же с купюрами, состоялось в Москве только в 1966). Значительной художественной удачей явилась вторая монументальная кантата Сергея Сергеевича «Александр Невский» (1939), созданная на основе музыки к одноименному фильму Сергея Михайловича Эйзенштейна. На 60-летие Сталина Прокофьев откликнулся кантатой «Здравица», исполнение которой стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Менее успешной оказалась судьба еще одного приношения Прокофьева на алтарь государственной идеологии — оперы «Семен Котко» по роману Валентина Петровича Катаева «Я сын трудового народа» на сюжет из истории Гражданской войны на Украине; поставленная в Москве в 1940 году, опера подверглась резкой критике и вскоре была снята с репертуара. В 1940 были завершены соната № 6 для фортепиано и комическая опера «Обручение в монастыре» по пьесе Ричарда Бринсли Шеридана «Дуэнья», премьера которой состоялась в Ленинграде уже после войны[en], в 1946 году.
Летом 1941 Сергей Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где вскоре написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора). В том же году он начал работать над оперой «Война и мир» по роману Льва Николаевича Толстого. Работа эта растянулась на 11 лет. В первоначальных редакциях оперы основное внимание уделялось бытовым, семейным мотивам романа, тогда как ее окончательная версия (премьера — в Ленинграде 1955 года, в более полном виде — в Москве 1959-го) представляет собой грандиозную народно-патриотическую эпопею. В военные годы Сергеем Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение — балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет — симфонии № 5 и 6 (1944, 1947), сонаты № 7, 8, 9 для фортепиано (1942, 1944, 1947), соната для флейты и фортепиано (1943; известна также в скрипичной редакции), соната для скрипки и фортепиано (1938-1946). Постановлением ЦК ВКП(б) об опере Вано Ильича Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». От этого удара Сергей Сергеевич не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 года (опера «Повесть о настоящем человеке», поставлена в Москве в 1960, балет «Сказ о каменном цветке», 1950, поставлен в Москве в 1954, оратория «На страже мира», 1950, симфония №7, 1952) малоудачны, отмечены вымученными попытками «упростить» свой музыкальный язык. Среди немногих исключений — два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого Мстислава Леопольдовича Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952). (Л. О. Акопян)
Еще в 1948 году жену Сергея Сергеевича, Лину Прокофьеву, урожденную Каролину Кодина-Любера, испанскую певицу, которую в 1936 году Прокофьев привез в СССР, упекли в мордовские лагеря. А их брак, несмотря на то, что Лина родила Прокофьеву двух сыновей, власти признали недействительным! Не захотели марать биографию советского композитора, любимца Сталина, печатью о разводе. И на вопрос " а где ваша жена? " можно ответить " я не был женат прежде"... Прокофьеву сразу же было дозволено жениться вновь — на Мире Мендельсон. Маленькие Святослав и Олег получили благонадежную мачеху взамен родной мамы. Лина Прокофьева была полностью реабилитирована и вышла на свободу. Позже ей было разрешено покинуть СССР. Она умерла в Англии в 1989 году. Уехал к матери и младший сын Олег, ставший художником. Его уже тоже нет в живых. Судьбе Лины посвящена книга " XX век Лины Прокофьевой", которую написала Валентина Чемберджи. Судьба старшего сына Лины и Прокофьева, Святослава, неизвестна. Сергей Сергеевич Прокофьев скончался 5 марта 1953 года в Москве,. Его смерть почти не была замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало посмертное присуждение ему Ленинской премии в 1957 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|