Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слухового восприятия и требования,




ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ

Цели и задачи развития слухового восприятия речи

Слуховая система человека — одна из важнейших анализаторных систем. Зрение имеет огромное значение для человека, но оно не может компенсировать работу других анализаторов, в том числе слухового. Есть области психической деятельности, где бесспорное преимущество имеет слуховой анализатор — восприятия речи, музыки, звуковой сигнализации.

Природа создала такой уникальный аппарат, который по своей работоспособности и совершенству превосходит все технические устройства. Ухо человека может воспринимать звуки в диапазоне от 10 Гц до 20 кГц, способно улавливать структуру речевых и музыкальных звуков, реагировать на мельчайшие различия по высоте тона и т. п. С помощью слуха познается многообразие звуков окружающей среды: источник звука, направление издаваемого звука, процессы и явления окружающей действительности и т. д. Таким образом, возможности слухового анализатора велики, значительны и обширны, слуховая система человека гибка и чувствительна.

Главное назначение слухового анализатора заключается в восприятии речи, причем речи на родном языке.

Восприятие человеком связной речи возможно благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Непосредственной предпосылкой восприятия связной речи является речевой слух. Б. Г. Ананьев (1961) рассматривает речевой слух как формирование различительной чувствительности к звукам родной речи. А. Р. Лурия (1964) охарактеризовал речевой слух как сложный процесс анализа воспринимаемых звуков и переработки слуховой информации с выделением ее существенных и торможением побочных признаков.

Нормальный слух — условие общения посредством речи, фак­тор формирования речи, развития мышления и общего психи­ческого развития.

У слабослышащих детей речевой слух сохранен частично, в большей мере, чем у глухих. Чем значительнее нарушения слу­ха, тем меньшую роль он играет в жизни человека. Но и не­большие остатки слуха имеют существенное значение для че­ловека с нарушенным слуховым анализатором, т. к. этот слух можно использовать для частичного восприятия речи, для ее кор­рекции, для постановки и автоматизации звукопроизношения. В том случае, когда восприятие слов и фраз невозможно, то тог­да и слух имеет большое значение для работы над ритмом речи, ударением и голосом. Нельзя недооценивать значение остаточ­ного слуха, т. к. он играет подсобную роль в комплексном слухо-зрительном восприятии речи, как считает Л. В. Нейман (1961), помогает конкретнее осмыслять значения многих слов, которые связаны со звуковым содержанием.

Большую роль выполняет пониженный слух в жизни слабо­слышащих детей. Они могут на слух воспринимать громкую му­зыку, слова и фразы в контексте, связную речь на расстоянии около двух метров.

Таким образом, остаточный и сниженный слух имеет большое значение для детей с патологией слухового анализатора, понижен­ный и остаточный слух нужно не только использовать, но и разви­вать, т.е. развивать слуховое восприятие неречевых звуков и речи.

Отсюда цель работы — это формирование речевого слуха, со­здание межанализаторных условно-рефлекторных связей вос­приятия устной речи.

Задачами работы являются следующие:

— интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих учащихся;

— усиление слухового компонента в слухо-зрительном вос­приятии устной речи;

— обогащение представлений о звуках окружающей действи­тельности;

— ориентация глухих и слабослышащих детей с использова­нием полисенсорной основы восприятия окружающей среды;

— применение звукоусиливающей аппаратуры, адекватной слуховым возможностям учащихся;

— использование остаточного и сниженного слуха для фор­мирования произношения;

— совершенствование навыка общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи.

Развитие слухового восприятия как самостоятельная педагогическая система имеет свой предмет обучения — процесс формирования речевого слуха у детей с нарушением слухового анализатора и решает следующие задачи:

— определение оптимальных путей формирования речевого слуха;

— конструирование и моделирование учебного процесса, направленного на формирование речевого слуха;

— овладение методами, приемами и средствами развития слуового восприятия у глухих и слабослышащих детей;

— дифференциация приемов обучения в зависимости от состояния слуха, психических и индивидуальных особенностей детей;

— внедрение новых технологий в процесс формирования реевого слуха.

Названные задачи очерчивают основной их круг и не исчерпывают многообразия. Развитие технологии обучения, самой методической системы, совершенствование модели обучения способствуют расширению и углублению задач, их изменению в соответствии с педагогической действительностью и с прогнозированием процесса образования.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

 

Развитие слухового восприятия как педагогическая система Имеет определенное содержание работы, которая реализуется в ходе обучения. Многие дети до поступления в школу обучались в различных образовательных учреждениях: массовых детских садах, специальных детских садах, дошкольных группах при школах, диагностических и других центрах со специалистами-дефектологами, врачами и т. п. Широкая возможность выбора образовательных учреждений предоставляется детям крупных городов, районных центров. В гораздо худшем положении находятся дети небольших городов, поселков и сел. Поэтому отразим направления работы, которые могут быть использованы и в школах, и в дошкольных учреждениях,— это развитие слухового восприятия неречевыми звуками и речью. Те дети, которые поступают в школу из детских садов, часто хорошо знакомы с неречевыми звуками, а те, кто впервые поступают в образовательное учреждение из семьи, могут быть незнакомы с ними. Однако для тех и других детей в школах используются неречевые звуки, которые нашли отражение в программе фронтальных уроков (слуховой час), который проводится в слу­ховом кабинете.

Содержанием занятий по РСВ являются неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи.

Неречевые звуки. К неречевым звукам относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой вет­ра, крики животных, птиц ит. д., т. е. все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи. Основные цели развития слу­хового восприятия неречевыми звуками:

— выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды;

— дифференциация звуков окружающей среды для ориенти­ровки в окружающей шумовой обстановке;

— уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связан­ных с познанием предметов и явлений окружающего мира;

— подготовка слуха учащихся к более тонким и сложным дифференцировкам восприятия речи на слух.

Неречевые звуки имеют ряд преимуществ по сравнению с ре­чью. Они обладают большей интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике. Сравните о, у и школьный звонок. Конечно, школьный звонок легче вос­принимается на слух даже детьми с минимальными остатка­ми слуха. Неречевые звуки не требуют большого запаса слов для их обозначения и знакомства с содержанием понятия. Осо­бенно это важно для детей подготовительного, первого класса школы глухих, не прошедших дошкольную подготовку, не владеющих речью.

Человека в быту окружает множество звуков. Мы, слышащие, привыкли к ним, различаем их без труда, вычленяем их из чис­ла окружающих звуков по мере необходимости (пение соловья, кукушки среди голосов других птиц). Глухие и слабослышащие дети, не имеющие большого социального опыта, затрудняются в этом, особенно без специальной подготовки, поэтому их нуж­но учить. Кроме того, они не соотносят звуки с соответствую­щим объектом, т. е. не знают, какие звуки может издавать дан­ный объект. Слабослышащие дети по сравнению с глухими име­ют некоторый опыт в различении окружающих звуков. Но опыт этот невелик, часто встречаются ошибки в соотнесении звуков с объектом, издающим звук.

Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, т.к. способствует расширению представ­лений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице т. д. В последнее время в работе учителей и в программах на­ходит отражение бытовая направленность дифференцируемых речевых звуков и тех звуков, которые встречаются в учебной литературе. Вероятно, это тот путь, по которому следует идти в работе с неречевыми звуками.

Речь и ее элементы. Для развития слухового восприятия наиболее важным средством является речь в виде слов, фраз, текста и таких элементов, как гласные, согласные звуки. Значение речи, используемой для упражнений в развитии слухового восприятия, велико:

— речь является адекватным раздражителем слухового анализатора;

— речь способствует общему развитию детей, развитию мыслительной деятельности;

— речь способствует успешной адаптации детей с нарушениями слуха в среде слышащих.

Поэтому в упражнения по развитию слуха неречевыми звуками включается речь. Исследованиями доказано, что целесообразнее начинать с различения на слух слов, т. к. они несут определенную информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трехсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением, нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст — более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, т. к. каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст — из нескольких предложений. После такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолирован­ных звуков. Это самые трудные речевые единицы для восприя­тия на слух. К ним обращается учитель, как правило, в средних старших классах школ глухих и слабослышащих.

Исследованиями В. И. Бельтюкова и Л. В. Неймана (1958) указано, что гласные звуки воспринимаются на слух лучше, чем согласные. Существуют отличия в порядке различения гласных по степени снижения слуха. Однако для всех детей отмечается единая тенденция: гласный а различается лучше других, а гласный ы различается хуже других гласных фонем. Различение согласных звуков зависит не только от степени со­хранности слуха, но и от уровня развития речи. В различении согласных фонем отмечается тенденция, что лучше различаются на слух сонорные звуки, хуже других — взрывные и фрикатив­ные. Исключение составляют слабослышащие дети I степени, которые лучше всего различают шипящие, хуже — взрывные.

Таким образом, различение элементов речи — очень трудо­емкий процесс для всех категорий детей, т. е. как для глухих, так и для слабослышащих, хотя бесспорным является факт, что слабослышащие воспринимают изолированные звуки речи луч­ше, чем глухие дети.

Итак, содержанием работы по РСВ являются неречевые зву­ки, речь и элементы речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...