Слухового восприятия и требования,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ Цели и задачи развития слухового восприятия речи Слуховая система человека — одна из важнейших анализаторных систем. Зрение имеет огромное значение для человека, но оно не может компенсировать работу других анализаторов, в том числе слухового. Есть области психической деятельности, где бесспорное преимущество имеет слуховой анализатор — восприятия речи, музыки, звуковой сигнализации. Природа создала такой уникальный аппарат, который по своей работоспособности и совершенству превосходит все технические устройства. Ухо человека может воспринимать звуки в диапазоне от 10 Гц до 20 кГц, способно улавливать структуру речевых и музыкальных звуков, реагировать на мельчайшие различия по высоте тона и т. п. С помощью слуха познается многообразие звуков окружающей среды: источник звука, направление издаваемого звука, процессы и явления окружающей действительности и т. д. Таким образом, возможности слухового анализатора велики, значительны и обширны, слуховая система человека гибка и чувствительна. Главное назначение слухового анализатора заключается в восприятии речи, причем речи на родном языке. Восприятие человеком связной речи возможно благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Непосредственной предпосылкой восприятия связной речи является речевой слух. Б. Г. Ананьев (1961) рассматривает речевой слух как формирование различительной чувствительности к звукам родной речи. А. Р. Лурия (1964) охарактеризовал речевой слух как сложный процесс анализа воспринимаемых звуков и переработки слуховой информации с выделением ее существенных и торможением побочных признаков. Нормальный слух — условие общения посредством речи, фактор формирования речи, развития мышления и общего психического развития.
У слабослышащих детей речевой слух сохранен частично, в большей мере, чем у глухих. Чем значительнее нарушения слуха, тем меньшую роль он играет в жизни человека. Но и небольшие остатки слуха имеют существенное значение для человека с нарушенным слуховым анализатором, т. к. этот слух можно использовать для частичного восприятия речи, для ее коррекции, для постановки и автоматизации звукопроизношения. В том случае, когда восприятие слов и фраз невозможно, то тогда и слух имеет большое значение для работы над ритмом речи, ударением и голосом. Нельзя недооценивать значение остаточного слуха, т. к. он играет подсобную роль в комплексном слухо-зрительном восприятии речи, как считает Л. В. Нейман (1961), помогает конкретнее осмыслять значения многих слов, которые связаны со звуковым содержанием. Большую роль выполняет пониженный слух в жизни слабослышащих детей. Они могут на слух воспринимать громкую музыку, слова и фразы в контексте, связную речь на расстоянии около двух метров. Таким образом, остаточный и сниженный слух имеет большое значение для детей с патологией слухового анализатора, пониженный и остаточный слух нужно не только использовать, но и развивать, т.е. развивать слуховое восприятие неречевых звуков и речи. Отсюда цель работы — это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи. Задачами работы являются следующие: — интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих учащихся; — усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи; — обогащение представлений о звуках окружающей действительности; — ориентация глухих и слабослышащих детей с использованием полисенсорной основы восприятия окружающей среды;
— применение звукоусиливающей аппаратуры, адекватной слуховым возможностям учащихся; — использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения; — совершенствование навыка общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи. Развитие слухового восприятия как самостоятельная педагогическая система имеет свой предмет обучения — процесс формирования речевого слуха у детей с нарушением слухового анализатора и решает следующие задачи: — определение оптимальных путей формирования речевого слуха; — конструирование и моделирование учебного процесса, направленного на формирование речевого слуха; — овладение методами, приемами и средствами развития слуового восприятия у глухих и слабослышащих детей; — дифференциация приемов обучения в зависимости от состояния слуха, психических и индивидуальных особенностей детей; — внедрение новых технологий в процесс формирования реевого слуха. Названные задачи очерчивают основной их круг и не исчерпывают многообразия. Развитие технологии обучения, самой методической системы, совершенствование модели обучения способствуют расширению и углублению задач, их изменению в соответствии с педагогической действительностью и с прогнозированием процесса образования. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Развитие слухового восприятия как педагогическая система Имеет определенное содержание работы, которая реализуется в ходе обучения. Многие дети до поступления в школу обучались в различных образовательных учреждениях: массовых детских садах, специальных детских садах, дошкольных группах при школах, диагностических и других центрах со специалистами-дефектологами, врачами и т. п. Широкая возможность выбора образовательных учреждений предоставляется детям крупных городов, районных центров. В гораздо худшем положении находятся дети небольших городов, поселков и сел. Поэтому отразим направления работы, которые могут быть использованы и в школах, и в дошкольных учреждениях,— это развитие слухового восприятия неречевыми звуками и речью. Те дети, которые поступают в школу из детских садов, часто хорошо знакомы с неречевыми звуками, а те, кто впервые поступают в образовательное учреждение из семьи, могут быть незнакомы с ними. Однако для тех и других детей в школах используются неречевые звуки, которые нашли отражение в программе фронтальных уроков (слуховой час), который проводится в слуховом кабинете.
Содержанием занятий по РСВ являются неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи. Неречевые звуки. К неречевым звукам относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой ветра, крики животных, птиц ит. д., т. е. все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи. Основные цели развития слухового восприятия неречевыми звуками: — выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды; — дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке; — уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира; — подготовка слуха учащихся к более тонким и сложным дифференцировкам восприятия речи на слух. Неречевые звуки имеют ряд преимуществ по сравнению с речью. Они обладают большей интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике. Сравните о, у и школьный звонок. Конечно, школьный звонок легче воспринимается на слух даже детьми с минимальными остатками слуха. Неречевые звуки не требуют большого запаса слов для их обозначения и знакомства с содержанием понятия. Особенно это важно для детей подготовительного, первого класса школы глухих, не прошедших дошкольную подготовку, не владеющих речью. Человека в быту окружает множество звуков. Мы, слышащие, привыкли к ним, различаем их без труда, вычленяем их из числа окружающих звуков по мере необходимости (пение соловья, кукушки среди голосов других птиц). Глухие и слабослышащие дети, не имеющие большого социального опыта, затрудняются в этом, особенно без специальной подготовки, поэтому их нужно учить. Кроме того, они не соотносят звуки с соответствующим объектом, т. е. не знают, какие звуки может издавать данный объект. Слабослышащие дети по сравнению с глухими имеют некоторый опыт в различении окружающих звуков. Но опыт этот невелик, часто встречаются ошибки в соотнесении звуков с объектом, издающим звук.
Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, т.к. способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице т. д. В последнее время в работе учителей и в программах находит отражение бытовая направленность дифференцируемых речевых звуков и тех звуков, которые встречаются в учебной литературе. Вероятно, это тот путь, по которому следует идти в работе с неречевыми звуками. Речь и ее элементы. Для развития слухового восприятия наиболее важным средством является речь в виде слов, фраз, текста и таких элементов, как гласные, согласные звуки. Значение речи, используемой для упражнений в развитии слухового восприятия, велико: — речь является адекватным раздражителем слухового анализатора; — речь способствует общему развитию детей, развитию мыслительной деятельности; — речь способствует успешной адаптации детей с нарушениями слуха в среде слышащих. Поэтому в упражнения по развитию слуха неречевыми звуками включается речь. Исследованиями доказано, что целесообразнее начинать с различения на слух слов, т. к. они несут определенную информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трехсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением, нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст — более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, т. к. каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст — из нескольких предложений. После такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолированных звуков. Это самые трудные речевые единицы для восприятия на слух. К ним обращается учитель, как правило, в средних старших классах школ глухих и слабослышащих. Исследованиями В. И. Бельтюкова и Л. В. Неймана (1958) указано, что гласные звуки воспринимаются на слух лучше, чем согласные. Существуют отличия в порядке различения гласных по степени снижения слуха. Однако для всех детей отмечается единая тенденция: гласный а различается лучше других, а гласный ы различается хуже других гласных фонем. Различение согласных звуков зависит не только от степени сохранности слуха, но и от уровня развития речи. В различении согласных фонем отмечается тенденция, что лучше различаются на слух сонорные звуки, хуже других — взрывные и фрикативные. Исключение составляют слабослышащие дети I степени, которые лучше всего различают шипящие, хуже — взрывные.
Таким образом, различение элементов речи — очень трудоемкий процесс для всех категорий детей, т. е. как для глухих, так и для слабослышащих, хотя бесспорным является факт, что слабослышащие воспринимают изолированные звуки речи лучше, чем глухие дети. Итак, содержанием работы по РСВ являются неречевые звуки, речь и элементы речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|