Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация детей с нарушением слуха




 

Эффективное построение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях тесно связано с особенностями аномального развития ребенка. Нарушение слуха у детей оказывает влияние на общее развитие ребенка и на развитие речи. Чем раньше будет обнаружено нарушение слуха, тем успешнее будут осуществляться абилитация и реабилитация детей, интеграция их в общество. Этому процессу будет способствовать адекватная классификация детей по степени снижения слуха. Проблема классификации детей по степени сохранности слуха и его утрате издавна интересовала врачей и практических работников. Л. В. Нейман (1961) отмечал, что можно выделить несколько периодов в становлении классификации:

I период — от начальных попыток систематического исследования слуха до введения в практику камертонов;

II период — от камертонов до аудиометра;

III период — внедрение в практику исследования слуха аудиометрии.

По нашему мнению, можно выделить IV период, начинающийся с внедрения в практику компьютерного исследования слуха.

В пределах каждого периода совершенствовались критерии и принципы классификации детей с недостатками слуха.

Одной из первых попыток классифицировать неслышащих детей было разделение (в 1821 г.) Итаром, врачом Института глухонемых в Париже, своих воспитанников на пять групп:

I группа — дети, воспринимающие громкую речь около уха;

II группа — дети, различающие гласные и согласные;

III группа — дети, воспринимающие лишь отдельные гласные и согласные;

IV группа — дети, не воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные звуки (стук в дверь, гром и т. д.);

V группа — полностью глухие дети.

В дальнейшем было создано много классификаций, имеющих различную научную и практическую значимость, но классификация Итара имеет особое значение. Ее ценность заключается в том, что в ней основным критерием при разделении глухонемых детей было восприятие на слух речи и неречевых звуков.

Для большинства классификаций глухонемых детей был характерен ряд недостатков. Не существовало единых критериев оценки состояния слуха, методики исследования, приборов, с помощью которых определялся бы объем слуховой функции детей. Для обследования слуха глухонемых использовались источники звучания, различные по интенсивности и частотной характеристике,— удары предмета о предмет, звон колоколов, настольные колокольчики, карманные часы, громкий голос, усиленный слуховой трубкой, и т. д. Часто для сравнения степени сохранности слуха неслышащих детей использовались несопоставимые параметры. Такие классификации не позволяли с достаточной достоверностью судить об объеме слуховой функции обследуемых детей ввиду нечеткого определения параметров исследования, неразработанной методики исследования, субъективной оценки слухового восприятия.

Важным этапом явилось создание классификации профессором Бецольдом в 1891 г., исследовавшим слух детей Мюнхенской школы глухонемых. В основу его классификации был положен принцип сохранности слуха для восприятия чистых тонов. Слуховая функция глухих исследовалась прибором, который сконструирован Бецольдом совместно с физиком Эдельманом. В отличие от существовавшего ранее прибора, гармоники Урбанчича, которая излучала спектр частот, новый прибор излучал чистые тона. Бецольд исследовал слух детей не только чистыми тонами, но и речью. Заслуга его состоит не только в том, что он пытался определить истинный объем слуховой функции неслышащих детей, их возможности восприятия речи, а также и в том, что он пытался сопоставить степень сохранности слуха у неслышащих и слышащих, используя один и тот же прибор. Определение объема слуховой функции неслышащих с достаточной степенью достоверности стало возможным благодаря созданию специальных приборов. В дальнейшем развитие вопроса о классификации неслышащих по степени сохранности слуха тесно связано с развитием электроакустической аппаратуры.

Таким образом, в XIX в. в основу классификации неслышащих детей было положено два принципа: принцип сохранности слуха для восприятия чистых тонов и принцип сохранности слухадля восприятия речи.

XX в. оба принципа учитывались при разделении глухих детей по степени сохранности слуха. Отечественные отиатры широко использовали неречевые звуки и речь для выяснения состояния слуха.

Заслуживает особого внимания классификация Ф. А. Рау. В основе его классификации лежат оба принципа — сохранность слуха для восприятия речи и для восприятия чистых тонов. Ф. А. Рау выделил две большие группы среди исследуемых: группу с остатками слуха и группу без остатков слуха.

Группу с остатками слуха он разделил на подгруппы по степени восприятия чистых тонов и речи, причем отмечал как восприятие звуков речи, так и восприятие целых слов. Такое исследование имело практическое значение для использования сохранной слуховой функции в обучении речи. Продолжительное время в классификациях не выделялась категория слабослышащих, хотя почти в каждой классификациивыделялись группы с более высоким слуховым восприятием тонов и речи, что могло соответствовать категории слабослышащих. Постепенно данный пробел был восполнен. В этом отношении представляет интерес классификация слабослышащих Б. С. Преображенского. В основу его классификации был положен принцип восприятия речи на слух в условиях, соответствующих обычной обстановке, не имеющей звукоизоляции от посторонних шумов. Слух испытуемых исследовался на восприятие шепотной и разговорной речи.

Б. С. Преображенский выделил 4 группы слабослышащих:

1-я группа — легкое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 м, разговорную речь — на расстоянии 6 м;

2-я группа — умеренное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 1 до 3 м, разговорную речь — от 4 до 6 м;

3-я группа — значительное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь в пределах у уха до 1 м, разговорную речь — от 2 до 4 м;

4-я группа — тяжелое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь не более чем на 0,5 м или совсем не различали шепотную речь, разговорную речь воспринимали у уха и на расстоянии не более чем 2 м.

Данная классификация имеет практическое значение и в настоящее время. В ней точно определены параметры восприятия речи на слух (шепотная и разговорная речь), уровень восприятия, исчисляемый в метрах. Классификация позволяет без специальной аппаратуры определить состояние слуха ребенка и в зависимости от полученных результатов сделать обоснованный выбор методики для развития слухового восприятия.

Вопрос классификации нарушения слуха получил широкое развитие в XX в. как в нашей стране, так и за рубежом. Известны классификации западных ученых-отоларингологов, для которых характерным является расчет средней потери слуха по трем частотам (500, 1000, 2000 Гц). Они выделяют, как правило, три степени тугоухости (легкая, средняя, тяжелая) и группу глухоты (полная, почти полная, частичная). На наш взгляд, недостатками названных классификаций являются следующие: нет единого критерия легкой тугоухости. У одних это 30 дБ (Хьюзинг), у других от 30—50 дБ (Мониер с соавторами), у третьих от 30—60 дБ (М. Портман с соавторами). Для всех названных авторов группа глухоты начинается с 80—90 дБ. Среди этой группы не выделены подгруппы. Практическим работникам известно, что у неслышащих остаточный слух сохранен по-разному: у одних — больше, у других — меньше. В данных классификациях группа неслышащих представлена достаточно аморфной.

Третьим недостатком является то, что при расчете средней потери слуха не принимается важная (речевая) частота 4000 Гц.

Известно, что речевой диапазон находится на границах 500— 4000 Гц. Хотя по этому поводу есть и другие точки зрения. Так, Лях Г. С. и Марусева А. М. (1979) считали, что "рабочий диапазон" ограничивается 250—1000 Гц. Однако для русской речи, как показали исследования М. М. Эффруси (1975), частота 4000 Гц встречается в разговорной речи в пределах 10—25%. А это значит, что последняя частота оказывает значительное влияние на восприятие речи.

Для классификации нарушений слуха важно учитывать не только снижение слуха на чистые тона, но и возможности восприятия речи. В этом отношении интересен пересчет потери слуха в децибелах на восприятие речи (М. Портманн с соавторами).

Таблица 1

Потеря слуха Шепот Разговорная речь
(дБ) (м) (м)
до 35 N N
0,5—0,8 4-5-
35—45 0,25—0,5 2-4
45—50 0,05 1-2
50-65 У ушной раковины 0,25—1
Не слышит У ушной раковины

В данном случае представлена таблица пересчета восприятия разговорной речи, исходя из результатов исследования методом

пороговой аудиометрии. Аналогичная классификация была предложена Г. В. Ковтун, где соотнесены тональные пороги с разговорной и шепотной речью.

Таблица 2

Потеря слуха Шепот Разговорная речь
(дБ) (м) (м)
20—40 1,5-2 3-6
40—60 У уха
60—80 У уха
У уха (крик)

 

Отличие классификации потери слуха в децибелах и соотношения ее с речью по М. Портманн и В. Г. Ковтун состоит в расширении верхней и нижней границ интенсивности тональных порогов, которые вносят коррективы в восприятие речи и шепота (в метрах). Но в той и другой классификациях отмечается тенденция снижения уровня восприятия речи по мере увеличения тональных порогов.

Представляет интерес соотнесение вида школы со степенью увеличения тональных порогов, согласно классификации Бекмана (1966).

Таблица 3

Понижение слуха (дБ) Вид школы
35—40 Нормальная школа без слуховых аппаратов (первая парта)
40—60 Нормальная школа для тугоухих с употреблением слуховых аппаратов
60—90 Школа для тугоухих с употреблением слуховых аппаратов
свыше 90 Школа для глухонемых

Такое соотнесение имеет практическую значимость, т. к. благодаря этой классификации можно определить, где целесообразнее обучаться ребенку, в каком типе (виде) школы.

В конце 70-х гг. Международная конференция аудиологов в Париже приняла за основу следующую классификацию нарушения слуха:

I степень — 26—40 дБ;

II степень — 41—55 дБ;

III степень — 56—70 дБ;

IV степень — 71—90 дБ; Глухота — более 91 дБ.

Научный центр аудиологии и слухопротезирования Минздрава РФ рекомендовал данную классификацию для практического применения в нашей стране.

Наиболее полное представление о состоянии слуха учащихся и практическом использовании слуха в обучении дают классификации Л. В. Неймана, Р. М. Боскис, которые носят медико-педагогический характер.

Основной целью медико-педагогической классификации является определение уровня сохранности слуха у учащихся с нарушением слуховой функции, выделение соответствующих групп, выяснение возможности использования слухового восприятия в педагогическом процессе и развитие его с помощью специальных упражнений.

Значение такой классификации состоит в том, что она содействует рациональному построению сети учреждений для обучения и воспитания детей с недостатками слуха, обоснованному отбору детей в соответствующие учреждения и квалифицированной организации педагогического процесса в зависимости от уровня сохранности слуховой функции детей. Существуют два вида слуховой недостаточности — глухота и тугоухость. В зависимости от уровня снижения слуха Р. М. Боскис выделяет две категории детей: категорию глухих и категорию слабослышащих. Каждая категория имеет различную степень снижения слуха и различный уровень развития речи. Р. М. Боскис выделила четыре фактора, от которых зависит уровень развития речи: степень снижения слуха, время возникновения поражения слуховой функции, условия, в которых находится ребенок до школы, индивидуальные особенности детей.

Каждый из названных факторов оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка. Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. У неслышащих, как правило, уровень развития речи ниже, чем у слабослышащих. Неслышащие дети овладевают речью в процессе специального обучения, тогда как слабослышащие в состоянии пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени с помощью слуха.

Большое влияние на речевое развитие оказывает время возникновения поражения слуховой функции. Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни ребенка в зависимости от чего будет находиться и уровень развития речи. По наблюдениям Р. М. Боскис, можно выделить следующие периоды:

— потеря слуха до 1,5—2 лет, т. е. до периода формирования речи, ведет к полному отсутствию речи. Речь ребенка еще не успела сформироваться ко времени потери слуха (условно период формирования речи определяется возрастом от 2—3 лет до 7 лет);

— потеря слуха от 2 до 3 лет влечет за собой утрату той речи,которая уже сформировалась, когда слух ребенка соответствовал норме;

— потеря слуха в 4—5 лет ведет к почти полной утрате речи, если не принимаются меры для ее сохранения;

— потеря слуха к семи годам, когда в основном закончилось формирование речи, увеличивает вероятность ее сохранения, но без специальной работы речь распадается;

— потеря слуха после семи лет, когда дети уже овладели грамотой, может создать условия для сохранения речи при систематической работе над нею.

Существенное влияние на речевое развитие оказывают условия воспитания ребенка до школы. Чем раньше осуществляется квалифицированная помощь ребенку в овладении речью, тем успешнее идет формирование речи. Посещение детьми специальных учреждений (детские ясли, сады, группы при лабораториях по развитию слуха и речи и т. д.), а также целенаправленная работа с ними родителей способствуют дальнейшему успешному развитию речи детей в школе.

На речевое развитие ребенка оказывают также положительное влияние устойчивое внимание, усидчивость, хорошая память, интеллектуальное развитие и др. Внимательный ребенок с хорошей памятью и хорошим общим развитием лучше и быстрее овладевает речью в специально созданных педагогических условиях.

Таким образом, уровень развития речи является одним из ведущих критериев, способствующих отнесению детей с нарушением слуха в соответствующие группы.

Положив принцип развития речи в основу своей классификации, Р. М. Боскис выделила в пределах каждой категории (в категории глухих и в категории слабослышащих) по две группы детей.

Среди глухих:

1. Глухие без речи.

2. Глухие, сохранившие речь. Среди слабослышащих:

1. Слабослышащие, обладающие развитой речью с небольшими недостатками (отклонения в грамматическом построении речи, ошибки в письме и произношении и др.).

2. Слабослышащие с глубоким недоразвитием речи (употребление отдельных слов, коротких фраз с неправильным их построением и т. д.).

Уровень развития речи у детей с недостатками слуха не дает возможности определить количественный характер снижения слуха. В практике наблюдаются случаи, когда учащиеся имеют одинаковую степень снижения слуха, но разный уровень речевого развития (у одних хуже, у других лучше), и, наоборот, у учащегося со значительным снижением слуха отмечается более высокий уровень речевого развития, чем у учащегося с меньшими нарушениями слуховой функции. Поэтому для правильной организации педагогического процесса необходимо знать и уровень развития речи, и степень снижения слуха. Таким образом, к категории глухих или неслышащих относятся дети, слух которых не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса, а развитие речи осуществляется только в ходе специально организованного педагогического обучения. К этой же категории относятся неслышащие дети с сохранившейся речью (позднооглохшие). Эти дети к моменту потери слуха уже владеют речью, но им необходимо сформировать способ восприятия речи на слухо-зрительной или зрительной основе в зависимости от степени сохранности слуха.

При выделении в категории неслышащих группы детей с сохранной речью следует опираться на уровень развития речи этих детей. Степень сохранности слуха у позднооглохших может соответствовать категории слабослышащих, и тогда их совершенно правомерно относят к слабослышащим. К категории слабослышащих относятся дети, у которых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограничение может быть различным: от восприятия шепотной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно дополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени при помощи слуха, без специально организованной работы. Для определения рациональной организации обучения детей с нарушением слуха важно определить как качественный, так количественный критерий дефекта. Р. М. Боскис установила качественное своеобразие каждой категории детей. Для выяснения состояния слуха в количественном отношении Л. В. Нейманом было проведено исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии. Исследование слуха неслышащих детей голосом, элементами речи и речью позволило представить также и качественный характер сохранности слуха каждой группы неслышащих. В результате исследования слуха чистыми тонами в категории неслышащих было выделено четыре группы по диапазону воспринимаемых частот.

1-я группа — диапазон воспринимаемых частот ограничивается 125—250 Гц, т. е. самыми низкими частотами. Часть детей данной группы, как показали исследования слуха речью, реагируют только на громкий голос у уха, но не различают каких-либо звуков речи, слов и фраз.

2-я группа — диапазон воспринимаемых частот ограничивается 125—500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные о, у, а, но не различают слов и фраз. (Различение именно гласных о, у, а объясняется тем, что эти звуки являются наиболее мощными из гласных. Форманты звуков о, у в основном соответствуют частотам, которые воспринимаются детьми этой группы.)

3-я группа — диапазон воспринимаемых частот охватывает область частот от 125 до 1000 Гц. Дети этой группы реагируют на голос разговорной силы у уха, различают почти все гласные, многие из них различают знакомые слова и фразы.

4-я группа —диапазон воспринимаемых частот охватывает область частот от 125 до 2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной силы у уха и на некотором расстоянии различают гласные, многие из них различают знакомые слова и фразы.

Таким образом, расширение частотного диапазона у глухих влечет за собой улучшение в различении голоса, элементов речи и речи.

У слабослышащих детей отмечается понижение слуха на оба уха. Каждое ухо может иметь различную степень сохранности слуха. Понижение же слуха на одно ухо при полной сохранности слуха на другое, как правило, не ведет к аномалии в восприятии и развитии речи.

Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии позволило у детей со сниженной слуховой функцией определить объем восприятия ими чистых тонов. Для слабослышащих детей характерна сохранность восприятия речевого диапазона, т. е. восприятие частот в пределах от 500 до 4000 Гц.

Наряду с исследованием слуха с помощью аудиометра обследовалось восприятие речи. В зависимости от величины снижения слуха на восприятие чистых тонов в пределах речевого диапазона выделено три степени тугоухости. В пределах каждой степени определен уровень восприятия учащимися речи.

I степень — снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ, восприятие частот в пределах 125—8000 Гц. Исследование слуха детей с I степенью тугоухости голосом, элементами речи и речью показало, что учащиеся 1-го отделения воспринимают голос разговорной громкости на расстоянии более чем 6 м, гласные — на расстоянии 5 м; различают 92% согласных и 97% слов, произнесенных у уха; воспринимают шепотную речь на расстоянии 1—2 м от уха. У учащихся 2-го отделения уровень восприятия речи ниже. Они воспринимают голос разговорной громкости на расстоянии 4,7 м, гласные — на расстоянии 2 м, различают 83% гласных и 93% слов у уха, шепотную не воспринимают. При отсутствии специальных занятий такое снижение слуха приводит к нарушению развития речи. II степень снижение слуха в речевом диапазоне находится в пределах от 50 до 70 дБ. Исследование слуха голосом,элементами речи показало, что учащиеся 1-го отделения по сравнению с учащимися 3-го отделения воспринимают голос разговорной громкости и гласные на более далеком расстоянии (голос — 6 и 3,8 м; гласные — 4 и 1,3 м соответственно); лучше различают согласные и слова, произнесенные разговорным голосом у уха (согласные — 7,8 и 59% , слова — 91 и 77% соответственно). У учащихся 1-го отделения отмечается восприятие шёпотной речи на расстоянии менее чем 1 м, в то время как учащиеся 2-го отделения шепотную речь совсем не воспринимают. Такое различие в восприятии на слух речи объясняется и более высоким уровнем речевого развития учащихся 1-го отделения по сравнению с учащимися 2-го отделения.

III степень — снижение слуха в речевом диапазоне превышает 70 дБ. В исследовании слуха речью отмечается расхождение между восприятием учащихся 1-го и 2-го отделений с тенденцией снижения восприятия учащимися 2-го отделения. Так, голос разговорной громкости воспринимается на расстоянии 5 и 2,4 м; гласные — на расстоянии 1,4 и 0,3 м; различается 46 и 38% согласных, 73 и 52% слов соответственно, шепотная речь не воспринимается.

Таким образом, у слабослышащих учащихся в области восприятия речевого диапазона отмечается повышение слуховых порогов в зависимости от степени снижения слуха, а также ограничение распознавания на слух шепотной речи, голоса, элементов речи и речи. Каждая из воспринимаемых частот свидетельствует об определенном значении для восприятия речи. При сохранении восприятия частот от 125 до 500 Гц и полном выпадении высоких частот слух может быть использован для разборчивого восприятия слов соответствующей акустической структуры. Так, частота 250 Гц позволяет воспринимать длину слов. Сохранение восприятия речевой частоты в 500 Гц оказывает положительное влияние на разборчивость речи. Естественно, что сохранение восприятия последующих частот способствует более полному различению речи.

Одним из наиболее важных критериев глухоты и тугоухости служит уровень порогов, определяемых при тональной аудиометрии. Согласно классификации Л. В. Неймана, слуховые пороги у слабослышащих III степени находятся в пределах 70—80 дБ, а у глухих — в пределах 80—85 дБ и выше. Например, при диапазоне воспринимаемых частот от 125 до 4000 Гц при среднем слуховом пороге 95 дБ испытуемого, согласно классификации Л. В. Неймана, можно отнести к глухим 4-й группы. При диапазоне восприятия частот в пределах 125—2000 Гц при среднем слуховом пороге 50 дБ испытуемый может быть отнесен к слабослышащим II степени.

Каждая категория детей (неслышащие, слабослышащие)имеет свои особенности нарушения слуховой функций и развития речи.

Естественно, что для каждой категории характерны свои особенности психического развития, усвоения знаний. Отсюда в 70 — 80-х г. возникает необходимость дифференцированного обучения детей названных выше категорий.

Поэтому каждой категории детей, согласно снижению слуховой функции и уровню развития речи, была определена школа, которая по содержанию программного материала и методике обучения соответствует их возможностям.

Выделенным группам детей с недостатками слуха, согласно "Положению о специальной общеобразовательной школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей", соответствуют различные виды школ:

1. Специальная общеобразовательная школа-интернат для глухих.

2. Специальная общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями:

— 1-е отделение — с десятилетним сроком обучения (I—X классы) для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (при отдельных школах организуются XI и XII классы);

— 2-е отделение — с двенадцатилетним сроком обучения (I—XII классы) для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

В настоящее время существуют и другие тенденции — интеграция детей с нарушением слуха в общеобразовательные школы. По-разному складываются судьбы этих детей в общеобразовательных школах: одни успешно адаптируются среди слышащих, другие — с трудом. Следует отметить, что существуют положительные примеры такой интеграции.

В настоящее время сроки обучения не носят такой категоричности. Этому способствуют реформа общеобразовательной школы, идеи гуманизации, демократизации процесса воспитания обучения. Они нашли отражение в работе школ коррекционного вида: в создании авторских программ, сокращении сроков учения, развертывании опытно-экспериментальной школы и других нововведениях, интеграции детей с проблемами нарушения слуха в общеобразовательную школу.

Особое место в классификации Р. М. Боскис (1961) и в практике школы занимает категория позднооглохших. Р. М. Боскис их называет глухими с сохранной речью. Для этой категории детей с нарушенным слухом характерен ряд особенностей: сложность установки границы потери слуха из-за различных условий их развития; сохранность речи, несмотря на раннюю потерю слуха; создание условий для специального обучения. Эти дети обладают навыками словесного общения, а значит, и определенным уровнем развития языкового мышления, у них существует словарный запас, приобретенный до времени потери слуха, может быть сформирована произносительная сторона речи, отсутствует навык чтения с губ и др. Эти и другие особенности обуславливают своеобразие процесса обучения. Проблемы этой категории детей отражены в работах Э. В. Мироновой. Критериями распределения детей по видам школ является степень сохранности слуха и уровень речевого развития. Несмотря на то, что дети могут иметь одинаковую степень снижения слуха, уровень их речевого развития может быть различным, а это в свою очередь оказывает влияние на различение элементов речи и речи на слух.

По данным Л. В. Неймана (1961), у учащихся с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития наблюдаются существенные различия в восприятии речи.

Таким образом, четко выявляется тенденция: чем лучше слух, тем лучше воспринимается речь, элементы речи, а также увеличивается расстояние, с которого различается речевая информация. Наряду с этим даже в пределах одной степени тугоухости различение зависит от уровня развития речи, особенно при различении согласных и слов.

Становление классификации детей с нарушением слуха продолжается и в настоящее время, т. е. проблема классификации решена и находится в постоянном развитии.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.