Из повести о стоянии на Угре. Из обращения германского посланника С. Герберштейна к Московскому двору.. Из сочинения французского историка Анри Труайя.
Из повести о стоянии на Угре. «Князь великий поехал из Коломны в Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая это обсудить и обдумать с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и со своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство… Князь великий послушался их мольбы: взял благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Хан Ахмат же со всеми татарами пошел по литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придёт к нему на помощь. Король же не пришел и сил своих не послал. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку… И пришли татары, начали стрелять, в наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, - чтобы, соединившись, вступить в битву с противником… Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Хан же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил… И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю. 1 Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны. 2 Какое значение в отечественной истории имеют описанные события? С каким процессом в развитии государства они связаны? Назовите этот процесс. 3 Как автор повести относится к событиям, о которых рассказывает? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования своего мнения.
Из обращения германского посланника С. Герберштейна к Московскому двору. «Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов мира. И он докончил так же то, что начал его отец (Великий Иван III), а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им. Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять всё это на свой счет. Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля Божья и что ни сделает государь, он делает по воле Божьей… Равным образом, если кто-нибудь спрашивает о каком-нибудь деле неверном и сомнительном, то в общем обычно получает ответ: «Про то ведает Бог да великий государь». 1 О каком правителе идёт речь в тексте? Какой исторический процесс был начат ео отцом, а им завершен? Раскройте его сущность со ссылкой на текст.
2 Опираясь на знание курса истории России, приведите примеры присоединения земель к Москве при данном правителе. Укажите названия не менее двух земель и даты их присоединения. 3 Какой характер в Московском государстве носит, по мнению автора, взаимосвязь между церковью и светской властью? Поясните ответ ссылкой из текста. Опираясь на знание курса истории, укажите два течения в православной церкви, выделившиеся в конце 15-16 вв. Позицию какого церковного течения описывает автор?
Из сочинения французского историка Анри Труайя. «Царь отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ. Заменить их он решает советом представителей «людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью, преданностью Среди них – митрополит Московский Макарий, оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский. Главные роли играют здесь двое – митрополит Макарий, самый просвещённый человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нём проявляется Алексей Адашев – молодой боярин, прекрасный военный с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его «ангелом» и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; «имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества». 1 Укажите, как называется орган государственного управления, о котором идёт речь в источнике. Кто стоял во главе государства в это время? Назовите хронологические рамки его правления. 2 Назовите не менее трёх основных реформ данного органа управления. В какие годы они осуществлялись? 3 Какие исторические личности (укажите не менее трёх фамилий) вошли в состав указанного органа управления? Приведите не менее трёх личных качеств, которые были основанием для их избрания на высокие должности.
«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564г там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьёй и с некоторыми придворными куда то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем богажом остановился а Александровской слободе. Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в своё малолетство, о клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всём православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них перед государем. И вот царь, гласила грамота, «от великой жалости сердца», не стерпев всех этих измен, покинул своё царство и пошел поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это – как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства. В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей. Царь принял земское челобитье, согласился и воротился на царство, «паки взять свои государства», но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565 царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства. В совете он предложил условия, на которых обратно принимал брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».
1 Назовите имя царя, о котором идёт речь в документе. Как назывался порядок, введённый в результате описанных в документе событий? 2 Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите не менее трёх положений. 3 На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх основных черт установленного в результате описанных событий порядка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|